kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности воспитательного пространства школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности воспитательного пространства школы-интерната»

Доклад на тему : «Методы формирования социальной и жизненной компетентности учащихся».





«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В.П.Кащенко

Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действия


Важной составляющей воспитательного пространства школы, средством ее расширения на социальное пространство является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к жизни в социуме.

Социальная практика выполняет два основных задания:

Обеспечивает расширение границы школы, ее включение в реальную жизнь общества для успешного развития жизненных компетенций учащихся;

Способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной.

Социальная компетентность - означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности ( выполнение роли гражданина, патриота, избирателя ), в социальной сфере ( потребителя, покупателя, хозяйственника ), в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности .

Социальная компетентность – это сложная система качеств личности, которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов, социальных способностей, навыков, привычек, способов деятельности и эмоционально-чувственного опыта.

                                                                           

                                                                                             

  Социальная компетентность – это, с одной стороны, совокупность умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешное сосуществование личности в социальном пространстве, а с другой – способность человека выстаивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности.

     Показателями социальной компетентности являются:

сотрудничество, работа в команде;

коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения;

способность делать осознанный выбор;

наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

владение приёмами разрешения конфликтов;

развитие личностных качеств, саморегулирование.

     Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

     Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

     Вовлечь детей в творческую деятельность мне помогают внеклассные занятия, которые  дают возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности,  воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что  способствует выработке правильной самооценки.

     Внеклассные занятия проводятся воспитателем каждый день по 35 минут. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальные, групповые.

Учащиеся 5 класса становятся активными участниками общешкольных праздников предметных недель выставок, где мы принимаем участие и неоднократно становились победителями.,принимали участие в разпичных всероссийских конкурсах.


Я савлю задачу научить жить детей в коллективе, выполнять обязанности, отстаивать права, соблюдать правила взаимоотношений в коллективе, выполнять правила поведения, уметь трудиться для себя, для коллектива.

Цель воспитателя коррекционного учреждения - помочь каждому ребенку раскрыться, пройти с ним вместе его нелёгкий путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, умения, но и « откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире.

        Внеурочная работа в группе детей  с ОВЗ, таким образом, организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации, направленной на овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными,  нравственными, эстетическими, трудовыми.

        Формирование отношений тесно связано с общением учителя и воспитателя с отдельным ребёнком, коллективом детей и педагогов. Умение общаться лежит в основе профессиональных умений педагога наряду со знаниями и общей культурой педагога, основным условием приобретения педагогического мастерства. Именно на доверительном грамотном доброжелательном общении строилась вся коррекцонно-воспитательная работа с воспитанниками.

         Повседневная  жизнь детей все годы организуется с  учётом  ими  усвоенного,  постепенно  повышая  уровень  требований. Этому в определенной мере способствовал и продолжает способствовать распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, дежурство по классу и столовой. Эффективность подготовки школьников к  жизни  через  систему  внеклассной  и урочной работы достигалась благодаря согласованности действий классного руководителя, воспитателя, информированности  о  работе  друг  друга.

     Считаю, что большую роль в становлении воспитанников, как личностей, играет постоянство педагога, а именно, воспитателя, работающего с данной группой. Вместе с педагогом начиная свой школьный путь – путь становления малыша в состоявшуюся  личность, гражданина, воспитатель и воспитанник, проходят рядом все ступени учения и жизненной «азбуки», пробуя, ошибаясь, и собирая необходимый «багаж» опыта, уверенный, что рядом неслучайный «попутчик», а надёжный постоянный друг и наставник.

        Хотелось бы, чтобы это постоянство имело место при закреплении педагогов за данным классом (группой) детей.

 Пятый год я работаю с группой , которая состоит из 9 человек. Как воспитатель, стараюсь повышать свое педагогическое мастерство, так как считаю, что на внеурочную деятельность возложена важная задача, которая позволяет правильно организовать свободное время младших школьников, сделать их досуг организованным и содержательным.

Большинство детей достигают высокого уровня компенсаторного развития и обнаруживаются хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии.

    В начальный период жизни детского коллектива требования в основном нацелены на формирование привычек дисциплинированного и культурного поведения детей  в классе, во время урока, перемен, в столовой, на прогулке и т.д. Требования, первоначально, носят предваряющий характер. Постепенно они обогащаются нравственно-мировоззренческим содержанием.

      

       В своей работе я использую основные методические рекомендации, составленные на основе передового опыта работы воспитателей коррекционных школ. Нахожу такую форму организации приготовления домашних заданий на самоподготовке, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление. При этом использую здоровьесберегающие технологии и индивидуальный подход к детям.

Во время работы на самоподготовке координирую поведение детей: более возбудимых  сдерживаю от поспешности в приготовлении домашних заданий, медлительных - побуждаю к деятельности, неуверенных - подбадриваю и т. д.

Приготовление домашних заданий происходит таким образом, чтобы полностью сохранялось целевое назначение этого вида деятельности - как самостоятельного и индивидуального.

         Задача воспитателя - научить детей выполнять домашние задания, воспитывать в них аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Занимаясь с учениками своей группы, спрашиваю детей, что им задано на дом, прошу показать строчки, которые надо прочесть или написать, проверяю, правильно ли дети нашли задание, заложили закладку, помогаю слабым учащимся, слежу за временем, последовательностью выполнения домашних заданий, проверяю правильность результатов.            

      Особое внимание уделяется формированию у учеников таких черт характера, как настойчивость, упорство, усердие, целеустремленность в процессе выполнения учебных задании.

    

     Если воспитанник не справляется с заданием, предлагаю ему еще раз  вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть классную работу с аналогичным примером, обратить внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учащихся постоянно подбадриваю, внушаю им уверенность в своих силах, учу их преодолевать трудности.

 

        Ещё раз подчеркну, что повседневная связь учителя и воспитателя, беседы, совместное планирование предстоящей работы имеют важное значение для всего коррекционно-воспитательного процесса с группой детей, и исключают дублирование воспитателем урока на самоподготовке.

       

       Тёплое, доброжелательное, но вместе с тем, требовательное общение, любовь к детям, поиск новых форм и методов воспитания – все это помогает мне как воспитателю в моей деятельности. Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.

        Основной целью моей работы  стало  также формирование познавательной деятельности детей. Вся внеклассная и внешкольная работа, таким образом, является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса на уроках, она дополняет и расширяет содержание учебной работы, проводимой учителем на уроке.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методы и технологии, обеспечивающие расширение позитивного  социокультурного опыта школьников.

Мы с учащимися выходим на прогулку: гуляем, активно играем на свежем воздухе.. Главная цель, которую я ставлю перед собой при проведении различных игр, дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать значение двигательной активности.. Кроме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и воображения.

            

       Сколько  знаний, умений, навыков, необходимо  педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. И это невозможно без постоянного самообразования. Так, уже, работая с новой группой малышей, я чаще стала применять в своей работе  ИКТ. Использую в своей работе интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение остаточного слуха и повышение работоспособности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.

                                                               

      Указанные методы и приёмы воспитания отнюдь не исчерпывают всех сторон педагогического мастерства, возможных влияний педагога на учащихся и их деятельность. В стиле одного педагога проявляется яркость его натуры, внешний эффект его мастерства, в стиле другого – незаметные внешне качества сочетаются с глубоким проникновением в процессы изменения личности ребёнка. В стиле 
работы учителя, воспитателя, как и во всей его творческой деятельности, конечно, сказывается его индивидуальность.

        В свое время Джим Рон (автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха) утверждал, что неуспех - это несколько правильных действий, повторяемых ежедневно, а успех - это Самообразование.

        Когда обстоятельства меняются, надо менять способ мышления. А сейчас время меняется стремительно, информация устаревает.

В нашей школе много неравнодушных педагогов, которые постоянно стремятся создать особое образовательное и воспитательное пространство, которое обеспечивает социальную адаптацию выпускников, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Мы прилагаем все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом добра, справедливости, чтобы школа стала «вторым домом», в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.


     Каждый раз, когда вы знакомитесь с новой областью знаний в своей профессии, представьте себя учеником-первоклашкой.Забудьте о своих должностях, дипломах, и возрасте. Сделайте из себя чистый лист бумаги и начните его заполнять сначала. Иначе не преодолеть стресс. Иначе будете изо дня в день повторять устаревшие истины и неуспешные действия, которые давно не дают желаемого результата, удивляться, почему же вы не приближаетесь к успеху. Ничто не растет на льду! Если вы позволите стереотипам заморочить ваше сознание, новые идеи не прорастут! Спасибо за внимание!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Возможности воспитательного пространства школы-интерната

Автор: Спесивова Лариса Владимировна

Дата: 01.09.2017

Номер свидетельства: 427033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства