kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательный час "Чернобыль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка описывает воспитательную беседу о трагических событиях Чернобыльской трагедии и героях-ликвидаторах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Чернобыль"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкое республиканское высшее училище

олимпийского резерва им. С. Бубки











Методическая разработка воспитательного мероприятия

«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»

























Донецк-2017





Методическая разработка воспитательного мероприятия

Воспитательный час

«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»

Мероприятие имеет форму круглого стола.

Основными направлениями мероприятия являются:

1. Развитие коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, обогащение словарного запаса воспитанников посредством осмысления общезначимых культурных фактов и событий.

2. Творческое развитие личности во внеурочной воспитательной работе.

3. Данный воспитательный час предназначен для старшеклассников и студентов ДРВУОР им. С. Бубки.



Разработчики: Кноблох Н.В., воспитатель, специалист II категории,

Миморская М.Е., воспитатель, специалист



Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии классных руководителей и воспитателей ДРВУОР им. С. Бубки



Протокол №__________ от «____» _______________ 20___г.

Председатель цикловой комиссии ______________ С.А. Измайлова













Воспитательный час

«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»

Цели

Расширить представление обучающихся: о причинах техногенных катастроф, роли человеческого фактора, подвиге спасателей; способствовать: развитию коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, развитию творческого подхода при подготовке к мероприятию, формированию базовых нравственных ценностей на примерах самоотверженного служения в деле спасения человечества.

Задачи

Совершенствование навыков диалогической и монологической речи в социально-культурной сфере общения; овладение лексикой в рамках изложенной темы; подбор материала и оформление стенда и аудитории.

Форма проведения: интерактивная беседа с элементами круглого стола.

Место проведения: библиотека

Продолжительность мероприятия – 45 мин.

Целевая аудитория – старшеклассники и студенты ДРВУОР им. С. Бубки.

Подготовительная работа:

- оформление аудитории;

- совместная подготовка материала обучающимися и педагогами.

Оборудование: компьютер, проектор, стенд, фотовыставка.

Ожидаемые результаты:

- развитие навыков общения;

- развитие культурно-исторического кругозора, уважительного отношения к подвигу героев-ликвидаторов;

- развитие творческого подхода в оформлении и организации аудитории в соответствии с заданной темой;









Воспитательный час

«День памяти о событиях на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года»

Ход мероприятия

За неделю до проведения мероприятия обучающиеся получают задания:

  1. Подготовить материалы (в том числе плакаты, стихотворения) о трагедии на Чернобыльской АЭС.

  2. Уметь раскрыть и отстоять свою точку зрения при обсуждении проблемы «Человечество находится на пути эволюции или деградации?»

Воспитанники и педагоги занимают места за импровизированным «круглым» столом, лицом друг к другу.

Ведущий 1: Ребята, наш воспитательный час посвящен трагической дате аварии на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года. Каждый из вас подготовился к сегодняшней беседе.

Просьба каждого из вас подойти к листу бумаги и написать об одном из фактов этого трагического события. Прочтите для всех, что вы написали. Не повторяйте записи. Посмотрим, как вы подготовились.

Обучающиеся выходят по очереди, делают записи, читают их и возвращаются на свои места.

Ведущий 1: Обратите внимание на перечисленные вами факты. Они ужасают нас. Предлагаем обсудить проблему «Человечество находится на пути развития или на пути деградации?» Просьба объединиться в пары; высказывать последовательно свою точку зрения, приводить аргументы и делать выводы. Друг друга не перебивайте. Время вашего выступления не должно превышать 2 минут ( по минуте на каждого участника). Время на подготовку – 1 минута. Во время выступления вы можете использовать заранее подготовленные плакаты и слоганы.

Участники обмениваются мнениями.

Ведущий 1 завершает обсуждение. Ребята, каждый из вас по-своему прав, и, действительно, существуют различные мнения о причинах аварии (делает короткое сообщение о двух версиях чернобыльской катастрофы)

Две точки зрения

Различных объяснений причин Чернобыльской аварии много. Уже их набралось свыше 110. А научно разумных всего две. Первая из них появилась в августе 1986 г. Суть её сводится к тому, что в ночь на 26 апреля 1986 г. персонал 4-го блока ЧАЭС в процессе подготовки и проведения чисто электротехнических испытаний 6 раз грубо нарушил Регламент, т.е. правила безопасной эксплуатации реактора. Причём в шестой раз так грубо, что грубее и не бывает - вывел из его активной зоны не менее 204 управляющих стержней из 211 штатных, т.е. более 96%. В то время, как Регламент требовал от них: "При снижении оперативного запаса реактивности до 15 стержней реактор должен быть немедленно заглушен". А до этого они преднамеренно отключили почти все средства аварийной защиты. Тогда, как Регламент требовал от них: ". Во всех случаях запрещается вмешиваться в работу защит, автоматики и блокировок, кроме случаев их неисправности...". В результате этих действий реактор попал в неуправляемое состояние, и в какой-то момент в нём началась неуправляемая цепная реакция, которая закончилась тепловым взрывом реактора. В также отмечались "небрежность в управлении реакторной установкой", недостаточное понимание "персоналом особенностей протекания технологических процессов в ядерном реакторе" и потерю персоналом "чувства опасности".

Кроме этого, были указаны некоторые особенности конструкции реактора РБМК, которые "помогли" персоналу довести крупную аварию до размеров катастрофы. В частности, "Разработчики реакторной установки не предусмотрели создания защитных систем безопасности, способных предотвратить аварию при имевшем место наборе преднамеренных отключений технических средств защиты и нарушений регламента эксплуатации, так как считали такое сочетание событий невозможным". И с разработчиками нельзя не согласиться, ибо преднамеренно "отключать" и "нарушать" означает рыть себе могилу. Кто же на это пойдёт? И в заключение делается вывод, что "первопричиной аварии явилось крайне маловероятное сочетание нарушений порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока".

В 1991 г. вторая государственная комиссия, образованная Госатомнадзором и состоящая в основном из эксплуатационщиков, дала другое объяснение причин Чернобыльской аварии /3/. Его суть сводилась к тому, что у реактора 4-го блока имеются некоторые "конструкционные недостатки", которые "помогли" дежурной смене довести реактор до взрыва. В качестве главных из них обычно приводят положительный коэффициент реактивности по пару и наличие длинных (до 1 м) графитовых вытеснителей воды на концах управляющих стержней. Последние поглощают нейтроны хуже, чем вода, поэтому их одновременный ввод в активную зону после нажатия кнопки АЗ-5, вытеснив воду из каналов СУЗ, внёс такую дополнительную положительную реактивность, что оставшиеся 6-8 управляющих стержня уже не смогли её скомпенсировать. В реакторе началась неуправляемая цепная реакция, которая и привела его к тепловому взрыву.

При этом исходным событием аварии считается нажатие кнопки АЗ-5, которое вызвало движение стержней вниз. Вытеснение воды из нижних участков каналов СУЗ привело к возрастанию потока нейтронов в нижней части активной зоны. Локальные тепловые нагрузки на тепловыделяющие сборки достигли величин, превышающих пределы их механической прочности. Разрыв нескольких циркониевых оболочек тепловыделяющих сборок привёл к частичному отрыву верхней защитной плиты реактора от кожуха. Это повлекло массовый разрыв технологических каналов и заклинивание всех стержней СУЗ, которые к этому моменту прошли примерно половину пути до нижних концевиков.

Следовательно, в аварии виноваты учёные и проектировщики, которые создали и спроектировали такой реактор и графитовые вытеснители, а дежурный персонал здесь не причём.

В 1996 г. третья государственная комиссия, в которой тоже тон задавали эксплуатационщики, проанализировав накопленные материалы, подтвердили выводы второй комиссии.

Но сейчас обратимся к истории

Ведущий 2: Ребята, был когда-то цветущий город, а сейчас его называют город- призрак…

Припять – маленький городок под Киевом, расположен на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970г. Именно благодаря Чернобыльской АЭС, которая лишь в двух километрах, возникла потребность в построении этого городка. Почти все взрослое население работало на АЭС.

Сам городок современный, красивый и молодой. Население города Припять составляло - 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей.

Ребята, давайте послушаем, что писал о тех местах А. Белкин. (Обучающиеся подготовили стихотворение, которое позволяет нам глубже почувствовать все, что произошло).

Ученица №1 читает отрывок стихотворения:

Красивый город, берег Припяти,

Слегка шумит сосновый бор,

Как будто грудь крутую выпятив,

Весну встречает крошка-порт.

А там, вдали, там за деревьями,

Трубою высится АЭС.

Вокруг поля, поля с деревнями,

И речка, и зеленый лес.

Весенний день уже кончается,

Еще один апрельский день.

И ночь тихонько подбирается,

На город, опуская ТЕНЬ.

Ведущая №2:

Да, ребята, красивые, чудные места получили большую известность…Но не за дивную природную красоту - 31 год назад 26 апреля 1986 года в 1ч.24 минуты - произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, который взбудоражил весь мир. Здание АЭС частично разрушилось, в помещениях и на крыше начался пожар. Из разрушенного здания, в воздух стали выходить опасные радиоактивные вещества.

Учащаяся №2 читает продолжение стихотворения А. Белкина.

…До утра не дожив,

Тишина раскололась,

На зловещий тот взрыв

В темноте напоролась.

И, пошла! Все крушить,

Раскаленная каша.

Суд великий вершить

Над беспечностью нашей.

Полетело все вверх:

Перекрытия, блоки.

И огонь заплясал

На разрушенном блоке.

По дорогам уже завывают сирены.

Прямо в лоб им летят

Невидимки - рентгены.

Ведущая №2:

Ребята, это ужасная трагедия.

На четвертом энергоблоке ЧАЭС прогремел взрыв, последствием которого стало полное разрушение атомного реактора станции.

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором.

В 1986 году никто к этому не был готов, не знали, что делать, защитных костюмов не было…

27 апреля из города стали увозить всех жителей и никто не знал, что сюда больше не вернутся…

Учащаяся №3 читает окончание стихотворения.

Стал мертвым город, берег Припяти,

И не шумит сосновый бор,

Весь доверху песком засыпанный,

Теперь стоит бедняга-порт.

Лишь кое-где деревья голые,

Пустые хаты в деревнях.

И только знаки треугольные

Повсюду вдоль дорог стоят.

Что ж ты наделала, действительность?

Черною былью заросла.

Людская, та неосмотрительность,

Халатность, наша, слепота.

Сколько могил уже повырыто!

Сколько их выроют еще?

А жизнь идет, и надо выстоять,

И надо жить!… А что еще?…

(А. Белкин)

Ведущая №2:

- Ребята, прошел уже 31 год, как вы думаете…

- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

- Какими качествами должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию?

Эта трагедия, ребята, принесла много жертв. 2 человека погибли во время катастрофы, 31 человек умер в последующие месяцы, около 80- в последующие 15 лет. У 134 человек развилась лучевая болезнь, в 28 случаях приведшая к смерти. Порядка 60 000 человек (в основном – ликвидаторы) получили высокие дозы облучения.

Жителям Донбасса необходимо знать больше об этой трагедии, так как наши земляки помогали спасать мир от серьезной экологической катастрофы ценой своего здоровья и жизни. Делали они это не ради славы, а из чувства долга, понимая, что не бывает чужой беды.

Ребята, помять всех тех, кто отдал жизнь, ликвидируя последствия одной из самых страшных катастроф, почтим минутой молчания…

(метроном, минута молчания)

В Донецке, к 20-летию трагедии, поставлен памятник участникам ликвидации и последствий аварии на ЧАЭС. Пожарные, военные, медицинские работники, шахтеры - 8 тысяч дончан стали ликвидаторами страшной трагедии.

В память об этих людях создан музей «Памяти ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС».

На 30-летие трагедии-музею присвоили имя Елисеева Анатолия Алексеевича, шахтера-ликвидатора аварии, который был с первых дней на выполнении правительственного задания в Чернобыле. Проходчик ШСУ №6, самоотверженно работал с первых часов после аварии в шахтных штольнях непосредственно под атомным реактором 4-го энергоблока, рискуя жизнью, выполняя поставленную перед ним задачу, получив запредельную дозу облучения (61,9 бер). От полученных несовместимых с жизнью радиационных ожогов умер. Похоронили в Донецке. (работал май, июнь).

10376 героев-ликвидаторов Чернобыльского полка собраны в книге Памяти, которая находится в музее.

Вечная память этим героическим людям.

В дополнение к нашей беседе посмотрите документальные фильмы

Просмотр документальных фильмов.

Обсуждение – подведение итогов (высказывает свою точку зрения каждый участник по кругу).

Ведущий 1: Какие чувства вызвали эти видеоматериалы?

Ведущий 2: Что необходимо предпринимать человечеству, чтобы предотвратить техногенные катастрофы?

Ведущий 1: Ребята, мы еще будем возвращаться к этой серьезной теме. Задумайтесь, как много зависит от каждого из нас.

Ведущий 2: Спасибо за то, что вы ответственно отнеслись к подготовке мероприятия и активно, в нем участвовали.

















































Литература

  1. Поэзия А. Белкина

  2. Боровский Е. Чернобыльская трагедия. // Газета «Химия». – 2001. - №15.

  3. Дайсон Д. Призрак Чернобыля // «Ридерз дайджест». – 2006.-№4.- с.94-104.

  4. Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. Новый мир. 1989 г., №6

  5. Материалы интернета:



http://www.economics.kiev.ua/?id=413&view=article



http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50025



http://chornobyl.in.ua/en/



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Воспитательный час "Чернобыль"

Автор: Миморская Марина Евгеньевна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства