Просмотр содержимого документа
«VМодель внеурочной деятельности в 5-11 классах при реализации ФГОС»
МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-11 КЛАССАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Иценко И.А. ,зав. кафедрой психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, канд. пед. наук
Скороспешкина Н.И. педагог-психолог
Почетный работник общего образования РФ
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
Являясь авторами-разработчиками проекта муниципальной инновационной площадки «Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС 5-11 классов» разработана модель психолого-педагогического сопровождения проекта.
Реализация модели ППС планируется в три этапа:
I этап – подготовительный;
II этап – реализационный;
III этап – рефлексивно-диагностический (обобщающий).
На первом этапе определялась мотивация педагогов, школьников, родителей на внеурочную деятельность, устанавливался эмоциональный контакт между всеми субъектами проекта, совместно обсуждались предполагаемые результаты в условиях сотрудничества, уточнялись профессиональные ожидания, переосмысление опыта работы в педагогическом коллективе и изучались интересы, склонности, индивидуальные способности учащихся.
На втором этапе предполагается включение школьники 5-6 классов в различные виды внеурочной деятельности, педагогам необходимо создавать комфортный психологический микроклимат в творческих группах и объединениях с учетом возрастных и личностных особенностей школьников. На данном этапе будет проведена апробация диагностического инструментария с учетом показателей успешности творческого развития личности школьника. И как важный показатель эффективности реализации инновационного проекта будет проведена диагностика по выявлению уровня удовлетворенности участников проекта (школьники, их родители, педагоги) образовательным процессом в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение участников проекта на каждом этапе предполагается наполнением различными формами и содержанием работы: тематические беседы, социально-психологические тренинги, ролевые игры, индивидуальные консультации для подростков и старшеклассников и их родителей, а также педагогов.
На третьем этапе будет проводиться совместный анализ результатов через «призму»: ученик – творческая личность; учитель, родитель, работа администрации школы.
Таким образом, исходя из целей и задач проекта, под критерием приближенности к идеалу мы видим качественные характеристики личности школьника в их единстве, взаимосвязи и соподчиненности и выделяем три группы характеристик: здоровье; культура личности; жизненные и нравственные позиции.
УЧЕНИК – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Когнитивный компонент
Мотивационный компонент
Деятельностный компонент, социализация
развитие способностей интеллектуальных и творческих;
развитие творческих успехов:
- активность;
- креативность;
целеустремленность.
потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;
познавательный интерес и любознательность:
- самопознание;
- самоопределение;
- саморазвитие;
- самореализация.
способность активно жить в общей для всех окружающей действительности;
нормы, этика, ценности;
удовлетворенность процессом и результатами видов творческой деятельности;
комфортность образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
2. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
3. Степанов Е.Н., Андреев А.А. Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения // Практика административной работы в школе. - №6, 2002г. – с. 50-53
4. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. Из-во "Речь" Санкт-Петербург, 2005. – 106 с.