kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность. Использование арт-технологий на занятиях кружков «Театральная деятельность» и «Волшебные краски» в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена учителям начальных классов. В ней в простой и доступной форме рассказывается об одном из возможных подходов к организации внеурочной деятельности. Авторы статьи, опираясь на научную практику и личный педагогический опыт, рассказывают об использовании арт-технологий на кружках "Волшебные краски" и "Театральная деятельность".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Использование арт-технологий на занятиях кружков «Театральная деятельность» и «Волшебные краски» в начальной школе.»

Внеурочная деятельность. Использование арт-технологий на занятиях кружков «Театральная деятельность» и «Волшебные краски» в начальной школе.

В современном обществе, когда люди замкнуты на своих проблемах и часто одиноки, очень важно дать молодому поколению возможность успешно социализироваться и раскрыть свой творческий потенциал. Новые реалии жизни требуют от современного человека креативного подхода к решению различных задач, коммуникативных компетенций.

Мы поставили перед собой вопрос: какой вид системной педагогической деятельности может помочь в решении данных проблем. Проанализировав имеющиеся на настоящий момент различные педагогические технологии, мы пришли к выводу, что наиболее эффективно можно использовать целый ряд арт-технологий. Но мы реализуем в своей внеурочной деятельности два направления, в основе которых лежат два арт-метода: драматизация и изобразительные арт-технологии.

Рыбакова С.Г. подчеркивает: « под арт-технологией понимается использование изобразительной деятельности, музыки, танца, экспрессивных движений, драматическое искусство и другие формы творческой активности человека». Арт-методы являются средством свободного самовыражения, предполагают атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Они отвечают фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

Рыбакова С.Г. сформулировала правила для учителя, который организует и проводит занятия с применением арт-методов:

- неприемлемы команды, указания, требования, принуждения;

- принимаются и одобряются все продукты творческой деятельности;

- запрещены сравнительные и оценивающие суждения, оценки, критика, наказания.

Участник занятия:

- может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, работать в собственном темпе;

- вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения;

- имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

Основные цели проведения развивающих занятий «Волшебные краски» – самовыражение учащихся, расширение их личного опыта, самопознание, интеграция ребенка с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной), снятие психического напряжения и гармонизация эмоциональной сферы.

Особенности применения изобразительных арт-технологий на занятиях кружка «Волшебные краски»

В занятии выделяются две основные части:
Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись, лепка).

Другая часть — вербальная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

Сравнивая занятия, на которых педагог применяет арт-методы, с традиционными формами обучения изобразительному искусству, можно заметить различия:

Не совпадают цели. Главное на уроках рисования – научить ребенка основам изобразительной деятельности. Причем знания и умения оцениваются в баллах. В процессе проведения внеклассных занятий преследуются развивающие и коррекционные цели в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся.

На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задаются и контролируются учителем. Арт-методы предоставляют высокую степень свободы и самостоятельности.

Отличается стиль общения и приемы воспитательного взаимодействия. Педагог на внеурочных занятиях – равноправный партнер.

В структуре занятия «Волшебные краски» выделяются 4 этапа:

1этап – свободная активность перед собственно творческим процессом, непосредственное переживание, настрой на работу (рассказ учителя или беседа о способах деятельности, объекте изображения)

2 этап – процесс творческой работы.

3 этап – дистанцирование, процесс рассматривания (все работы по желанию авторов вывешиваются на доске).

4 этап – вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы (эффективен прием, когда учитель просит автора описать картину так, как будто картинкой является он сам).

Примерная тематика занятий для 1 года обучения:

1 «Водный салют»; 2 Волшебные нитки; 3 Рисуем спиралькой; 4 Живая ладошка;

5 Рисуем звуки лесной тропинки; 6 Путешествие капельки; 7 Радость – грусть; 8 Рисуем звуки грозы; 9 Кляксография; 10 Весенняя полянка; 11 Коллаж;12 Чудо-кактус; 13 Волшебная вата;14 Песок-художник («Sandex») и другие.

Описание изобразительных арт-технологий можно найти в изданиях:

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Особенности организации театральной деятельности в начальной школе.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. В ходе деятельности происходит воздействие на интуицию детей, эмоциональную сторону восприятия. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театр – искусство коллективное. Театральная деятельность в начальной школе помогает быстро и успешно сплотить детский коллектив, объединяя общим делом, психологически помогая скованным, замкнутым детям. Дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс обучения в школе. Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка. Занятия театральной деятельностью способствуют активизации и уточнению детского словаря, расширению словарного запаса, совершенствованию умения использовать слова точно по смыслу. Занятия в театральном кружке помогают решить многие задачи: это работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, взаимосвязь всех видов речевой деятельности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная, сценическая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)

Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности. Авторы: Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр». Москва «Просвещение» 2011 год.

Большая роль в работе отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг пробуждает творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Занятия курса взаимосвязаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения.

Конструирование занятий предоставляется учителю. Учитель организовывает занятие исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, места расположения школы, материальной базы и ряда других факторов.

Курс «Театральная деятельность» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируются цели и задачи.

Цель - воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.

На занятиях курса используются активные формы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействия, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми. Включаются упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, импровизации. Эти методы способствуют развитию такой личности, которая в современных условиях, владея определенным запасом знаний, могла бы ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить высказывания со своим замыслом и коммуникативным намерением.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Учащиеся по окончании курса знакомы с особенностями невербального общения, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Занятия курса желательно проводить во второй половине дня, чтобы помочь детям снять накопленное за день напряжение. Проводить занятия рекомендуем в непринужденной обстановке. Никаких оценок, порицаний. Воспитание улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ученику даст возможность раскрыться его внутреннему миру, позволит ребенку поделиться с учителем своими проблемами. Учитель узнает и откроет для себя ученика по-новому.

Содержание курса: История театра – 2 часа. Театральные профессии – 6 часов. Основы актёрского мастерства- 10 часов. Пластика – 5 часов. Сценическая речь – 10 часов. Репетиционные занятия. Выступления -34 часа

Примерная тематика занятий кружка «Театральная деятельность» второго года обучения: История театра. Театр Древней Греции. Средневековый театр. Театральные профессии. Художник- декоратор. Костюмер. Гримёр. Театральный грим. Театральная афиша.Звукооператор. Суфлёр. Основы актёрского мастерства. Развитие коммуникативных возможностей. Развитие памяти. Развитие внимания. Развитие воображения. Импровизация. Координация движений и равновесие. Комплекс упражнений на умение владеть своим телом. Работа над мимикой и жестами. Создание образа в пространстве. Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Дыхательный комплекс. Интонация, ритм и тембр в создании образа.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Актуальная задача учителя на современном этапе – применять в своей педагогической деятельности такие методы и технологии, которые наилучшим образом будут способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка. Результаты наблюдений за успехами учеников и отзывы родителей убеждают нас в эффективности использования педагогом начальной школы арт-технологий во внеурочной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Палунина Юлия Анатольевна и Пастель Надежда Николаевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248966


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства