Современная жизнь диктует принятие любого факта, положения, мнения через осознание их актуальности на данный момент для конкретного человека, коллектива, сообщества.
На фоне социально-бытовых изменений, повышения нравственного, национального самосознания народа оформилась и цель, определенная как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодежи.
Главной целью воспитательной деятельности детей является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Х.Л. Борхес писал: «С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. незадолго до его смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий слагает черты его собственного лица». Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Хаотичные явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жесткие и злые, им в нем бывает непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорить, безусловно, надо, но параллельно необходимо открывать им светлую сторону, показывать, что в ней есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Остров детства»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Выступление подготовила:
Социальный-педагог
Апарина-Мастянина Светлана Юрьевна
Современная жизнь диктует принятие любого факта, положения, мнения через осознание их актуальности на данный момент для конкретного человека, коллектива, сообщества.
На фоне социально-бытовых изменений, повышения нравственного, национального самосознания народа оформилась и цель, определенная как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодежи.
Главной целью воспитательной деятельности детей является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Х.Л. Борхес писал: «С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. незадолго до его смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий слагает черты его собственного лица». Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Хаотичные явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жесткие и злые, им в нем бывает непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорить, безусловно, надо, но параллельно необходимо открывать им светлую сторону, показывать, что в ней есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность.
Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание молодежи. Все более заметна утрата молодым поколением традиционного российского патриотического чувства. Особую опасность приобрели теории, разрушающие историческую связь поколений, отрицание достижений в науке, культуре, искусстве, образовании, экономике. В связи с пересмотром отношений стран СНГ, Балтии с Россией даже Великая Победа народа над фашисткой Германией стала объектом нападок, глумлений, оскорбительных оценок. В этих условиях особую актуальность обретает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010», которая охватывает все категории населения страны. При этом акцент делается на работу в образовательных учреждениях, формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Школа, другие детские образовательные учреждения, молодежные организации находятся под особым контролем и вниманием нашего руководства. Приоритетным направлением модернизации образования является духовно-нравственное воспитание молодежи.
Нравственное воспитание – ежедневный труд, к которому с большой ответственностью относится педагогический коллектив. Эта работа тесно связана с гражданским и патриотическим воспитанием подрастающего поколения, сохранением исторической преемственности и памяти о прошлом своего народа. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников – все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального и духовного развития.
У нас сохранены такие важные в культурно – воспитательном отношении формы работы, как празднование Дня защитника Отечества, День Победы. Нравственные ценности ребенка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье. Но зачастую воспитатель «противостоит» всем обстоятельствам «в одиночку». Перед ним огромная ответственность: использовать любую возможность, чтобы укрепить в растущей душе веру в добро, справедливость, не приукрашивая и не фальшивя. Эту мысль можно найти в высказываниях К.Д. Ушинского: «Лучше не говорить вовсе ребенку той или иной высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать и видеть в этой истине фразу, годную только для урока».
Каждое занятие воспитателя реализует определенные цели, и не только те, что сформированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение воспитателя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими детьми, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи детей. Воспитатель, требует от воспитанников аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требователен, последователен, постоянен окажется воспитатель будет зависеть и результат. При умелой организации внеучебной деятельности у детей формируются основы нравственного поведения, культуры, мышления.
Большое место в нравственном воспитании молодежи занимают изучение и соблюдение национальных обычаев и традиций, которые формируют уважение к старшим, чувства коллективизма и ответственности. Традиции складывались веками, сохраняя все лучшее, непреложное из опта человеческой жизни. Как и любой живой процесс, который протекает в обществе, педагогика подписывалась новыми идеями, концепциями, положениями. Но любые нововведения принимались лишь в той мере, в какой они могли служить воспитанию свободной, гармоничной личности. Настоящее – среднее звено между прошлым и будущим, которое условно можно назвать традициями и новшествами.
Основными формами работы в семье являются беседы («Могу ли я назвать себя патриотом своей Родины?», «Мое отношение к природе: бережное, возвышенное, рациональное ?», «Традиции нашей семьи» и т.д.)
Ознакомительный этап включает следующие формы работы: встречи с хранителями национальных традиций, уважаемыми представителями этнических сообществ. Основными методами работы на этом этапе являются рассказ, объяснение, беседа.
Существует несколько этапов духовно-нравственного воспитания детей с использованием национальных традиций и его содержания.
Первый этап – диагностический – направлен на выявление знания детьми национальных традиций.
Второй этап – ознакомительный – предполагает расширение этнокультурного кругозора ребят, знакомство их с неизвестными традициями.
Третий этап – побудительный – направлен на формирование положительных мотивов и ценностей традиционного поведения. Этот этап включает в себя следующие формы работы: классные часы и беседы в семье («О дружбе и друзьях», «О благородном отношении к врагам», «Нужно ли соблюдать традиции?», «Полезные и вредные традиции»).
Четвертый этап – практико-творческий – связан с практической реализацией традиций, их обогащением и синтезом, что позволяет формировать нормы нравственного поведения и приобретать опыт творческой духовно-нравственной деятельности. На этом этапе организуются праздники (школьные: «Начал учебного года», семейные, религиозные: «Троица», «Пасха» и другие, обрядовые, ролевые и имитационные игры «Семья», «Хождение в гости» и другие, развлекательные игры).