Задача общества внести свой вклад в формирование тёплого и бережного отношения к старшему поколению, оказание посильной практической помощи. Особо важно воспитание патриотических качеств у подрастающего поколения. Проект направлен на оказание практической помощи ветеранам в решении бытовых и досуговых проблем. Создать условия для реализации потребности ветеранов в общении и передаче своего жизненного опыта молодёжи. Ветераны тыла и – участники Великой Отечественной войны, проживающие в нашем городе, не должны оставаться без нашего внимания. Методом «мозгового штурма» определили, кто и как будет решать поставленную задачу, ведь это один из моментов воспитания патриотизма учащихся. Ребята сразу отметили необходимость встреч с ветеранами ВОВ и тыла, организация им посильной помощи. На вопрос «Зачем нам это надо?» – ответ такой: «Хотим, чтобы не исчезла в веках память о тех, благодаря кому мы сейчас живем, учимся, влюбляемся, строим планы на будущее».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Название проекта: «Волонтёрское движение «Ветеран живет рядом.»
Направление: Гражданская инициатива
География проекта: МКОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой», город Удачный
г. Удачный
2014 год
1. Актуальность и важность данной проблемы.
Великая Отечественная война – одно из самых тяжелых, разрушительных событий 20 века, выпавших на годы жизни наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. К сожалению, их остается с нами с каждым годом все меньше. Они устают и постепенно уходят от нас. Но наша память не должна стать короткой. Нам следует помнить, как наши предки спасли мир от фашизма, как героическими усилиями выстояли в той трудной войне.
Мы все дальше отдаляемся от тех скорбных лет. Жизнь в стране наладилась: мы живем в мирное время, без потрясений. Историки, политики, военные изучают опыт победы, героизм народа и армии. А нам хотелось бы, чтобы наши ветераны – наши любимые дедушки и бабушки – просто радовали нас своим присутствием, своей любовью, тем, что они по-прежнему с нами. Поэтому нам хочется рассказать о том, как мы заботимся о них, готовимся к встречам с ними, удивляем и радуем их в повседневной жизни. Из книг мы знаем, что раньше было широко развито тимуровское движение – помощь ветеранам. Чаще всего это была физическая помощь. Но у нас в Удачном ветераны в данный момент живут в семьях, с детьми, внуками, не нуждаются в физической помощи. Им более важно чувствовать себя нужным молодому поколению.
Проект рассчитан на людей пожилого возраста: ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла,. Мы расскажем о нашем опыте на примере дружбы с ветеранами тыла.
Окружить заботой и вниманием пожилого человека.
1) Определить адресата заботы.
2) Определить круг и характер заботы: общение, его виды (например, возможно ли проведение совместных выездных мероприятий или только посещения на дому), черты характера, привычки нашего старшего друга, особенности досуга, режим дня, состояние здоровья и другие особенности, которые необходимо знать и учитывать при общении; нужна ли человеку трудовая помощь и какая именно; есть ли у него родственники, каков характер их взаимоотношений.
3) Разработать стратегию дружбы: чем сможем помочь, когда и кто посетит, каким образом поддерживаем связь. Кроме плановых мероприятий, случаются приятные и неприятные сюрпризы, это ведь жизнь, а не игра в нее. Кто-то заболел, кто-то уехал, или вдруг случилось какое-то приятное событие… Жизнь в план мероприятий вносит коррективы.
4. – Посещение;
- посильная помощь;
- эмоциональная поддержка;
- театрализованные встречи;
- совместные вечера, чаепития и др.;
- встречи-сюрпризы;
- торжественные мероприятия;
- сбор исторических, документальных материалов (запись воспоминаний, создание экспозиций, выставок);
- привлечение внимания социума, интереса к истории нашей страны, учащихся школы через рассказ о конкретных людях, их судьбах, радостях и проблемах.
Перед нами стоит задача не только облегчить одинокое существование ветеранов и пожилых людей,но и внести в их суровые будни немножко тепла и внимания, света и заботы – это будет лишь крохотная дань благодарности за их подвиг во имя нашей жизни. И именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и доброта, отзывчивость и сострадание. Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе ветеранов и престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания.
2. Сбор анализа и разноплановой информации по теме:
Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время: проведено анкетирование учащихся, педагогов и работников школы.
Исследование проводилось с помощью:
• опроса ветеранов тыла ;
• анкетирования учащихся .педагогов, работников школы
Базой исследования стали учащихся, учителя, работники школы МКОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой». Анкета была составлена на основе изучения тестов в различных средствах массовой информации и, исходя из поставленных задач исследования. Исследование происходило с использованием бланков, и было анонимным. Опрошено 200 человек. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.
Результаты анкетирования
Считаешь ли ты нужным организацию волонтерского движения (добровольную помощь пожилым людям) для поддержки ветеранов ВОВ и тыла (200 человек)
2. Согласен ли ты стать участником волонтерского движения(хотят стать волонтерами 141 человека)
3. Какую помощь ты можешь предложить сам?
( всего – 200 человек)
Материальную помощь – 15 человек
Бытовую помощь – 85 человек
Любую помощь – 25 человека
Психологическая помощь – общение – 75 человек.
Инициативной группой учащихся было проведено анкетирование среди ветеранов войны и пожилых людей. В результате опроса учащиеся получили следующие данные:
1. В какой помощи вы нуждаетесь?
Николаева Марфа Петровна
Соболева Надежда Васильевна
2.Кто Вам оказывает помощь?
Родственники -
Органы социальной защиты -
Учащихся школы -
Выводы:
- увеличение процента школьников, характеризующихся добрыми поступками, созидательной деятельностью;
- устойчивая тенденция к увеличению обучающихся, осознающих важность гуманистических отношений к окружающему миру, приобщения к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
- увеличение числа учащихся, участвующих в формировании социального опыта в труде и общении;
Программа действий
Этапы
Сроки
Содержание деятельности
Организационно-диагностический
Февраль –март 2011 года
Документально-организационная работа
выбор темы и разработка социально-нравственного проекта; - составление перспективного плана по проекту; .Организационно-техническая работа
-создание волонтёрской группы учащихся; - обращение в администрацию города Удачный для создания базы данных о ветеранах ВОВ и труженицах тыла; - поисковая деятельность; - организация встреч с ветеранами и экскурсий в краеведческий музеи
3. Диагностическая работа - опрос детей с целью выявления знают ли они ветеранов в нашем городе
- беседы по поддержанию интереса к истории родного Отечества; - изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
Практический
2011 -2014 год.
- подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов, спортивно-познавательных мероприятий; - проведение совместных мероприятий с ветеранами тыла ; - проведение совместных мероприятий с родителями с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, фильмы, изодеятельность);
- организация выставок детских рисунков, фотостендов, стенгазет;
Обобщающий
2014г.
- обобщение итогов работы - подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов; - выпуск буклетов к праздникам
Дальнейшая работа по реализации проекта « Ветеран живет рядом»
План работы по реализации проекта
Этап
Основная работа
Исполнители
2011год
-Разработка плана действий и схемы сотрудничества для реализации проекта
-Распределение обязанностей при работе над проектом
-Анкетирование учащихся, родителей. учителей
-Опрос общественности
-Создание волонтёрского движения из учащихся нашей школы
-Составление списка ветеранов и тружеников тыла
-Посещение волонтёрской группы ветеранов
Волонтёрская группа,
педагог -библиотекарь
2011-2014гг.
-Изготовление поздравительных открыток
- Визит к ветеранам
- Организация встречи с женщинами-ветеранами и труженицами тыла - концерт к празднику
- Презентация стихов о войне (совместное творчество детей и родителей).
Учащиеся школы, волонтёрская группа.
педагог - библиотекарь
2011-2013г
- Выставка фотографий и плакатов военных лет
- Изготовление сувениров для женщин-ветеранов и тружениц тыла
- Приглашение ветеранов на праздничное чаепитие
- Тематические занятия совместно с городской детской библиотекой;
- Конкурс чтецов «О тех, кто мир нам подарил».
- Музыкальная гостиная с приглашением ветеранов «Споёмте друзья»
-Детская почта, поздравления ветеранов тыла. с Новым годом
Учащиеся,
волонтёрская группа. работники детской городской библиотеки
2013-2014г.
- Изготовление памятных подарков ветеранам .
Концерт, посвященный Дню Победы «Помним, любим и гордимся».
- Конкурс детских рисунков «Солдат-Победитель».
- Оформление праздничных пригласительных и поздравительных открыток
Литературная гостиная «И помнит мир спасенный»
– Создание детского «Альбома памяти: детские рисунки, рассказы, высказывания детей о войне и мире.
-Урок мужества для учащихся младших классов с приглашением ветеранов «Разве можно забыть
- Урок мужества с использованием мультимедийной презентации «Дети военной поры » ( ко Дню снятия блокады города Ленинграда)
Учащиеся,
Волонтёрская группа. Родители
Дальнейшая работа по реализации проекта « Ветеран живет рядом» участие в проведение акции «Свеча памяти» и «Бессмертный полк»
Учащиеся,
Волонтёрская группа
Бюджет проекта
№
Статья расходов
Кол-во
цена
Запрашиваемая сумма
1.
Расходные материалы:
- бумага писчая (А4)
2 пачки
350руб.
700 руб.
- бумага цветная
2 пачки
400 руб.
400 руб.
- ватман
10 штук
30 руб.
300руб.
- краски гуашевые
5 штук
200 руб.
1000руб.
- карандаши цветные
10 штук
80 руб.
800 руб.
- канцтовары
-
500 руб.
500 руб.
- диски СД
5 штук
50 руб.
250 руб.
2.
Другие расходы:
- приобретение призов
-
1500 руб.
1500 руб.
Всего:
руб.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ:
Изменение социальной и гражданской позиции воспитанников.
Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
Определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В начале процесса реализации проекта мы узнали, каким человеком является каждый из интересующих нас людей, что любит, чем увлекается, какие имеет жизненные ориентиры. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы встречались с ветеранами, обратились к газетам прошлых лет, к воспоминаниям близких. И сразу возник вопрос: « Как же выстоял в годы войны наш народ? Ведь большинству из тех, кто сегодня жив, в то военное лихолетье было 18-20 лет. А дети, женщины, старики, работавшие в тылу? Им ведь тоже было нелегко и так же страшно». Что же изменилось в процессе и результате проведенной работы. Прежде всего – мы сами. Ребята учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, что мы, таким образом, становимся патриотами своей Родины не на словах, а на деле. В настоящее время работа над проектом продолжается. Результатом нашей работы является создание «Альбома памяти», организация экскурсий в школьный исторический музей для учащихся школы, , родителей. участие в организации и проведение акции «Бессмертный полк» Этот вид деятельности увлек учащихся школы. У них появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании. Ребята продолжают заниматься проектом еще и потому, что с их точки зрения, они знают, как это сделать. Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле.
ОТЗЫВЫ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Школа может стать центром распространения опыта духовно-нравственной, социально активной и патриотической работы для общеобразовательных учреждений . Проект является открытым, вариативным для изменений, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Благодаря проекту мы повысим свою грамотность, научимся быть милосердными, способными сострадать, понимать других и творить добро, научимся ценить дружбу. Ведь милосердие - главное человеческое качество. Мы думаем, что воспитание чувства милосердия нелегко дается людям. Это большой труд души. Вот как раз это чувство нам пригодится в будущей нашей жизни
Большое спасибо нашему куратору – Болдецкой Нурзифе Абдулловне , за переданные нам знания и опыт, за терпение и, уверены, не впустую потраченное на нас время».
Участники проекта
Мы, родители учащихся 9 класса рады тому, что наши дети заняты в проекте помощи пожилым людям. Эта работа полезна, она учит детей уважать старших, помогать людям в возрасте. Мы надеемся, что наши дети станут добрее, будут ответственно относиться к делам. Дети приобретают такие черты характера, как терпимость, сочувствие, сострадание, что очень важно для подрастающего поколения.
Беликова Надежда Васильевна
Такие уроки нужны всем. Это наша общая память.
Участие в акциях « Забота» и «Ветеран живёт рядом» стало нужным и полезным делом, как для школьников, так и для нас родителей. У них появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании
Халимон Елена Александровна
С каждым годом ряды ветеранов ВОВ становятся меньше. Поколение, пережившее страшные годы войны уходит. И в этот момент очень важно не потерять ниточку, связывающую поколения, Чтобы дети помнили о героической жизни наших бабушек и дедушек, своих прабабушек и прадедушек. И поэтому проект волонтерского движения «Ветеран живет рядом» является очень актуальным, необходимым в первую очередь подрастающему поколению. Встречи, общение с ветеранами учат наших детей быть милосердными, отзывчивыми. Несомненно встречи с детьми делают для старшего поколения будни праздниками. Каждая встреча становится незабываемой и для детей и для ветеранов. Дети, которые участвуют в таких проектах, являются «ниточкой», связующим звеном между поколениями. Хочется пожелать волонтерам и куратору проекта Нурзифе Абдулловне: дальнейшего развития волонтерского движения, новых встреч, добрых дел и расширения круга участников волонтерского движения.