Жизнь школ города Саратова и Саратовской области в годы Великой Отечественной войны
Жизнь школ города Саратова и Саратовской области в годы Великой Отечественной войны
Цель работы- используя архивные материалы и материалы газет периода 1944-1945 годов, рассказать о том, как выглядело образование города Саратова и Саратовской области в годы Великой Отечественной войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизнь школ города Саратова и Саратовской области в годы Великой Отечественной войны»
Жизнь школ
г. Саратова и Саратовской области
в годы Великой Отечественной войны
( по архивным материалам и публикациям газеты «Коммунист»)
МАОУ «Гимназия № 108»
учитель русского языка и литературы Т.П. Иванова
2017 год
1. Введение.
Приступая к сбору материалов по теме, мы ещё не знали, что встретимся с ранее нам не известными интересными фактами из жизни школьников периода Великой Отечественной войны. Участвуя в разных конкурсах, конференциях, посвящённых 70-летию Победы, мы собрали достаточно сведений о жизни наших прадедов и прабабушек, детство которых пришлось на военное время. И теперь, используя материалы архивов Саратовской области, местных газет периода войны, мы хотели бы рассказать о том, как в целом выглядело образование в годы войны.
Цель нашей работы - подтвердить сведения, взятые из сборников архивных материалов конкретными примерами о жизни школ саратовской области и г. Саратова периода Великой Отечественной войны, с которыми мы познакомились, читая газетные номера 1942-43 года.
Задачи:
подобрать материалы по теме исследовательской работы в Саратовской областной библиотеке;
просмотреть саратовскую газету "Коммунист" за 1942-43 годы войны ;
отобрать и прочитать нужный материал для анализа;
сделать фотоснимки собранного материала;
подготовить презентацию работы.
Основой нашей работы стал исторический очерк Д.П. Ванчинова "Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945г.", раздел "Образование", в котором даётся обзор состояния образования в городах и сёлах саратовской области периода войны. А также сборник архивных документов "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны".
Нам, родившимся в 2001 году, приятно осознавать, что работники музеев и библиотек бережно хранят вещи и предметы, которые являются свидетелями далёких и важных событий в истории нашего края. А поскольку мы школьники, то история саратовских школ периода Великой Отечественной войны расширит наши знания по краеведению, поможет осознать тот вклад учащихся, учителей и всех причастных к вопросу образования в дело Победы. Тема актуальна в наши дни. Знать историю своей семьи, школы, района, области должен каждый.
2. Основная часть.
В соответствии с решениями правительства основной задачей школы периода Великой Отечественной войны продолжало оставаться всеобщее обязательное обучение детей, в городах - десятилетнее, в сёлах - семилетнее.
Однако чрезвычайная обстановка первого периода войны, захватившего частично и второй учебный военный год, не могла не сказаться отрицательно на всеобуче. Миграция населения, сокращение школьных помещений, нехватка педагогических кадров и снижение квалификации, их текучесть, потеря многими детьми родителей и ухудшение материального положения - всё это вызвало большой отсев учащихся из школы. Зимой первого года войны он составил в Саратовской области 88 тыс. человек, в следующем году превысил 60 тыс. - примерно четвёртую часть контингента обучающихся. Больше всего отсев имел место в сельской местности и в новых районах области. Это было свойственно почти всем областям России. Поэтому в 1942-43 годах было принято много мер не только по повышению уровня образования и воспитания, но и ликвидации безнадзорности детей. К мерам общегосударственного значения относится создание суворовских и нахимовских училищ, организация школ рабочей и крестьянской молодёжи и введение обучения с 7-летнего возраста.
В 1942-43 учебном году общий охват детей школьного возраста составил по области 92%. На 1 января 1943 года вне школы в области оставалось 20,5 тыс. детей 1-7 классов. В связи с этим детей до 15-летнего возраста освободили от хозяйственных работ в колхозах, при школах открыли интернаты, был выделен транспорт для подвоза детей из отдалённых районов.
В итоге принятых мер уменьшился отсев учащихся из школ, к концу войны сократившись втрое. Об этом говорит таблица основных показателей народного образования Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны.
1940/41
1941/42
1942/43
1943/44
1944/45
Всего школ, в том числе средних
2312
258
2229
200
2209
263
2231
278
2245
242
Число учащихся
378800
317300
245800
230200
237000
Отсеялось
------
88600
63300
26000
-----
Число учителей
13588
14512
11316
12301
11306
Приведённые данные свидетельствуют о том, что число школ в крае продолжало сокращаться до 1943 года. До последнего военного учебного года уменьшался контингент учащихся.
Школа и в годы войны сохраняла общеобразовательный характер. Но в связи с необходимостью военно-патриотического воспитания и более углубленного изучения учащимися основ наук в ходе войны правительство приняло ряд важных постановлений по народному образованию. К ним относятся: введение вневойсковой военной подготовки в 5-10 классах средней школы в октябре 1942 года, учреждение ученического билета и правил поведения учащихся (август 1943 г.), отмена словесных оценок и переход на пяти бальную цифровую систему оценивания.
Но, пожалуй. самым важным событием стало введение раздельного обучения мальчиков и девочек (июнь 1943 г.). Раздельное обучение оправдывалось рядом обстоятельств. Это введение занятий для мальчиков по военной подготовке. В результате перехода на раздельное обучение в последний год войны в Саратове из 28 средних школ 7 являлись мужскими, 18 женскими, остальные смешанными.
Изменения коснулись и продолжительности учебного года, который начинался 1 октября. Ввиду этого программы были сокращены. Но как показывает статистика, успеваемость в школах области в военные годы была на высоком уровне. Об этом мы узнали из статьи "Первые итоги школьных испытаний"(газета "Коммунист" за 3 июня 1942 года), в которой давалась информация по итогам выпускных экзаменов за курс средней школы в учебных заведениях Петровского района. Автор публикации сообщает, что особенно хорошие знания показали выпускники по математике, а вот семиклассники по русскому языку на переводных экзаменах получили неудовлетворительные оценки.
Важными событиями в жизни школы любого периода истории являются начало и окончание учебного года. Эта тема широко освещена в анализируемых нами источниках. О том, как шла подготовка школ к новому учебному году мы узнали из докладной записки заведующего отделом школ Саратова т.Сидорова о начале 1944/45 учебного года в школах области" (октябрь 44-го года)
"Школы области получили к началу нового учебного года следующие письменные принадлежности: карандаши - 405,5 тысяч, перьев - 488,5 тысяч, ручек - 31,8, чернильных таблеток - 93,7, резинок - 38, школьных мелков - 215, чернильниц-непроливаек - 4 тысячи, пеналов - 5500 штук. Весьма большой недостаток ощущают школы в учебниках, особенно в букварях, в учебниках по истории, книгах для чтения во 2 классе. В школах нет географических и исторических карт"1.
Специальная рубрика "Первый день нового учебного года"посвящена описанию событий и состояния школьного образования на начало 1942 года (газета "Коммунист" за 4 сентября 1942 года).
Вот как начинался учебный год в школах Октябрьского района г. Саратова.
"Все 1137 учащихся 3-ей Железнодорожной школы приступили 1-го сентября к занятиям. Многие из них летом работали на стройках, на колхозных полях, собирали металлолом. Девятиклассники Шура Михайлов, Шура Коростелев и Володя Воробьев работали в колхозе "Память Ильича" Ворошиловского района. Их бригада под руководством старшего пионервожатого товарища Борисова очищала зерно на веялке, в три раза перевыполнила норму...
В этом году значительно увеличивается количество часов по военным занятиям. Ученики старших классов в первый же день изучали винтовку, проходили строевую подготовку. (А. Яшин, секретарь Октябрьского райкома ВЛКСМ г. Саратов)
А этот репортаж под названием " Занятия начались организованно" из Вольска (газета "Коммунист" за 4 сентября 1942 года).
"Вольск, 1 сентября (По телефону от собкора) Ровно в 8 часов учащиеся 5-ой неполной средней школы разошлись по классам. И учителя, и дети как-то по особенному подтянуты, деловиты. В классных комнатах на специальных досках висят последние сообщения Советского информбюро. На стенах - лозунги.
В 7 класс А входит Лариса Евгеньевна Бортелавская. Ребята тепло встречают своего классного руководителя, слушают беседу о задачах школы в военное время..."
Фотокорреспонденты, как и другие работники газет, старались запечатлеть самые яркие страницы военного времени. Школьная жизнь на снимках фотографов газеты "Коммунист" разнообразна и помогает нам лучше представить то далёкое время.
"1 сентября. В школах области начался новый учебный год. На снимке 9-ой средней школы г. Саратов К.Ф. Каменская проводит занятия в третьем классе. Читает ученик отличник Алеша Майоров". Фото А. Попова (газета "Коммунист" за 4 сентября 1942 года).
Учитель был всегда первостепенной фигурой в образовании. "Долг и обязанность советских учителей". Под таким заголовком опубликована статья об экзаменах в школах (газета "Коммунист" № 124 от28 мая 1942 года).
"Школа переживает сейчас самый ответственный период своей работы - весенние проверочные испытания. Учителя и учащиеся держат перед Родиной, перед всем народом серьезный экзамен, отчитываются за год напряженной работы, проведенной в суровой обстановке войны. Прошедший учебный год потребовал от всего школьного коллектива умения быстро приспособиться к новым условиям, использовать каждую минуту учебного времени с тем, чтобы, не снижая требований, обеспечить выполнение учебной программы.
Организовано прошли испытания в 5 и 16 средних школах Саратова, в 31 неполной саратовской школе, в краснокутской средней школе №3, балашовской школе №39. Можно назвать многих учителей, добившихся высокой успеваемости в своих классах. Из всех державших испытания по русскому языку в 4 классе68 неполной школы Саратова, где работает т. Марцинкевич, только один ученик получил неудовлетворительную оценку".
Другие материалы СМИ рассказывали о летних занятиях с неуспевающими. Так в статье "Лучше организовать летнюю учёбу в школах" говорится о том, что "в передовых школах Кировского района г. Саратова ни на один день не прекращается напряженная работа. По окончании весенних испытаний школы сразу же приступили к организации летних занятий с учащимися, получившими переэкзаменовки на осень или по разным причинам отсеявшимися из школы в течение учебного года. Примером может служить 23 неполная средняя школа (директор товарищ Т. Преснова), где такие занятия начались еще первого мая. Установлена твердая учебная дисциплина. Особое внимание коллективы уделяют качеству образования. Учителя посещают квартиры учеников, которые пропускают занятия. Отмечены случаи, когда родители способствуют уклонению ребят от учебы. Родители привлекались к административной ответственности. (А. Шайкина, педагог 57 неполной средней школы г. Саратова).
Газета освещает вопрос занятости школьников в летние каникулы. Авторы статьи отмечают, что весёлыми каникулы теперь быть не могут. А учащиеся старших классов проведут летнее время на сельхозработах, тем более что в учебном году они изучали трактор и комбайн, овладевали агротехничискими знаниями. Многие школьники участвовали в сборе лекарственных трав (крапива, подорожник).
Помимо ремонта зданий, заготовки дров, закупки письменных принадлежностей и учебников, возникли трудности по обеспечению школьников обувью и одеждой. Помогала общественность. В документе о состоянии образования области говорится о том, что колхозники с. Сабуровка Ворошиловского района обратились ко всем с призывом оказать помощь нуждающимся школьникам. На обращение откликнулись рабочие и служащие Вольска, Балашова, Аткарска. В итоге к началу 1943-44 учебного года школьники дополнительно получили 2, 5 тыс.м ткани, 12 тыс. пар обуви и 22, 5 тыс. различных вещей.
