kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание нравственных ценностей у обучающихся через освоение дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В материалах разработки даётся описание опыта работы по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодежи через реализацию дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотческой направленности в учреждении дополнительного образования детей, которые представляют широкий спектр направлений: патриотическое, гшероико-патриотическое, музейно-экскурсионное, поисковое, военное дело, Реализуются программы: "Почетный караул", "Юные защитники Отечества", "Куряне", "Грагит".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных ценностей у обучающихся через освоение дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления»

Воспитание нравственных ценностей у обучающихся через

освоение дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления


В основе нравственного благополучия общества заложен один из древнейших и, пожалуй, самый важный вид человеческой деятельности – воспитание. Переориентация современного образования на социализацию личности и становление активности жизненной позиции ребенка придают определенную актуальность воспитанию и предназначению дополнительного образования детей в усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования.

Дополнительное образование детей на современном этапе берет на себя задачи не только обеспечения дополнительности общего образования, но и обеспечения непрерывности развития ребенка в системе общего образования.

ДО решает вопросы социального заказа образования через реализацию важных социально-педагогических функций: социальная защита, помощь и поддержка детей, их оздоровление

Несмотря на то, что содержание дополнительного образования не ограничивается образовательными стандартами, (хотя их отсутствие не означает отказ от анализа качества образовательных услуг), оно отбирается и структурируется педагогами на основе таких принципов, как адресность, доступность, безопасность, перспективность на основе анализа достижений культуры, науки, техники, экономики.

Содержание дополнительного образования формируется педагогами с учетом интересов конкретных детей и их возможностей. Его можно назвать ведущим центром социализации детей и подростков в обществе, т.к. обеспечивая безопасность и перспективность Детства в целях физического, психического, интеллектуального, духовно-нравственного развития личности каждого ребенка, ДОД создает условия для противодействия социальным девиациям в детской среде, ограждает от приобщения детей и подростков к личностно опасным и социально негативным видам деятельности.

Не секрет, что в настоящее время масштабы проблемы социального здоровья человека давно вышли за пределы медико-практической направленности

Современное развитие нашего информационного общества, как показывает практика, не приводит к автоматическому снятию многообразных социально - психологических проблем детства, а в ряде случаев даже повышает их актуальность: преобладание авторитаризма в родительско-детских отношениях, трудности в общении с ребенком, остро стоят вопросы дисциплины и агрессии в общении между детьми, распространение наркомании, рост криминагенности в молодежной среде, компьютерная зависимость, основное противоречие современного образования между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения ребенком (противоречие любой системы образования между« надо» и «могу»), противоречия воспитательного процесса между «от меня требуется» и «Я хочу» - все это приводит к повышенный тревожности, а в будущем - к личностной и гражданской незрелости.

Согласно социологическому исследованию, во время завершения обучения в школе до 80% старшеклассников из-за состояния здоровья имеют проблемы с выбором профессий, лишь 50-70% молодых людей годны к военной службе. Поистине, «Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспитание».

Роль Дворца пионеров и школьников г. Курска в этом контексте мы видим в формировании открытого образовательного пространства, развивающей среды в обеспечении права детей и подростков на социализацию и личностное самоопределение.

Дворец пионеров и школьников находится в Центральном округе города Курска, в центре города, где сосредоточены крупные культурно-просветительские и образовательные учреждения, но это не мешает Дворцу быть ведущим учреждением дополнительного образования в муниципальной системе образования

Почти 48 % детей муниципальной системы дополнительного образования обучаются именно во Дворце, конкурентоспособность нашего учреждения обеспечивается сохранностью контингента обучающихся, профессионализмом педагогического коллектива, высокой удовлетворенностью родителей обучением детей, положительными отзывами социальных партнеров.

Эффективному достижению миссии образовательного учреждения способствует образовательный процесс, обеспечивающий информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и социализирующую функции.

Практико-ориентированную направленность имеют 159 дополнительных общеобразовательных программ, по которым успешно обучается 7600 детей постоянного состава

Приоритетной составляющей в содержании образовании являются социально-педагогические функции, такие, как социальная защита, помощь и поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, адаптация. Социально-педагогические функции реализуются через самостоятельные программы, модели и проекты.

Воспитательный потенциал образовательного процесса во Дворце пионеров и школьников ориентирован на личность ребенка (не ребенок для Дворца, а Дворец – для ребенка) и используется в полной мере в реализации дополнительных общеобразовательных программ шести направленностей, среди которых по формированию социально здоровой личности следует выделить дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности

Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения.  Сочетание этой задачи с уважительным отношением к традициям, культурному и историческому прошлому России, готовностью к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины - базовая основа патриотизма.

Единой темой можно объединить все программы туристско-краеведческой направленности – «Воспитание Россией». Каждая программа этой направленности (общее количество этих программ во Дворце - 21, обучается по ним 982 ребенка) способствует достижению не только познавательных, но и личностных результатов.

Важным компонентом в программах туристско-краеведческой направленности является патриотическое воспитание, его составной частью является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания. По 13 программам военно-патриотического воспитания обучается 422 ученика

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью. Поэтому и программы военно-патриотического содержания, реализуемые во Дворце, предоставляют широкий спектр направлений:

- патриотическое, героико-патриотическое воспитание детей и молодежи – это программа «Память» ;

- музейно – экскурсионное - пешие прогулки по городу, маршруты по местам боевой славы - программа «Мы - куряне»;

- поисковое - поиск воинских захоронений и установление имен погибших или имен пропавших без вести на местах боев - программа «Славяне»;·

- военное дело - изучение основ военного дела и готовность к службе в армии

- программы «Почетный караул», « Юный защитник», «Юный защитник Отечества», «Куряне», «Гранит».

Дворец пионеров и школьников располагает соответствующими условиями, при которых работа по военно-патриотическому воспитанию является результативной: наличие педагогов, решающих профессионально задачи патриотической работы со школьниками города, материально – техническая база учебных кабинетов, оборудованные тематические зоны территории Детского парка для проведения занятий и военно-спортивных мероприятий. С 2016 года Дворец – Ресурсный центр по военно-патриотическому направлению, а в 2018 году на Посту №1 открыт Зал Славы.

Центром военно-патриотического воспитания подрастающего поколения города Курска, школой мужества и патриотизма для подростков и юношей города Курска на протяжении 34 лет является Пост №1. Курянам есть чем гордиться: в девяностые годы, когда Посты у Вечного огня во многих городах России закрывались, курский Пост №1 свое Знамя не опустил и Почетную вахту не сдал.

Ежегодно около 460 обучающихся из общеобразовательных учреждений города несут Вахту памяти у Вечного огня обелиска Славы на мемориале «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».

Приходя на Пост №1, учащиеся школ города становятся юнармейцами, соприкасаются с военной дисциплиной, осваивают военные должности, носят настоящую военную форму.

Для работы Поста №1 разработана дополнительная общеобразовательная программа «Почетный караул», актуальность и практическая значимость которой обусловлены тем, что предстоящая военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни.

Программа предусматривает подготовительную работу и вместе с этим несение караульной службы у Вечного огня. В составе отряда юноши и девушки от 13 до 17 лет. Юнармейцы Поста №1 участвуют в социально значимых акциях и проектах. Именно такой стала бессрочная военно-мемориальная акция «Незабытые могилы». Работа по военно-патриотическому воспитанию не может быть ограничена временем.

Согласно приказу N1008 от 29.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" учреждения «реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время».

Каникулярное время – время организации активного отдыха детей, когда необходимо помочь ребенку с пользой занять свое свободное время и наиболее полно себя реализовать и в творческой, и в познавательной деятельности.

К сожалению, в период нестабильности нашего общества, кризиса привычных норм и ценностей, финансовых трудностей, обеспечение современных безопасных условий летнего отдыха детей тоже стали одной из социальных проблем. Актуальность данной проблемы продиктована и нехваткой подготовленных педагогических кадров, способных к неформальной сфере деятель­ности.

В Концепции развития дополнительного образования детей эта проблема обозначена как «актуальная и перспективная». В каникулярное время юнармейцы военно-патриотического отряда «Память им. Н.Г. Преснякова» принимают участие в спартакиадах, торжественных митингах, посвященных памятным датам в истории России, выезжают на международные и Всероссийские слеты Постов №1, где занимают призовые места, несут Вахту Памяти у Вечного огня при посещении мемориала «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» гостями города и области.

Период летних каникул способствует расширению формата взаимодействия и обмену образовательными результатами по несению Вахты Памяти с Постами №1. Стали традиционными встречи с юнармейцами Постов №1 городов Пятигорска, Краснодара, Белгорода, Орла, Минска.

Реализуемая во Дворце пионеров и школьников «Социально-педагогическая модель организации активного летнего отдыха детей в контексте реализации дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления» представляет собой программу и результаты деятельности образовательного учреждения в решении данной проблемы.

Цель данной модели - описание видов деятельности педагогов и обучающихся, осваивающих программы военно-патриотического направления, в условиях летнего отдыха детей. Через реализацию конкретной программы «Юный патриот» осуществлялось оздоровление и вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность в период летнего отдыха на базе детского оздоровительного лагеря им. У. Громовой.

Ее участниками стали обучающихся детских объединений в возрасте 10-17 лет. Перед организаторами летней профильной смены загороднего лагеря стояла серьезная задача: не нарушая прелестей летнего отдыха, оздоровливая участников смены за время их пребывания в лагере, развивать интеллектуальный потенциал школьников, расширять кругозор, мотивировать познавательную активность, интерес к военному делу.

Программа содержала не только интересный отдых, но и обеспечивала непрерывность образовательного процесса воспитательной направленности. Программа смены реализовывалась по нескольким блокам: «Будущий воин», «Школа выживания», «Основы здорового образа жизни», Досуговый и Спортивный. Обучающиеся занимались строевой и огневой подготовкой, обучались несению караульной службы у памятника З. Космодемьянской, основам первой медицинской помощи и действиям при чрезвычайных ситуациях, знакомились с историей и общими воинскими Уставами ВС РФ.

При этом обязательными были утренняя зарядка, соревнования по общефизической подготовке: метание гранаты на расстояние, отжимание, подтягивание на перекладине, проводились Малые спортивные игры, эстафеты, игры «Зарница» и «Казаки - разбойники».

Проводились психологические тренинги и тесты «Скажи наркотикам: НЕТ!», «Разрешение конфликтов без насилия», беседы о вреде курения, алкоголя. А досуг предусматривал вечера военной поэзии; конкурсы (военной песни); конкурс литературно-музыкальных композиций по военной тематике, настольные игры, дискотеки, танцевальные и театральные вечера.

В рамках содержания образовательной программы проходили диспуты, тренинги личностного роста и командообразования, образовательные мастер – классы по авиамоделированию и по строевой подготовке.

Образовательная составляющая смены в лагере была построена следующим образом: основная форма обучения – занятия, соединяющие в себе теоретическую информацию с практической деятельностью, занятия проводились педагогами дополнительного образования.

Используемые методы и приемы работы позволили каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творческую самостоятельность, укрепить здоровье, развить коммуникативные способности, формировать адекватный уровень самооценки.

За время, проведенное в лагере, дети сдружились, узнали много нового. На протяжении всей смены отслеживался рейтинг успехов отрядов, по результатам которого был определен самый активный отряд. Им оказался военно-патриотический отряд «Память» Поста №1.

Самых активных ребят, а таких было немало, отметили грамотами и благодарностями. А для организаторов и педагогов высокой оценкой их работы стало желание школьников (95,6%) оказаться здесь и на следующий год в этой профильной смене, а также заниматься в детских объединениях других направленностей Дворца пионеров и школьников г. Курска.

Данная социально-педагогическая модель организации активного летнего отдыха детей в контексте реализации дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления позволила познавательную активность личности вывести за рамки собственно образовательной среды в сферу социальной практики.

Модель обладает определенной технологичностью. В ней прослеживается взаимосвязь между содержанием, знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, что способствует развитию значимых ключевых компетенций у обучающихся:

- общекультурной (основа практически любой социальной роли человека),

- учебной (обеспечивает успешность личности как учащегося в широком смысле),

- коммуникативной (способность свободного общения в любой обстановке),

- информационной (использование разнообразной информации в образовательной деятельности),

- организаторской (совместная деятельность обучающихся, их самоорганизация),

- и самое главное - профессиональной (осведомленность при выборе профессии, начальная профессиональная подготовка).

Опробовав такую форму работы по военно-патриотическому воспитанию, можно с уверенностью сказать, что данная модель актуальна, она имеет практическое значение, т. к. наполнена конкретным содержанием, мероприятиями, созданием проектов, проведением акций, может быть использована как в работе в оздоровительном летнем лагере, так и в любом образовательном учреждении

Главное, что в этой практике - самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками, но направляемая педагогами.

Следствием работы стало накопление детьми опыта гражданского поведения, обеспечение их духовного и физического роста, и конечно, осознанный выбор будущей профессии. Востребованность же всей работы по военно-патриотическому воспитанию в личностном становлении и развитии подростков, воспитание патриотизма будет всегда, учитывая глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Социальное здоровье – категория значимая, т.к. определяет способность человека усваивать нравственные ценности.

Письмо выпускников является доказательством этому

«Пост № 1 оказал самое большое влияние на мое мировоззрение, взгляды на такие понятия, как честь, дружба, да и на жизнь в целом. Я пришел на Пост №1 юнцом, а ушел мужчиной…»

Это письмо выпускников Владимира и Владислава Струковых – экзамен на социальную зрелось: взросление, ответственность за себя и за все, что ты делаешь, внутренний мир ребенка, сформировавшийся в ходе всех компонентов образовательного процесса в системе дополнительного образования.

В настоящее время, обучаясь в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, ребята принимали участие в военном параде 9 мая на Красной площади в 2018 году.

Для учеников это письмо – возможность быть услышанным, а для педагогов - оценка качества их работы.

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно - нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе и успешной жизнедеятельности каждой личности. С этой точки зрения воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия (взаимодействия) на личность (группу) в целях формирования общественно и личностно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Купреенко Альбина Фёдоровна

Дата: 14.11.2018

Номер свидетельства: 485640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства