Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок, посвящённый всемирному дню информации»
Библиотечный урок, посвящённый Всемирному Дню информации
Ход мероприятия
Отгадайте загадку:
Помогает нам учиться,
Может с нами веселиться,
По душам поговорить,
Стоит лишь её открыть. (Ребята отвечают).
Верно это книга. Сегодня мы совершим экскурсию в одно из самых замечательных мест на земле – в библиотеку, где хранятся книги.
Зашёл сюда я почитать,
И стало не до смеха:
Здесь очень много книг стоит,
Ведь здесь библиотека.
А знаете ли вы что ещё, кроме книг есть в библиотеке? (Ребята отвечают).
Верно, здесь есть ещё журналы, газеты, различные словари, справочники, энциклопедии и многое другое. А на их страницах написаны мудрые строчки, которые читали и перечитывали ещё ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. До сих пор не устарела книжная мудрость.
Библиотека! Ты созвездье книг,
Свеченье мыслей, чувств и нравов разных.
И люди здесь, воспринимая их,
Переживают настоящий праздник.
Слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка. Первая его часть «библио» означает «книга», а вторая «тека» - «хранилище». То есть если сложить эти два слова, получится библиотека – книжное хранилище.
Книга – это наш добрый друг и старинный товарищ. Книги нам подскажут, посоветуют, ответят на самые разные вопросы. Если вам вдруг станет грустно, надо просто взять смешную книгу с красивыми картинками и прочитать её. И плохого настроения как не бывало. А вспомните-ка названия весёлых книг, которые вы читали. (Ребята отвечают).
Здравствуй, книга, друг родной,
Друг мой самый дорогой!
Книгу в руки мы возьмём,
Строчки давние прочтём.
Снова мудрые слова
Вспоминает голова.
Как не радоваться нам –
Слово здесь встаёт к словам.
Книгу быстро пролетели,
А, глядишь, и поумнели.
Те, кто знаний целый ряд
Получает мигом,
Хором все благодарят
Дорогую книгу.
М. А. Давыдова
Библиотеки уважают во всём мире, а особенно их любят у нас в стране. Ведь недаром Россия считается самой читающей страной в мире. У нас любят читать все – и дети, которые только-только научились складывать слоги в слова, и старики, которые прочитали уже очень много книги. Об этом с добрым юмором в одном из своих стихотворений сказал поэт С. В. Михалков:
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок –
Просит книжку показать.
С. В. Михалков
.
Внешнее строение книги.
Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой, из картона, тогда её называют переплётом. В старину переплёты делались из кожи, которая украшалась тиснёным рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплёте укреплялись металлические застёжки.
Суперобложка – поверх твёрдого переплёта иногда надевается ещё одна бумажная обложка. На ней помещён какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.
Ф.И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.
Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики. Что изображено на иллюстрациях в вашей книге? (Дети отвечают).
Внутреннее оформление книги.
Откроем книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, а иногда на нём бывает рисунок.
Перевернём ещё страницу. Новый разворот. На левой стороне помещён фронтиспис, на правой – титул. Вот ещё два незнакомых слова. Что же это такое?
А) Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нём может быть также портрет писателя – автора книги.
Б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.
Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул – тогда он называется шмуцтитулом. На нём изображаются название или номер главы и рисунок.
Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.
Научно-справочный аппарат.
Каждая научная, научно-познавательная книга, учебники имеют научно-справочный аппарат, который помогает поиску нужной информации. Для этого надо знать как он устроен и уметь им пользоваться.
Оглавление или содержание. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который нужен, если вы не собираетесь читать всю книгу. В оглавлении есть разделы, подразделы, главы и параграфы. Их обозначают римскими и арабскими цифрами, большими и маленькими буквами.
Аннотация – короткая заметка, которая объясняет нам, на какую тему написана книга, в каком жанре или в какой форме. Иногда сообщает и краткие сведения об авторе. Аннотацию помещают на обороте титульного листа.
Предисловие (или вступительная статья). Это все сведения о книге, её создании, авторе, исторической эпохе, литературном окружении, художественных достоинствах, которые излагают в самом начале, перед самим текстом книги, в предисловии или вступительной части. Предисловие пишут не авторы книг, а критики, другие писатели, журналисты, литературоведы. Важную роль играют предисловия к романам, повестям, рассказам. Предисловия помогают читателям войти в мир героев, во времена, которые мы представляем недостаточно хорошо.
Послесловие – это статья, которая помещается в конце книги, после того как читатель уже прочитал роман, повесть или сборник стихов, о чём-то задумался, а в чем-то быть может, не совсем разобрался. И ему теперь хочется получить ответ на вопросы, возникшие при чтении.
Примечания – их помещают в нижней части страницы. Примечания обычно набирают шрифтом помельче, чем основной текст, а в тексте ставят звёздочку* или цифру 1, 2, 3 – по порядку примечания. Это подстрочные примечания. Если примечаний много, их помещают в конце книги, после основного текста. Такие примечания называются затекстовыми. В подстрочных и затекстовых примечаниях дают переводы иностранных слов и фраз, объяснения непонятных слов, терминов и имён.
Комментарии – это примечания, в которых кратко рассказывается ещё и об истории появления книги, о её главнейших особенностях, об истории работы над ней автора.
Основной текст.
Домашнее задание: Дома самостоятельно сделать книгу, которая будет содержать все эти части. Тот, кто сделает лучше всех, получит приз.
Ребята, а знаете ли вы правила обращения с книгой? (Дети вспоминают правила обращения с книгой).
Книгу надо брать чистыми руками.
Во время чтения нельзя класть книгу на грязный стол.
Книгу нельзя бросать.
Нельзя загибать страницы в книге.
Книгу нельзя пачкать и рвать.
При чтении пользоваться закладкой.
Нельзя в книге рисовать и писать.
Всё это касается ваших личных и библиотечных книг. В библиотеку вы должны вернуть книгу такой же чистой, какой возьмёте. Я всех вас приглашаю заходить в библиотеку как можно чаще. А чтобы вы лучше запомнили правила обращения с книгой, вот вам на память листочки с записями этих правил. (В конце урока все ребята получают памятки с правилами обращения с книгами и с цитатами о чтении).
Закончить урок сегодня я хочу стихотворением Г. Ладонщикова «Лучший друг»:
Если купишь книгу,
Не бросай на полку –
От неё не будет
Никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг!
Из неё узнаешь
Обо всём на свете,
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки…
Всё к твоим услугам!
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
Литература
Давыдова М. А. Кладовая знаний [Текст] / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 8. – С. 4-7.
Зубков Б. В. Книжка про книжку / Б. В. Зубков. – М. : Малыш, 1984. – 24 с. : ил.
Путешествие в Читай-город : сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З. А. Чурикова, М. А. Багаева, И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 43-47.