Цель и задачи Психологический настрой обучающихся на предстоящее занятие - развивать интерес к звучанию колоколов -воспитывать уважительное отношение к особому звуку - Церкви, купола, Бог, святые. -Пасха, Рождество, литургия - Колокола на храмах, а храмы это радость, солнышко и дождь, птицы и голубь-Святой Дух, это Праздник Пасхи, Вербного воскресения, Яблочного Спаса, это цветы, иконы. | Цель - актуализировать требования к обучающемся со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Ребята, внимание! (Звучит колокольный звон) - Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Предлагаю взять картинки с изображением, близким к вашему представлению. - Что вы представляете, когда слышите этот замечательный звон? -Почему вы взяли именно эти изображения? | Методы. Объяснительный, наглядный, иллюстрированный, частично-поисковый Воспитанник выбирают картинки с солнышком, цветами, дождиком, храмами, иконами, птицами, фруктами, вербочками, пасхами, яйцами. |
Цель. Уметь определять икону святого Александра Невского; называть отличия образа Александра Невского от других святых. -Святые помогают, покровительсвуют в боях нашим воинам. -Заступники -Страну, родных -Родина - Стать на ее защиту. - Быть готовым отдать жизнь -Смерть, слезы, горе -Плохо -Да. Если на нас нападают -Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. -Татаро-монголы, немцы, шведы. - Против немцев, шведов Ответы | Тема нашего занятия «Воины Отечества-воины Христовы» Цель.Формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Задачи: личностные - формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям; - прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков; - воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образ исторического героя- Александра Невского, метапредметные - развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе; - формировать готовность слушать собеседника, вести диалог; обобщать имеющиеся знания в этой области . предметные - углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»; - расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества. Сегодня мы познакомимся с подвигом святого Александра Невского. -Сейчас идет месячник героико-патриотической работы, как он связан со святыми? -Участвовал ли в свое время святые в сражениях, сейчас мы увидим, посмотрев фрагмент фильма «Александр Невский» -Кто такие защитники Отечества? -Что они защищают? -Что такое Отечество? - Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит. - Как же должен вести себя православный человек, если начнется война? -Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. - А что на войне самое страшное? - Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? - Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества». Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. - Может ли война быть справедливой? В каком случае? - Какая война по-христиански может быть оправдана? -Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих» - Князь Александр был настоящей звездой, выражаясь современным языком. Слава о нем гремела далеко за пределам Руси. Он был настолько популярен, что многие города мечтали иметь такого князя. Современники писали о нем: «Александр красив, как Давид; силен, как Самсон; мудр, как Соломон». Его родословная начинается от Рюрика. Его предками были Великие князья, среди которых были и святые: княгиня Ольга, князь Владимир, Князь Андрей Боголюбский ,князь Всеволод Большое Гнездо. Родился в 1220 году. Воспитывался, как все юные княжичи на Руси -сначала няньками, а в 3-4 года отдан под присмотр мужчин. Смолоду обучался грамоте. Первая книга – Священное Писание. Особенно любил Евангелие и Псалтирь, где в трудные минуты жизни искал вразумления. С детства упражнялся в молитве, строго соблюдал посты, помогал бедным. Примером благочестия были родные. Детские забавы и мирские речи не занимали его. Один древний летописец писал о нем. Рано пришлось испытать суровые уроки жизни. Отец княжил в «вольном» Новгороде. Вече решало, кого приглашать на княжение. Во всех несчастьях новгородцы винили князя. Князь Ярослав уехал править Киевом, а сыновья остались в Новгороде. Здесь Александр научился самообладанию и постоянному обдумыванию решений. В 15 лет отец благославил его на самостоятельное княжение. Один немецкий рыцарь, видя Александра говорил: «Много прошел я стран и народов – но нигде не встречал среди царей – такого царя, среди князей – такого князя». - В тяжелое время пришлось жить Александру Невскому. Много врагов было у Руси. Назовите их. - Как вы думаете, какой враг страшнее? Почему? Чего хотели татары? Какую цель преследовали немцы и шведы? Действительно, в то время Золотая Орда была непобедима. Но кочевники хотели только денег. Западные враги стремились захватить новые земли и обратить православных и язычников в католическую веру. Материальные ценности дело наживное. При уничтожении православия наш народ утратил бы свою идентичность (неповторимость, уникальность). - Как вы думаете, против кого направил свой меч князь Александр? Сразу после свадьбы на княжне Александре, князь собирает дружину на борьбу со шведами. Перед походом он молиться в храме Святой Софии новгородской перед иконой Божьей Матери «Знамение» и принимает благословение от святителя Спиридона. Обратившись со словами к дружине, которые воодушевили воинов: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!.. сие во оружии, и сии на конех, мы же имя Господа Бога призовем… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!», отправились в устье реки Невы. Стража доложила, что видели на море ладью со святыми князьями Борисом и Глебом, которые спешили на помощь. В 1240 году, 15 июня, в день памяти святого князя Владимира, дружина, уступая врагу числом, одержала победу. Александра стали называть Невским. 1242 год. Битва с немцами на Чудском озере и очередная победа. Александр подтвердил свои слова, ставшие крылатыми: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». 1249 год умирает отец князя (был отравлен в Орде). Слава об Александре гремит, и хан Батый приказывает приехать ему в Орду. - Ребята, как вы думаете, можно было не поехать? Князь боялся навлечь беду на Русь, так как Орда – сокрушительная сила, сметающая все на своем пути. Он не знал, вернется ли живым. Приехав, он поклонился Батыю, как царю. Идолам же покланяться не стал. «Я – христианин» - говорил он. Возвращаясь после очередной поездки, тяжело заболел. Умер, 14 ноября 1263 года,приняв схиму, то есть стал монахом Митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце Земли Русской». 23 ноября после отпевания святитель Кирилл подошел к усопшему, чтобы вложить разрешительную грамоту. Князь сам простер руку и приняв грамоту, сложил руки крестообразно. Народ рыдал. Его погребли во Владимире в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя117лет мощи обретены нетленными и положены в раку. В 1725 году Екатериной 1 учрежден орден Александра Невского с бриллиантовой звездой. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. | Метод Демонстрация фрагмента фильма; объяснительно-иллюстративный; проблемного обучения |
Цель и задачи Учить приходить к общему мнению, уважению к мнению участников группы Ребята работают с карточками. Обсуждают вопросы и ставят знаки (+) или (-) возле каждого задания | Цель. Выявить полученные знания на занятии Развивать коммуникативные качества. Воспитывать интерес к изучению истории и православных традиций -Теперь мы будем работать в группах После каждого предложения поставь значок: «+» - согласие с данным утверждением; «-» - несогласие 1 группа 1.По происхождению Александр был князем. ( + ) 2. Свое детство и юность провел в Новгороде. ( - )(Переяславе) 3.За победу над шведами на р. Неве получил прозвище «Невский». ( + ) 2 группа 1. Молодого князя отличала видная внешность: высок ростом, красив лицом; сильный телом. (+) 2. Самостоятельным правителем становится в возрасте 18 лет. (-)(15) 3. Первым учителем ратного искусства (воинского) у Александра был Илья Муромец. (-)(боярин Федор Данилович) 3 группа 1. Александр был мудр, старался не ссорится с татарским ханом, и избегал неравных по силе битв. (+) 2. Смиряя гнев и гордость, отстраивал разоренные татарами города и села. (+) 3. Умер великий князь на поле боя от ран. (-) (возвращаясь после очередной поездки, тяжело заболел) | Согласно уровню развития от «слабого» к «сильному» подобраны задания для 1,2и 3 группы. В группе 4 человека 2 и 3 группы работают самостоятельно. С 1 группой(слабой)- индивидуальная работа, в которой по теме задаются наводящие вопросы, применяется метод «поощрения» за правильный ответ, доброжелательность. Метод стимулирования. За каждый правильный ответ группа получает по солнечному Лучику. В идеале должно быть 9 Лучиков, которые прикрепляются к Солнышку. Если в группе нет ответа, в дальнейшем две другие предлагают ответ. |
Цель. Описать внешность святого А.Невского На экране под иконами святых стоят номера. Ребята называют номера икон, где изображен святой А.Невский. Ребята называют качества, которыми обладал Невский | Цель. Закрепить знания о качествах православного христианина – воина защитника Отечества –А.Невского -Сейчас мы отправляем в наш виртуальный храм. Скажите, на каких иконах вы видите святого Александра Невского? -Из предложенного перечня, выберите качества личности А.Невского и скажите, где они были проявлены. Прикрепите карточки под образами А.Невского | Метод Игра «Храм» Карточки «Качества»: «Смелость»,»Храбрость», «Хитрость», «Мудрость», «Смирение», «Дипломатичность», «Доброта», «Терпимость», «Добродетель» Если обучающийся затрудняется «привязать» качества к жизненным событиям, необходимо проработать этот этап на следующем занятии, а пока остальные приходят на помощь. |