Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие для 2 класса. Кружок: «Мыслим, творим, исследуем» Тема: «Путешествие в Экспериментариум»»
Внеурочное занятие для 2 класса.
Кружок: «Мыслим, творим, исследуем»
Тема: «Путешествие в Экспериментариум»
Цели занятия: создать условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей; учить проводить эксперимент самостоятельно; расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.
Формирование УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку;
стремление к успешности в исследовательской деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий; формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений, определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.
Познавательные:уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.
Коммуникативные:
формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них; входить в коммуникативную игровую ситуацию.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, одежда лаборантов, всё необходимое для экспериментов.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами. Встаньте в круг (игра «Импульс»). Я буду несильно пожимать руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа. Пожатие происходит от одного к другому пока не вернется ко мне. (Попробовали).
А теперь усложним наше упражнение: если я передаю импульс вправо то, получающий его говорит Эх!. А если влево - Ох!. Но возможно будет передача импульса и вправо и влево. На ком эти импульсы встречаются, тот говорит Ха-ха!. Как настроение? Мы поделились каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
II. Актуализация знаний. Мы снова становимся настоящими исследователями.
- Какие методы есть у исследователя, давайте вспомним?(Слайды -последний Эксперимент)
- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)
Вот какое определение прописано в словаре: «Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»
- С какой целью проводится эксперимент, для чего?
- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.
- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.
- Сегодня мы отправляемся на экскурсию в «Экспериментариум»-это экспериментальная лаборатория. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами, будьте добры, облачитесь в экспериментальную спецодежду. Эксперименты делаем по очереди в парах, все внимательно смотрят и выводы делаем вместе. Но прежде чем приступить, прошу обратить внимание вот на что (фрагмент из мультфильма «Барбоскины. Опять двойка» о неудачном эксперименте), чтобы у нас с вами так не получилось прошу быть осторожными, аккуратными и соблюдать технику безопасности.
III. Практическая работа.
На доске картинки с экспериментами, дети выбирают себе картинку и выдвигают гипотезы, затем изучают ход эксперимента и выполняют эксперимент.
Эксперимент № 1 «Может ли вода течь вверх?»
1)Берём полоску из салфетки и кусочек бечёвки.
2) Наносим фломастером разноцветные точки в один ряд на салфетке и на бечёвке на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
3) Наливаем воду в два стакана опускаем полоску из салфетки и бечёвку в стаканы, чтобы они слегка касались воды.
4) Смотрим на результат.
Ребята, почему это происходит?
Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.
В бечевке процессы протекают аналогичным образом, с той лишь разницей, что в ней не нарушаются механические свойства, так как состоит она из цельных нитей.
! «Сообщающиеся сосуды» Ребята, посмотрите, у меня есть два стакана с водой жёлтого и синего цвета, а также третий пустой стакан и салфетка. Как нам не прикасаясь к стаканам смешать воду из них в третьем стакане.?
Ребята, обращаю ваше внимание, что не только материалы, но и живые существа могут впитывать другое вещество. В среду мы свами провели эксперимент по окрашиванию цветов, давайте посмотрим что у нас получилось и сделаем выводы.
Эксперимент № 2 «Из чего состоит живой организм?»
Объекты изучения: Кожица лука
Оборудование: микроскоп.
- Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.
- Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.
Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Нам предстоит с вами капнуть на эту плёночку раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен) и рассмотреть препарат при увеличении.
- Что вы видите? (клеточки, кирпичики)
Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.
- Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.
- Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.
- Что такое лук? (тело, живой организм)
- Следовательно можно предположить, что всё живое состоит из клеток.
Эксперимент № 3 «Можно ли научить яйцо плавать?»
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Эксперимент № 4 «Наживка для льда» и «Откуда берутся облака?»
Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
1. Опустим лёд в воду.
2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Пока ждём 5 минут, учитель проводит опыт «Облако в банке»
Наливаем в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).
Кладём на противень несколько кубиков льда и ставим его на банку
Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха.
Попробуйте надуть пузырь из обычной воды, получается? Благодаря мыльному раствору и другим компонентам создаётся плёнка и выдерживается дуновение воздуха. Поэтому воздух наполняет пленку, а когда раствор все-таки отрывается от основы, то схлопывается в шар, так как это идеальная форма, при которой жидкость стремится к наименьшему поверхностному натяжению. Давайте сделаем раствор для мыльных пузырей «Цветное безобразие», добавим небольшое количество пищевого красителя к мыльным пузырям. Пускаем мыльные пузыри.
V. Итог занятия. Рефлексия.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальной лаборатории
- Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?
- Какого цвета ваше настроение? Вы видите колбочки, выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению и прикрепите на доску.
Прием «Цветное настроение» Настроению соответствует цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете, у нас всё получилось? Мы были сегодня командой?