Просмотр содержимого документа
«Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: «Волшебный магнит»»
Функциональная грамотность.
Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: «Волшебный магнит»
Цель: формирование у обучающихся способностей наблюдать, эксперементировать, выявлять свойства предметов, делать выводы и использовать полученные знания для решения проблем в реальных ситуациях
Задачи:
- формировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, как воздействует магнит на различные материалы
- доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло;
- показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;
- развивать коммуникативные качества, умение делать выводы, работать в коллективе
Планируемые результаты освоения темы
Личностные результаты
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе
Предметные результаты
- способность осваивать и использовать естественно - научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания
Ход занятия:
- Добрый день, ребята! Уважаемые гости! Я очень рада видеть вас!
- Начинаем наше очередное занятие по естественно – научной грамотности.
-Ребята, какое настроение вы хотите взять с собой на наше занятие? (хорошее, плохое, радостное, веселое, грустное, приподнятое?) Конечно же, чтобы на протяжении всего занятия сохранить работоспособность, нам нужно хорошее настроение
-Ребята, повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло, представьте, что к нам на наше занятие пришла фея поддержки, каждому из нас нашла нужное слово, чтобы успокоить и поддержать. Одним она сказала бы: « Не беспокойся, ты докажешь свои знания», другому так: «Не волнуйся, ты все знаешь». Я думаю, что и для меня у нее нашлись бы добрые слова: «Не тревожьтесь, занятие пройдет удачно!»
-Ребята, послушайте, пожалуйста, текст. Однажды папа принес домой что-то красиво упакованное. Рома заинтересовался, что же это может быть. Папа сказал, что это новые шахматы, но они не совсем обычные, у фигурок есть помощник. И загадал загадку:
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена.
- Ребята, а вы догадались, что это за помощник? (показать магнитные шахматы)
- Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? ( О магните), а чем мы будем заниматься, какие у нас стоят задачи, вы узнаете, отгадав ребус. Слова: наблюдение, опыт, свойства, вывод исходя из этих слов, какие задачи мы с вами можем поставить на нашем занятии? (наблюдать за магнитом, проводить опыты с магнитами, выявлять какими свойствами обладает магнит, и, конечно же, делать выводы)
Ребята! А скажите мне, пожалуйста, в повседневной жизни, где вы видели магниты? (магнитная доска, холодильник, магнитная азбука, компас, магнитные фотографии, магнитный ключ, банковская карта, магнитные браслеты, а также магнитами поднимают грузы, используют магнитные приборы в больницах для лечения и диагностики ) Молодцы!
Вечером Рома с папой стали играть в шахматы и завели беседу о магнитах.
Природа полна тайн и загадок. И необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы вызывала у людей удивление.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец
Он заметил, что его сандалии, подбитые железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами.
Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился. Что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа.
Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил своих соседей. От имени пастуха и появилось название « Магнит»
Папа предложил Роме провести опыты с магнитами, и мальчик с удовольствием согласился. Папа принес разные магниты. Это кольцевой, этот дугообразный, а это полосковый.
Задание 1.
- Ребята у вас на столах лежат карточки, с изображением магнитов, внимательно посмотрите, и подумайте, какое название можно дать, каждому из магнитов? А теперь под каждым магнитом дайте названия магнитов. Давайте, проверим. (Дети зачитывают ответы)
Задание 2.
- Какие же предметы притягивает магнит? Проверим?- предложил папа и попросил Рому принести предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку, зубочистку, скрепку, кнопку, пластмассовую крышку и другие.
- Мы тоже свами проверим, какие предметы притягивает магнит.
- У вас на столах находятся шкатулки с разными предметами, разложите их на столе, поднесите к каждому предмету магнит, что происходит? Проверили? А теперь впишите в таблицу №2 знак « + » если предмет притягивается, « - « если предмет не притягивается
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, ткань, бумага, пластмасса не притягиваются
Задание 3.
- Как ты думаешь, - спросил папа, может ли магнитная сила проходить через предметы?
- Нам ведь тоже это интересно, не правда ли? И поэтому мы тоже с вами это проверим!
1. Приготовим стакан с водой, канцелярскую кнопку, скрепку, пластмассовый шарик.
2. Прислоните магнит к стенке стакана и понаблюдайте, как ведут себя предметы, медленно передвигайте магнит по стенке вверх.
Вывод: Это происходит потому, что магнитная сила действует через воду (кнопка и скрепка двигаются за магнитом)
Физкультминутка.
Задание 4.
- А сейчас проведем опыт с измерениями, сказал папа Роме.
- И мы тоже с вами не упустим возможность провести такой опыт!
Ребята, у вас на столах лежат листы, линейка, карандаш, скрепка и магнит.
1. Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку.
2.Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком – то расстоянии от линии скрепка « Скакнет» и прилипнет к магниту. Отметь это расстояние.
3.А теперь проведите этот же опыт с другим более сильным магнитом.
- Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого опыта?
Вывод: Магниты действуют на расстоянии. Чем сильнее действие магнита, тем больше его расстояние до скрепки.
Задание 5.
- Папа, а как магнит работает? Спросил Рома.
- Магнит содержит в себе миллионы частиц, которые обладают крохотной магнитной силой. Эти частицы, выстраиваясь в определенном порядке, способны притягивать некоторые металлы.
Папа подумал, а потом сказал:
- Хочешь увидеть фокус?
- А вы ребята хотите увидеть фокус? Тогда берем ножницы, подносим к ним скрепку, отпускаем,что произошло? (скрепка упала)
- А теперь приложите сильный магнит к ножницам и немного подержите. Уберите магнит и поднесите скрепку. Что произошло? (скрепка не падает) Какой вывод сделаем?
Вывод: Ножницы намагнитились и стали магнитом.
- А сейчас цирковое представление. У нас будут выступать скрепки – акробаты.
- Возьмите магнит и поднесите к нему скрепку, затем к первой скрепке поднеси вторую скрепку, третью…
- Нарисуй столько скрепок, сколько тебе удалось прикрепить цепочкой к магниту.
Вывод: Скрепки примагнитились друг к другу
- Стукните по магниту. Что произошло? (скрепки рассыпались)
-Попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой. Что происходит? (скрепки примагнитились
Тоже самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Частицы внутри них выстроятся в ряд так же, как и частицы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.
Вывод: Магнит может намагничивать металлические предметы. Магнитное поле можно создать искусственно, то есть самим
В ходе нашего занятия мы узнали много интересного о магните и его свойствах. Магнит и человек тесно взаимосвязаны, поэтому его нужно изучать и применять свои знания на практике.
- Вам понравилось занятие? Или не понравилось? А что именно понравилось? Все ли было вам понятно на занятии? Как вы работали на занятии? Задания были для вас трудными?