kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный урок, посвящённый всемирному дню информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен всемирному дню информации с целью пропаганды книги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок, посвящённый всемирному дню информации»

Библиотечный урок, посвящённый Всемирному Дню информации

Ход мероприятия

Отгадайте загадку:

Помогает нам учиться,

Может с нами веселиться,

По душам поговорить,

Стоит лишь её открыть. (Ребята отвечают).

Верно это книга. Сегодня мы совершим экскурсию в одно из самых замечательных мест на земле – в библиотеку, где хранятся книги.

Зашёл сюда я почитать,

И стало не до смеха:

Здесь очень много книг стоит,

Ведь здесь библиотека.

А знаете ли вы что ещё, кроме книг есть в библиотеке? (Ребята отвечают).

Верно, здесь есть ещё журналы, газеты, различные словари, справочники, энциклопедии и многое другое. А на их страницах написаны мудрые строчки, которые читали и перечитывали ещё ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. До сих пор не устарела книжная мудрость.

Библиотека! Ты созвездье книг,

Свеченье мыслей, чувств и нравов разных.

И люди здесь, воспринимая их,

Переживают настоящий праздник.

Слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка. Первая его часть «библио» означает «книга», а вторая «тека» - «хранилище». То есть если сложить эти два слова, получится библиотека – книжное хранилище.

Книга – это наш добрый друг и старинный товарищ. Книги нам подскажут, посоветуют, ответят на самые разные вопросы. Если вам вдруг станет грустно, надо просто взять смешную книгу с красивыми картинками и прочитать её. И плохого настроения как не бывало. А вспомните-ка названия весёлых книг, которые вы читали. (Ребята отвечают).


Здравствуй, книга, друг родной,

Друг мой самый дорогой!

Книгу в руки мы возьмём,

Строчки давние прочтём.

Снова мудрые слова

Вспоминает голова.


Как не радоваться нам –

Слово здесь встаёт к словам.

Книгу быстро пролетели,

А, глядишь, и поумнели.


Те, кто знаний целый ряд

Получает мигом,

Хором все благодарят

Дорогую книгу.

М. А. Давыдова


Библиотеки уважают во всём мире, а особенно их любят у нас в стране. Ведь недаром Россия считается самой читающей страной в мире. У нас любят читать все – и дети, которые только-только научились складывать слоги в слова, и старики, которые прочитали уже очень много книги. Об этом с добрым юмором в одном из своих стихотворений сказал поэт С. В. Михалков:

Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок –

Просит книжку показать.

С. В. Михалков







.

Внешнее строение книги.

  1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой, из картона, тогда её называют переплётом. В старину переплёты делались из кожи, которая украшалась тиснёным рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплёте укреплялись металлические застёжки.

  2. Суперобложка – поверх твёрдого переплёта иногда надевается ещё одна бумажная обложка. На ней помещён какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.

  3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.

  4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики. Что изображено на иллюстрациях в вашей книге? (Дети отвечают).




Внутреннее оформление книги.

  1. Откроем книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, а иногда на нём бывает рисунок.

  2. Перевернём ещё страницу. Новый разворот. На левой стороне помещён фронтиспис, на правой – титул. Вот ещё два незнакомых слова. Что же это такое?

А) Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нём может быть также портрет писателя – автора книги.

Б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.

  1. Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул – тогда он называется шмуцтитулом. На нём изображаются название или номер главы и рисунок.

  2. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.

Научно-справочный аппарат.

Каждая научная, научно-познавательная книга, учебники имеют научно-справочный аппарат, который помогает поиску нужной информации. Для этого надо знать как он устроен и уметь им пользоваться.

  1. Оглавление или содержание. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который нужен, если вы не собираетесь читать всю книгу. В оглавлении есть разделы, подразделы, главы и параграфы. Их обозначают римскими и арабскими цифрами, большими и маленькими буквами.

  2. Аннотация – короткая заметка, которая объясняет нам, на какую тему написана книга, в каком жанре или в какой форме. Иногда сообщает и краткие сведения об авторе. Аннотацию помещают на обороте титульного листа.

  3. Предисловие (или вступительная статья). Это все сведения о книге, её создании, авторе, исторической эпохе, литературном окружении, художественных достоинствах, которые излагают в самом начале, перед самим текстом книги, в предисловии или вступительной части. Предисловие пишут не авторы книг, а критики, другие писатели, журналисты, литературоведы. Важную роль играют предисловия к романам, повестям, рассказам. Предисловия помогают читателям войти в мир героев, во времена, которые мы представляем недостаточно хорошо.

  4. Послесловие – это статья, которая помещается в конце книги, после того как читатель уже прочитал роман, повесть или сборник стихов, о чём-то задумался, а в чем-то быть может, не совсем разобрался. И ему теперь хочется получить ответ на вопросы, возникшие при чтении.

  5. Примечания – их помещают в нижней части страницы. Примечания обычно набирают шрифтом помельче, чем основной текст, а в тексте ставят звёздочку* или цифру 1, 2, 3 – по порядку примечания. Это подстрочные примечания. Если примечаний много, их помещают в конце книги, после основного текста. Такие примечания называются затекстовыми. В подстрочных и затекстовых примечаниях дают переводы иностранных слов и фраз, объяснения непонятных слов, терминов и имён.

  6. Комментарии – это примечания, в которых кратко рассказывается ещё и об истории появления книги, о её главнейших особенностях, об истории работы над ней автора.

  7. Основной текст.

Домашнее задание: Дома самостоятельно сделать книгу, которая будет содержать все эти части. Тот, кто сделает лучше всех, получит приз.

Ребята, а знаете ли вы правила обращения с книгой? (Дети вспоминают правила обращения с книгой).

  1. Книгу надо брать чистыми руками.

  2. Во время чтения нельзя класть книгу на грязный стол.

  3. Книгу нельзя бросать.

  4. Нельзя загибать страницы в книге.

  5. Книгу нельзя пачкать и рвать.

  6. При чтении пользоваться закладкой.

  7. Нельзя в книге рисовать и писать.

Всё это касается ваших личных и библиотечных книг. В библиотеку вы должны вернуть книгу такой же чистой, какой возьмёте. Я всех вас приглашаю заходить в библиотеку как можно чаще. А чтобы вы лучше запомнили правила обращения с книгой, вот вам на память листочки с записями этих правил. (В конце урока все ребята получают памятки с правилами обращения с книгами и с цитатами о чтении).

Закончить урок сегодня я хочу стихотворением Г. Ладонщикова «Лучший друг»:

Если купишь книгу,

Не бросай на полку –

От неё не будет

Никакого толку.


Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг!


Из неё узнаешь

Обо всём на свете,

На любой вопрос она

Без труда ответит.


В ней стихи и сказки…

Всё к твоим услугам!

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!



Литература

  1. Давыдова М. А. Кладовая знаний [Текст] / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 8. – С. 4-7.

  2. Зубков Б. В. Книжка про книжку / Б. В. Зубков. – М. : Малыш, 1984. – 24 с. : ил.

  3. Путешествие в Читай-город : сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З. А. Чурикова, М. А. Багаева, И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 43-47.


4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Библиотечный урок, посвящённый всемирному дню информации

Автор: Махонина Светлана Николаевна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства