Выпуск школьной газеты как элемент становления детско-взрослой событийной общности.
Выпуск школьной газеты как элемент становления детско-взрослой событийной общности.
Школьная пресса давно уже стала повсеместным явлением в нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска своей школьной газеты или альманаха, в которых затрагиваются важные и интересные для учащихся школы темы. Школьная газета – это не только периодическое издание, освещающее жизнь школы, но и средство формирования детско-взрослой событийной общности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выпуск школьной газеты как элемент становления детско-взрослой событийной общности. »
Выпуск школьной газеты как элемент становления
детско-взрослой событийной общности
Пестрецов Владимир Викторович,
учитель физики
ГОУ СОШ №301
Школьная пресса давно уже стала повсеместным явлением в нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска своей школьной газеты или альманаха, в которых затрагиваются важные и интересные для учащихся школы темы. Школьная газета – это не только периодическое издание, освещающее жизнь школы, но и средство формирования детско-взрослой событийной общности.
В прошлом году в нашей школе появилась новая школьная газета – «Nota Bene». Для кого она издается? Для чего она нужна? Наша газета создается силами учащихся нашей школы, в основном из 9-10-х классов. Она задумывалась не только ради того, чтобы освещать важные школьные события. В нашей газете самым широким образом затрагиваются проблемы, волнующие молодое поколение в возрасте от 13 до 17 лет, обсуждаются интересные темы, которые предлагаются самими учащимися.
Конечно же, газета не появилась из пустоты. Ведь газета – это индикатор того, что происходит в школе. Существовавшая школьная газета не в полной мере соответствовала ожиданиям старшей части ученической аудитории, поэтому встала необходимость в выпуске новой школьной газеты. Она не задумывалась как газета-конкурент, целью газеты «Nota Bene» является более широкое освещение не школьных событий, а жизни ребят, их интересов, тревог и забот.
И прежде чем школа увидела наш первый выпуск, пришлось проделать огромную и кропотливую работу. Прежде всего, нам надо было создать редакцию нашей газеты. Изначально в ней оказалось 9 человек. Общим собранием был выбран главный редактор – ученица 10А класса Шиленко Татьяна, и ее заместитель – ученица 9А класса Баширова Анастасия. Мы решили взять пример с взрослых периодических изданий, и назначили ответственных по рубрикам нашей газеты – по новостям, по моде, по проблемам молодежи, по спорту, по музыке и др. Каждый ответственный следил за своевременным наполнением своей рубрики материалом, либо используя статьи учащихся нашей школы, либо свои собственные. Хоть инициатива создания нашей газеты и исходила от учащихся, всем было понятно, что руководить процессом выпуска школьной газеты должен взрослый. На эту роль был выбран я. Я попросил помощи у администрации школы, и ее получил. Таким образом, в развитии школьной прессы в нашей школе были объединены усилия учащихся, учителей и администрации школы. Это стало первым шагом в становлении детско-взрослой событийной общности в нашей школе.
На первом же собрании нашей редакции встал вопрос о будущем названии газеты. Безусловно, мы стремились к оригинальному и запоминающемуся названию. Но хотелось и так, чтобы название отражало концепцию нашего издания. Поэтому мы выбрали латинское выражение «Nota Bene» (обрати внимание) – мы собираемся освещать самое интересное и животрепещущее в жизни школьников. Девизом нашей газеты стало латинское выражение «Multum, non multa» (Многое, но не много) – мы собираемся рассказывать обо всем, что волнует современную молодежь, но не много, чтобы не утомлять нашего читателя.
Также на первом собрании были решены вопросы о логотипе газеты, о ее формате и тираже. Среди членов нашей редакции было много учащихся с опытом работы в школьной газете, прошедшие практику по школьному издательскому делу на финальных мероприятиях «Конкурса школьных изданий», поэтому работа над первым выпуском закипела. Я, как руководитель этого проекта, контролировал работу главного редактора и его заместителя, участвовал в рецензировании материала, поступавшего от корреспондентов и ответственных за рубрики. Как наиболее опытный в общении с компьютером я взял на себя первоначальный труд по верстке первого выпуска. Несмотря на занятость в школе, различных секциях и кружках, один день в неделю мы собирались для обсуждения текущей работы, выявления сложностей и поиска путей их решения. Но этого было мало. Было принято решение завести страничку нашей газеты в популярной социальной сети «ВКонтакте» и почтовый ящик на одном из почтовых серверов. Как оказалось, работа в сети стала основным вкладом в сборке первого выпуска, поскольку почти всегда общение и обсуждение выпуска проходили во второй половине дня, ближе к ночи.
Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений (дети – взрослые) устанавливаются отношения взаимопонимания. После выпуска первого номера нашей газеты можно было с уверенностью утверждать, что наша редакция теперь – это настоящий крепкий творческий коллектив, коллектив не учеников и учителей, а единомышленников, людей, радеющих за общее дело, стремящихся вместе к общей цели.
Первый выпуск нашей газеты стал ярким событием, как в жизни самой редакции, так и в издательской жизни школы. Первый выпуск был отпечатан в школьном издательском центре «ШАГИ» в цветном формате А4 тиражом 50 экземпляров. Впоследствии в нашей редакции появились новые члены, которые теперь вносят свою лепту в реализации общего дела, отвечают за новые рубрики. О нашей газете стали спрашивать, интересоваться следующим выпуском. Поэтому было принято решение провести школьную пресс-конференцию с целью познакомить всю ученическую аудиторию с идеями и концепцией нашей газеты, а также провести набор новых членов в нашу редакцию. Пресс-конференция прошла с успехом, было много представителей из разных классов, мы слышали только положительные отзывы о нашей газете.
Но не все так гладко и хорошо. Как всегда в тяжелом деле встречаются подводные камни. Одним из таких камней стала проблема периодичности нашего издания. Конечно же, хочется выпускать газету как можно более часто. Но на практике на подготовку номера в 12 страниц уходит много времени. У некоторых юных журналистов не всегда получается следовать главному принципу выпуска газеты - оперативности. Поэтому некоторые материалы мы стараемся готовить впрок и иметь про запас. Так что пока мы работаем в режиме один выпуск в четверть.
Существует такое мнение, что в школьной газете ни в коем случае не должны перепечатываться материалы из других периодических изданий. Но, как нам кажется, это не совсем верно по отношению к новостной рубрике. Учащимся школы не всегда удается уследить за всеми новостями в жизни нашей страны или мира, поэтому самое интересное и неожиданное мы публикуем на страницах нашей газеты.
Как показал социологический опрос после двух выпусков газеты, новостная рубрика – одна из самых любимых нашими читателями. Также очень нравятся социологические опросы и конкурсы, проводимые редакцией на страницах нашей газеты. Для связи с нашими читателями мы используем почтовый ящик, находящийся в нашей редакции, а также страничку нашей газеты во всемирной сети Интернет.
Сейчас после нескольких месяцев совместной работы, я ловлю себя на мысли, что когда работаю с учащимися над очередным выпуском, забываю о своем возрасте, я чувствую себя одним целым с ними, живу их проблемами, начинаю интересоваться тем же, чем и они. Мы стали одним целым. Одним общим.
Знакомясь с новыми идеями модернизации современного образования, я не раз встречал мысли о создании общности между учащимися, их учителями и родителями. Но очень часто такие идеи предлагать воплощать напрямую через учебную деятельность, чаще всего используя проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Я же стал свидетелем рождения детско-взрослой событийной общности на примере создания периодического школьного издания. Причем не дети влились в задуманную мной структуру, а получилось так, что я оказался тем, кто влился в их детскую общность. Я считаю, что этот пример – это доказательство того, что мир школьной прессы составляет важную часть жизни школы, но также и повод поразмыслить над новыми способами построения детско-взрослых общностей.