Первостепенное значение придавалось и питанию учащихся. Особо нуждающиеся и ослабленные дети получали питание в специальных столовых. В школах выдавали горячие завтраки. В г. Саратове уже к 1942 году к специальным детским столовым было прикреплено 2 тыс. школьников. Это подтверждает документ Исполкома Саратовского городского совета депутатов трудящихся об организации питания школьников от 2 сентября 1942 года. "Обязать снабжение школьных столовых продуктами питания за счёт выделенных централизованных средств и за счёт продукции подсобных хозяйств. Установить, что горячие завтраки должны состоять из второго и сладкого блюда с хлебом в следующем ассортименте: каши, крупяные и овощные котлеты, овощное рагу, тушёные овощи, запеканки, блюда из картофеля и молочно-кисельных продуктов, чай, кофе, кисели. Производить отпуск основных продуктов питания в счёт продкарточек. Производить отпуск хлеба и хлебобулочных изделий без зачёта продкарточек в пределах средней нормы на одного школьника в день в размере 50 гр и 10 гр сахара или кондитерских изделий."2
В сборнике архивных документов мы нашли решение исполкома Саратовского городского Совета депутатов трудящихся об открытии магазина для детей (от 22 мая 1942 года). "Открыть магазин для детей в помещении магазина культтоваров Саргорпромторга. Сосредоточить в детском магазине лучшие продукты питания(рис, мясо, белый хлеб и кондитерские изделия). Решить вопрос о снабжении детского магазина молоком. Обязать гороно, тов. Остапенко, установить повседневный контроль за работой магазина."3
Школы всегда была центром воспитания. Об этом в своей статье "Воспитаем верных сынов Родины" рассказывает учитель литературы 29 средней школы г. Саратова Н. Загрекова.4
В военные годы большое внимание уделялось военно-спортивной подготовке школьников. Об этом мы прочитали в информационных статьях "Хроника лыжного кросса", "В дни школьных каникул" (9.01.1943г.), "Лыжный кросс в Саратове"(15.01.1942г.) "За десять первых дней января в лыжных кроссах приняло участие 3.180 лыжников. Из них 1100 сдали нормы ГТО".5
В военные годы роль школы возросла и в занятии досуга учащихся, поскольку дети оказались без необходимого родительского надзора. Хорошо была организована кружковая работа непосредственно в школах, а также во внешкольных детских учреждениях.
Тем не менее детская безнадзорность во все годы войны была налицо, поэтому средства массовой информации широко освещали этот вопрос. Об этом рассказывает статья газеты "Коммунист" "Покончить с детской безнадзорностью". С таким призывом к своим коллегам по работе обращается Е. Каменкова, директор института усовершенствования учителей г. Саратова. 6
Целый ряд информационных материалов газеты "Коммунист" посвящён вопросу помощи учащихся школ фронту и стране в целом. Они рассказывают о работе школьников на заводах, в колхозах, о работе общественных организаций, о тимуровском движении.
Нас заинтересовала статья " Пионеры изготовляют корпию"(газета "Коммунист" №21 от 7 марта 1942г.), в которой рассказывается о том, как школьники 6-ой школы г. Вольска изготовили более 30 кг корпии - ценного перевязочного материала. Словарь медицинских терминов нам подсказал, что корпия - это разделанная на нити льняная или хлопчатобумажная ветошь. По инициативе Миротворцева стали создавать в Саратове корпии. Это был принципиально новый, исключительно прогрессивный взгляд на военно-полевую хирургию в условиях Великой Отечественной войны. В госпиталях, размещённых в Саратове и области, не хватало перевязочных материалов. Школьники активно помогали медперсоналу не только в изготовлении корпии, обработке уже использованных бинтов, но и во многом другом.
3. Заключение.
Таким образом, познакомившись с архивными материалами, касающимися вопросов образования в период Великой Отечественной войны, а также сделав выборочный анализ статей саратовской газеты "Коммунист", мы сделали следующие выводы.
Данные материалы хорошо дополняют друг друга и представляют достаточно широкую картину состояния образования в г. Саратове и Саратовской области.
Школьная жизнь в годы войны не просто активно продолжалась, но и приобрела некоторые особенности в связи с создавшейся ситуацией. Материалы СМИ подтверждают, что по-прежнему основной задачей школы является обучение и воспитание детей. Реформы, проведённые в школьном образовании периода войны были оправданы многими обстоятельствами. Школы г. Саратова и Саратовской области прилагали все усилия для того, чтобы дети могли в такое тяжёлое для страны время не только получать образование, но и росли настоящими патриотами своего Отечества.
Работа с материалами периодической печати и архивными документами была для нас интересна и познавательна.
Литература
1. Ванчинов Д.П. "Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945г.", раздел "Образование". Исторический очерк.
Издательство Саратовского университета, 1976.
2. Газета "Коммунист" за 1942-43 год.
3. Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. Архивные документы. Саратов, 2005.
1 Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. Архивные документы. Саратов, 2005. С.166.