kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по кружку "Мы разные, но мы вместе!", Народные костюмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект представляет собой занятие внеурочной деятельности, по кружку "Мы разные,но мы вместе", направленного на формирование этнической толерантности у младших школьников. Тема занятия "Народные костюмы".

Цель: формировать представления и знания детей о русской народной одежде и одежде Вологодской области.

Задачи:

* Образовательные:

- формировать знания о русской народной одежде, её роли в жизни человека;

- познакомить с разными вариантами украшения русской народной одежды;

- научиться выполнять орнамент украшения одежды.

* Развивающие:

- развивать речь детей (формирование коммуникативных УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи; умение отстаивать свою точку зрения);

- способствовать развитию памяти и речи, сообразительности, образного мышления учащихся (формирование познавательных УУД: анализ, синтез, умение находить информацию разными способами);

- развивать творческую активность и интерес детей к народным ценностям.

* Воспитательные:

- воспитать уважение к русской народной культуре.

- воспитывать взаимоуважение друг к другу (формирование коммуникативных УУД: умение слушать и понимать других);

-  формировать навыки  группового взаимодействия (формирование коммуникативных УУД: умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по кружку "Мы разные, но мы вместе!", Народные костюмы. »


КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!»

ТЕМА: Народные костюмы.


Тип занятия: интегрированное занятие

Возраст детей: 7-8 лет.

Количество участников: 15 человек.

Время проведения: 40 минут.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, 2 куклы-модели, мини-образцы народных костюмов (сарафан, головной убор, рубаха, рубаха-косоворотка, порты), аудио с хороводной песней, листы бумаги, цветные карнадаши.

Цель: формировать представления и знания детей о русской народной одежде и одежде Вологодской области.

Задачи:

* Образовательные:

- формировать знания о русской народной одежде, её роли в жизни человека;

- познакомить с разными вариантами украшения русской народной одежды;

- научиться выполнять орнамент украшения одежды.

* Развивающие:

- развивать речь детей (формирование коммуникативных УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи; умение отстаивать свою точку зрения);

- способствовать развитию памяти и речи, сообразительности, образного мышления учащихся (формирование познавательных УУД: анализ, синтез, умение находить информацию разными способами);

- развивать творческую активность и интерес детей к народным ценностям.

* Воспитательные:

- воспитать уважение к русской народной культуре.

- воспитывать взаимоуважение друг к другу (формирование коммуникативных УУД: умение слушать и понимать других);

- формировать навыки группового взаимодействия (формирование коммуникативных УУД: умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им);






Ход занятия


Этапы

Содержание деятельности педагога и обучающихся

Виды деятельности

1. Организационный момент.



2. Целеполагание










3.Основная часть.














































































































































































































4. Итог занятия.




П: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину?

Д: Здравствуйте! Слово «красный» означало красивый.

П: А что делает людей красивыми?

Д: одежда, дела, труд, душа.

П: Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде и одежде, которая была распространена в Вологодской области.



П: А занятие у нас с вами не простое будет - у нас сегодня праздник, и мы собрались, чтобы узнать, как наряжалась на гулянье раньше, и для этого нам пригодиться «бабушкин сундук» (картинка, модель сундука) , где находится старинная одежда.
А знаете ли вы, что такое одежда?

Д: это то, что закрывает наше тело. Одежда делается из ткани.

П: Молодцы, что знаете что такое одежда. А знаете ли вы для чего она предназначена?

Д: Предполагают.

П: Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек.
П: Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Какая она?»

Скажем какая она одежда?

Д: Красивая, модная, женская, мужская, взрослая, детская, приятная, летняя, зимняя, удобная, деловая и др.

П: Действительно одежда бывает очень разной. Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.

Д: У нас тоже есть повседневная одежда и праздничная. На праздник мы одеваемся в красивые белые блузки/рубашки, девочки заплетают банты.

П: Правильно. А как вы думаете, всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде?

Д: предполагают.


П: Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечёрки, пели песни, плясали, водили хороводы.

Сегодня мы с вами рассмотрим внимательно одежду, в которой ходили в те времена.

Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание её сделать удобной и красивой.

Самым главным в одежде крестьянки была рубаха. Слайд 2.

П: А кто знает, из какого материала шили раньше одежду? (Вспомните нашу экскурсию в д. Хохлово, нам там рассказывали про эту ткань).

Д: предполагают.

П: Какие инструменты использовались для изготовления ткани?

Д: Отвечают ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения и т.д.

П: Обратите внимание- женская рубаха отличается от мужской длиной. Женская рубаха длиннее, чем мужская. Слайд 2

П: Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека?

Д: Отвечают.

П: Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к телу» говорили так раньше.

При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось, крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим материалом. Слайд.
П: А какие места у рубахи украшали мастерицы?
Д: Ворот, подол и рукава.

П: И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку.

Слайд 3. Если у женской рубахи подол украшен вышивкой, то в такой рубахе могли без сарафана ходить, т.е.выполняла роль- женского легкого платья.
А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой?

Д: красный цвет.

П:А почему именно красного цвета?

Д: Красный цвет означал - защиту.


Практическая работа.

П: Ну а теперь, возьмите листы бумаги и цветные карандаши, мы с вами сейчас нарисуем геометрический орнамент вышивки, которым украшали в старину свои наряды наши предки.

Д: рисуют орнаменты.


Слайд 4. Следующий элемент костюма был пояс.
П: Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато орнаментировались. Обратите внимание, что рубаха обязательно подпоясывалась с напуском, который назывался «пазуха» (пространство между грудью и прилегающей одеждой). Женские пояса, которые были обычно гораздо длиннее мужского, обертывались несколько раз вокруг талии. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Также раньше считалось ходить без пояса грешно.

П: В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Слайд 5.

Посмотрите, как изменяется костюм с помощью фартука.

Д: костюм становится ярче, красивее.


П: Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. По головному убору можно определить замужем девушка или нет. Если голова у девушки не прикрыта, значит, девушка не замужем, и наоборот. Слайд 6.

Д: рассматривают головные уборы: налобная повязка, платок, кокошник.



П: Ну а следующий элемент женского костюма это безрукавное платье, кто знает как оно называется? Вы, наверно, уже догадались, что это такое?

Д: Сарафан.

П: Слайд 7. Сарафан- это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою. Сарафан, так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

П: А вот такие наряды были распространены в нашей области в старину. Слайд 8.


П: Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Он был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Слайд 9.

П:Как вы думаете, почему она так называлась?

Д: потому, что у нее был косой ворот.

П: Обратите внимание какое место на рубахе больше всего украшалось?

Д: рассматривают, отвечают что это грудь.
П: Считалось, что вышивка на груди защищает сердце.

Слайд 10. Мужские штаны- порты-завязывались на шнурке вокруг талии.

Такие штаны не сковывали движений. Мужской пояс выполнял ту же роль, что и женский, но мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.
П: А вот какие мужские костюмы были распространены в нашей области. Слайд 11.

П: О какой части одежды мы еще с вами не поговорили?

Д: Об обуви.

П: правильно.

Обувь была плетеной-лапти или кожаной-сапоги. Слайд 12.

П: Ну вот мы и узнали, из чего состоял русский народный костюм женский и мужской. А теперь давайте разделимся на 2 группы и попробуем нарядить наших моделей (куколок) в соответствии, с русским нарядом.

Д: выполняют задание.

П: Давайте проверим, кто же и как одел наших куколок-моделей.

Д: проверяют правильность и последовательность.

П: Молодцы, справились.


П: А вот и звуки песни все ближе к нашей избе: это девушки собирают хоровод. Давайте и мы, ребята, поводим хоровод. (под хороводную музыку водят хороводы).


П: Прежде, чем подвести итог занятия, постарайтесь объяснить смысл пословицы: «По одежке встречают, по уму провожают».

Д: объясняют смысл пословицы.

П: Молодцы! А как вы справитесь со старинными загадками об одежде:

1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха).

2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс).

3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь).

4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны).

5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти).

П: О чем вы сегодня узнали?

Понравилось ли вам наше занятие? Если есть вопросы, можете задать их мне, я постараюсь ответить.

Спасибо за занятие.




Отвечают на вопросы.


Отвечают на вопросы.
































Дети подбирают характеристику, признаки для слова одежда.






























Вспоминают экскурсию, отвечают на вопрос.









Ответы на вопросы.















Рассматривают иллюстрации рубахи.














Выдвигают свои предположения.


Рисуют орнаменты и узоры, украшающие народные костюмы.



Рассматривают иллюстрации.








Слушают внимательно.


















Рассматривают головные уборы.











Рассматрива-ние иллюстраций.

















Рассматривают.












Отвечают на вопросы.



Выполняют задание.







Проверка задания.



Пляска хоровода.











Разгадывают загадки.















2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие по кружку "Мы разные, но мы вместе!", Народные костюмы.

Автор: Ферапонтова Яна Николаевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства