Фонд оценочных средств «Краеведение Челябинской области» 7-9 классы
Фонд оценочных средств «Краеведение Челябинской области» 7-9 классы
Оценочные материалы для контроля освоения курса «Краеведение» разработаны в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности для 7 – 9 классов.
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется в процессе выполнения реализации проекта (практического, исследовательского, информационного, социального). Промежуточное оценивание проводится в конце 2 четверти и включает защиту реферата или тестирования по основным темам курса.
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса «Краеведение» обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств «Краеведение Челябинской области» 7-9 классы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3» города Магнитогорска
Фонд оценочных средств
«Краеведение Челябинской области»
7-9 классы
Составитель: учитель географии
Григорьева Т.В.
2023
Оценочный материал для текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценочные материалы для контроля освоения курса «Краеведение» разработаны в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности для 7 – 9 классов.
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется в процессе выполнения реализации проекта (практического, исследовательского, информационного, социального). Промежуточное оценивание проводится в конце 2 четверти и включает защиту реферата или тестирования по основным темам курса.
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса «Краеведение» обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений обучающихся.
Отметки не выставляются. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: понимает, применяет (сформированы умения и навыки); различает, запоминает, не всегда воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Полугодовой контроль по курсу «Краеведение» 1 год обучения (7 класс)
1 Вариант
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 7 классе по курсу «Краеведение».
Инструкция: в каждом вопросе из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, либо соотнести правильные ответы, либо дать письменный ответ на вопрос.
1. Историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества (наука о древностях):
3. Основные занятие местных народов Южного Урала до ХХ века до нашей эры?
а) собирательство в) рыболовство д) производство и обработка меди и бронзы
б) охота г) скотоводство е) земледелие
4. В каком районе находится археологический памятник Синташта?
а) Брединском районе в) Кизильском районе
б) Агаповском районе г) Варненском районе
5. Как называется образ жизни народов, предполагающий периодическое передвижение групп родственников вместе со стадами и имуществом с одного пастбища на другое?
а) набеговое хозяйство б) оседлый образ жизни в) кочевничество
6. О каком археологическом памятнике федерального значения идёт речь?
«Он представляет собой сочетание различных объёмов. Сверху – двенадцатигранная пирамида. Ниже – двенадцатигранная призма. Основное здание – кубической формы. Вход расположен с южной стороны и оформлен величественным порталом».
а) Мавзолей Кесене; в) Укрепленное поселение Синташта;
б) Курган Темир; г) Аркаим.
7. ООПТ (особо охраняемая природная территория) федерального значения на юге области?
а) филиал Ильменского государственного заповедника имени В.И. Ленина;
б) Восточно-Уральский государственный заповедник;
в) Южно-Уральский государственный природный заповедник.
8. Гора Извоз и Лиственная Сопка относятся к …… памятникам природы
а) гидрологический памятник природы; в) ботанический памятник природы;
б) геологический памятник природы; г) геоморфологический памятник природы.
9. Как называется самый большой кузнечик России, занесённый в Красную книгу России и Южного Урала, встречающийся в Варненском районе?
в) Памятник выдающимся деятелям истории и культуры России.
Памятник «Первым комсомольцам – строителям Магнитки».
г) Памятник революционерам
12. Восстановите последовательность смены кочевых народов в Южном Зауралье.
Башкиры
Гунны
Кимаки
Кипчаки
Монголы и переселенные ими тюркоязычные племена с Алтая и Сибири
Племена, близкие сакам
Сарматы
Ответ:
13. Вставьте пропущенные слова.
а) «Патриарх южноуральских городов» - это город ______________________________________________________.
б) «Торговые ворота Зауралья» - это город ______________________________________________________________.
в) «Металлургическая столица России» - это город ______________________________________________________ .
Полугодовой контроль по курсу «Краеведение» 2 год обучения (7 класс)
2 Вариант
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 7 классе по курсу «Краеведение».
Инструкция: в каждом вопросе из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, либо соотнести правильные ответы, либо дать письменный ответ на вопрос.
1. Изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.), называется…
2. Археологами К.В. Сальниковым и О.Н. Бадером в 30 км от города Магнитогорска обнаружена пещера, где найдены остатки древних животных и предметы из камня. Как она называется?
3. Основные занятие народов, заселивших Южный Уралоколо ХХ века до нашей эры?
а) собирательство в) рыболовство д) производство и обработка меди и бронзы
б) охота г) скотоводство е) земледелие
4. В каком районе находится археологический памятник Мавзолей Кесене?
а) Брединском районе в) Кизильском районе
б) Агаповском районе г) Варненском районе
5. Как называется образ жизни народов, предполагающий периодическое передвижение групп родственников вместе со стадами и имуществом с одного пастбища на другое?
а) набеговое хозяйство б) кочевничество в) оседлый образ жизни
6. О каком археологическом памятнике федерального значения идёт речь?
«Укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI вв. до н. э., относящееся к «Стране городов».
а) Аркаим; в) Синташта;
б) Курган Темир; г) Кесене.
7. ООПТ (особо охраняемая природная территория) федерального значения на юге области?
а) Восточно-Уральский государственный заповедник;
б) филиал Ильменского государственного заповедника имени В.И. Ленина;
в) Южно-Уральский государственный природный заповедник.
8. Кара-Чура, Чебачье, Большой Бугодак -относятся к …… памятникам природы
а) гидрологический памятник природы;
б) геологический памятник природы;
в) ботанический памятник природы;
г) геоморфологический памятник природы.
9. Как называется самый большой кузнечик России, занесённый в Красную книгу России и Южного Урала, встречающийся в Варненском районе?
12. Восстановите последовательность смены кочевых народов в Южном Зауралье.
Кипчаки
Гунны
Кимаки
Башкиры
Монголы и переселенные ими тюркоязычные племена с Алтая и Сибири
Племена, близкие сакам
Сарматы
Ответ:
13. Вставьте пропущенные слова.
а) «Торговые ворота Зауралья» - это город ______________________________________________________________.
б) «Патриарх южноуральских городов» - это город ______________________________________________________.
в) «Металлургическая столица России» - это город ______________________________________________________ .
Критерии оценивания работы 1 вариант
№
вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ответ
б
а
а, б, в
а
в
а
а
г
Дыбка
степная
б
1-в, 2-г, 3-б, 4-а
6,7,2,3,4,5,1
а) Верхнеуральск.
б) Троицк.
в) Магнитогорск
«Зачет»: при наличии 8-13 правильных ответов
«Незачет»: 7 и менее правильных ответов
Критерии оценивания работы 2 вариант
№
вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ответ
г
б
г, д
г
б
а
б
а
Дыбка
степная
в
1-в, 2-г, 3-б, 4-а
6,7,2,3,1,5,4
а)Троицк.
б) Верхнеуральск.
в) Магнитогорск.
«Зачет»: при наличии 8-13 правильных ответов
«Незачет»: 7 и менее правильных ответов
Промежуточный контроль по курсу «Краеведение» 1 год обучения (7 класс)
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам, изучаемым в 7 классе по курсу «Краеведение»
Инструкция: выполнение информационно-познавательного проекта по одной из предложенных тем.
Темы проектов:
«Южноуральский Сочи»: горнолыжные курорты Южного Урала».
«Уральские Минводы»: озерные здравницы Южного Урала».
Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Критерии оценивания проекта
Аспект оценивания
Критерии
Оценивания
Показатели
Максимальный балл
1. Общие требования
Структура работы
Титульный лист Введение (проблема, постановка цели, выдвижение гипотезы) Содержание исследования Заключение (выводы о достижении цели исследования) Список используемой литературы (в алфавитном порядке)
2
2. Защита проекта(презентация)
Актуальность
Проект может быть широко применим; направлен на решение проблем современного общества.
7
Содержание
Последовательность и логичность; Материал изложен в доступной форме; Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; Взаимодополнение текста и видеоряда; Библиография с перечислением всех использованных ресурсов. Соблюдение регламента выступления
7
Дизайн презентации
Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; Диаграммы, рисунки, таблицы практичны и соответствуют содержанию; Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами
3
Личные проявления докладчика
Уверенность в себе, владение собой; Культура речи и ееѐ эмоциональная окрашенность
2
3. Итог проекта (фиксация результатов исследования)
Функциональность
Эстетичность
Соответствие назначению, возможная сфера использования
3
Учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.
Максимально раскрыта творческая сторона проекта
Итоговый результат: «Зачет»- 12-24 баллов «Незачет» - менее 12 баллов
Полугодовой контроль по курсу «Краеведение»
2 год обучения (8 класс)
1 Вариант
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 8 классе по курсу«Краеведение».
Инструкция: в каждом вопросе из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, либо соотнести правильные ответы, либо дать письменный ответ на вопрос.
1. Как называется наука, изучающая историю и культуру народов России и других стран?
5. Как называется образ жизни народов, предполагающий периодическое передвижение групп родственников вместе со стадами и имуществом с одного пастбища на другое?
а) набеговое хозяйство б) оседлый образ жизни в) кочевничество
6. О каком археологическом памятнике федерального значения идёт речь?
«Укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI вв. до н. э., относящееся к «Стране городов».
а) Аркаим; в) Синташта;
б) Курган Темир; г) Кесене.
7.Что в русской избе занимало ¼ часть помещения?
а) мебель; в) гардеробная;
б) «красный угол», в котором на полу помещались иконы; г) печь.
8. Писанки – что это?
а) элемент женской одежды; в) вид древнего письма;
10. Какое вероисповедание у большинства нагайбаков:
а) иудаизм; в) православие;
б) ислам; г) буддизм
11. Соотнесите народы с их характерными особенностями:
Народы
Характерная особенность
1.Чуваши
а) «Родом из центра России»
2.Мордва.
б)«Южноуральские европейцы»
3.Нагайбаки
в) «Потомки древних булгар».
4. Немцы
г) «Крещеный народ»
12. Расположите названия народов, проживающих на Южном Урале, в порядке возрастания их численности.
а) Татары
б) Русские
в) Украинцы
г) Башкиры
Ответ:
13. Вставьте пропущенное слово.
а) Среди представителей башкирского, татарского, казахского народов большинство верующих относится к религии ______________________________________________________.
Полугодовой контроль по курсу «Краеведение»
2 год обучения (8 класс)
2 Вариант
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 8 классе по курсу«Краеведение».
Инструкция: в каждом вопросе из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, либо соотнести правильные ответы, либо дать письменный ответ на вопрос.
Как называется наука, изучающая историю семьи и правила составления родословной?
2. Археологами К.В. Сальниковым и О.Н. Бадером в 30 км от города Магнитогорска обнаружена пещера, где найдены остатки древних животных и предметы из камня. Как она называется?
5. Как называется образ жизни народов, предполагающий периодическое передвижение групп родственников вместе со стадами и имуществом с одного пастбища на другое?
а) кочевничество б) набеговое хозяйство в) оседлый образ жизни
6. О каком археологическом памятнике федерального значения идёт речь?
«Укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI вв. до н. э., относящееся к «Стране городов».
а) Кесене; в) Синташта;
б) Курган Темир; г) Аркаим.
7.Что в русской избе занимало ¼ часть помещения?
а) печь; в) гардеробная;
б) «красный угол», в котором на полу помещались иконы; г) мебель.
8. Писанки – что это?
а) элемент женской одежды; в) раскрашенные куриные яйца;
10. Какое вероисповедание у большинства нагайбаков:
а) православие; в) иудаизм;
б) мусульмане-сунниты; г) буддисты.
11. Соотнесите народы с их характерными особенностями:
Народы
Характерная особенность
1.Чуваши
а) «Самый уральский народ»
2.Башкиры
б)«Братья-славяне»
3.Нагайбаки
в) «Потомки древних булгар».
4. Украинцы
г) «Крещеный народ»
12. Расположите названия народов, проживающих на Южном Урале, в порядке убывания их численности.
а) Немцы
б) Русские
в) Нагайбаки
г) Башкиры
Ответ:
13. Вставьте пропущенное слово.
а) Среди представителей русского, украинского, чувашского народов большинство верующих относится к религии ______________________________________________________.
Критерии оценивания работы 1 варианта
№
вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ответ
в
а
б
а
в
а
г
б
а,в,д
в
1-в, 2-а, 3-г, 4-б
в,г,а,б
ислам
«Зачет»: при наличии 8-13 правильных ответов
«Незачет»: 7 и менее правильных ответов
.
Критерии оценивания работы 2 варианта
№
вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ответ
г
б
в
б
а
г
а
в
б,в,г
а
1-в, 2-а, 3-г, 4б
б,г,а,в
христианство
«Зачет»: при наличии 8-13 правильных ответов
«Незачет»: 7 и менее правильных отв
Итоговый контроль по курсу «Краеведение» 2 год обучения (8 класс)
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам, изучаемым в 8 классе по курсу «Краеведение».
Инструкция: выполнение индивидуального проекта по одной из предложенных тем, с выбором типа проекта (социальный, исследовательский, информационно-познавательный, творческий).
Темы проектов: 1. «Быт казаков станицы Магнитной».
«Загадочные земляки»: тептяри, калмыки и нагайбаки.
«Художественный мир поэтов города Магнитогорска».
«Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья.
«Масленица и сабантуй»: народный календарь и праздники.
«Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды.
«Блистайте златом, купола!». Храмы нашего края.
Этапы:
1. Организационный
- определение темы проекта
- поиск и анализ проблемы
- постановка цели проекта
2. Выполнение проекта
- анализ имеющейся информации
- сбор и изучение информации
- построение алгоритма деятельности
- выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом
- внесение (по необходимости) изменений в проект
3. Защита проекта
- подготовка презентационных материалов
- презентация проекта
- изучение возможностей использования результатов проекта.
4. Оценивание проекта
- анализ результатов выполнения проекта
- оценка качества выполнения проекта.
Критерии оценивания индивидуального проекта
Этапы работы над
проектом
Критерии
1 балл – полное или частичное соответствие заявленному критерию
0 баллов – несоответствие заявленному критерию
Максимальный балл
1. Организационный этап
3
1.1.Определение темы проекта, поиск проблемы
не сформировано умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему
0
формирует умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему
1
1.2.Постановка цели и задач проекта
не ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
0
ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей самостоятельно
1
не формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
0
формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
1
2. Деятельностный этап (выполнение проекта)
3
2.3. Выполнение плана работы над индивидуальным проектом
не описывает свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса
0
описывает свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса самостоятельно
1
не переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
0
переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
1
не делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
0
делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
1
3. Защита проекта
4
3.1. Подготовка презентационных материалов
не умеет выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (не предъявлен бумажный вариант проекта)
0
умеет выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (предъявлен бумажный вариант проекта)
1
3.2. Презентация проекта
не умеет корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)
0
умеет корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)
1
соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
0
соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
1
3.3. Изучение возможностей использования результатов проекта
не соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью
0
соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью