Тема моей работы: «Жизнь и творчество Раиса Гимадиева до и после…»
Целью моей работы: Привлечь внимание школьников к его творчеству.
Объект исследования: Творчество Раиса Гимадиева До и После…
Предмет исследования: Необходимость введения в школе его стихов.
Задачи:
1.Изучить творчество Раиса Гимадиева.
2.Провести анкетирование учеников своего класса по его творчеству.
Методы исследования:
исторический анализ,
анализ материалов СМИ,
проведение социологического опроса.
Из истории Раиса Гимадиева…Родился 23 апреля 1954 года в селе Каргали Чистопольского района в многодетной семье. А всего в ней было девять детей. Братья росли на зависть дружными и крепкими, как дубки. Школьный зал, как шутили в деревне, был гимадиевским. Все как один активно занимались спортом да и росли работягами. Родители, простые крестьяне Мубаракша и Кафия, смогли вырастить хороших детей. Ни один в этой жизни не потерялся, занял достойное место под солнцем. До 1988 года у Раиса была яркая спортивная жизнь, - вспоминает известный в республике борец Ракип. И надо же так судьбе сложиться, что его, как птицу на взлете, подкосила та тяжелая авария в восемьдесят восьмом году. Но тогда мы могли только ждать. Ведь если человек внутренне готов бороться за себя, он выживет. Раис оказался не только сильным физически. У него мощный дух, невероятная сила жизни.
Борьба…Врачи свой приговор от меня не стали скрывать. Мол, все, что могли сделать, мы сделали, а дальше сам решай, как жить. Я не мог представить себя в инвалидной коляске. Это я-то, спортсмен, борец и - инвалид? Год лежал Гимадиев прикованным к постели. Мужик богатырского телосложения, под два метра ростом и - беспомощный, обезноженный, с плохо работающей рукой. Врачи категорически запретили ему смотреть телевизор, читать, писать. Изредка позволялось слушать радио. Спасала любовь ближних. Супруга Наиля оказалась поразительно самоотверженной сиделкой. Да и дети - сын Ильдар и дочь Гульнара - ни на шаг не отходили от отца.Через два года после аварии, вопреки всем прогнозам, Раис крепко стоял на ногах. И тут выяснилось нечто совершенно невероятное.
Договор с музами…Не знаю, в каких эмпиреях витала душа Раиса Гимадиева, лежавшего в коме. Быть может, именно тогда она заключила негласный договор с музами и, оседлав Пегаса, вернулась в измученное тело. - Мы с Раисом знакомы давно, - рассказывает популярный певец и композитор Фирзар Муртазин. - И когда он мне показал свои стихи, я глазам не поверил. Строчки ведь не зарифмовал за всю свою жизнь! Он же крепкий хозяйственник, производственник, а тут высокая материя все же, поэзия. И причем такая поэзия, что сама музыкой льется.- Музыка жила во мне, но в какой-то момент я понял, что без знания нотной грамоты выразить ее - невероятно сложный труд, - говорит Гимадиев. - Нужно, чтобы кто-то за тобой записывал звуки, оформлял их в нотах. Его первую песню потрясенный Фирзар Муртазин показал популярному татарскому певцу Салавату Фатхетдинову. Салават не раздумывал. В его руках был хит. Песня "Хушлашма" ("Не прощайся") до сих популярна у слушателей.А потом Раиса как прорвало - одна популярная песня за другой. "Кэрэзле телефон", "Ак яр", "Синсез гомер", "Ана сагышы" - эти песни на слуху у любителей татарской эстрады. Их поют Салават, Илгизар Муртазин, Гульсина Сабирова и многие другие известные певцы. Теперь ни один конкурс "Татар жыры" не проходит без того, чтобы то или иное произведение Раиса Гимадиева не было отмечено жюри. В прошлом году - "Ике йорэк" ("Два сердца") в исполнении Салавата, в этом году лауреатом стала Чулпан Муртазина с песней "Туган кон".
Поэт-директор. Или директор-поэт?.Самое любопытное еще и в том, что Раис Гимадиев умудряется активную творческую жизнь совмещать с еще более активной производственной деятельностью.Сегодня Набережночелнинское ПАТП - лучшее предприятие автомобильного транспорта в республике за 2003 год. Сам Гимадиев удостоен звания "Руководитель года-2003".
. Хочется сказать еще об одном любопытном хобби Раиса Мубаракшиновича — он является обладателем коллекции старых автомобилей. В его арсенале — продукция исключительно отечественного автопрома: покрытые «сединой» времени «москвичи», «волги», «ГАЗы». Эта коллекция стала украшением Музея общественного транспорта, который функционирует на предприятии. При этом все машины находятся в рабочем состоянии.
