kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Журналистика как развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по русскому языку. данная программа предназначена для учителей школ, преподавателей колледжей и для тех, кому интересен русский язык, как язык современной коммуникации. программа знакомит и готовит детей к профессии журналиста. Дает начальное представление об этой интересной профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Журналистика как развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности »

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ингалинская средняя общеобразовательная школа»

Большереченского района Омской области













Элективный курс

Журналистика как развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности

















Автор Сысова Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ингалинская СОШ»







Ингалы


Пояснительная записка

В современных условиях функционирования русского языка особую актуальность приобретает проблема владения устной и письменной речью, формирование у учащихся ключевых компетенций по русскому языку. Многочисленные нарушения литературной нормы в устной речи политиков, парламентариев, чиновников, журналистов, учителей, учеников и студентов слышны «невооруженным ухом» и видны невооруженным глазом. Их никак нельзя объяснить «демократизацией» языка.

К сожалению, практика современной печати достаточно пестрая и противоречивая в языково-стилистическом отношении, также не способствует строгому соблюдению литературных норм. Редкая книга, даже учебного или научного профиля, не содержит ошибок и опечаток. В условиях рыночных отношений издатели мало заботятся о языково-стилистическом качестве печатной продукции. Резко снизился профессиональный уровень редактирования и корректуры, многочисленны нарушения действующих издательских ГОСТов (возможно, по причине их незнания).

Среднестатистический носитель современного русского языка под глобальным влиянием аудио-, видео- и компьютерной техники стал меньше читать и писать, привыкая пользоваться упрощенным языком. Приходится сожалеть, что речевое мировоззрение определенной части молодежи умещается в тривиальную формулу «прикинь короче это пита русская речь». Естественно такая языковая ситуация не может удовлетворить ни здравомыслящих учителей, ни учеников.

Предлагаемый элективный курс «Журналистика как развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности» предназначен для старшеклассников средних школ, колледжей и училищ независимо от их будущей профессии.

Цель курса – способствие сохранению традиционной речевой культуры в молодежной среде, вооружить учащихся знанием основ литературного редактирования, что является необходимым условием их успешной учебной, научно-производственной и общественной деятельности. Особое внимание следует уделить самостоятельной творческо-поисковой деятельности старшеклассников в освоении основ журналистики. В связи с этим необходимо научить старшеклассников пользоваться современными авторитетными словарями; научить редактированию текста в соответствии с современными правилами и нормами русского литературного языка.

Образовательная цель курса – формирование у старшеклассников системы основных знаний о сущности редактирования и правильности создания журналистского текста в соответствии с нормами и правилами русского языка.

Практическая цель курса – воспитание у старшеклассников любви к русскому языку; уважения к слову, к нормам современного русского языка; расширение лингвистического кругозора; развитие языковой интуиции.

Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз курса – «Ищи, пробуй, твори!».

Курс имеет практическую направленность, его задачи состоят в следующем:

- познакомить учащихся с основами журналистики, помочь им сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии;

- познакомить с базовыми понятиями теории и практики редактирования;

- познакомить с нормами, действующими в современном русском литературном языке и типичными нарушениями норм.

Курс базируется на современных знаниях в области функциональной и практической стилистики, теории текста, культуры речи.

Данная программа элективного курса состоит из пяти разделов, каждый из которых включает блок теории и творческий практикум. Теорию нужно воспринимать как опору, которая поможет сразу же самостоятельно сделать что-то на практике. Каждая тема предусматривает проведение различных форм занятий: деловые игры, практические работы, семинары, круглые столы, групповое проектирование. Известно, что журналисту, прежде чем стать профессиональным писателем, нужно стать профессиональным «читателем». Однако, одни люди больше склонны к первому виду деятельности, другие – ко второму. Поэтому данная программа предусматривает задания для теоретиков и практиков, которые учащиеся смогут выбрать в соответствии с их интересами.

Журналистика – это деятельность ярких личностей и в то же время коллективный труд. Неслучайно итоговыми зачетными работами станут групповые проекты и личные творческие досье. Промежуточные формы контроля – контрольная работа, групповой опрос, тестирование. Основные формы организации занятий – лекции, семинары, беседы, практические занятия, самостоятельная работа.

Возможно, учащиеся выберут другую профессию, но умение анализировать информацию, писать заметки и статьи, общаться с людьми, опыт совместной работы в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится ребятам в жизни.



















Содержание курса

Тема

Требования к учащимся

1. Журналистика как форма информационной деятельности.

История журналистики в России. Журналистика как деятельность. Ценность информации.

2. Профессиональные качества журналиста.

Функции журналистики. Объективность. Беспристрастность. Принципиальность. Толерантность. Коммуникабельность. Оперативность.

3. Виды средств массовой информации.

Пресса, электронные СМИ. Виды СМИ в зависимости от аудитории. Тематическая направленность СМИ.

4. Взаимодействие СМИ с аудиторией.

Реальная и потенциальные аудитории. Характеристика аудитории. Выборка аудитории. Способы взаимодействия СМИ с аудиторией.

5. Этико – правовые основы деятельности журналистов.

Права и обязанности журналистов. Ведение цензуры. Этические требования к журналистам. Профессиональны кодексы, законы и документы о журналистике.

6. Экономика и маркетинг СМИ.

Рынок сбыта и служба маркетинга в журналистике. Продвижение СМИ.

7. Культура устной речи.

Сбор нужной информации. Правила устного высказывания. Каноны риторики. Контакты с аудиторией. Темп речи.

8. Совершенствие дикции.

Специальные правила техники речи. Артикуляция. Правила произношения.

9. Правила ведения дискуссии.

Правила для участников дискуссии, для журналиста, ведущего дискуссию. Правила построения дискуссии. Виды дискуссии. Три стадии дискуссии.

10. Культура письменной речи.

Слагаемые письменной речи. Правила создания текста.

11. Что такое текст?

Соотношение языка и текста. Основные особенности речи. Текст и речь. Определение текста, его абзацное членение.

12. Типология текстов.

Тематические и языковые классификации текстов. Десятичная классификация М. Дьюи.

13. Типы речи.

Классификация типов речи по характеру ее построения. Сферы употребления типов речи. Стилистические особенности типов речи.

14.Функционально – стилевая типология текстов.

Стили текстов.

15. Современные правила и нормы русского литературного языка.

Нормы и правила современного русского литературного языка. Типичные нарушения норм:

- грамматические ошибки;

- речевая недостаточность;

- речевая избыточность;

- лексическая сочетаемость;

- смысловая точность речи.

16. Критерии оценки текста.

Критерии оценки текста: правильность и чистота речи. Классификация ошибок устной и письменной речи.

17. Основные методы сбора журналистской информации.

Способы работы с информацией, методы сбора информации: наблюдение, работа с людьми. Этико-правовые аспекты работы с людьми.

18. Структура журналистского текста.

Структура журналистского текста: заголовок, лид и его разновидности. Псевдоним.

19. Основные публицистические жанры.

Публицистика как наука. Основные публицистические жанры и их роль в журналистике.

20. Заметка.

Правила написания заметки. Цель заметки. Критерии определения тематики заметки.

21. Репортаж.

Прямой и фиксированный репортаж. Правила ведения прямого репортажа.

22. Интервью.

Интервью как способ сбора информации. Виды интервью. Правила ведения интервью.

23. Статья.

Статья как разновидность аналитических жанров публицистики. Этапы создания журналистской статьи.

24. Учимся «видеть» ошибки.

Ошибки в композиционном построении текстов. Правила преобразования текста.

25. Редактирование.

Правила редактирования. Виды чтения текста и работы с ним.

26. Индивидуальный стиль журналиста.

Сущность индивидуального стиля. Характеристика некоторых индивидуальных стилей.

27. Редакционный коллектив газеты.

Должностные обязанности редакционного коллектива газеты. Анализ структуры редакции газеты.

28. Работа над номером газеты.

Работа над номером газеты: дизайн, формат и объем. Модель, макет, оформление блоков, деление полос на колонки, использование фотографий и иллюстраций, использование графических средств.




















Учебно – тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Лекции

Семинары

Практические работы

I Журналистика как вид деятельности и профессия 7 ч.

1. Журналистика как форма информационной деятельности.

1 ч.

1 ч.



2. Профессиональные качества журналиста.

1 ч.



1 ч.

3. Виды средств массовой информации.

1 ч.


1 ч.


4. Взаимодействие СМИ с аудиторией.

1 ч.



1 ч.

5. Этико – правовые основы деятельности журналистов.

1 ч.


1 ч.


6/7. Экономика и маркетинг СМИ.

2 ч.

1 ч.


1 ч.

II Речевая культура журналиста 4 ч.

1. Культура устной речи.

1 ч.



1 ч.

2. Совершенствие дикции.

1 ч.



1 ч.

3. Правила ведения дискуссии.

1 ч.



1 ч.

4. Культура письменной речи.

1 ч.


1 ч.


III Стилистика текста 7 ч.

1. Что такое текст?

1 ч.



1 ч.

2. Типология текстов.

1 ч.



1 ч.

3. Типы речи.

1 ч.



1 ч.

4.Функционально – стилевая типология текстов.

1 ч.



1 ч.

5/6. Современные правила и нормы русского литературного языка.

2 ч.

1 ч.


1ч .

7. Критерии оценки текста.

1 ч.



1 ч.

IV Журналистский текст 12 ч.

1. Основные методы сбора журналистской информации.

1 ч.

1 ч.



2/3. Структура журналистского текста.

2 ч.



2 ч.

4. Основные публицистические жанры.

1 ч.



1 ч.

5. Заметка.

1 ч.



1 ч.

6. Репортаж.

1 ч.



1 ч.

7. Интервью.

1 ч.



1 ч.

8. Статья.

1 ч.



1 ч.

9. Учимся «видеть» ошибки.

1 ч.



1 ч.

10/11. Редактирование.

2 ч.



2 ч.

12. Индивидуальный стиль журналиста.

1 ч.


1 ч.


V Номер газеты 4 ч.

1. Редакционный коллектив газеты.




1 ч.

2/3/4. Работа над номером газеты.



1 ч.

2 ч.














Образовательные результаты курса

В результате изучения курса учащиеся должны:

- иметь представление о работе в издательской деятельности;

- знать специфику работы журналиста в различных типах СМИ;

- знать нормы современного русского литературного языка и типичные отклонения от них;

- уметь осуществлять редакторскую правку текстов различной функционально – стилевой принадлежности, используя корректурные знаки;

- уметь организовывать работу в коллективе.






















Список литературы

  1. Барандеев А, В. Основы литературного редактирования. Русский язык в школе. №3, 2007 г.

  2. Волгина Н. С., Барандеев А. В., Голуб И. Б. Литературное редактирование. Москва, 1987 г.

  3. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. Москва, 1982 г.

  4. Лепилкина О. И., Умнова Е. Ю., Зимин А. Е., Горюнова И. А. Азбука журналистики. Москва, 2006 г.

  5. Николина Н. А. Филологический анализ текста. Москва, 2003 г.

  6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва, 2006 г.

  7. Солганик Г. Я. Стилистика текста. Москва, 2001 г.

  8. Словарь трудностей. Москва, 2006 г.

  9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка.Москва,2003 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сысова Валентина Александровна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства