Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Чернобыль"»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Донецкое республиканское высшее училище
олимпийского резерва им. С. Бубки
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»
Донецк-2017
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Воспитательный час
«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»
Мероприятие имеет форму круглого стола.
Основными направлениями мероприятия являются:
1. Развитие коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, обогащение словарного запаса воспитанников посредством осмысления общезначимых культурных фактов и событий.
2. Творческое развитие личности во внеурочной воспитательной работе.
3. Данный воспитательный час предназначен для старшеклассников и студентов ДРВУОР им. С. Бубки.
Разработчики: Кноблох Н.В., воспитатель, специалист II категории,
Миморская М.Е., воспитатель, специалист
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии классных руководителей и воспитателей ДРВУОР им. С. Бубки
Протокол №__________ от «____» _______________ 20___г.
Председатель цикловой комиссии ______________ С.А. Измайлова
Воспитательный час
«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»
Цели
Расширить представление обучающихся: о причинах техногенных катастроф, роли человеческого фактора, подвиге спасателей; способствовать: развитию коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, развитию творческого подхода при подготовке к мероприятию, формированию базовых нравственных ценностей на примерах самоотверженного служения в деле спасения человечества.
Задачи
Совершенствование навыков диалогической и монологической речи в социально-культурной сфере общения; овладение лексикой в рамках изложенной темы; подбор материала и оформление стенда и аудитории.
Форма проведения: интерактивная беседа с элементами круглого стола.
Место проведения: библиотека
Продолжительность мероприятия – 45 мин.
Целевая аудитория – старшеклассники и студенты ДРВУОР им. С. Бубки.
Подготовительная работа:
- оформление аудитории;
- совместная подготовка материала обучающимися и педагогами.
- развитие культурно-исторического кругозора, уважительного отношения к подвигу героев-ликвидаторов;
- развитие творческого подхода в оформлении и организации аудитории в соответствии с заданной темой;
Воспитательный час
«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»
Ход мероприятия
За неделю до проведения мероприятия обучающиеся получают задания:
Подготовить материалы (в том числе плакаты, стихотворения) о трагедии на Чернобыльской АЭС.
Уметь раскрыть и отстоять свою точку зрения при обсуждении проблемы «Человечество находится на пути эволюции или деградации?»
Воспитанники и педагоги занимают места за импровизированным «круглым» столом, лицом друг к другу.
Ведущий 1: Ребята, наш воспитательный час посвящен трагической дате аварии на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года. Каждый из вас подготовился к сегодняшней беседе.
Просьба каждого из вас подойти к листу бумаги и написать об одном из фактов этого трагического события. Прочтите для всех, что вы написали. Не повторяйте записи. Посмотрим, как вы подготовились.
Обучающиеся выходят по очереди, делают записи, читают их и возвращаются на свои места.
Ведущий 1: Обратите внимание на перечисленные вами факты. Они ужасают нас. Предлагаем обсудить проблему «Человечество находится на пути развития или на пути деградации?» Просьба объединиться в пары; высказывать последовательно свою точку зрения, приводить аргументы и делать выводы. Друг друга не перебивайте. Время вашего выступления не должно превышать 2 минут ( по минуте на каждого участника). Время на подготовку – 1 минута. Во время выступления вы можете использовать заранее подготовленные плакаты и слоганы.
Участники обмениваются мнениями.
Ведущий 1 завершает обсуждение. Ребята, каждый из вас по-своему прав, и, действительно, существуют различные мнения о причинах аварии (делает короткое сообщение о двух версиях чернобыльской катастрофы)
Две точки зрения
Различных объяснений причин Чернобыльской аварии много. Уже их набралось свыше 110. А научно разумных всего две. Первая из них появилась в августе 1986 г. Суть её сводится к тому, что в ночь на 26 апреля 1986 г. персонал 4-го блока ЧАЭС в процессе подготовки и проведения чисто электротехнических испытаний 6 раз грубо нарушил Регламент, т.е. правила безопасной эксплуатации реактора. Причём в шестой раз так грубо, что грубее и не бывает - вывел из его активной зоны не менее 204 управляющих стержней из 211 штатных, т.е. более 96%. В то время, как Регламент требовал от них: "При снижении оперативного запаса реактивности до 15 стержней реактор должен быть немедленно заглушен". А до этого они преднамеренно отключили почти все средства аварийной защиты. Тогда, как Регламент требовал от них: ". Во всех случаях запрещается вмешиваться в работу защит, автоматики и блокировок, кроме случаев их неисправности...". В результате этих действий реактор попал в неуправляемое состояние, и в какой-то момент в нём началась неуправляемая цепная реакция, которая закончилась тепловым взрывом реактора. В также отмечались "небрежность в управлении реакторной установкой", недостаточное понимание "персоналом особенностей протекания технологических процессов в ядерном реакторе" и потерю персоналом "чувства опасности".
Кроме этого, были указаны некоторые особенности конструкции реактора РБМК, которые "помогли" персоналу довести крупную аварию до размеров катастрофы. В частности, "Разработчики реакторной установки не предусмотрели создания защитных систем безопасности, способных предотвратить аварию при имевшем место наборе преднамеренных отключений технических средств защиты и нарушений регламента эксплуатации, так как считали такое сочетание событий невозможным". И с разработчиками нельзя не согласиться, ибо преднамеренно "отключать" и "нарушать" означает рыть себе могилу. Кто же на это пойдёт? И в заключение делается вывод, что "первопричиной аварии явилось крайне маловероятное сочетание нарушений порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока".
В 1991 г. вторая государственная комиссия, образованная Госатомнадзором и состоящая в основном из эксплуатационщиков, дала другое объяснение причин Чернобыльской аварии /3/. Его суть сводилась к тому, что у реактора 4-го блока имеются некоторые "конструкционные недостатки", которые "помогли" дежурной смене довести реактор до взрыва. В качестве главных из них обычно приводят положительный коэффициент реактивности по пару и наличие длинных (до 1 м) графитовых вытеснителей воды на концах управляющих стержней. Последние поглощают нейтроны хуже, чем вода, поэтому их одновременный ввод в активную зону после нажатия кнопки АЗ-5, вытеснив воду из каналов СУЗ, внёс такую дополнительную положительную реактивность, что оставшиеся 6-8 управляющих стержня уже не смогли её скомпенсировать. В реакторе началась неуправляемая цепная реакция, которая и привела его к тепловому взрыву.
При этом исходным событием аварии считается нажатие кнопки АЗ-5, которое вызвало движение стержней вниз. Вытеснение воды из нижних участков каналов СУЗ привело к возрастанию потока нейтронов в нижней части активной зоны. Локальные тепловые нагрузки на тепловыделяющие сборки достигли величин, превышающих пределы их механической прочности. Разрыв нескольких циркониевых оболочек тепловыделяющих сборок привёл к частичному отрыву верхней защитной плиты реактора от кожуха. Это повлекло массовый разрыв технологических каналов и заклинивание всех стержней СУЗ, которые к этому моменту прошли примерно половину пути до нижних концевиков.
Следовательно, в аварии виноваты учёные и проектировщики, которые создали и спроектировали такой реактор и графитовые вытеснители, а дежурный персонал здесь не причём.
В 1996 г. третья государственная комиссия, в которой тоже тон задавали эксплуатационщики, проанализировав накопленные материалы, подтвердили выводы второй комиссии.
Но сейчас обратимся к истории
Ведущий 2: Ребята, был когда-то цветущий город, а сейчас его называют город- призрак…
Припять – маленький городок под Киевом, расположен на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970г. Именно благодаря Чернобыльской АЭС, которая лишь в двух километрах, возникла потребность в построении этого городка. Почти все взрослое население работало на АЭС.
Сам городок современный, красивый и молодой. Население города Припять составляло - 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей.
Ребята, давайте послушаем, что писал о тех местах А. Белкин. (Обучающиеся подготовили стихотворение, которое позволяет нам глубже почувствовать все, что произошло).
Ученица №1 читает отрывок стихотворения:
Красивый город, берег Припяти,
Слегка шумит сосновый бор,
Как будто грудь крутую выпятив,
Весну встречает крошка-порт.
А там, вдали, там за деревьями,
Трубою высится АЭС.
Вокруг поля, поля с деревнями,
И речка, и зеленый лес.
Весенний день уже кончается,
Еще один апрельский день.
И ночь тихонько подбирается,
На город, опуская ТЕНЬ.
Ведущая №2:
Да, ребята, красивые, чудные места получили большую известность…Но не за дивную природную красоту - 31 год назад 26 апреля 1986 года в 1ч.24 минуты - произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, который взбудоражил весь мир. Здание АЭС частично разрушилось, в помещениях и на крыше начался пожар. Из разрушенного здания, в воздух стали выходить опасные радиоактивные вещества.
Учащаяся №2 читает продолжение стихотворения А. Белкина.
…До утра не дожив,
Тишина раскололась,
На зловещий тот взрыв
В темноте напоролась.
И, пошла! Все крушить,
Раскаленная каша.
Суд великий вершить
Над беспечностью нашей.
Полетело все вверх:
Перекрытия, блоки.
И огонь заплясал
На разрушенном блоке.
По дорогам уже завывают сирены.
Прямо в лоб им летят
Невидимки - рентгены.
Ведущая №2:
Ребята, это ужасная трагедия.
На четвертом энергоблоке ЧАЭС прогремел взрыв, последствием которого стало полное разрушение атомного реактора станции.
Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором.
В 1986 году никто к этому не был готов, не знали, что делать, защитных костюмов не было…
27 апреля из города стали увозить всех жителей и никто не знал, что сюда больше не вернутся…
Учащаяся №3 читает окончание стихотворения.
Стал мертвым город, берег Припяти,
И не шумит сосновый бор,
Весь доверху песком засыпанный,
Теперь стоит бедняга-порт.
Лишь кое-где деревья голые,
Пустые хаты в деревнях.
И только знаки треугольные
Повсюду вдоль дорог стоят.
Что ж ты наделала, действительность?
Черною былью заросла.
Людская, та неосмотрительность,
Халатность, наша, слепота.
Сколько могил уже повырыто!
Сколько их выроют еще?
А жизнь идет, и надо выстоять,
И надо жить!… А что еще?…
(А. Белкин)
Ведущая №2:
- Ребята, прошел уже 31 год, как вы думаете…
- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
- Какими качествами должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию?
Эта трагедия, ребята, принесла много жертв. 2 человека погибли во время катастрофы, 31 человек умер в последующие месяцы, около 80- в последующие 15 лет. У 134 человек развилась лучевая болезнь, в 28 случаях приведшая к смерти. Порядка 60 000 человек (в основном – ликвидаторы) получили высокие дозы облучения.
Жителям Донбасса необходимо знать больше об этой трагедии, так как наши земляки помогали спасать мир от серьезной экологической катастрофы ценой своего здоровья и жизни. Делали они это не ради славы, а из чувства долга, понимая, что не бывает чужой беды.
Ребята, помять всех тех, кто отдал жизнь, ликвидируя последствия одной из самых страшных катастроф, почтим минутой молчания…
(метроном, минута молчания)
В Донецке, к 20-летию трагедии, поставлен памятник участникам ликвидации и последствий аварии на ЧАЭС. Пожарные, военные, медицинские работники, шахтеры - 8 тысяч дончан стали ликвидаторами страшной трагедии.
В память об этих людях создан музей «Памяти ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
На 30-летие трагедии-музею присвоили имя Елисеева Анатолия Алексеевича, шахтера-ликвидатора аварии, который был с первых дней на выполнении правительственного задания в Чернобыле. Проходчик ШСУ №6, самоотверженно работал с первых часов после аварии в шахтных штольнях непосредственно под атомным реактором 4-го энергоблока, рискуя жизнью, выполняя поставленную перед ним задачу, получив запредельную дозу облучения (61,9 бер). От полученных несовместимых с жизнью радиационных ожогов умер. Похоронили в Донецке. (работал май, июнь).
10376 героев-ликвидаторов Чернобыльского полка собраны в книге Памяти, которая находится в музее.
Вечная память этим героическим людям.
В дополнение к нашей беседе посмотрите документальные фильмы
Просмотр документальных фильмов.
Обсуждение – подведение итогов (высказывает свою точку зрения каждый участник по кругу).
Ведущий 1: Какие чувства вызвали эти видеоматериалы?
Ведущий 2: Что необходимо предпринимать человечеству, чтобы предотвратить техногенные катастрофы?
Ведущий 1: Ребята, мы еще будем возвращаться к этой серьезной теме. Задумайтесь, как много зависит от каждого из нас.
Ведущий 2: Спасибо за то, что вы ответственно отнеслись к подготовке мероприятия и активно, в нем участвовали.
Литература
Поэзия А. Белкина
Боровский Е. Чернобыльская трагедия. // Газета «Химия». – 2001. - №15.
Дайсон Д. Призрак Чернобыля // «Ридерз дайджест». – 2006.-№4.- с.94-104.
Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. Новый мир. 1989 г., №6