kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание детей через художественные произведения на примере подвигов земляков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описываются исторические события времен Великой отечественной войны. Солдаты -участники упомянутых событий 100-ой и 101-ой осб, сформированных в Казахстане.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание детей через художественные произведения на примере подвигов земляков»

Временной отрезок длительностью в 14 месяцев длилось одно из крупнейших сражений времен ВОВ. Той войны, которая закончилась победой великого советского Народа, основная тяжесть сражения о которой хочется очередной раз поведать молодежи, пришлось на плечи солдат 100-й и 101-ой отдельных стрелковых бригад в 1942-1943 гг., сформированные в Актобе и Алма-Ате. Да, вы правы: это сражение под Ржевом. 75 лет самой кровопролитной битве человечества.

5 января 1942 года Иосиф Сталин отдал приказ за неделю освободить Ржев от фашистов. Ржев был занят немецкими войсками. Бои подо Ржевом были одними из самых ожесточенных, группы фронтов одна за одной проводили наступательные операции, потери с обеих сторон были катастрофическими. Ржевская битва, несмотря на название, не была сражением за сам город, главной ее задачей было уничтожить основные силы немецкой группировки на ржевско-вяземском плацдарме в 150 км от Москвы. Бои шли не только в районе Ржева, но и в Московской, Тульской, Калининской, Смоленской областях. Отбросить немецкую армию никак не удавалось, однако Гитлер не смог перебросить резервы под Сталинград. Сталин считал, что надо переходить в общее наступление на всех основных направлениях — от Ладожского озера до Черного моря. Солдаты воевали под командованием таких военноначальников как Конев, Жуков, Захаров, Булганин... историки констатируют, что Ржевская битва стала одной из самых бесславных страниц и в их биографиях.

Участник летних боев под Ржевом писатель А. Цветков в фронтовых записках вспоминает, что, когда танковую бригаду, в которой он сражался, перебросили в ближний тыл, он пришел в ужас: вся местность была покрыта трупами солдат: "Кругом зловоние и смрад. Многих тошнит, многих рвет. Так невыносим для организма запах от тлеющих человеческих тел. Жуткая картина, отродясь такой не видывал...". "Мы наступали на Ржев по трупным полям" — исчерпывающе описывает летние бои Петр Михин. Он рассказывает в книге воспоминаний: "Впереди — "долина смерти". Ни миновать, ни обойти ее нет возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во чтобы то ни стало надо быстро соединить. Ползешь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями, испускают тошнотворный сладковатый запах разложения человеческих тел. Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, почва содрогается, трупы сваливаются на тебя, осыпая червями, в лицо бьет фонтан тлетворной вони… Идут дожди, в окопах воды по колено. … Если ты уцелел, снова смотри в оба, бей, стреляй, маневрируй, топчись на лежащих под водой трупах. А они мягкие, скользкие, наступать на них противно и прискорбно". Литераторы разных времен своими произведениями донесли народу суть произошедшего. Одним из них был Бекишев Хаким, уроженец Северо-Казахстанской области, «бронированный комбат» 101 осб. Так назвали своего командира 1-го батальона солдаты.

О тяжелых боях на Ржевском выступе Бекишев Х. рассказывает в своей книге «Батальон, вперед!» («Батальон, алга!»). Сабит Муканов посвятил Хамиту страницы в своей трилогии «Школа жизни, Музафар Алимбаев, однополчанин, заместитель командира батареи 120мм минометного дивизиона 101-й осб, посвятил Бекишеву следующие строки;

«Если воин хоть чуть-чуть похож на Бекишева,

То уже считай его героем и без испытания

Да, что может быть лучше на свете,

Чем мужество во имя Родины?»

Книга Абенова К.А «Операция «Марс». Казахи в Долине смерти», посвящена памяти подвига воинов 100-й и 101-й осб. Работа Константина Воробьева "Это мы, господи!.. также посвящена этой трагедии. Этой трагической странице в истории русско-немецкого противостояния Александр Твардовский посвятил свое стихотворение под названием «Я убит подо Ржевом». Оно было написано в 1946 году и основано на реальных событиях. Главный герой стихотворения, для которого в какой-то момент стало уже не важно прошлое и настоящее. Его волнует будущее, в котором этому солдату, возможно, не найдется места. Поэтому, обращаясь ко всем тем, кто выжил в этой войне, герой произведения отмечает: «Вам я жизнь завещаю, что я больше могу?». Свою миссию этот солдат считает выполненной, и уже не имеет значения то состояние, в котором он находится. Главное, знать, что победа осталась за нами, пусть и далась она слишком дорого. Именно так и думали наши герои- земляки, участники боев подо Ржевом. Наша же задача, научить молодежь понимать непреходящие ценности, воспитывать у молодых людей патриотизм, любовь к своей родине, уважение к подвигу наших предков.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Воспитание детей через художественные произведения на примере подвигов земляков

Автор: Ахсанова Тания Самигуловна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376565

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства