Просмотр содержимого документа
«Зимние праздники »
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №68»
Г. Орска Оренбургской области.
Беседа на тему:
«Зимние праздники».
Учитель: Кондрашова Е.А.
2015 год
Цель: Закрепить и расширить знания детей о зимних праздниках.
Развивать мышление и память. Исправлять речь детей.
Воспитывать у учащихся стремление знать историю возникновения праздников.
Организационный момент: (за экраном ).
Сообщение темы и цели беседы:
Постановка проблемной ситуации.
-Вспомните какие зимние праздники вы знаете?
-Сегодня на занятии вы узнаете, какие ещё праздники отмечают русские люди.
4. Беседа по теме: слово учителя.
Зимние праздники Введение
Один из двенадцати церковных праздников, первый из тех, что приходятся на студеное время года, это Введение в храм Богородицы, отмечаемый 4 декабря. Но так он именовался официально. Народ же в названии праздника сохранил только первое слово — «введение», да еще и переосмыслил его. Все народные пословицы и приметы связывают Введение не с Богородицей, а с началом русской зимы. Считалось, что именно в этот день она вступает в свои права: «Введение пришло — зиму привело», «Если снег до Введения выпадет, то все равно растает, а если после Введения — ляжет зима!» Между прочим, по погоде в этот день предсказывалась погода и на все остальные зимние праздники.
На Введение в старину пробовался санный путь. Если он не установился, считалось, зимы еще нет: какая же зима по замерзшей черной грязи придет? Право «обновить» зимнюю дорогу на саночках предоставлялось, по обычаю, молодоженам. Их выезд на прогулку обставлялся торжественно: сани подбирались расписные, легкие, разноцветными коврами и бумажными цветами украшенные. Лошади обязательно должны были быть ухоженными. Молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил, покрикивая для вида на и без того резво бежавших вороных или каурых. А молодая жена сидела в санях молча, с достоинством демонстрируя встречным свою пригожесть и красивые наряды… Этот обряд так и назывался — «казать молодую».
В Москве на Введение традиционно устраивалась санная ярмарка. В этот день многие десятилетия Лубянку заполняло множество саней. Сани были на любой вкус: легкие «одиночные» и более солидные «парные» и «троечные». Сани будничные и праздничные, украшенные нередко весьма затейливой резьбой и росписью. Делали такие сани галицкие мастера.
Впрочем, сани важно было не только сделать, но и умело, лихо продать. Опытные зазывалы находили подход к каждому покупателю, не скупились на похвалу своему товару, выкрикивали рекламные «раешные» стихи, импровизируя на ходу:
А вот сани-самокаты, разукрашены, богаты, разукрашены, раззолочены, сафьяном оторочены!
Или другой, говоря современным языком, «слоган»:
Пошло, поехало, ходом, бродом, В труски, в скачки, вдогонку, вперегонку! А кто успел — первый сорт поддел!
Расходился товар «на ура»: по зимней Москве лет 100–150 назад на колесах проехать было трудно. А на саночках — в самый раз. Только снег под полозьями поскрипывает!
Катерининские гуляния
7 декабря, в день святой Екатерины, или, как ее называли на Руси, Катерины-санницы, устраивали гонки на санях. Собирались всей деревней на каком-нибудь пригорке, а молодые парни и мужики старались «обставить» друг друга на заснеженной дороге, петлявшей вкруг окрестных полей. Публика болела неистово, нередко переходя от словесных доводов в защиту своего любимца к кулачным. А девушки оценивали на этих скачках возможных женихов: их удаль, сноровку, силу, да и достаток — у «справного» мужика и лошадь хороша!
Купи, тятенька, конька, Золотые ножки, Буду девочек катать По большой дорожке!
Вечер «под Екатерину» считался лучшим для гаданий и ворожбы. Девушки клали перед сном кусок хлеба под подушку и спрашивали: какой будет суженый? Ежели хлеб к утру зачерствел, муж достанется с крутым и жестким характером, если крошится — жизнь в замужестве вообще обещает быть неудачной… Собравшись вместе, девушки нередко пели:
Милый сватался, катался, Трое санок изломал, Всех богатых пересватал, А меня не миновал!
Или вот еще такая частушка:
Неужели это сбудется Во нынешнем году? Золотой венец наденут На головушку мою?...
Новый год и ёлка
Новый год в России (и вообще в Европе), как вы, ребята, уже знаете, не всегда встречали в ночь на 1 января. Когда-то отсчет нового года начинали от 1 марта. Память об этом времени сохранилась в названиях некоторых месяцев. Сентябрь, например, в переводе с латинского означает «седьмой», октябрь — «восьмой», ноябрь — «девятый», а декабрь (помните?) — «десятый»… А какое место они занимают в шеренге месяцев сегодня?
С принятием христианства на Русь пришел юлианский календарь. Церковь стала вести летосчисление «от сотворения мира» (5508 год до нашей эры) и перенесла начало нового года на 1 сентября. Получилась изрядная неразбериха, и митрополит Феогносий в 1342 году мартовский Новый год просто отменил. А спустя еще два с половиной века великий преобразователь император Петр I, которому до всего было дело, повелел встретить новый, 1700 год от Рождества Христова 1 января. Воля императора — закон, а потому — хоть со скрипом и ворчаньем! — перешла Россия на новый для себя календарь, стала праздновать Новый год на четыре месяца позже привычной даты.
Все тот же Петр I велел украшать на Новый год дома и улицы городов еловыми и сосновыми гирляндами, пускать ракеты и устраивать фейерверки, веселиться «до упада». (Правда, в старину в Москве еловые ветки, привязанные над дверью дома, означали, что это — кабак!) А вот новогодняя елка, которую сегодня любят все мальчишки и девчонки (да и взрослые тоже!), появилась в России гораздо позже.
В конце первой четверти XIX века вместе с другими обычаями переехавших в Россию немцев пришел к нам и обычай наряжать под Рождество привезенную из леса елочку. Первые рождественские елки в России, уже украшенные игрушками и сладостями, продавались в… кондитерских! Но потом все постепенно встало на свои места: в Москве зашумели елочные базары, где каждый мог выбрать зеленое деревце и по вкусу, и по карману.
Российские елки для публики, по всей вероятности, московское изобретение. В 1851 году в Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов), на детском празднике, организованном в пользу женских частных школ, была наряжена первая в России общая елка. После прихода к власти большевиков, в середине 1920-х годов, елку (как и сами праздники — Рождество и Новый год) объявили «буржуйским пережитком». Только в 1935 году власти вернули народу старинный обычай. С той поры, кроме домашних праздников, устраивают, например, в Кремле, Доме союзов, «главные елки» — с представлениями, песнями и танцами. Елки для них всегда вы бирались самые высокие и стройные. Но в последние годы, когда общество задумалось о сохранении Природы, дети все чаще водят новогодние хороводы вокруг искусственного дерева…
А чем пахнет Новый год? «Елкой!» — вспомнив свое детство, скажет каждый. Зеленое деревце, занесенное с мороза и оттаявшее, постепенно наполняет дом хвойным ароматом, завоевывает каждый его уголок. Но запах Нового года, ребята, не только свежесть зимнего леса, благоухание смолистой хвои. К нему примешивается легкий запах пыли от пролежавших целый год в шкафу или темной кладовой игрушек — бумажных зайцев и хлопушек, коробок с золотыми шарами и серебряными шишками. К пряному запаху смолы добавляется горьковатый запах мандаринов, конфетный аромат, душный запах свечного воска…
Про Новый год сочинили множество песен, но вот уже сто лет самая известная среди них — незамысловатая песенка «В лесу родилась елочка». История этой песенки очень любопытна. Жила когда-то в Москве молодая школьная учительница Раиса Кудашева (1878–1964), которая писала стихи. «Я не хотела быть известной, но не писать я не могла», — вспоминала впоследствии Раиса Адамовна. И вот в 1903 году она принесла в редакцию журнала «Малютка» стихотворение «Елочка». Стихотворение так понравилось главному редактору, что он тут же велел заменить в уже готовом рождественском номере какой-то рассказ на эти стихи:
В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зеленая была. Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай!..»
Впрочем, стоит ли повторять всем знакомые слова? Ведь каждый из нас знает их с раннего детства! Но что же случилось со стихотворением тогда, больше ста лет назад? А случилось вот что: эти строки увидел в журнале агроном Л.К. Бекман, сочинявший на досуге музыку. Он сел за рояль — и получилась песенка! Так как самодеятельный композитор не знал нотной грамоты, записала мелодию его жена, профессор Московской консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина. Об авторе слов ни сочинитель, ни его жена ничего не знали. Не знала о том, что ее стихи стали песней, и Раиса Кудашева. Лишь через много-много лет она случайно услышала в поезде, как «Елочку» пела маленькая девочка. Вот такая история!
Васильев вечер
Этот день, когда именины справляют Василии и Василисы, в наши дни приходится на канун Старого Нового года, то есть на 13 января. В прежние времена его еще называли «богатый вечер» или Авсен (Овсен, Усен) и праздновали, исполняя колядки. Ряженые с играми и песнями ходили по домам с мешком, куда складывали выпрошенное у хозяев угощение:
Сеем, сеем, засеваем, С днем Христовым поздравляем, Со скотом, с животом, С малыми детушками — малолетушками! Сколько на кусточке веточек, Столько бы у вас было детушек! С Рождеством Христовым, Хозяин с хозяюшкой!..
Если заглянуть в древнюю, дохристианскую русскую историю, то среди многих тогдашних богов можно найти и Авсена (в те века он носил другое имя, а «Авсен» заимствован у немцев: в переводе с немецкого это «посев»), покровителя первых всходов. Почему же весеннее
божество празднует свой день в разгар зимы? Напомним, что когда-то на Руси новый год начинался 1 марта. Вот и был тогда Авсен в календаре к месту! А после того, как Петр I повелел встречать Новый год 1 января, Авсен нашел себе другой день — стал зимним праздником, но кое-какие весенние привычки сохранил. Еще в прошлом веке ряженые во время колядок в Васильев вечер в каждом доме бросали на пол несколько хлебных зерен. Зерна эти старухи обязательно поднимали и хранили до весеннего сева. Так, может быть, в самом имени праздника — Авсен (Овсен) — и заложено ожидание весны?
Рождество
Праздник Рождества Христова — один из самых главных праздников христианского календаря. Тем из вас, ребята, кто хочет узнать его историю и связанные с ним обряды, лучше всего обратиться к «Библии». В последние десятилетия вышло несколько изданий «Библии для детей». А еще есть отличная книжка Сельмы Лагерлеф (писательницы, знакомой вам по сказке о мальчике Нильсе, путешествовавшем с дикими гусями), которая называется «Легенды о Христе». Прочитайте их. Рождество в России празднуют после Нового года — 7 января. А во всем остальном христианском мире — 25 декабря. Дело в том, что в России Новый год отмечают по общепринятому сегодня Григорианскому календарю, а церковный праздник Рождества — по календарю юлианскому, которым пользовались наши прабабушки и прадедушки до 1918 года. Юлианский календарь «отстает» от своего более молодого собрата: разница между ними в XX и XXI веках составляет ровно 13 дней.
На Руси Рождество все-таки чуть-чуть уступает по торжественности празднику Пасхи, а вот на Западе Рождество — главный праздник года. В России, как во всем мире, в этот день зажигаются огни на елках, а дети и взрослые вручают друг другу подарки. Ведь чем больше подарков и добрых пожеланий, тем лучше!
Крещение
Помните, у В.А. Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» Как же девушки гадали, и почему они это делали в «крещенский вечерок»? Ну, насчет гаданья вы все знаете: многие люди и в наше время верят, что звезды, отражения в зеркалах, брошенные наугад веточки и орешки, растопленный воск, приметы разные помогают узнать будущее. Святочная неделя перед праздником Крещения, приходящимся нынче на 19 января, во все времена считалась лучшим временем для гаданья! И наука, и церковь считают гаданье суеверием. Но в народе древние обычаи держатся крепко! С Крещением связано множество народных примет, по которым определяли, каким будет год: «На Богоявление снег хлопьями — к урожаю», «Коли собаки в Крещение много лают — будет много зверя и дичи», «Если на Крещение ночь звездная — жди урожая красных ягод».
Сам же праздник Крещения Господня, или Богоявления, — христианский, церковный. Главное событие Крещения — водосвятие. В ночь перед Крещением в одном из водоемов на установленном месте делается прорубь — Иордань. Священник погружает в нее крест — освящает, после чего в Иордани купаются, берут из нее воду. Этот обычай издавна существовал и в Москве. В старину Иордань делали, как правило, во льду Москвы-реки. В наше время река практически не замерзает, а потому в последние годы, когда этот древний обычай возродился, многие москвичи приходят к Иордани, вырезанной во льду одного из озер Серебряного Бора. Водосвятие происходит также в каждом православном храме, но крест там опускают в сосуд, наполненный водой.
19 января в России традиционно ожидались крещенские морозы. Они были вторыми в январе после морозов рождественских. Считалось, что до конца месяца нас ждет еще одно понижение температуры — афанасьевские морозы (31 января). «Пришел Афанасий-ломонос — береги щеки и нос!» — говорили в народе. Но промышленный ХХ век перепутал все страницы народного календаря: из-за изменений климата зимы стали теплее, слякотнее. И морозы, предсказанные по народным приметам, наступают далеко не каждый год…
Сретенье
Церковный праздник Сретенье Господне отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества. В этот день, согласно повествованию евангелиста Луки, Богоматерь с младенцем Христом на руках пришла в Иерусалимский храм…
На Руси христианские верования обычно тесно переплетаются с народными, восходящими еще к временам язычества. «На Сретенье зима с летом встречаются», — говорили в народе. В этот день, считалось, Зима с Летом спор ведут, борются: кому вперед идти, а кому назад воротиться… Со Сретеньем связывают сретенские морозы. Но бывают и сретенские оттепели — год на год не приходится! «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет», «Если снег метет через дорогу, то будет поздняя весна, а коли не метет — ранняя». Вот и примечайте, ребята: совпадут в этом году народные приметы с реальной жизнью или нет?
Масленица
Этот праздник считается самым веселым праздником на Руси. Его даже называют то «разгульная Масленица», то «широкая Масленица». Даже поговорку о Масленице придумали: «Не жизнь, а Масленица».
Масленица, или Сырная неделя (как она именуется в церковных календарях), смешала в своих обычаях все: и древнеримские маскарады (сатурналии — в честь бога Сатурна), когда мужчины наряжались в женскую одежду, а женщины — в мужскую, рядились страшилищами и животными, надевая вывороченные звериные шкуры…
Один из иностранцев, описывая русскую Масленицу лет триста назад, так объясняет ее название: «Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье… В то время, когда всякий бы с сердечным раскаяньем должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу… День и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат и убийство (автор, вероятно, имел в виду кулачные бои)… Все время пекут пирожки, калачи и тому подобное; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до бесчувственности…»
Испуганный широтой русской натуры иноземный писатель не вспомнил другие старинные обычаи и забавы на Масленицу: катанье с горки на салазках, санях и просто на бересте, «бегунки» на лыжах и коньках (точнее, это было подобием современных коньков)…
Главное же в русской Масленице, конечно, блины. Они пекутся всю неделю. Первый блин когда-то клали на слуховое окошко, поминая души родителей. Блины, как утверждают ученые, древнее хлеба: еще библейский царь Давид раздавал по случаю праздника «млины сковрадные» («блины со сковородки»). Блин — языческий символ солнца, потому-то он круглый. Блины в России любят и едят во множестве (особенно на Масленицу): и с икрой, и с красной рыбой, и с медом, и со сметаной, и с вареньем… Мы ничего с вами не забыли? Одним словом, блины — это очень вкусно!
В Москве в старину очень популярными были катанья на санях на Масленицу. Они начинались обычно в 12 часов дня в понедельник. Москвичи любили кататься на санях по льду Москвы-реки и реки Неглинной, которая текла в ту пору по самому центру города, у стен Кремля (на этом месте сегодня разбит Александровский сад). Но самые людные катанья происходили в четверг Сырной недели. На Красной площади и берегах Москвы-реки и Неглинки устраивались огромные снежные и ледяные горки. Существует легенда, что одну такую снежную горку несколько лет подряд в XVIII веке строил на свои деньги для москвичей знаменитый разбойник и, одновременно, сыщик Ванька Каин. Так это или нет — доподлинно не известно, но высокий склон Москвы-реки возле Кремля в народе еще много лет называли Каиновой горой…
Самым знаменитым маскарадным шествием в Москве стал Торжественный маскарад по поводу Ништадтского мира, заключенного в 1721 году императором Петром I. Это было невиданное для тогдашней Москвы зрелище. Проходило оно на четвертый день Масленицы и начиналось от села Всесвятского (ныне там метро «Сокол»). В шествии участвовало множество морских судов (двигавшихся посуху) и около сотни саней. По сигналу ракеты карнавальный «поезд» двинулся к Триумфальным воротам. На одном из кораблей, который везли 16 лошадей, восседал сам Петр в форме флотского капитана с генералами и морскими офицерами… Миновав Триумфальные ворота, процессия направилась к Кремлю, но добралась до него только к вечеру. Праздник продолжался четыре дня и закончился пушечной стрельбой и фейерверками.
После Масленицы начинается Великий пост, который длится 40 дней, до самой Пасхи.