kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема профилактики наркомании становится более актуальной, так как отмечается тенденция к увеличению частоты употребления наркотических веществ среди молодежи, распространение полинаркомании и значительное снижение возраста людей, их употребляющих. Вызывает озабоченность увеличение числа подростков, экспериментирующих с психотропными веществами, официально не отнесенными к наркотикам, что чревато формированием пагубного пристрастия и развитием многих болезней.

 Осознание личной ответственности и сложившаяся тенденция к неуклонному омоложению потребителей наркотических и психоактивных веществ, способствовала созданию и реализации проекта «Дорога в жизнь».

Мероприятия данного проекта направлены на обучение подростков-добровольцев 12-17 лет различным формам и методам работы со сверстниками по профилактике злоупотребления наркотических и психоактивных веществ, проведение познавательных мероприятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»




«ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»


Автор: Канурина Татьяна Валентиновна, педагог-организатор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр имени Г.Н. Сагиль»











ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………….…… 3


Глава 1. Правовые основы волонтерской деятельности в России…………………………………. 4

Глава 2. Особенности волонтерского движения в России……………………………………….… 5


Глава 3. Проект «Дорога в жизнь» ……………………………………………………………..…….8


Заключение …………………………………………………………………………………….……. 19


Глоссарий ………………………………………………………………………………….………… 20


Список использованных источников ………………………………………………………….… 24




















ВВЕДЕНИЕ


Наркомания – мировая социальная проблема, война, уносящая миллионы жизней, уничтожающая генофонды наций. Это тотальное зло, поражающее все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье людей, морально-нравственные устои общества.

По экспертным оценкам, за последние двадцать лет уровень потребления наркотиков в нашей стране вырос в десять раз. Ежегодно в России, от немедицинского потребления наркотиков умирает до 30 тысяч человек. А ведь в основном наркоманы – это люди в возрасте до 30-35 лет… Вот почему профилактика наркомании среди подростков и молодежи стала одной из приоритетных задач государственной антинаркотической политики. И ее важнейшей составляющей должно стать организация и развитие волонтерских движений.

Особо хочется подчеркнуть, что в борьбе с наркоманией очень важно наше общее понимание, что это дело всего гражданского общества. Только совместными усилиями, мы сможем победить это зло. И мы не можем позволить себе проиграть эту войну.




Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ


Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение зародилось в США, где уже в XIX в. волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. Волонтерство в России, для которой этот институт в принципе - явление также не новое, законодательно начало оформляться лишь с середины 90-х годов, однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен.

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения - «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» [1].

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений; подготовки кадров; информационная поддержка.


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ


В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям [12].

Самая распространенная деятельность волонтеров в России - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей, и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все больше появляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая «разрекламированная» отечественная беда многих порядочных и добрых людей не оставляет безучастными.

Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам находящимся на лечении без родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской деятельности - это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.




Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами - последнее особенно востребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников.

Волонтерские организации в России в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому благотворительные организации чаще всего организуются при ВУЗах. Нередко их деятельность совпадает с основным вектором обучения студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно применяют полученные знания на практике [11].

К сожалению, в отличие от стран Европы, Азии и Америки, уровень развития данного вида деятельности в России остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется, хотя с середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.

Редкое использование безвозмездного труда в России объясняется сложным экономическим положением граждан, кризисным состоянием многих некоммерческих и государственных организаций, неразвитостью гражданского общества. До революции в помощи малоимущим, детям-сиротам, работе на добровольной и безвозмездной основе в приютах, больницах, школах участвовали представители не только российской интеллигенции, но и предпринимательского класса. В годы советской власти волонтерство приняло новую форму: участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. То есть основной принцип добровольности был нарушен, что, естественно, не могло не сформировать негативное отношение граждан к подобному труду.

Непопулярность добровольчества в России в настоящее время связана и с отсутствием нормативных актов и, как следствие, невозможностью стимулировать труд волонтеров. В отличие от американского законодательства, закрепляющего предоставление добровольцам разнообразных скидок на продукцию организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг, российское законодательство этого не допускает (согласно ст. 5 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" труд добровольца безвозмезден). В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие отечественного волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж [10].

Улучшить ситуацию могло бы внесение дополнений в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", прежде всего касающихся изменения формулировки о "безвозмездности труда волонтера", исключающей любое материальное и нематериальное поощрение, а также определения механизмов стимулирования добровольного труда и контроля за ним.


Глава 3. ПРОЕКТ «ДОРОГА В ЖИЗНЬ»

Краткая аннотация проекта


Проблема профилактики наркомании становится более актуальной, так как отмечается тенденция к увеличению частоты употребления наркотических веществ среди молодежи, распространение полинаркомании и значительное снижение возраста людей, их употребляющих. Вызывает озабоченность увеличение числа подростков, экспериментирующих с психотропными веществами, официально не отнесенными к наркотикам, что чревато формированием пагубного пристрастия и развитием многих болезней.

Осознание личной ответственности и сложившаяся тенденция к неуклонному омоложению потребителей наркотических и психоактивных веществ, способствовала созданию и реализации проекта «Дорога в жизнь».

Мероприятия данного проекта направлены на обучение подростков-добровольцев 12-17 лет различным формам и методам работы со сверстниками по профилактике злоупотребления наркотических и психоактивных веществ, проведение познавательных мероприятий.

Цель проекта: Развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактике наркозависимости в Анжеро-Судженском городском округе.

Задачи проекта:

  1. Формировать и развивать личную и социальную компетентность обучающихся подростков.

  2. Развивать и наполнять новым содержанием традиционные формы влияния на молодежь.

  3. Обучать подростков–добровольцев методам и приемам профилактической деятельности.

Проект реализовывался в течение 2009-2010 учебного года (сентябрь 2009–май 2010). В процессе реализации увеличилось количество подростков, желающих помочь другим сделать выбор в пользу ценностей здоровья. С каждым днем у подростков возрастал интерес, любопытство, увеличивалось желание найти единомышленников по профилактической деятельности.

Реализация данного проекта способствовала развитию навыков противостояния и неприятия подростками любых форм наркотизации, способствовала формированию у детей и подростков представлений об употреблении наркотических и психоактивных веществ как угрозе внутренней стабильности.

Финансирование проекта проводилось из средств Отдела по делам молодежи при Администрации г. Анжеро-Судженска на организацию и награждение участников городских мероприятий и внутреннего надтарифного фонда учреждения. Создание учебно-методического комплекса по направлениям проекта – за счет личных финансовых вложений руководителя.

Описание проблемы

Одна из самых опасных общественных проблем второй половины ХХ и наступившего столетия в России – это наркомания. Под термином «наркотики» мы подразумеваем и алкоголь, и табак и другие виды наркотических веществ, которые вызывают физическую и, главное, психологическую зависимость.

Наркотики пришли в подростковую среду, поэтому наркомания считается проблемой молодежной. Многие подростки оказываются втянутыми в наркоманию из-за недостаточного информирования об опасности употребления наркотических и психоактивных веществ, неблагополучной обстановки в семье, большого количества свободного времени и отсутствия возможности для самоутверждения и самореализации. Подростковый возраст – возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, самого себя. Он торопиться войти в мир взрослых, хочет все попробовать [3]. Если к этому добавить массу новых проблем – от экологических до сексуальных, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток уязвим для наркотиков.

Изложенное выше приводит к выводу о том, что социально – психологические проблемы приобрели болезненную остроту. Учитывая специфику Детского эколого-биологического центра имени Г.Н. Сагиль, мы разработали проект «Дорога в жизнь».

Проводимые мероприятия в рамках проекта «Дорога в жизнь» помогли решить множество проблем, связанных с формированием навыков ЗОЖ и с выработкой поведенческих навыков, охраняющих здоровье и жизнь детей и подростков с формированием и развитием их коммуникативных способностей.

Работа по проекту «Дорога в жизнь» способствовала комплексному подходу к профилактике вредных привычек и злоупотреблению наркотических и психоактивных веществ. Сформирована целевая группа – это 10 подростков–добровольцев в возрасте 12-17 лет, основная деятельность которой заключалась в работе со сверстниками, осознанием и желанием помочь им сделать осознанный выбор в пользу ценностей здоровья. Подростки–добровольцы приобрели богатейший опыт общения с различными людьми: сверстниками, младшими и старшими; людьми, разными по статусу, уровню образования, интеллектуальному развитию. Изучили различные формы и методы работы по формированию навыков самооценки, самопознания и саморазвития, которые использовались при работе со сверстниками.

Проведена исследовательская работа по изучению влияния рекламы пива на подростка, в ходе которой мы выяснили, что 67 % подростков (из 200 опрошенных) подвержены влиянию рекламы пива. Исходя из этого, разработана стратегия действий на следующий учебный год.

Также, проведена исследовательская работа по изучению мотивационных аспектов курения подростков, в ходе которой мы выяснили, что первый опыт курения 85% подростков приобретают в возрасте 7-14 лет. На первом месте у подростков в качестве мотива начала курения представлено «желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета» (здесь «лидируют» подростки из курящих семей). На втором – «подражание, мода, курение родителей». На третьем – «любопытство» (здесь преимущество ха подростками из курящих семей) и «доказать свою взрослость и независимость» (здесь «лидерство» за подростками из некурящих семей.

В течение 2010-2011 учебного года велась исследовательская работа «Диагноз – интернет-зависимость». Проведенная работа позволили сделать вывод, что 93% (418 человек) респондентов считают Интернет – полезным открытием, 1% (5 человек) опрошенных – не представляют своей жизни без Интернета. Поисковые сайты являются самыми популярными в молодежной среде (63% - 284 человека). Больший процент респондентов (57%) проводят время в сети Интернет более пяти часов в день. Настораживает тот факт, что 23% респондентов никогда не засекали, сколько времени они проводят во всемирной паутине.

Большинство опрошенных подростков считают, что Интернет никак не влияет на их общение с окружающими людьми, наоборот, с помощью Интернета возможно лучше учиться. Настораживает факт, что большинство старшеклассников не опасается влияния компьютера и интернета на их здоровье.

В целом можно отметить, что большинство подростков считают Интернет полезным открытием. У учащихся школ города наблюдается потребность в интернете, которая, прежде всего, помогает им в учебе.

У некоторых подростков наблюдается синдром интернет-зависимости.


Цели и задачи проекта


Показатели

Характеристики

Цель проекта:


Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактики наркозависимости в г. Анжеро-Судженске.

Задачи проекта:

  1. Формировать и развивать личную и социальную компетентность подростков в учебе общения со сверстниками и взрослыми.

  2. Развивать и наполнять новым содержанием традиционные формы влияния на молодежь.

  3. Обучать добровольцев методам и приемам профилактической деятельности.

Содержание деятельности, основные понятия:

Проект адресован подросткам, находящимся в возрасте, когда появляется возможность рефлексивного отношения к себе и миру, выбора жизненного пути.

Направления деятельности: обучающее, профилактическое и научно – исследовательское.

Прогнозирование ожидаемых позитивных результатов

Формирование навыков ЗОЖ, профилактической работе со сверстниками, привлечение новых добровольцев, их отбор и подготовка, адаптация в социуме.

Прогнозирование возможных негативных результатов

Создание небольших замкнутых групп, не общающихся друг с другом.

Нервные срывы, моральное неудовлетворение результатами своей работы со сверстниками (агрессия, споры, депрессия).

Прогнозирование компенсации возможных негативных результатов:

Демонстрация конкретных реальных положительных результатов работы. Организация встреч со специалистами, административными структурами, прогрессивно мыслящей общественностью.

Ресурсное обеспечение:

Проектом руководит педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование и курсовую подготовку в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовке работников образования по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в образовании».



Описание деятельности по проекту

План реализации проекта «Дорога в жизнь»


  1. Обучение подростков – добровольцев 12-17 лет по программе «Дорога в жизнь»:

- октябрь – декабрь.


  1. Работа подростков – добровольцев в школах города:

  • школа №14, 20, 22, 36 – январь-февраль

  • школа №3, 7, 8, 35 – март – апрель


  1. Проведение исследовательской работы:

  • январь – апрель

  • июль (выездной экологический лагерь)


  1. Проведение мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ и выработку поведенческих навыков, охраняющих здоровье и жизнь подростков:

  • в течение учебного года.


План выполнения первого этапа

Сейчас уже очевидно, что решить проблему наркомании только силами специалистов практически невозможно. Масштаб и темпы роста наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности и всего населения в целом. В связи с этим развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактики наркозависимости является одним из перспективных направлений профилактической работы.

Поэтому мы поставили своей целью привлечь к этой работе добровольных помощников из числа подростков, обучить их навыкам профилактической работы среди сверстников.

Содержание работы

Срок исполнения

1. Заключение договоров со школами на обучение потенциальных добровольцев

Сентябрь

2. Обучение подростков – добровольцев:

  • Введение в тему «Вредные привычки»

  • Задачи первичной профилактики

  • Качества профилактического деятеля

  • Отработка навыка говорить «Нет» в ситуациях, связанных с риском

  • Как научиться правильно принимать решения и делать выбор

  • Осознание своего «Я»

  • Самооценка и самопознание

  • Отстаивание своей позиции

  • Жизненные ориентиры

  • Я и мои проблемы

Октябрь – декабрь


План выполнения второго этапа

Данный этап предусматривает обучение практическим навыкам работы со сверстниками и предусматривает выходы на целевые группы (образовательные учреждения города).

Содержание работы

Срок исполнения

1. Планирование работы с целевыми группами

Январь

2. Разработка, проведение и анализ анкетирования


Февраль - апрель

3. Организация массовых мероприятий в детско-подростковой аудитории

4. Работа со средствами массовой информации



План выполнения третьего этапа

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм познания окружающего мира. Оно играет важнейшую роль в овладении знаниями из разных областей, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развития личности.

С целью формирования системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, было выбрано это направление деятельности и спланирована исследовательская работа в течение учебного года и в выездном экологическом лагере.

Последовательность этапов проведения исследовательской работы (январь – апрель, июль):

  1. Выбор темы исследования

  2. Формулировка целей исследования

  3. Знакомство с литературой

  4. Формулировка задач исследования

  5. Выбор и освоение методики

  6. Составление календарного плана

  7. Выполнение основной части работы

  8. Анализ результатов работы

  9. Оформление результатов исследования

  10. Участие на конференциях различных уровней (школьная, городская, всероссийская)


План выполнения четвертого этапа

Ежегодно активистами городского волонтерского движения проводится 6 городских мероприятий с целью формирования у подростков активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Задачи:

  • воспитывать чувство коллективизма и умение общаться со сверстниками на основе совместной деятельности;

  • расширять знания подростков о здоровом образе жизни и о влиянии вредных привычек на их здоровье;

  • развивать познавательную активность, творческие способности подростков.

Мероприятиями охвачено: 2012 г. – 280 чел.; 2013 г. – 300 чел.; 2014 г. - 380 чел.; 2015 г. – 430 чел. Это говорит о популярности проводимых мероприятий среди учащихся школ города.



План проведения мероприятий


Дата

Наименование проводимого мероприятия

Ответственные

25.10.2015

Игра «Здоровье и ЗОЖ»

Активисты городского волонтерского движения;

Т.В. Канурина, руководитель городского волонтерского движения

22.11.2015

Тематический КВН-чик «Свою судьбу ты решаешь сам»

01.12.2015

Фестиваль «Молодежь за ЗОЖ» (в рамках Международного Дня борьбы со СПИДом).

21.02.2016

Познавательно – ролевая игра «Городское собрание «Мир без наркотиков»

14.03.2016

Познавательно – ролевая игра «Суд над курением, алкоголем и наркоманией»

21.03.2016

Круглый стол с острыми углами «БАНЯ» (бой аморальным и негативным явлениям).

25.04.2016

Игра «Пять звезд»


В проведении мероприятий активное участие на добровольной основе принимали представители отдела молодежи администрации городского округа, сотрудники Анжеро-Судженского межрайонного отдела управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, психоневрологического диспансера, консультативно-диагностического кабинета по профилактике ВИЧ/СПИД, различных религиозных концессий.

Работа на всех этапах проекта проводилась под руководством педагога-организатора Кануриной Татьяны Валентиновны, руководителя городского волонтерского движения.


План выполнения проекта


Дата

Мероприятия

Полученные результаты

Октябрь – декабрь


Обучение подростков – добровольцев 12-17 лет по программе «Дорога в жизнь»

Обучено 10 подростков – добровольцев

- Школа №14, 20, 22, 36 – январь-февраль

- школа №3, 7, 8, 35 – март–апрель

Работа подростков – добровольцев в школах города.

Выпуск аналитических отчетов. Выступления в СМИ. Собран банк сценариев и анкет по данной тематике.

январь – апрель, июль (выездной экологический лагерь)


Проведение исследовательской работы.

Участие исследовательских работ по темам: «Изучение мотивационных аспектов курения подростков» и «Диагноз: интернет-зависимость» на конференциях различного уровня

В течение учебного года.


Проведение мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ и выработку поведенческих навыков, охраняющих здоровье и жизнь подростков.

Оформление сборника сценариев по профилактике вредных привычек.


Оценка эффективности работы по программе


Данная программа апробирована и реализуется на сегодняшний день.

Эффективность курса программы оценивалась следующим образом: в начале и в конце учебного года участникам предлагалась для заполнения анкета, состоящая из 12 утверждений и 5 вариантов ответов. Варианты ответов представляют собой градацию своего отношения от негативного к позитивному.

Для каждого участника программы подсчитывается среднее количество набранных баллов (выбранный вариант ответа соответствует набранному баллу), которые суммируются и делятся на 12 в начале и по окончании программы, увеличение полученного числа свидетельствует о положительной динамике, уменьшение - об отрицательной, без изменений – о стабилизации.

Затем подсчитывается среднее количество набранных баллов до и после окончания программы для всей группы.

Предлагаемые в анкете утверждения относятся к следующим факторам:

  • доверие к окружающим;

  • доверие к себе (принятие своих личностных особенностей);

  • поведенческая гибкость.

Повышение доверия к себе и своим возможностям в 72% случаев, без изменений – 14%, ухудшение -14%. Повышение доверия к окружающим в 43% случаев, без изменений – 28%, ухудшение – 28%. Развитие поведенческой гибкости в 14% случаев, без изменений – 72%, ухудшение – 14%.

На последней встрече участники программы высказывают свои мнения о работе, говорят о степени достижения своих целей. Информация, полученная из отзывов участников, позволяет получить данные по следующим факторам: расширения видения способов решения проблемы в 72% случаев, без изменений – 28%. Достижение цели – 72%. Удовлетворённость работой в группе – 100%.





Резюме

Особенностью нашего проекта является то, что работу с подростками ведут их сверстники на добровольных началах. Подростки, стремясь к независимости одновременно подвержены влиянию своей референтной группы.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, успешность этих занятий и их привлекательных имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект подобной профилактики. Свидетельством распространения идей здорового образа жизни и ответственного поведения, результатом которого является воздержание от употребления алкоголя и отказ от употребления наркотиков, является то, что число ребят, желающих заниматься профилактической работой, постоянно увеличивается.

Конечно, развитие добровольчества не возможно без поддержки государства, правительства, местных властей. Они должны видеть в добровольчестве реальную силу и поддерживать его ресурсно.

Кроме работы по проекту «Дорога в жизнь» подростки-добровольцы охотно участвуют в благотворительных и добровольческих акциях, проводимых в городе. Так, в этом году мы приняли участие в Весенней неделе добра: проводили занятия по пропаганде здорового образа жизни в школах, собирали вещи для детского дома, готовили поздравительные открытки ветеранам войны и труда к 9 мая, обновляли уголок Славы, посвященный выпускникам школы №27, участвовавшим в Великой Отечественной Войне.

Мы организовали и провели акцию «Улыбка», которая проходила под девизом «Если хочешь быть здоров – улыбайся!». Подростки-добровольцы вышли на улицы города и с улыбками на лице дарили разноцветные воздушные шарики прохожим, при этом, выдвигая условие: шарик мы дарим в том случае, если прохожий потом подарит 10 улыбок другим людям и расскажет об акции 10 своим друзьям.

И все эти дела – тоже профилактика, самая настоящая, ведь то, что мы делаем полезно нам и нужно людям!



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Представленный в работе проект наркопрофилактической работы подростковых волонтерских объединений разработан на основе анализа существующих программ у нас в стране, регионе и на основании опыта организации и проведения профилактической работы добровольческими объединениями в городах Кемеровской области. В проекте представлены цели, задачи и средства реализации, достаточно подробно освещены вопросы подготовки подростков-волонтеров к работе по профилактике со своими сверстниками, рассмотрена возможная структура добровольческой службы и вопросы организации её деятельности: привлечение и набор добровольцев, обучение добровольцев и организация их деятельности в подростковой среде.

Представленный в работе проект в большей степени представляет концепцию инициирования и создания добровольческих подростковых служб, а концепция реализации проекта и его внедрения в регионах требует продолжения начатой работы. Вопросы, нуждающиеся в дальнейшей разработке, — это вопросы условий реализации программы: финансирование подросткового добровольческого движения, создание материально-технической базы для расширяющегося подросткового добровольчества и повышение эффективности его деятельности, обеспечение высокопрофессиональными кадрами и создание благоприятных условий для развития добровольчества, и не только по первичной профилактике, но и добровольчества в целом.

Несмотря на то, что в данной работе большее внимание уделяется добровольчеству в профилактике наркозависимости, основные подходы и принципы могут использоваться для развития добровольчества и в других сферах.

Развитие добровольчества в самых разных сферах жизни, и особенно среди подростков, является, на наш взгляд, важным не только потому, что труд добровольцев — весомая поддержка и сила в решении важных социальных проблем, но это еще и самая настоящая первичная профилактика зависимости от наркотических веществ, так как принципы и мотивы добровольчества и собственно добровольческая деятельность способствуют формированию у добровольцев таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного отношения к другим, способствуют занятости подростков важным и полезным делом, формируют у него качества и навыки, важные для взрослой, в том числе и профессиональной жизни.

ГЛОССАРИЙ

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка) – форма девиантного (нарушающего социальные нормы) поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или видах деятельности, сопровождающихся интенсивными эмоциями. Злоупотребление психоактивными веществами рассматривается как один из механизмов аддикции до момента перехода аддиктивного поведения в поиск и употребление психоактивных веществ в связи со сформированной зависимостью от них. Ряд исследователей считает аддиктивное поведение первым этапом формирования наркомании как болезни. Однако аддиктивное поведение не всегда влечет за собой болезненные состояния, его следует рассматривать именно как форму деструктивного девиантного поведения.

Групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью решения групповых задач, обсуждение общей темы в группе.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социальных норм.

Здоровье – основной фактор, определяющий способность человека жить гармонично в меняющихся условиях среды, достигать определенного уровня развития его как индивида, сформированности его свойств как личности, индивидуальности. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Коммуникация – акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, творчески решать проблемные ситуации.

Личностный рост человека – постоянное, неуклонное развитие его личностного потенциала.

Личностный потенциал – это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал – это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

Мозговой штурм – метод стимуляции активности детей, развития гибкости мышления и креативности. Как правило, используется в процессе группового принятия решений. На первой этапе предполагает высказывания участников группы по определенным темам без обсуждения или оценки и их письменную фиксацию. Затем следует обсуждение предложенных вариантов.

Наркотики (от греческого narke – оцепенение, narkotikos – приводящий в оцепенение) – сильнодействующие (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающий искусственный сон, иногда – неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке _ потерю сознания и смерть.

Понятие «наркотик» или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями – медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский – если соответствующее вещество (лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.

Социальный – если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретают социальную значимость.

Юридический – если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств

Наркомания (narke – оцепенение, mania – безумие, восторженность, страсть) – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения в случае прекращения их приема.

Наркотические средства – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Наркотизм – термин, используемый для характеристики наркомании как негативного социального явления.

Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, включая семью, выполняющих воспитание, подготовку и вовлечение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщающие его к культуре конкретной социальной среды.

Профилактика (греч. « prohylaktikos» - предохранительный) – понятие, широко применяемое сегодня в различных сферах общественной жизни, впервые было использовано в медицине. В базовой концепции профилактика усилия или мероприятия, которые предпринимаются для предупреждения возникновения заболевания. В отличие от лечебного вмешательства, профилактика направлена на работу с состояниями, которые к настоящему времени не существуют.

Первичная профилактика – работа с организованными коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни. Направлена на предупреждение болезней за счет влияния на факторы, способствующие их возникновению, на предупреждение формирования наркозависимости.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

Психотропные вещества – вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ролевая игра – метод обучения через практические действия. Ребенку предлагается проиграть какую-либо жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом.

Самоопределение – сложный процесс, сочетающий самоидентификацию с поиском «своего места в мире», включая поиск оснований для собственного существования.

Социализация – взаимодополняющие процессы адаптации к социокультурному окружению и проявления уникальности личности в обществе.

Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие социальных навыков.


Список нормативных правовых актов

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

  2. Федеральный закон «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» от 9 июня 2010 г. № 690-ФЗ

Список литературных (книжных) источников

  1. Кирчанова, Т. В. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни: сб. методических разработок / Т. В. Кирчанова, Н. В. Тронина. – М., 2003

  2. Кобякова, Т. Г. В помощь добровольцу: методическое пособие / Т. Г. Кобякова, Ю. Ю. Котляков. – Кемерово, 2000

  3. Панков, Д. Д. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом / Д. Д. Панков, А. Г. Румянцев, Г. Н. Тростанецкая. – М., 2001

  4. Профилактика ВИЧ/СПИДа, ИППП: Методическое руководство по работе с молодежной аудиторией для молодежных лидеров и инструкторов программы «Равный поможет равному». - Новосибирск, 2000

  5. Пономарева, Н. Наведение мостов: Методическое руководство для специалистов по подготовке программы, организации и проведению обучающих семинаров для различных групп участников по профилактике наркозависимости,ВИЧ/СПИДа,основам коммуникации и взаимодействия с окружающими / Н. Пономарева, К. Пономарев.–СПб., 2000

  6. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Видерман. - М., 2001

  7. Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей / под ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002

Список периодических источников

  1. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд - №4. - 2003. - С. 6-7.

Список Интернет-ресурсов

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

  2. Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // http://www.adolesmed.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Канурина Татьяна Валентиновна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 334003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства