Разработка внеурочного занятия
в рамках внеурочной деятельности
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Учитель начальных классов: Романова Елена Леонидовна
«Юные краеведы »
Тема: « Что такое экология? Планета в опасности»
2- 4 класс
Цель занятия: формирование экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника;
Задачи:
образовательные: дать первичные представления об экологии, формировать знания об экологической целостности природы;
развивающие: развивать умение анализировать рисунки; умение размышлять, делать выводы, умение работать в группе;
воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Актуальность темы: Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением а часто полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов.
Цель: привлечь внимание детей к возможности решения экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.
Задачи:
Показать значимость решения экологических проблем для планеты Земля.
Развивать у учащихся познавательный интерес к природе, чувства ответственности за свои поступки, развивать умение работать в группе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Урок + презентация рассчитаны на учащихся 2-4 классов и используются при изучении тем посвященных проблемам окружающей среды и вопросам нравственного и экологического воспитания учащихся в этой области.
Планируемый результат
Предметные:
Знать правила поведения в природе.
Уметь оценивать поступки людей.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Цели данного занятия соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
На занятии используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности.
Используются методы обучения:
по виду источника информации:
-словесные (объяснение, беседа с обучающимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации)
- практические (работа с карточками).
по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем).
На занятии применены формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяют друг друга.
Занятие построено в форме «Устного журнала»
Каждая страница несет в себе информацию об экологической опасности, которая обсуждается, отчего возникает и какие меры безопасности надо соблюдать. Учащимися делаются выводы.
В ходе занятия осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой (жанры: загадка, выразительное чтение стихов), с русским языком правильное написание словарных слов; математикой (решение задачи) физкультурой – проведение динамической паузы.
На занятии развивается творческое мышление учащихся: работа по карточкам. В ходе занятия осуществляется эстетическое развитие учащихся – умение наблюдать и любоваться красотой природы; экологическое: воспитание бережного отношения к природе, разумное её использование, познавательное и краеведческое развитие.
Конспект внеурочного занятия.
- Мы все живём в удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя счастливыми людьми. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, относятся проблемы экологии.
А что такое экология? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к словарям и узнаем точное толкование этого слова (работа со словарями). (слайд)
В переводе с греческого: «экос» - что значит дом, и «логос» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).
Для развития науки и техники требуется огромное количество древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис.
(Слайд) Тема нашего занятия: «Что такое экология? Планета в опасности»
Мы поговорим о том, что же нас ждёт в будущем, если не перестанем безжалостно относиться к природе. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Нам предстоит сегодня рассмотреть некоторые экологические проблемы, причины их возникновения и определить меры по охране объектов природы.
(слайд) Представьте, что вы находитесь в лесу. Как свободно дышится. Здравствуй, природа! Здравствуйте, деревья, кустарники и цветы! Здравствуйте, птицы – воробьи и жаворонки! Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы! Здравствуй воздух, вода и небо!
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные, которых мы никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.
(звон колоколов) Учитель. Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжества и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было вскричать боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Учитель. (Держит в руках глобус.) Давайте окинем мысленным взором нашу планету!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Ученик 1. Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – Океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Сегодня здоровье и жизнь планеты в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека
Сегодня о проблемах планеты расскажут ученые-специалисты, в роли которых выступите вы ребята: группа ботаников, зоологов, экологов. Занятие пройдёт в форме устного журнала.
1. Мы открываем зеленую страничка нашего журнала «Страница жизни».
А почему она зеленая? (ответы)
Она зеленая, т.к. основу жизни составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Подготовили её биологи. Биология – это наука о живой природе.
1. Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
2. Работая над созданием этой страницы, мы подготовили пословицы, поговорки, загадки и народные приметы о природе. Прочитав научную литературу, мы узнали роль леса в жизни человека и влияние человека на неё. И об этом мы вам сейчас расскажем.
3. Лес играет в жизни человека и человечества двойную роль. С одной стороны, лес, влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы.
С другой стороны, лес – источник материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись – это древесина для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений.
(Слайд 1) 4 .Наши предки придавали большое значение лесу, деревьям, среди которых им приходилось жить. (слайд 2)Например:
Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Она относится к редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, стволовая древесина — сырье для различных производств. Древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари. Мы знаем одну старинную традицию — ставить в дом украшенное хвойное дерево в честь праздника Нового года. К сожалению, это приводит к уничтожению миллионов хвойных деревьев.
(слайд) 5. Я хочу познакомить вас с удивительным деревом, которое лечит человека, придаёт ему силы, даёт здоровье – это берёза. Берёза нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве.
Берёза обогащает воздух кислородом; в аптеке мы видим картонные коробочки с берёзовыми почками. Настой из этих почек употребляется как лекарство при язве желудка и простудных заболеваниях. На стволах берёзы встречается березовый гриб. Из него тоже готовят лекарство. Весной из сока березы готовят полезный сироп. Березовые веники помогают вылечить простуду.
Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели. Верхний слой коры берёзы или береста – хороший материал для изготовления шкатулок, посуды. В старину береста заменяла нашим предкам бумагу.
Береза – это дом, населенный насекомыми. Почти 800 тысяч жителей проживает в нем. На стволе, под корой, на листьях – оживленное движение. Всем здесь сытно и уютно – и паучкам, и гусеницам, и птицам, и бабочкам.
Уч: Если бы деревья умели разговаривать они, наверное, так много могли нам рассказать интересного. А как вы думаете, о чём нам может рассказать эта берёзка? (ответы детей) (слайд)
6. Рассказ берёзы.
Я берёзка белая,
Я в лесу жила.
Горем поделиться
К вам сюда пришла.
Про мою обиду
Про мою беду,
С самого начала
Речь я поведу.
Я шумела весело
Летом и весной,
Птицы голосистые
Пели надо мной.
Приходили люди
В жаркий летний день
Под моими ветками
Находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди
Что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка-сорванец.
Он порезал ножичком всю
Мою кору.
Было очень больно мне.
Думала - умру.
Он не успокоился, -
Он поджёг меня!
Корчились листочки
Сохли от огня…
Вы ему напомните
Сорванцу тому,
Про берёзку стройную
В пламени, в дыму…
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить.
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую
Следует беречь.
Ну, зачем берёзку
Резать или жечь?
Уч: какие самые страшные действиях человека, на берёзку мы можем выделить из этого стихотворения? (лесные пожары; надписи на деревьях, неразумная добыча березового сока.)
7. В настоящее время леса уничтожаются в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Потеря лесных богатств — одна из экологических проблем.
Уч: Из всего услышанного мне очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – это причина беды. К сожалению, многие рассуждают: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, никто не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. Но будет ли?
Мы порой не храним, что имеем, не щадим, не жалеем. Мы думаем о дне сегодняшнем, а о завтрашнем не задумываемся. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель.
Как вы думаете, какие государственные меры предпринимаются, чтобы сохранить леса? (Законы по охране лесов, выращивание в питомниках рассады, высаживание деревьев для сохранения площади лесов.)
8. Не можем мы не сказать еще об одной части природы – о самом прекрасном на земле – цветах. (слайд)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
9. Сейчас мы расскажем о пользе для человека некоторых трав. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения болезней.
Ученик: в роли доктора
Ученик: К вам вопрос, доктор. Если болит сердце, чем его лечить?
Доктор: (слайд)
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит
Мне кажется, его задень!
Он тихо зазвенит
(слайд)При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
Ученик: Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор: Вам поможет восстановить аппетит корень одуванчика. (слайд 1)
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное.
(слайд)Корень этого растения пробуждает аппетит. Его охотно едят животные. Люди из листьев одуванчика готовят салаты.
Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться? (слайд)
Доктор: Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветки ветерок на лету.
Ромашки…Ромашки… Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
(слайд) Ромашки бывают разные. Когда их собирают на лугу, всегда стараются сорвать покрупнее. На мелкие и внимания не обращают. А именно мелкая ромашка и есть настоящая. Ромашка – лекарственное растение. И если случится тебе простудиться, привяжется кашель, подымится жар, подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый из ромашки отвар.
Уч: О цветах можно говорить бесконечно. А между тем, их становится все меньше и меньше. Сорванные растения не дадут семян, на этом месте не зацветут больше цветы. А если вам необходимо собрать лекарственные растения необходимо соблюдать ряд правил:
10. 1) Одно из важных правил - растения следует брать в отдалении от больших городов и дорог. В этих условиях растения накапливают вредные для организма вещества и могут оказаться опасными для здоровья. Растения собирают в экологически чистой среде!
2) Кроме того, их следует брать в том количестве, которое необходимо.
3) Цветущие побеги аккуратно срезают ножом или ножницами. Корни и корневища выкапывают там, где есть большие заросли нужных вам растений.
Сейчас мы с вами зайдём в лесную аптеку и проверим ваши знания:
Лесная аптека
1. Выбери правильный ответ.
Мальчик споткнулся, упал и разбил колено. Какое растение можно приложить на место ссадины?
1) Мать-и-мачеху
2) Подорожник
3) Зверобой
Девочка простудилась, и врач для лечения выписал лекарство от высокой температуры. Какая лесная ягода поможет в этом случае?
