Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок "Мелодии стихов Магжана Жумабаева"»
Тема: Мелодии стихов Магжана Жумабаева
Класс: 6-9
Цели:
1.показать незаурядный яркий талант творчества Магжана Жумабаева;
2. воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ ;
3.расширения круга чтения и воспитание читательского вкуса, расширение кругозора.
Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие Оборудование: портрет поэта, высказывания о нем, книжная выставка «Непревзойденный соловей Востока», книжка-раскладушка.
Ход урока:
Вступление
Дорогие ребята! Сегодня наш библиотечный урок посвящен творчеству замечательного казахстанского поэта, нашего земляка Магжана Жумабаева. Его называли казахским Пушкиным, но что-то делает его внешне похожим еще и на Есенина. То ли волны вьющихся волос, только не русых, а черных как смоль, то ли открытая, как североказахстанская степь, и словно распахнутая навстречу самой жизни искренность в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подернутых дымкой печали. По-есенински пронзительные до слез, полные глубочайшего лиризма стихи, музыка которых понятна душе, даже если не знаешь языка, на котором они написаны. И все-таки как бы не называли, с кем бы не сравнивали поэта, он был и остается самим собой, неповторимым, самобытным казахским поэтом, по неповторимости таланта сравнимым со звездами первой величины в поэзии Востока, занимающее подобающее место в мировой литературе. Творчество Магжана Жумабаева представляет чрезвычайный интерес. Каждая строка поэта дорога казахстанцам, т.к. его поэзия – это биография души творца. Произведения Магжана – это произведения о родном крае, о природе, любви, чести и долге, о мести и о назначении человека …
Основная часть
Первый сборник стихов под названием «Шолпан» («Венера») был издан в Казани в 1912 году, когда Магжану шёл 19-ый год. К сожалению, он не получил большого распространения среди читающей публики. В то время мало было литераторов, способных верно оценить обаяние поэзии Магжана, далекой от выражения идей классовой борьбы. Для этого нужен был человек, который хорошо знал бы литературу и смелый в суждениях. Исследователи считают, что появление этой книги стало сенсацией для тюркоязычных читателей. Магжан уже тогда был назван продолжателем традиций великого Абая. Он впервые очищает казахскую поэзию от дидактики и всецело погружается в стихию свободного формотворчества с культом индивидуализма и романтики, любви и смерти, дерзкого несогласия со всем, что не соответствует его поэтическому наитию.
М.Жумабаев был одним из самых образованных деятелей культуры советского Востока. За короткую жизнь он успел сделать многое . Именно он в первом своем сборнике восславил мудрость хана Аблая.
Поэт был высокообразованным человеком с энциклопедическими знаниями. Он в совершенстве владел русским, арабским, персидским, турецким, всеми диалектами тюркских языков, в т.ч. и древнетюркским языком.
В его творчестве соединились два потока культур – восточной и европейской. Он выступал за тесную связь литературы с жизнью народа. Читая Магжана, оказываешься в мире прекрасных образов, картин, в радуге красок. Пишет ли поэт о горных холмах, о долинах, озерах, летнем утре, зимнем вечере, о ниве, земле, солнце, луне – он передает окружающий мир одухотворенно.
Стихотворение «Летнее утро» (отрывок)
Тепла и неги ночь полна, Свиданья краткого пора
Пар над землей клубится белый, Обоим, как всегда, желанна.
Сияя серебром, волна Непостоянный ветерок
Скользит по озеру несмело. Колеблется, как в колыбели,
Уперлась в небосвод гора Готов себя раскрыть цветок,
В объятьях плотного тумана – Чтоб лепестки запламенели.
Крупнейший литературовед Ж.Аймаутов при жизни поэта называл его основоположником байронизма в казахской поэзии, первым создателем не эпических,а романтических поэм. Перу Магжана принадлежат поэмы : «Батыр Баян», «Кобыз Койлыбая», «Коркыт», «На вершине Окжетпеса», «Сход девяноста», «Старые сказки» и «Новые сказки».
Магжан Жумабаев переводил Гете и Гейне, Байрона и Шиллера. Среди классиков, которые особенно привлекали Магжана, надо в первую очередь назвать Пушкина, Лермонтова, Гоголя ,Крылова, Андреева, Тургенева, Короленко, Бальмонта, Блока ,Есенина… Поэтическая сокровищница Магжана ,несомненно обогащалась, когда он переводил Пушкина, Лермонтова, Мамина-Сибиряка…Поэт детально занимался творчеством Александра Блока, посвящал ему свои строки и был во многих отношениях его последователем. Увлекался он и творчеством Максима Горького, произведения которого ценил выше всего и в своем переводе впервые на казахском языке издал целую книгу, назвав «Сункар жыры» - «Песня сокола », которая была издана в Москве в 1924 году.
Мухтар Ауэзов в 1927 году писал: « Из казахских поэтов и писателей, конечно люблю Абая, с самого детства все мое существо как бы пропитано творчеством Абая… После него люблю Магжана. Люблю его европейское естество и блеск поэтической мысли, рожденный в среде казахских поэтов аульного склада жизни. Он своим внеземным обаянием и своим умом достиг высот европейской культуры. Его поэтическая индивидуальность настолько велика и уникальна, что она перерастет рамки своей эпохи. Из числа нынешних поэтов и писателей только поэтическое слова Магжана устремлено в будущее и достойно останется в памяти грядущих поколений».
Об этом писал поэт в стихотворении «Пророк»: « Но шире и шире Тот луч на Востоке – Иду я, спешу к вам, сын солнца, Пророк».
Особо любил Магжан творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, находя в их поэзии созвучные мысли. Поэтические параллели проходят между стихотворением Магжана «Кокшетау» и стихотворением А.Пушкина «Кавказ». Символичны образы горных вершин и орла в обоих стихотворениях. И вновь у Магжана – образ пророка…
Неповторима любовная лирика поэта – одна из главных тем его творчества. Он писал о бессмертии любви, которая украшает, облагораживает и нравственно совершенствует человека, делает его счастливым. С присущей откровенностью и открытостью воспевает любовь к конкретной женщине: первой жене Зейнеп, второй –Зулейхе, сохранившей для потомков бесценное наследие поэта. В своем стихотворении «Свет красив» поэт воспевает предмет своей любви
«В мире много неподдельно
ярких черт,
Но твоей лишь красотой, свет
мой, жив».
Кто же стал источником удивительной любви, очарования, вдохновения поэта? Поэт очень любил свою жену-красавицу Зейнеп, племянницу Чокана Валиханова, на которой женился в 1918году .Она была человеком доброй души, глубоко ценящей благородство и любовь Магжана, который был счастлив в браке. Но Зейнеп умерла во время родов в феврале 1919 года. Родившийся ребенок по имени Граждан остался сиротой. Это имя (вероятно, от того что он родился в годы гражданской войны) дал ему сам Магжан. Однако сын умер от воспаления легких уже через 9 месяцев. Испытав глубокое потрясение, Магжан написал стихотворение «На надгробье младенца»:
О дитя не скорбите, родители,
Ввергнуть в горе он вас не хотел,
В небесах, в вечной нашей обители,
Вам готовить места улетел.
Нет, не умер – оставил он Землю,
Не горюйте, что светоч угас:
То, земного греха не приемля,
Он в раю ждет, родители, вас.
(перевод поэта Аската Сагандыкова)
Любимой жене Магжан посвятил стихи «Зейнеп», «Свою любимую целую во сне» и др. Неожиданно и нечаянно ворвалась в жизнь необыкновенная любовь поэта к Гульсум, которая была преподавателем математики на учительских курсах, которыми руководил Магжан Жумабаев. Кто знает, как сложились бы в дальнейшем их отношения, но Гульсум не была свободна. И ,пожалуй, только покорившая его сердце глубокая и сильная любовь к Гульсум-ханум, которой он посвятил полные нежности и восхищения стихи, позволила пережить ему неизбывное горе. Вот она и стала той волшебной музой поэта.
Стихотворение «Гульсум»
Гульсум -- ханум с бездонными очами,
Гульсум – ханум с волшебными речами.
Когда глаза мои твой взгляд встречают,
Душа моя в огне пылает.
Гульсум – ханум с глазами, жгущими меня,
Гульсум – ханум, с речами , полными огня.
Когда Гульсум смеется, скройся, солнце,
Она, как ты, свет дарит всем, не ведая,
Что многих обжигает.
Когда читаешь полные сокровенных чувств стихи Магжана, посвященные Гульсум, то невольно приходят на память чарующие пушкинские строки и чудится образ Анны Керн.
Завораживает цикл стихов о природе, где человек мыслится как часть ее. Поэтический цикл «Времена года» во многом перекликается с творчеством Афанасия Фета, в чем признается сам поэт: «Минуты свободной нет, Прикован к столу поэт И счастлив, когда ему Хоть строчку подкинет Фет». Одно из стихотворений называется «Немного по Фету»:
Ночи шелк, Ветер вей.
Ветер смолк. Остуди
Он, она. Пыл в груди.
Тишина. «Ах, не тронь!»
Они вон, Губ огонь.
Смеха звон. Тихий бор,
Так пьяны, Разговор.
Влюблены. Сопок ряд,
Месяц тих Жаркий взгляд.
У реки. Шепоток, чувств поток.
Соловей, Туч моря, И – заря.
Перевод А. Кодара
Поэзия вырастает из личности поэта, из окружающего ландшафта, быта, традиций. Магжан вырос из ландшафта Западной Сибири и Казахстана, на вековых чаяниях своей нации:
Золотые облака разъяты,
Там, где ветер выл, покой повис,
Нежные простые ароматы,
Пенье птиц связует верх и низ.
Березка и степной ковыль, барханы и водная гладь Арала стали художественным пространством поэзии Магжана Жумабаева. Это его почва, это его истоки. Без них нет мелодии стиха, нет поэта. Нас же привлекает в поэзии Магжана не только почва, но и культурные традиции, умение быть с эпохой в поэтическом отношении на равных. Он с полным правом относится к плеяде замечательного российского «серебряного века», как и литовец Балтрушайтис, армянин Туманян, латыш Райнис, татарин Тукай.
Только вдруг из области заочной
Вышел свет, а страх пропал во мне.
Снова солнце озарила почвы,
Временно сокрытые во тьме.
Это символизм, нужный многим. Это гуманизм, обращенный ко всем людям. И страстная поэтическая жажда любить и восхищаться красотой.
Заключение
Так же, как мы говорили и говорим: «Мой Пушкин», так сегодня повсеместно слышим : «Наш Магжан», ибо у каждого из нас, ныне живущих, есть право отнести бесценные сокровища его литературного дара к высшим духовным ценностям, которые должны жить в каждом из нас. Мы вновь ощущаем магическую силу его поэзии и чувствуем в самих себе его самобытность, чувство прекрасного, желание созидать, любить, верить в идеалы добра и справедливости. И кто из нас не испытал то самое чувство, которое выразил в своих стихах североказахстанский поэт М.Кангожин:
Дорогой Магжан,
Мы снова вместе!
Нам с тобой творить,
бороться, жить.
Ребята, на следующий наш урок предлагаю вам выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме, с которой мы сегодня познакомились.
Литература:
Магжан Жумабаев .Стихи, проза и литературные исследования. Составитель Ж.Сулейменов,2006.- Петропавловск,2006.
Магжан Жумабаев. Избранное. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 2006.-256с.
Магжан Жумабаев. «Я солнцем огненным рожден…»//Нива.- 2003.- №6.- с.48-56.
Северов В. Праздник с именем Магжана на устах. // Нива.- 2003.-№10.- с.84-87.
Шестериков В. Летящее пламя: повесть-поиск // Нива.- 2003.-№10.- с.88-123.