kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воины Отечества-воины Христовы. Александр Невский». Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано согласно плану работы, с применением  технологии индивидуализации обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воины Отечества-воины Христовы. Александр Невский». Технологическая карта»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

«Воины Отечества-воины Христовы. Александр Невский»


МУДО «Дом детского творчества» станицы Ярославской

Педагог дополнительного образования Портянова Наталья Павловна

Направление. Социально- педагогическая

Образовательный курс. «Истоки. ОПК»

Возраст обучающихся. 7-10 лет

Тема занятия. Воины Отечества-воины Христовы. Александр Невский

Необходимое оборудование. Мультимедийная аппаратура, иконы Александра Невского, фильм «Александр Невский»; набор карточек с картинками; карточки с заданиями для групп, карточки « Качества»


1.Огранизационный момент


Деятельность обучающихся

Деятельность

педагога

примечание

Цель и задачи

Психологический настрой обучающихся на предстоящее занятие

- развивать интерес к звучанию колоколов

-воспитывать уважительное отношение к особому звуку








- Церкви, купола, Бог, святые.

-Пасха, Рождество, литургия

- Колокола на храмах, а храмы это радость, солнышко и дождь, птицы и голубь-Святой Дух, это Праздник Пасхи, Вербного воскресения, Яблочного Спаса, это цветы, иконы.






Цель

- актуализировать требования к обучающемся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Ребята, внимание! (Звучит колокольный звон)

- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный
звон? Предлагаю взять картинки с изображением, близким к вашему представлению.

- Что вы представляете, когда слышите этот замечательный звон?


-Почему вы взяли именно эти изображения?



Методы.

Объяснительный, наглядный, иллюстрированный, частично-поисковый










Воспитанник выбирают картинки с солнышком, цветами, дождиком, храмами, иконами, птицами, фруктами, вербочками, пасхами, яйцами.

2.Изучение нового учебного материала

Деятельность обучающихся

Деятельность

педагога

Примечание

Цель.

Уметь определять икону святого Александра Невского; называть отличия образа Александра Невского от других святых.




































-Святые помогают, покровительсвуют в боях нашим воинам.





-Заступники

-Страну, родных

-Родина










- Стать на ее защиту.

- Быть готовым отдать жизнь








-Смерть, слезы, горе


-Плохо




























-Да. Если на нас нападают

-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.




















































































-Татаро-монголы, немцы, шведы.






















- Против немцев, шведов













































Ответы

Тема нашего занятия «Воины Отечества-воины Христовы»

Цель.Формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Задачи:

личностные

- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;

- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образ исторического героя- Александра Невского,

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог; обобщать имеющиеся знания в этой области .

предметные

- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Сегодня мы познакомимся с подвигом святого Александра Невского.


-Сейчас идет месячник героико-патриотической работы, как он связан со святыми?

-Участвовал ли в свое время святые в сражениях, сейчас мы увидим, посмотрев фрагмент фильма «Александр Невский»

-Кто такие защитники Отечества?

-Что они защищают?

-Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

- Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.

- А что на войне самое страшное?

- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

- Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

-Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих»

- Князь Александр был настоящей звездой, выражаясь современным языком. Слава о нем гремела далеко за пределам Руси.  Он был настолько популярен, что многие города  мечтали иметь такого князя. Современники писали о нем: «Александр красив, как Давид; силен, как Самсон; мудр, как Соломон». Его родословная начинается от Рюрика. Его предками были Великие князья, среди которых были и святые: княгиня Ольга, князь Владимир, Князь Андрей Боголюбский ,князь Всеволод Большое Гнездо.

Родился в 1220 году. Воспитывался, как все юные княжичи на Руси -сначала няньками, а в 3-4 года отдан под присмотр мужчин. Смолоду обучался грамоте. Первая книга – Священное Писание. Особенно любил Евангелие и Псалтирь, где в трудные минуты жизни искал вразумления. С детства упражнялся в молитве, строго соблюдал посты, помогал бедным.

Примером благочестия были родные. Детские забавы и мирские речи не занимали его. Один древний летописец писал о нем.

Рано пришлось испытать суровые уроки жизни. Отец  княжил в «вольном» Новгороде. Вече решало, кого приглашать на княжение. Во всех несчастьях новгородцы винили князя. Князь  Ярослав уехал править Киевом, а сыновья остались в Новгороде. Здесь Александр научился самообладанию и постоянному обдумыванию решений. В  15 лет  отец благославил  его на самостоятельное княжение. Один немецкий рыцарь, видя Александра говорил: «Много прошел я стран и народов – но нигде не встречал среди царей – такого царя, среди князей – такого князя».

- В тяжелое время пришлось жить Александру Невскому. Много врагов было у Руси. Назовите их.

- Как вы думаете, какой враг страшнее? Почему? Чего хотели татары? Какую цель преследовали немцы и шведы? Действительно, в то время Золотая Орда была непобедима. Но кочевники хотели только денег. Западные враги стремились захватить новые земли и обратить православных и язычников в католическую веру. Материальные ценности дело наживное. При уничтожении православия наш народ утратил бы свою идентичность (неповторимость, уникальность).

- Как вы думаете,  против кого направил свой меч князь Александр?

Сразу после свадьбы на княжне Александре, князь собирает дружину на борьбу со шведами. Перед походом он молиться в храме Святой Софии новгородской перед иконой Божьей Матери «Знамение» и принимает благословение от святителя Спиридона. Обратившись со словами к дружине, которые воодушевили воинов: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!..  сие во оружии, и сии на конех, мы же имя Господа Бога призовем… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!», отправились в устье реки Невы.

Стража доложила, что видели на море ладью со святыми князьями Борисом и Глебом, которые спешили на помощь. В 1240 году, 15 июня, в день памяти святого князя Владимира, дружина, уступая врагу числом, одержала победу. Александра стали называть Невским.

1242 год. Битва с немцами на Чудском озере и очередная победа. Александр подтвердил свои слова, ставшие крылатыми: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».

1249 год умирает отец князя (был отравлен в Орде). Слава об Александре гремит, и хан Батый приказывает приехать ему в Орду.

- Ребята, как вы думаете, можно было не поехать?

Князь боялся навлечь беду на Русь, так как Орда – сокрушительная сила, сметающая все на своем пути. Он не знал, вернется ли живым.

Приехав, он поклонился Батыю, как царю. Идолам же покланяться не стал. «Я – христианин» - говорил он.

Возвращаясь после очередной поездки, тяжело заболел. Умер, 14 ноября 1263 года,приняв схиму, то есть стал монахом

Митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце Земли Русской». 23 ноября после отпевания  святитель Кирилл подошел к усопшему, чтобы вложить разрешительную грамоту. Князь сам простер руку и приняв грамоту, сложил руки крестообразно. Народ рыдал. Его погребли во Владимире в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя117лет мощи обретены нетленными и положены в раку.

В 1725 году Екатериной 1 учрежден орден Александра Невского с бриллиантовой звездой.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.




















































Метод

Демонстрация фрагмента фильма;

объяснительно-иллюстративный;

проблемного обучения

3.Практическая работа

Деятельность обучающихся

Деятельность

педагога

Примечание

Цель и задачи

Учить приходить к общему мнению, уважению к мнению участников группы




Ребята работают с карточками. Обсуждают вопросы и ставят знаки (+) или (-) возле каждого задания

Цель. Выявить полученные знания на занятии

Развивать коммуникативные качества.

Воспитывать интерес к изучению истории и православных традиций


-Теперь мы будем работать в группах

После каждого предложения поставь значок: «+» - согласие с данным утверждением;

«-» - несогласие

1 группа

1.По происхождению Александр был князем. ( + )

2. Свое детство и юность провел в Новгороде.

( - )(Переяславе)

3.За победу над шведами на р. Неве получил прозвище «Невский». ( + )

2 группа

1. Молодого князя отличала видная внешность: высок ростом, красив лицом; сильный телом. (+)

2. Самостоятельным правителем становится в возрасте 18 лет. (-)(15)

3. Первым учителем ратного искусства (воинского) у Александра был Илья Муромец. (-)(боярин Федор Данилович)

3 группа

1. Александр был мудр, старался не ссорится с татарским ханом, и избегал неравных по силе битв. (+)

2. Смиряя гнев и гордость, отстраивал разоренные татарами города и села. (+)

3. Умер великий князь на поле боя от ран. (-) (возвращаясь после очередной поездки, тяжело заболел)


Согласно уровню развития от «слабого» к «сильному» подобраны задания для 1,2и 3 группы.

В группе 4 человека

2 и 3 группы работают самостоятельно.

С 1 группой(слабой)- индивидуальная работа, в которой по теме задаются наводящие вопросы, применяется метод «поощрения» за правильный ответ, доброжелательность.


Метод стимулирования.

За каждый правильный ответ группа получает по солнечному Лучику.

В идеале должно быть 9 Лучиков, которые прикрепляются к Солнышку.



Если в группе нет ответа, в дальнейшем две другие предлагают ответ.

4.Закрепление учебного материала

Деятельность обучающихся

Деятельность

педагога

Примечание

Цель. Описать внешность святого А.Невского





На экране под иконами святых стоят номера.

Ребята называют номера икон, где изображен святой А.Невский.


Ребята называют качества, которыми обладал Невский

Цель. Закрепить знания о качествах православного христианина – воина защитника Отечества –А.Невского


-Сейчас мы отправляем в наш виртуальный храм. Скажите, на каких иконах вы видите святого Александра Невского?

-Из предложенного перечня, выберите качества личности А.Невского и скажите, где они были проявлены.

Прикрепите карточки под образами А.Невского




Метод

Игра «Храм»






Карточки «Качества»:

«Смелость»,»Храбрость»,

«Хитрость», «Мудрость», «Смирение», «Дипломатичность», «Доброта», «Терпимость», «Добродетель»


Если обучающийся затрудняется «привязать» качества к жизненным событиям, необходимо проработать этот этап на следующем занятии, а пока остальные приходят на помощь.

5.Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия

Деятельность обучающихся

Деятельность

педагога


Цель. Сделать зарисовки портрета и сюжета икон Александра Невского










-Что бы знать историю Отечества и своих святых.









-Ответы ребят


-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Сегодня мы с вами узнали много нового о православном святом Александре Невском.

-Зачем нам нужно было это занятие?

- Все ребята работали хорошо, активно.

Ваня, Света, Петя и др. назвали и качество, и место, где Невский проявил их.

Марина, Гриша, Галя умнички, запомнили даты.

Маша, Сережа тоже старались, благодарю и вас, но вам необходимо уточнить знания и православные качества личности святого. На следующем занятии, мы попробуем «зарисовать» эти моменты.

- Скажите, кому хотелось бы уточнить или пополнить знания сегодняшней темы? Замечательно! Тогда следующее занятие – это экскурс в музей Святого благоверного князя Александра Невского


Метод.

Установка на будущее занятие




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Воины Отечества-воины Христовы. Александр Невский». Технологическая карта

Автор: Портянова Наталья Павловна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства