Оборудование: земля, горшок, баночки с водой, ножницы, комнатные растения, фотографии растений, слова-таблички с комнатными растениями.
Подготовительная работа:
1.Составление сообщений «Интересное о растениях» по плану (о растениях, с которыми будет работать группа на практической части занятия):
- из какой страны привезен цветок.
- почему его так назвали (если есть, можно легенду о цветке).
- уход за растением.
2. Беседа «Путешествие комнатных растений».
3. Поставить отростки (по количеству детей в группе) в воду за две недели, чтобы появились корни.
4. Организовать дежурство и уход за растениями.
5. Поместить в уголок группы, в рубрику «Это интересно», вопрос «Какую пользу приносят комнатные растения человеку?».
6. Разбить отряд на три группы. (По количеству цветов для размножения)
7. Организовать группу исследователей (5 чел.) для работы с анкетами.
8. Провести анкетирование среди воспитанников детского дома.
Анкета
1.Нравится ли Вам наш детский дом?
2.Какую роль, по вашему мнению, занимают комнатные растения в детском доме?
3.Как вы думаете, достаточное ли количество растений в детском доме? (Если нет, то, в каких помещениях?)
4.Правильно ли за ними ухаживают?
5.Что бы вы хотели изменить или добавить в озеленении нашего дома?
План занятия:
I. Организационный момент (7 мин.)
1.Коррекционное занятие «Необычные приветствия»
2. Введение в тему.
II. Основная часть (28 мин.)
1.Вводная беседа.
2. Подведение итого исследовательской деятельности.
3.Способы размножения цветов.
4. Практическая работа.
5.Выработка правил по уходу за посаженными растениями.
6. Викторина.
III. Итоги занятия (5 мин.)
1. Ответы на вопросы.
2. Задание в дневниках «С любовью к посёлку».
3. Рисунок любимого цветка.
Ход занятия.
Организационный момент.
1.Коррекционное занятие «Необычные приветствия»
Цель: формирование положительного эмоционального настроя на совместную работу.
Процедура проведения. Участникам предлагается выйти вперед и образовать круг. Включается медленная музыка. Участники под музыку свободно перемещаются по комнате. Игрокам необходимо поприветствовать друг друга различными способами: локтями, плечами, правой рукой, левой рукой, коленями, бедрами, носами, ушами.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Сегодняшнее наше занятие мне хотелось начать со стихотворения «Город»:
Мой город красивый и очень зеленый.
Мой город прекрасный и всем он знакомый.
Люблю его парки,
Где много веселья -
Там смех детворы и много качелей.
Фонтаны люблю,
Люблю магазины –
Там много игрушек и разных изделий.
Я школу люблю, она в городе нашем –
В березовой роще – нет ее краше!
- Какое событие, связанное с нашим посёлком, мы будем отмечать летом? (День рождения)
- Какой подарок к этому дню мы можем сделать посёлку? (Вырастить цветы и украсить ими посёлок, подарить их людям; вырастить рассаду, а потом высадить на клумбу, чтобы посёлок был цветущим)
- Выращиванием рассады и высаживанием их на клумбы детского дома, будут заниматься девочки старших групп. У них сейчас проходит операция “Семечко”. А мы давайте подарим посёлку, школе и детскому саду - выращенные нами комнатные цветы.
II. Основная часть.
Наше занятие так и называется «Цветок – подарок посёлку».
1. Вводная беседа.
- Посмотрите, какие растения у нас в группе. Кто знает их названия? (Дети называют растения)
- Каким одним словом мы можем их все назвать? (Комнатные растения)
- Нам всем нравиться созерцать цветы на подоконниках в комнатах. Какую пользу приносят комнатные растения человеку? Этот вопрос вы изучали в течение недели. (Учеными доказано, что цветы кроме радости и уюта, приносят человеку пользу. Они очищают воздух от углекислого газа днем, выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных микробов. Цвет зелени успокаивает, поднимает настроение и работоспособность. Такое влияние могут оказать только здоровые и ухоженные растения. В одной из английских книг XIX века по садоводству было написано: «Каждый дом, в котором живут растения, будет для нас более чистым и здоровым, чем, если растений в нем бы не было».)
2. Подведение итого исследовательской деятельности.
Исследователь 1: Наша группа исследователей провела анкетирование среди воспитанников и воспитателей подшефного детского сада. И вот какие результаты получились: (дети называют конкретные числа и ответы анкетируемых).
Исследователь 2: детям нравится наш детский дом, особенно группы, где много комнатных растений. Они желали, чтобы и вдоль лестничного пролета и даже в туалетных комнатах стояли на подоконниках горшки с комнатными цветами. Так думают и воспитатели детского сада.
Исследователь 3: Воспитатели и учителя школы предложили нам узнать, какие растения можно разводить в детском саду и в школе, а какие нельзя.
Исследователь 4: Мы познакомились с литературой и узнали, что в помещениях, где находятся дети, нельзя разводить высокие комнатные растение, с шипами на стеблях и иголками, нельзя держать ядовитые цветы на подоконниках: диффенбахию, пуасетию, олеандр, омелу, плющ и др. (Дети показывают фотографии этих растений). Вдоль лестницы можно поставить в горшках вьющиеся комнатные цветы – традесканцию. А на подоконниках между этажами - фуксию, в туалетных комнатах – фиалки. (Название цветов на доске и показ растении в живом виде)
Исследователь 5: Я хочу рассказать о комнатном цветке – традесканция. (Рассказ по плану)
Рассказ о традесканции (для справки): Произрастает в болотистых местах Северной Америки. Название «традесканция» появилось в XVIII в. и произошло от имени английского садовода Джона Традесканта. В народе традесканция известна как «бабьи сплетни». Если внимательно посмотреть на растение, то можно заметить, что длинные свисающие стебли, густо покрытые листиками, так переплетаются между собой, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти начало или конец ветки. Хорошо растет как в теплом, так и в прохладном помещении. Содержать можно на светлом и тенистом месте. Растение влаголюбиво, требует поливов и опрыскивания. Традесканция растение Близнецов.