1) Земляника
2) Черника
3) Малина
После болезни мальчик очень долго кашлял. Ему посоветовали собрать растение, которое быстро избавит от кашля..
1) Лопух
2) Лютик
3) Мать-и-мачеха
Физ-мин: Посмотрите сейчас в окно, на дворе зима всё бело, вся природа спит, а нам так не хватает для спокойствия зелёной травы, зелёной листвы. Так давайте же посмотрим на экран и отдохнём.
2. Мы переходим к следующей зелёной страничке нашего журнала.
И предоставляем слово группе зоологов. Зоология – это наука о животных.
1. Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям синицей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
2. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Безжалостно уничтожая природу, человек наносит невосполнимый урон. Уничтожено огромное количество птиц и зверей. Учёные подсчитали, что за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 200 видов животных, по одному в год. В наши дни гибель видов идёт ещё быстрее. Полагается, что на земном шаре каждый день исчезает по несколько видов животных и растении. И всё потому, что люди не зная, а часто попросту, не желая признавать законы природы, грубо вмешиваются в неё.
3 … Это было 250 лет тому назад… У островов Беринга и у берегов камчатки экспедиция обнаружила в море, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами». Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали их. С каждым годом их становилось всё меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
4. В одной стране жили необыкновенно красивые птицы – странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без
счёта. Охота не прекратилась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя. Последнего странствующего голубя не стало 1 сентября 1914 года.
Уч: Эти рассказы можно было бы продолжить до бесконечности, ведь
каждые восемь месяцев на планете навсегда исчезает один вид живых существ. Ребята подготовили информацию и оформили на странице, под названием «ОНИ ИСЧЕЗЛИ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА».
5. Во все времена, где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал. С 1601 года исчезновение видов начали подтверждать документально. С тех пор на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Гибель большинства из них связана с деятельностью человека.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей – не земля!
Уч: Как вы думаете, какие государственные меры предпринимаются по охране разнообразия животных? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.) слайд
Красная книга - это документ, в котором отражается состояние некоторых организмов в природе, которые нуждаются в охране. В нашей стране Красная книга была учреждена в 1974г. (было занесено в первое издание 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Заказники. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются от заповедников тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать можно, наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.
Уч: Задание: У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните повторяющиеся буквы и прочитайте слова какие у вас получилось. Игра “Редкие и исчезающие животные”. (Участники игры должны прочитать названия животных. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы).
Ответы: (слайды)( снегирь, лебедь, журавль), (рысь, манул, амурский тигр), (кузнечик, стрекоза, ящерица)
Забота каждого – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги.
К нам сегодня на занятие по электронной почте отправлено письмо. Нас просят разобраться, какие нарушения и ошибки допустили школьники, отдыхая в лес.
“ОТДЫХ В ЛЕСУ”
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Все равно микробы их разрушат”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день.
Нарушения и ошибки, которые допустили школьники, отдыхая в лесу.
Громкая музыка распугает зверей и птиц.
Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.
Эти вещества разрушаются 100–200 лет.
Угли следует забросать землей или залить водой.
Трогать яйца птиц не следует.
Брать зверят и птенцов из леса не надо.
Не следует что-либо проталкивать в муравейник.
Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.
Луговые и лесные цветы рвать не следует.
Физ-мин: прогулка по лесу(встали, тихо шагаем, вдыхаем свежий воздух, потягиваемся)
3. Открываем следующую страницу журнала – голубую. Как вы думаете, почему она голубая? Давайте предоставим слово нашим экологам.
(слайд) 1. Я буду говорить об этом голубом поле. Но сначала ответьте на вопрос.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это?
Воздух (слайд) Действительно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане. Все живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым. Мы располагаем данными об экологии воздуха. За 1 год только углекислого газа в атмосферу выбрасывают 5 млрд. тонн. В результате уничтожается воздушный слой, появляются дыры, в которые попадают вредные солнечные лучи, вызывающие раковые заболевания, уменьшается количества кислорода. Уничтожаются леса, гибнут животные, изменяется климат, почвы, водообмен. (слайд) Воздух засоряется выхлопными газами от транспорта, котельных, заводов.
Чем опасно загрязнение воздуха?
По заключению исследователей много смертей в мире вызваны влиянием загрязнения воздуха. Ядовитые выбросы в атмосферу, убивают ежегодно около трёх миллионов человек.
Выхлопы автомобильного транспорта, а также выбросы предприятий, сжигающих уголь, насыщают воздух крошечными частицами загрязнений, способных вызывать повышение свёртываемости крови и образование тромбов в кровеносной системе человека. Загрязнённый воздух приводит также к повышению давления.
Крупные промышленные города накрывает смог - очень сильное загрязнение воздуха, представляющее собой густой туман с примесями дыма и газовых отходов или пелену едких газов. Такое явление обычно наблюдается в безветренную погоду. Особенно опасен смог для детей и пожилых людей с ослабленным организмом
(слайд) 2. Тема моего выступления “ВОДА”.
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету.
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
Уч: Ребята, а о каких пятнах идёт речь?
(слайд) 2.2 В мире очень мало рек, не загрязнённых продуктами человеческой деятельности. Реки заражены удобрениями, смытыми с сельскохозяйственных земель. Кроме того, в них сливают сточные воды из канав и канализаций. Горячая вода, сливаемая в реки электростанциями, нефтяная плёнка на поверхности воды смертельна для рыб и морских птиц.
2.3 Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10.000 товарных вагонов. В результате деятельности человека во многих реках нашей страны купаться запрещено. В озере Байкал содержится 1\3 часть мировых запасов пресной воды. Когда-то это было самое чистое озеро. Теперь там шевелится омуль, плачет нерпа. После купания в реке Амур дети покрываются сыпью а, рыбы рождаются с увеличенной печенью, двумя хвостами.
Это только маленькая частица того, что делает человек с водой.
- Как вы думаете, какие государственные меры предпринимаются по охране вод? (Законы по охране пресных вод, сооружение очистных сооружений, счетчик, штраф.)
(слайд) 3. Я буду говорить о “ ПОЧВЕ”. Почва образуется очень, медленно, нужны сотни и тысячи лет. А вот разрушить её может очень быстро. В 20 столетии на Земле разрушена примерно 1\4 часть всех плодородных земель. Каковы же причины разрушения?
(слайд) Чрезмерное внесение в почвы минеральных удобрений.
Безграмотное освоение целинных и залежных земель.
Загрязнение почвы мусором.
Уч: Перед вами лежат самые разнообразные отходы.
Сейчас экологи нам расскажут, как влияют отходы на жизнь и здоровье человека.
Эколог 1. Мусор гниёт, в атмосферу выделяются ядовитые вещества, отравляется воздух, воздухом мы дышим, дышат растения и животные. Люди заболевают, растения и животные погибают.
Эколог 2. Кроме этого отходы и химические вещества попадают в почву, почва загрязняется. Из почвы ядовитые вещества попадают в растения. Растениями питаются люди и животные. Таким образом, вред наносится всей живой природе.
Эколог 3. Из почвы и из воздуха ядовитые вещества попадают в воду. А водой поливают растения, её пьют животные и люди. Опять наносится вред людям и всей живой природе.
Учитель: Мы услышали мнение экологов. Значит, мусор – угроза для человечества. Вот к чему приводит такая гора мусора. Если есть отходы, то они должны быть переработаны. Давайте подумаем, что можно из них сделать?
1. Из макулатуры можно сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества.
2. Стекло-новое стекло, стекловату для утепления окон.
3. Битый кирпич- измельчают и получают строительный щебень
4. Металлические отходы – переплавляют, делают станки, автомобили.
5. Пластиковые бутылки - корпус для телевизоров, телефонов
6. Деревянные отходы - различный материал бумага, плиты деревянные, из которых делают мебель.
Если бы это всё не выбрасывалось, шло в дело, то не возникло бы экологической проблемы.
Из сообщений ребят можно сделать вывод: планета Земля остро нуждается в срочной помощи.
Гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение.
Шрамы на теле Земли – асфальтовые дороги.
Легкие планеты – леса. Они скудеют – возникает угроза потерять легкие.
Затуманились «глаза» Земли – озера, моря, океаны. Выброс нефти в океан – опасная угроза.
Поэтому вам сейчас предстоит работа:
1) Определить меры по охране природы ( работать будем по секциям).
Например: (показываю карточку):
Объект природы: Растения Меры по охране: …; |
Учащиеся делятся на группы (секции). Каждая получает карточку с указанием объекта, заполняют её, т.е. записывают те меры по охране, которые они хотели предпринять по охране данного объекта природы (растения, животные, вода, почва, воздух)
Прошу представителей каждой группы (секции) представить свои предложения в защиту природы. Зачитайте название объекта природы и меры по охране. (Учащиеся зачитывают по очереди материалы, который они подготовили).
Спасибо ребята. Вы сегодня очень плодотворно потрудились.
Ребята, почему наша планета улыбается?
-Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним !
Тогда мы на Земле и сами сохранимся .
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем еще надо поработать?
Звучит спокойная музыка.
Теперь представьте себе, что над вами светит чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу. Вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете, кругом зацветают цветы, поют птицы… Так давайте же подарим радость и ваши цветы планете. (приклеивают цветы)
Будем же беречь нашу Планету! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.
Завтрашний день будет таким, каким мы его сделаем сегодня
14