Вывод:
Учащимся нашей школы очень нравится его творчество.
Оказалось,что по изучению его творчества противников гораздо меньше,чем сторонников. Ученики готовы читать его стихи и слушать его песни.
Заключение: Из проведенных исследований мы с вами видим, что его стихи и песни необходимы.
Во-первых, ученики ему подражают, как писателю своего родного края.
Во- вторых, лирика Раиса очень музыкальна и каждое его стихотворение — как маленькая поэма.
В- третьих, его поэмы о судьбе, о нашей с вами жизни, о наших проблемах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Раиса Гимадиева до и после...»
Исследовательская работа
«Жизнь Раиса Гимадиева до и после…»
Муранова Дарья Дмитриевна
г. Чистополь, МБОУ «СОШ № 16», 8 «А» класс
Научный руководитель - учитель татарского языка и литературы, русского языка и литературы,
Муртазина Лилия Агзамовна,
Оглавление
Введение
1. Теоретическая глава«О Р. Гимадиеве»
1.1. Из истории Раиса Гимадиева
1.2. Его жизнь до трагедии
1.3. Страшная авария
1.4. Борьба между смертью и жизнью
1.5. Договор с музами
1.6. Поэт-директор или директор-поэт
2. Практическая глава «Наши исследования»
2.1. Социологический опрос обучающихся
2.2. Результаты и выводы исследования
Заключение
Список использованных источников информации
Приложения
Введение.
Тема моей работы: «Жизнь и творчество Раиса Гимадиева до и после…»
Целью моей работы: Привлечь внимание школьников к его творчеству.
Объект исследования: Творчество Раиса Гимадиева До и После…
Предмет исследования: Необходимость введения в школе его стихов.
Задачи:
1.Изучить творчество Раиса Гимадиева.
2.Провести анкетирование учеников своего класса по его творчеству.
Методы исследования:
исторический анализ,
анализ материалов СМИ,
проведение социологического опроса.
1.1.Из истории Раиса Гимадиева…
Родился 23 апреля 1954 года в селе Каргали Чистопольского района в многодетной семье. В 1996 году окончил Волгоградский институт физической культуры, в 2001-м — Казанский государственный университет, в 2002-м — Межрегиональную академию управления персоналом. С 1974 года работал водителем в различных организациях, старшим мастером по работе с транспортом Набережночелнинского пивоваренного завода. В 1992 году назначен директором, заместителем генерального директора по промышленности агрофирмы «Петровская» Сармановского района. В 1996-1998 годах — первый заместитель директора Заинской кондитерской фабрики. С 2000-го — директор Набережночелнинского ГУП «Пассажирское автотранспортное предприятие №1». С июля 2005 года — генеральный директор ОАО «Пассажирский автотранспортный комбинат». Член Союза писателей РТ, лауреат республиканских конкурсов «Песня года».
Родился 23 апреля 1954 года в селе Каргали Чистопольского района в многодетной семье. А всего в ней было девять детей. Братья росли на зависть дружными и крепкими, как дубки. Школьный зал, как шутили в деревне, был гимадиевским. Все как один активно занимались спортом да и росли работягами. Родители, простые крестьяне Мубаракша и Кафия, смогли вырастить хороших детей. Ни один в этой жизни не потерялся, занял достойное место под солнцем.
1.2. Его жизнь до трагедии…
До 1988 года у Раиса была яркая спортивная жизнь, - вспоминает известный в республике борец Ракип Хамитов (Ракип Хатипович четырежды становился чемпионом России, пять раз побывал на верхней ступеньке пьедестала чемпионатов Татарстана, он многократный батыр сабантуев в Набережных Челнах и Казани). - Раис по жизни был моим извечным соперником, так как мы оба тяжеловесы. И причем соперником очень серьезным. Вы знаете, ведь Раис - абсолютный батыр Тукаевского района, он получил этот титул в 1978 году. А сколько за его плечами других, более серьезных побед. И надо же так судьбе сложиться, что его, как птицу на взлете, подкосила та тяжелая авария в восемьдесят восьмом году. Но ведь он после нее встал на ноги, более того - продолжил заниматься спортом, боролся. Однако трещина, которую дало здоровье, так и не заросла. Чувствовалось, что уже тяжело ему. А тут еще одна беда, гораздо страшнее первой. Знаете, у нас, борцов, очень сильна взаимовыручка. Мы можем быть соперниками на ковре, но не в жизни. Так и мы с Раисом. Нас, соперников в спорте, в жизни связывает крепкая дружба. И в тот январский день, когда случилась эта авария, мы бросились к нему на помощь. Но тогда мы могли только ждать. Ведь если человек внутренне готов бороться за себя, он выдюжит. Раис оказался не только сильным физически. У него мощный дух, невероятная сила жизни.
1.3. Страшная авария…
"Здоровый мужик, - пробормотал сержант-"гаишник", пытаясь вытащить бездыханное тело из кювета, куда улетела всмятку искореженная "Нива", и вздохнул. - Был..."И ушел разбираться с теми, кто остался жив после этой страшной дорожной аварии. А труп остался лежать на заледенелой обочине мензелинской трассы. На него набросили кусок грязного брезента, валявшегося тут же неподалеку. Пока эвакуировали раненых, оформляли документы, прошло несколько часов. "Скорая", летевшая из близлежащего совхоза по каким-то служебным медицинским делам, тормознула совсем случайно. Фельдшер, выйдя из машины, подошла к телу, по инерции подняла посиневшую руку мужчины и тут же крикнула: "Есть пульс! Он жив!".Десять дней пролежал Раис Гимадиев в коме. Сильный организм спортсмена отчаянно боролся за жизнь. Но врачи готовили семью к худшему. Ведь Раиса будто через мясорубку пропустили. Позвоночник переломан в двух местах, проломлен череп, практически оторвана левая рука, изуродованы ноги. Да и пролежать столько времени на ледяной обочине в крутой январский мороз - такое бесследно не проходит. Даже если выживет, говорили медики, то останется неподвижным.- Говорят, люди, пребывающие в коме, в состоянии клинической смерти, видят какие-то туннели, яркий свет и прочее, - вспоминает тот страшный девяносто шестой год Раис Гимадиев. - А для меня эти десять дней как будто просто вычеркнуты из жизни. Был миг до аварии, и был миг, когда я открыл глаза в реанимации. Последнее, что помню, - я сидел в очень неудобной позе, скорчившись, и монтировал в салоне машины новый радиоприемник. И все - тьма...До этого была размеренная жизнь, напряженные трудовые будни, обычные заботы руководителя предприятия. Человека, довольно известного в своих профессиональных кругах...
1.4. Борьба
- Врачи свой приговор от меня не стали скрывать. Мол, все, что могли сделать, мы сделали, а дальше сам решай, как жить. Я не мог представить себя в инвалидной коляске. Это я-то, спортсмен, борец и - инвалид?Медиков понять можно. Ведь это была вторая авария, в которую попал Гимадиев.
Год лежал Гимадиев прикованным к постели. Мужик богатырского телосложения, под два метра ростом и - беспомощный, обезноженный, с плохо работающей рукой. Врачи категорически запретили ему смотреть телевизор, читать, писать. Изредка позволялось слушать радио.
Спасала любовь ближних. Супруга Наиля оказалась поразительно самоотверженной сиделкой. Да и дети - сын Ильдар и дочь Гульнара - ни на шаг не отходили от отца.Через два года после аварии, вопреки всем прогнозам, Раис крепко стоял на ногах.
И тут выяснилось нечто совершенно невероятное...
1.5. Договор с музами
Не знаю, в каких эмпиреях витала душа Раиса Гимадиева, лежавшего в коме. Быть может, именно тогда она заключила негласный договор с музами и, оседлав Пегаса, вернулась в измученное тело
.- Мы с Раисом знакомы давно, - рассказывает популярный певец и композитор Фирзар Муртазин. - И когда он мне показал свои стихи, я глазам не поверил. Строчки ведь не зарифмовал за всю свою жизнь! Он же крепкий хозяйственник, производственник, а тут высокая материя все же, поэзия... И причем такая поэзия, что сама музыкой льется.
- Не пойму, как это стало возможным, - смеется Раис Мубаракшинович. - Один приятель на полном серьезе утверждает, что, видно, крепко я головой ударился.
Как бы там ни было, едва пальцы рук начали двигаться, Раис заиграл на баяне. Музыка лилась сама собой. Он и стихи читал так, с баяном в руках. Строчка за строчкой, а пальцы - по кнопочкам бегают.
- Музыка жила во мне, но в какой-то момент я понял, что без знания нотной грамоты выразить ее - невероятно сложный труд, - говорит Гимадиев. - Нужно, чтобы кто-то за тобой записывал звуки, оформлял их в нотах.Его первую песню потрясенный Фирзар Муртазин показал популярному татарскому певцу Салавату Фатхетдинову. Салават не раздумывал. В его руках был хит. Песня "Хушлашма" ("Не прощайся") до сих популярна у слушателей.А потом Раиса как прорвало - одна популярная песня за другой. "Кэрэзле телефон", "Ак яр", "Синсез гомер", "Ана сагышы" - эти песни на слуху у любителей татарской эстрады. Их поют Салават, Илгизар Муртазин, Гульсина Сабирова и многие другие известные певцы. Теперь ни один конкурс "Татар жыры" не проходит без того, чтобы то или иное произведение Раиса Гимадиева не было отмечено жюри. В прошлом году - "Ике йорэк" ("Два сердца") в исполнении Салавата, в этом году лауреатом стала Чулпан Муртазина с песней "Туган кон".
- Тексты песен - это всегда серьезная проблема для исполнителя, - говорит Фирзар Муртазин. - Сколько приходится отсеивать стихов. Вроде и музыка замечательная, а петь совершенно не хочется. А тут в каждой строчке - дыхание жизни. И дело не только в том, что лирика Раиса очень музыкальна, но и в том, что каждое стихотворение как маленькая поэма. Поэма о судьбе, о нашей с вами жизни, о наших проблемах. Никакой выспренности, и вместе с тем все так пронзительно, щемяще. И я, и моя дочь с удовольствием поем песни Раиса. Вот на днях выходит новый диск "Чулпан", куда вошли многие песни нашего друга.Эти стихи сложились в большой сборник "Жырларымны сезгэ багышлыйм..." ("Вам посвящаю свои песни..."), который увидел свет в 2001 году. Теплое вступительное слово к нему написал известный журналист Ягсуф Шафиков, много лет знакомый с Раисом Гимадиевым. Небольшой тираж разлетелся мгновенно. А со дня на день, к пятидесятилетию поэта, должна выйти вторая его книга.
1.6. Поэт-директор. Или директор-поэт?
Самое любопытное еще и в том, что Раис Гимадиев умудряется активную творческую жизнь совмещать с еще более активной производственной деятельностью.И в этой сфере его служебная карьера, скорее, закономерна. До аварии Гимадиев окончил Волгоградский институт физической культуры. Однако судьба связала его с промышленностью. Крепкий, требовательный руководитель был на виду, и так сложилось, что его бросали на новые объекты, зная, что он вытянет производство, наладит и поставит на ноги.Он был востребован. Но та роковая авария подвела незримую черту под прежней жизнью. Встав на ноги, Раис Мубаракшинович вдруг понял, что оказался не у дел. Кто-то просто боялся брать его на работу, мол, кто знает, что может случиться с инвалидом на рабочем месте. Кто-то не считал нужным продолжать знакомство и дружбу.Раис, стиснув зубы, искал "место под солнцем". И тут давний знакомый, возглавлявший фабрику, предложил место своего заместителя. Гимадиев с радостью принял это предложение. Три года на этом месте пролетели как один день. В это время он почувствовал потребность в дополнительных знаниях. Поступил заочно в Казанский госуниверситет по специальности "Бухгалтерский учет и анализ".И тут новое предложение - возглавить пассажирское автотраспортное предприятие в Челнах. К этому моменту Набережночелнинское ПАТП находилось в тяжелейшем положении. Менялся один директор за другим. То, что творилось на предприятии, не укладывалось ни в какие рамки. Один из предшественников Раиса Мубаракшиновича начал даже разводить кроликов на территории предприятия.Картина была еще та! На приколе стоят ржавеющие автобусы, большой автоград задыхается без транспорта, на остановках огромные толпы пассажиров, а по территории ПАТП бегают кролики, мычат коровы.Полуторатысячный коллектив забыл, что такое заработная плата и нормальные условия труда. Рабочие проводили одно собрание за другим, возмущались, писали во все инстанции, был даже свой постоянно действующий стачком. Но воз так и стоял на месте.Три года невероятно напряженного труда директора Гимадиева - и ситуация изменилась в корне. Рабочие шутили: "Стачком закрыт, все ушли работать".И ведь заработали, да еще как! Сегодня Набережночелнинское ПАТП - лучшее предприятие автомобильного транспорта в республике за 2003 год. Сам Гимадиев удостоен звания "Руководитель года-2003". В автограде теперь бесперебойно работают тридцать маршрутов, открываются новые. В том числе налажено и обслуживание огромной армии челнинских садоводов. Ведь в Челнах семьдесят семь садоводческих обществ! Из года в год увеличиваются доходы от пассажирских перевозок. Резко улучшились условия труда и водителей, и кондукторов. Появились удобные раздевалки, душевые, даже свой спортзал, действуют здравпункт, комната отдыха для кондукторов, своя прачечная и мастерская по ремонту обуви. Еще одна замечательная награда есть у Раиса Гимадиева. Он стал лауреатом городского конкурса "Человек - золотое сердце". Его активная благотворительная деятельность не осталась незамеченной. Побыв за той незримой чертой, что отделяет жизнь от смерти, он не мог остаться прежним. Чужая боль и чужие проблемы никогда не оставляют равнодушным чуткое сердце.
... И такая поэзия, что сама музыкой льется. Его первую песню я показал Салавату Фатхетдинову. Салават не раздумывал — в его руках был хит. Песня «Хушлашма» («Не прощайся») до сих популярна у слушателей. А потом Раиса как прорвало — одна популярная песня за другой. «Кәрәзле телефон», «Ак яр», «Синсез гомер», «Ана сагышы» — эти песни на слуху у всех любителей татарской эстрады. Их поют Салават, Илгизар Муртазин, Гульсина Сабирова и многие другие известные певцы. Вообще-то, тексты песен — это всегда серьезная проблема для исполнителя. Сколько приходится отсеивать стихов! Вроде и музыка замечательная, а петь совершенно не хочется. А вот в случае с Гимадиевым в каждой строчке — дыхание жизни. И дело не только в том, что лирика Раиса очень музыкальна, но и в том, что каждое стихотворение — как маленькая поэма. Хочется сказать еще об одном любопытном хобби Раиса Мубаракшиновича — он является обладателем коллекции старых автомобилей. В его арсенале — продукция исключительно отечественного автопрома: покрытые «сединой» времени «москвичи», «волги», «ГАЗы». Эта коллекция стала украшением Музея общественного транспорта, который функционирует на предприятии. При этом все машины находятся в рабочем состоянии.
2.1. Практическая часть «Наши исследования»
Социологический опрос
Мы провели анкетирование среди учащихся среднего звена. Всего в исследовании было задействовано 103 обучающихся. Мы попросили их ответить на ряд вопросов: «Нравятся ли вам эти песни?», «Кто написал слова этой песни?»,«Нравится ли вам творчество Р.Гимадиева?» , «Что вам понравилось в его творчестве?» , «Хотели бы вы, чтобыв учебниках татарской литературы были включены его стихотворения?». Получились такие результаты:
Вопрос
5-е кл.
6-е кл.
7-и кл.
8-е кл.
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
Нравятся ли вам эти песни
20
5
22
2
23
2
27
1
Нравится ли вам творчество Р.Гимадиева
19
6
15
9
20
5
21
6
Что вам понравилось в его творчестве
Стихи
5
Песни
20
Стихи
10
Песни
15
Стихи
15
Песни
10
Стихи
15
Песни
12
Хотели бы вы, чтобы в учебниках татарской литературы были включены его стихотворения
20
5
20
4
20
5
22
5
Итого: 102 человека.
25 ч.
24 ч.
25 ч.
28 ч.
1 вопрос. Нравится ли вам эти песни?
2 вопрос. Нравится ли вам творчество Р.Гимадиева?
3 вопрос. Что вам понравилось в его творчестве? (стихи или песни)
4 вопрос. Хотели бы вы, чтобы в учебниках татарской литературы были включены его стихотворения?
2.2. Вывод:
Учащимся нашей школы очень нравится его творчество.
Оказалось ,что по изучению его творчества противников гораздо меньше, чем сторонников. Ученики готовы читать его стихи и слушать его песни.
Заключение:
Из проведенных исследований мы с вами видим, что его стихи и песни необходимы.
Во-первых, ученики ему подражают, как писателю своего родного края.
Во- вторых, лирика Раиса очень музыкальна и каждое его стихотворение — как маленькая поэма.
В- третьих, его поэмы о судьбе, о нашей с вами жизни, о наших проблемах.
Список использованных источников информации
Журнал «Татарстан» 10.2001год
Газета «Ватаным Татарстан» 22 ноябрь,2002год
Газета «Чистопольские известия» 17 мая 2003 год
Р.Гимадиев “Яратып яшәгез” сборник стихов 2004 год, “Җырларымны сезгә багышлыйм” сборник стихов 2001 год,сборник стихов и песен “Елмай әле кояш” 2008 год
Журнал для тех, кто «у руля» Руководитель 21 №3 сентябрь-декабрь 2007 год