П: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? Д: Здравствуйте! Слово «красный» означало красивый.
П: А что делает людей красивыми? Д: одежда, дела, труд, душа. П: Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде и одежде, которая была распространена в Вологодской области. П: А занятие у нас с вами не простое будет - у нас сегодня праздник, и мы собрались, чтобы узнать, как наряжалась на гулянье раньше, и для этого нам пригодиться «бабушкин сундук» (картинка, модель сундука) , где находится старинная одежда. А знаете ли вы, что такое одежда? Д: это то, что закрывает наше тело. Одежда делается из ткани. П: Молодцы, что знаете что такое одежда. А знаете ли вы для чего она предназначена? Д: Предполагают. П: Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек. П: Давайте поиграем в игру. Дидактическая игра «Какая она?» Скажем какая она одежда? Д: Красивая, модная, женская, мужская, взрослая, детская, приятная, летняя, зимняя, удобная, деловая и др. П: Действительно одежда бывает очень разной. Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники. Д: У нас тоже есть повседневная одежда и праздничная. На праздник мы одеваемся в красивые белые блузки/рубашки, девочки заплетают банты. П: Правильно. А как вы думаете, всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? Д: предполагают. П: Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечёрки, пели песни, плясали, водили хороводы. Сегодня мы с вами рассмотрим внимательно одежду, в которой ходили в те времена. Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание её сделать удобной и красивой. Самым главным в одежде крестьянки была рубаха. Слайд 2. П: А кто знает, из какого материала шили раньше одежду? (Вспомните нашу экскурсию в д. Хохлово, нам там рассказывали про эту ткань). Д: предполагают. П: Какие инструменты использовались для изготовления ткани? Д: Отвечают ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения и т.д. П: Обратите внимание- женская рубаха отличается от мужской длиной. Женская рубаха длиннее, чем мужская. Слайд 2 П: Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека? Д: Отвечают. П: Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к телу» говорили так раньше. При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось, крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим материалом. Слайд. П: А какие места у рубахи украшали мастерицы? Д: Ворот, подол и рукава. П: И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку. Слайд 3. Если у женской рубахи подол украшен вышивкой, то в такой рубахе могли без сарафана ходить, т.е.выполняла роль- женского легкого платья. А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? Д: красный цвет. П:А почему именно красного цвета? Д: Красный цвет означал - защиту. Практическая работа. П: Ну а теперь, возьмите листы бумаги и цветные карандаши, мы с вами сейчас нарисуем геометрический орнамент вышивки, которым украшали в старину свои наряды наши предки. Д: рисуют орнаменты. Слайд 4. Следующий элемент костюма был пояс. П: Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато орнаментировались. Обратите внимание, что рубаха обязательно подпоясывалась с напуском, который назывался «пазуха» (пространство между грудью и прилегающей одеждой). Женские пояса, которые были обычно гораздо длиннее мужского, обертывались несколько раз вокруг талии. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Также раньше считалось ходить без пояса грешно.
П: В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Слайд 5. Посмотрите, как изменяется костюм с помощью фартука. Д: костюм становится ярче, красивее. П: Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. По головному убору можно определить замужем девушка или нет. Если голова у девушки не прикрыта, значит, девушка не замужем, и наоборот. Слайд 6. Д: рассматривают головные уборы: налобная повязка, платок, кокошник. П: Ну а следующий элемент женского костюма это безрукавное платье, кто знает как оно называется? Вы, наверно, уже догадались, что это такое? Д: Сарафан. П: Слайд 7. Сарафан- это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою. Сарафан, так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год. П: А вот такие наряды были распространены в нашей области в старину. Слайд 8. П: Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Он был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Слайд 9. П:Как вы думаете, почему она так называлась? Д: потому, что у нее был косой ворот. П: Обратите внимание какое место на рубахе больше всего украшалось? Д: рассматривают, отвечают что это грудь. П: Считалось, что вышивка на груди защищает сердце. Слайд 10. Мужские штаны- порты-завязывались на шнурке вокруг талии. Такие штаны не сковывали движений. Мужской пояс выполнял ту же роль, что и женский, но мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент. П: А вот какие мужские костюмы были распространены в нашей области. Слайд 11. П: О какой части одежды мы еще с вами не поговорили? Д: Об обуви. П: правильно. Обувь была плетеной-лапти или кожаной-сапоги. Слайд 12. П: Ну вот мы и узнали, из чего состоял русский народный костюм женский и мужской. А теперь давайте разделимся на 2 группы и попробуем нарядить наших моделей (куколок) в соответствии, с русским нарядом. Д: выполняют задание. П: Давайте проверим, кто же и как одел наших куколок-моделей. Д: проверяют правильность и последовательность. П: Молодцы, справились. П: А вот и звуки песни все ближе к нашей избе: это девушки собирают хоровод. Давайте и мы, ребята, поводим хоровод. (под хороводную музыку водят хороводы). П: Прежде, чем подвести итог занятия, постарайтесь объяснить смысл пословицы: «По одежке встречают, по уму провожают». Д: объясняют смысл пословицы. П: Молодцы! А как вы справитесь со старинными загадками об одежде: 1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха). 2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс). 3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь). 4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны). 5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти). П: О чем вы сегодня узнали? Понравилось ли вам наше занятие? Если есть вопросы, можете задать их мне, я постараюсь ответить. Спасибо за занятие. |