Воспитательная система объединения "Мастерская талантов"
Воспитательная система объединения "Мастерская талантов"
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности. Оно создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Современный педагогический процесс представляется как единство обучения и воспитания. Сфера дополнительного образования совершенно не случайно многими педагогами рассматривается в поле воспитания. Тому есть две причины. Во-первых, по своему характеру учреждения дополнительного образования предоставляют ребенку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности, удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта. Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.
Создание системы воспитательной работы – это одна из главных проблем, которая стоит перед любым образовательным учреждением.
Качественно учить, не воспитывая, невозможно, нельзя плодотворно работать с ребенком, не зная его семейного положения и не создав условия для его развития. Поэтому важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является развитие воспитательной системы. Актуальность этой задачи объясняется тревожными тенденциями в развитии российского общества: незащищенность детей в условиях нестабильной экономической обстановки и снижения жизненного уровня населения, отсутствие четких мировоззренческих ориентиров, усиление процесса дестабилизации и деформации личности.
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности. Оно создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Современный педагогический процесс представляется как единство обучения и воспитания. Сфера дополнительного образования совершенно не случайно многими педагогами рассматривается в поле воспитания. Тому есть две причины. Во-первых, по своему характеру учреждения дополнительного образования предоставляют ребенку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности, удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта. Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.
Создание системы воспитательной работы – это одна из главных проблем, которая стоит перед любым образовательным учреждением.
Качественно учить, не воспитывая, невозможно, нельзя плодотворно работать с ребенком, не зная его семейного положения и не создав условия для его развития. Поэтому важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является развитие воспитательной системы. Актуальность этой задачи объясняется тревожными тенденциями в развитии российского общества: незащищенность детей в условиях нестабильной экономической обстановки и снижения жизненного уровня населения, отсутствие четких мировоззренческих ориентиров, усиление процесса дестабилизации и деформации личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система объединения "Мастерская талантов"»
Воспитательная система объединения «Мастерская талантов»
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности. Оно создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Современный педагогический процесс представляется как единство обучения и воспитания. Сфера дополнительного образования совершенно не случайно многими педагогами рассматривается в поле воспитания. Тому есть две причины. Во-первых, по своему характеру учреждения дополнительного образования предоставляют ребенку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности, удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта. Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.
Создание системы воспитательной работы – это одна из главных проблем, которая стоит перед любым образовательным учреждением.
Качественно учить, не воспитывая, невозможно, нельзя плодотворно работать с ребенком, не зная его семейного положения и не создав условия для его развития. Поэтому важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является развитие воспитательной системы. Актуальность этой задачи объясняется тревожными тенденциями в развитии российского общества: незащищенность детей в условиях нестабильной экономической обстановки и снижения жизненного уровня населения, отсутствие четких мировоззренческих ориентиров, усиление процесса дестабилизации и деформации личности.
Поэтому принципиальное значение имеет создание гуманистической системы воспитательной работы, направленной на формирование свободной личности, способной к самореализации и сотрудничеству в условиях современного общества.
Концептуально-методологической основой воспитательной системы объединения «Мастерская талантов» являются:
Концепции гумманизации и демократизации системы образования (по мнению Г.С.Батищева, В.Г. Белинского, В.В., Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластенина на передний план обучения и воспитания выходит педагогика сотрудничества, направленная на оптимизацию воздействия личности и социума, обеспечение их наиболее эффективного развития. Она также направлена на совершенствование форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих раскрытие индивидуальности обучающегося, его личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать от себя воспитательные воздействия).
Концепции формирования гражданской позиции, духовно-нравственного воспитания личности, этнической принадлежности, толерантности (по мнению Карамзина Н.М., Ломоносова М.В., далее Выготского Л.С. воспитание гражданина России – является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного и образовательного процесса).
Данные концепции и теории позволяют грамотно выстраивать содержательную основу системы воспитания, рационально использовать методы, приемы, формы организации образовательно-воспитательного процесса.
Цель воспитательной системы объединения «Мастерская талантов»: обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ребенка, создание основы для выявления и поддержки талантов и способностей к технической и художественной деятельности.
Основные задачи.
Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование таких качеств как:
уважение к труду не только своему, но и других людей;
чувство сопричастности к культуре своего народа;
любовь к природе родного края;
организованность и аккуратность;
уважительное отношение к взрослым и сверстникам;
доброжелательность и толерантность.
Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями образования.
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение системы.
Целевые ориентации:
Обеспечить условия для личностного развития, укрепления здоровья.
Предупреждать детскую безнадзорность.
Корректировать социальные отношения (друзья, семья, взрослые, сообщества).
Удовлетворять дополнительные запросы и интересы детей, лежащие во внеучебной деятельности, а также потребности семьи, интересы социально-экономического развития региона.
Формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.
Стимулировать социализацию детей с помощью различных видов творческой деятельности, осваивать современные формы досуга, формировать опыт детской самодеятельности, самоуправления.
Организационные условия действия воспитательной системы объединения «Мастерская талантов»
Система воспитательной работы объединения представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия компонентов:
социокультурное и медиакультурное воспитание (духовно-нравственное воспитание);
гражданско-патриотическое воспитание;
воспитание здорового образа жизни;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
экологическое воспитание.
Содеожание компонентов системы
Компонент
Характеристика компонента
Направления работы
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
Формирование у воспитанников представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
Формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;
Организация интернационального воспитания;
Организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
Гражданско-патриотическое воспитание:
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Патриот – это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Важно воспитать не стороннего наблюдателя, а действительного гражданина своей Родины. С педагогической точки зрения патриот – личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью познавательного подхода невозможна. Новое время требует от педагогов содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности.
1. Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
2. Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
3. Привлечение воспитанников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Основные моменты деятельности:
знакомство с законами и правовыми нормами государства;
формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Правовое воспитание и культура безопасности:
Развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
1.Организация повышения правовой грамотности воспитанников;
2.Создание условий деятельности органов самоуправления;
3.Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности воспитанников.
Воспитание семейных ценностей:
формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству родители несут ответственность за воспитание детей. Под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.
Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания.
Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Воспитание здорового образа жизни:
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации воспитанникам значимости физического и психического здоровья человека.
Задачи:
Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
Проводить профилактику заболеваний.
Укреплять здоровье, закаливать организм.
Следить за состоянием здоровья.
Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
Вооружить воспитанников, учителей и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.
Концептуальные положения:
Приоритет здоровья над другими ценностями.
Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.
Принцип природосообразности: учёт и использование физиологических возможностей организма ребёнка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.
Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов).
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но физическая, социальная и психическая гармония человека, а также доброжелательные, спокойные отношения с людьми, природой и, наконец, с самим собой. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Издревле считалось, что именно здоровье нации является «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания.
1.Внедряются здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательный процесс:
динамические паузы;
гимнастика для глаз;
релаксационные упражнения;
аутотренинги.
2.Используются современные педагогические технологии и методики:
обеспечение щадящего, охранительно-педагогического обучения;
нормализация учебной нагрузки;
профилактика гриппа и других заболеваний.
4.Воспитание здорового ребенка осуществляется совместными усилиями с семьёй:
родительские собрания;
беседы;
«круглые столы» по проблеме;
физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;
дни открытых дверей;
практикумы для родителей;
экскурсии.
Экологическое воспитание:
формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся и воспитанников образовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
1.Организация повышения уровня экологической культуры воспитанников;
2.Создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
Механизм реализации системы
Система воспитательной работы объединения носит рефлексивно-гуманистический характер. Это – организованное целенаправленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления. Способами реализации такого взаимодействия являются диалог и полилог.
Содержание и организационные условия воспитания разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип
Характеристика принципа
Гуманистический
Отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект субъективных отношениях.
Либертальности
Право воспитанников развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей.
Культуросообразности
Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Эффективности социального взаимодействия
Воспитание в коллективах разного типа с целью расширения сферы общения и создания условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом — формирования навыков социальной адаптации, самореализации.
Концентрации воспитания
Развитие социальной и культурной компетентности личности, освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.
Рекреативности
Право ребенка на отдых, игру, развлечения.
Комфортности
Право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать до конца;
не принимать решения за детей, а побуждать сделать это самостоятельно;
открытость и доступность воспитанникам.
Отношения педагога и ребенка строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Педагогическая миссия в процессе воспитания – воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение, взаимодействие.
Приоритетные аспекты, позволяющие грамотно выстроить педагогический процесс, организовать комфортную здоровьесберегающую среду, вовлечь всех участников программы в интересную, продуктивную деятельность:
- поддержка разнообразия детства: сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимо тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- личностно-развивающий и гуманистический характер: взаимодействие (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей, учет этнокультурной ситуации развития детей и приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- уважение личности ребенка: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- специфическая форма проведения педагогических мероприятий: в форме игр, познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, в форе творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое и социально-личностное развитие ребенка.
Оценка эффективности системы воспитательной работы объединения «Мастерская талантов»
Ожидаемые результаты
Итоги реализации компонентов системы
Социальный эффект
Сформированность духовно-нравственных и медиакультурных компетенций.