Закаливание детского организма
Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно – климатических условий ( низкой и высокой влажности, понижение атмосферного давления) [5]. А.П. Павлов писал, что организм может существовать только до тех пор, пока он в каждый момент уравновешивается с окружающими условиями. Как только это равновесие серьёзно нарушается, он перестаёт существовать [1].
Процедуры закаливания это достаточно эффективное средство обретения здоровья и физической формы. Такое мнение высказывают практически все специалисты – практики физического воспитания [3,4,6, 7]. Закаливание между тем это комплекс мероприятий, который должен находиться под жёстким контролем специалиста и даже в случае самостоятельного проведения закаливающих процедур контроль их обязателен. Данного мнения придерживаются авторы трудов [5,7]. Улучшение общего самочувствия и аппетита, спокойный сон, повышенный эмоциональный тонус, ровное настроение, высокая умственная и физическая работоспособность, отсутствие простудных заболеваний, повышенный интерес к жизни – таковы показатели эффективности закаливающих процедур считает автор Марков В.В. [5].
По мнению В.К. Бальсевича большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста [1]. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.
Как считает А.Г. Барабанов, изменения, произошедшие в политическом укладе страны, потребовали серьезных реформ в системе и содержании деятельности образовательных институтов, в том числе, а может быть и в первую очередь, для детей дошкольного возраста [2].
Чтобы увидеть как проходит работа по закаливанию в детских садах, я посетила МКДОУ «Светлячок» в нашем посёлке Черноборский. Мне, как маме, интересно, как проходит закаливание в нашем детском саду. Зайдя в группу, я увидела стенд с пословицами и поговорками о здоровом образе жизни «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!», «Холода не бойся, сам по пояс мойся». Я встретилась с медицинской сестрой детского сада, и она ответила на интересующие меня вопросы. На мой вопрос: «Как же укрепить здоровье наших детей и избежать болезней? И вот, что я услышала из уст специалиста.
Самое действенное средство борьбы с простудными заболеваниями – закаливание. Так как одно из самых удивительных свойств организма – способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды. Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы: воздух, вода и солнце. Закалённый организм детей быстро приспосабливается к колебаниям внешней температуры, а так же к физическим нагрузкам.
Закаливание в детском саду проводится по трем принципам: систематичность, постепенность, учет особенностей организма каждого ребенка.
Принцип постепенности сводится к постепенному увеличению времени закаливающих процедур и нагрузки на детский организм.
Принцип систематичности подразумевает закаливание не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка основывается на тщательном изучении всех перенесенных ребенком заболеваний и учете наследственности.
Мне рассказали о некоторых видах закаливания, которые используют в нашем детском саду. Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка помещений, и многократное проветривание.
Ребенок должен ежедневно гулять, даже в ненастную погоду. Дети выходят на прогулки два раза в день. Еще воспитатели на улице проводят физкультурные занятия. Большое значение для укрепления здоровья детей имеют воздушные ванны, которые приучают детей к соприкосновению всей поверхности их тела с воздухом. Воздушные ванны: в отсутствии детей организуют сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком; В присутствии детей организуют угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следят за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну; Тщательно следят за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде(при температуре воздуха не ниже 18-20 С); Проводят утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда); Организуют дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 С.
Пока мы беседовали стали просыпаться дети. После сна с ними провели корригирующую гимнастику. Ну что, кисоньки проснулись? Сладко, сладко потянулись, и на спинку повернулись.
А теперь нам интересно, смотрим мы по сторонам, повернем головку влево и посмотрим
Что же там! А сейчас потянем лапки и покажем коготки. Посчитаем, сколько пальцев,
Где же ваши кулачки? Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.
Ну-ка, ножки, вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.
Молодцы мои котята! А теперь пойдем играть. Только нужно нам сначала
Всем пижамочки убрать!
В одной группе я увидела резиновые коврики, где детки под музыку делали гимнастику.
Разговорилась с детьми, попросила их поучаствовать в нашей беседе. Дети на перебой рассказывали про закаливающие процедуры : в группе мы поласкаем горло ежедневно, утром и вечером, многократно моем руки водой комнатной температуры, а еще мы дома можем мыть ноги на ночь прохладной водой круглый год - это очень хорошо закаляет наш организм!
Все мероприятия по закаливанию, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформлены стенды для родителей, регулярно проводят консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.
Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию.
Я сделала вывод. Что использование разнообразных методов закаливания даёт достаточно эффективные результаты. Дети в этом детском саду стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Поэтому все работающие в дошкольных учреждениях, должны широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания.
Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 198с.
2. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решения: Автореф. монографии на соиск. уч. ст. д-ра ᴨȇд. наук. М., 1996. - 47с.
3. Трешутин В.А., Щепин В.О. Региональная система мониторинга здоровья населения и эффективность здравоохранения / Под ред. академика РАМН О.П. Щепина. М.,2001. - 256с.
4. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды. - М., 1986. - 365с.
5. М. Физкультура и спорт 2007 Марков В.В. Основы здорового образа жизни
6. Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ у детей: Автореферат. - М., 1987. - 28с.
7. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М.: Изд. Физкультура и спорт, 2004. - 230с.