Исследователь 1: Я хочу рассказать о комнатном цветке – фуксия. (Рассказ по плану).
Рассказ о фуксии (для справки): Родина фуксии Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это вечно зеленые кустарники, которых в природе насчитывается около 100 видов.
Фуксия - кустарник с красноватыми стеблями. Листья 4-5 см длиной, заостренные на конце и слегка зубчатые по краю. Цветки, поникающие на длинных цветоножках. Плоды - черные ягоды. Цветение начинается весной, причем цветки фуксии недолговечны, но довольно многочисленны и цветение при благоприятных условиях обильное.
Фуксия очень требовательна к температурным условиям и по окончании цветения начинает сбрасывать листья. Растение желательно выращивать в прохладном помещении и в комнате должно быть хорошее освещение. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах. Почва в горшках должна быть все время слегка влажноватой. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки
Исследователь 2: Я хочу рассказать о комнатном цветке – фиалка. (Рассказ по плану).
Рассказ о фиалке (для справки):
Родина фиалок горы Африки. Это растение является любимцем многих цветоводов.
Одна из легенд рассказывает: когда однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Там, может быть, этот прелестный цветок остался бы и навсегда и никогда не попал к нам на землю, не случись, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном как раз в то время, когда рвала фиалки. В испуге она выронила из рук цветы на землю... и вот эти-то фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.
Фиалку считают французы символом скромности и невинности, а греки цветком печали и смерти.
Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. (Показ фиалок). Это растение теневыносливое, не переносит сквозняков. Желательно температуру воздуха в комнате поддерживать 16-22 градуса. Поливают фиалки по мере подсыхания земляного кома, т.е. земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов. При поливе вода не должна попадать на листья. Размножается фиалка листовыми черенками, частью листа, семенами.
3. Воспитатель: действительно, растения из разных стран требует разного ухода. Лучшим временем для размножения является весна. Знаете, ли вы как можно размножить эти растения? Чтобы таких растений было много (семенами).
- Да можно, но этот способ требует много времени и сил, есть гораздо простые способы:
1. Способ – черенкованием. Обратимся к толковому словарю. (воспитанник читает значение слова). Черенкование - это размножение растений небольшими отрезками побегов с почками или листьями.
2. Способ – деление корневища. (воспитанник читает значение слова). Деление корневища - размножение растений путем деления разросшегося растения на делянки с частью корня и листьями.
Воспитатель: Ребята, фуксию, традесканцию, фиалку можно размножать черенкованием. Вы сидите группами, и будете вместе размножать цветы черенкованием. (На столе у каждого - баночка с водой, ножницы; каждой группе выдается один цветок для размножения)
4. Практическая работа
А) показ способа черенкования.
- Как это сделать? Послушайте и смотрите.
Черенок срезают под листом примерно 5-10 см от начало стебля (верхушки). На черенке нужно оставить 2-4 листочка, удалив листья внизу, чтобы не допустить загнивания, когда черенок будет укореняться. Поставим в воду, в которую положим немного древесного угля, чтобы растение легко могло пустить корни. Потом прикроем черенок пластиковой бутылкой, срезав у неё верхнюю часть. (Рассказ воспитателя сопровождается показом)
Б) черенкование растений. (Под руководством воспитателя дети черенкуют фуксию, традесканцию)
- Эти черенки в баночках мы поставим на подоконник, и будем наблюдать, ждать, когда появятся корни.
Посмотрите, как будут выглядеть уже укоренившиеся черенки.
Когда у растения появятся корни, его аккуратно пересаживают в горшочек с землей. При этом необходимо соблюдать осторожность, потому что развившиеся в воде корни очень нежные и ломкие.
В) посадка проросших черенков в землю. (Воспитатель детям раздает проросшие черенки и цветочные горшочки с землей)
Ребята, перед вами уже проросшие черенки. Сейчас их посадим в горшки. Посмотрите, как это будем делать:
В горшке с землей сделай углубление.
Полей землю.
Опусти в углубление черенок с корнями.
Присыпай углубление землей, слегка потряхивая черенок, чтоб земля оказалась между корешками.
Уплотни землю сверху.
Полей растение.
5. Выработка правил по уходу за посаженными растениями.
- Как нужно ухаживать за посаженными растениями. (ответы детей записываются на доску и в дневник «С любовью к посёлку»)
1. В заголовках, каких романов обоих писателей Дюма упоминаются цветы? («Черный тюльпан» и «Дама с камелиями»).
Трилистник - символ счастья. Символом, какой спортивной фирмы он является?(«Адидас»).
Какая знаменитая война названа именем цветов даже с указанием их цвета? (Война Алой и Белой розы, XV век, Англия).
В одном античном мифе рассказывается о юноше, который, вопреки гневу богов, постоянно занимался самолюбованием. В какой цветок превратили его боги? (В нарцисс).
В каких сказках в названии встречается цветок? («Аленький цветочек», «Цветик-Семицветик»).