kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся жить без кофликтов. Пособие для студентов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие познакомит учащихся с психогеометрией, практической системой анализа личности и её использование для краткой характеристики типологии личности, позволит лучше узнать себя, поможет разобраться в других людях, а разработанные рекомендации помогут найти выход из конфликтной ситуации. Пособие предназначено учащимся колледжа, а также им могут воспользоваться преподаватели с целью организации слаженного коллектива.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся жить без конфликтов. Пособие для студентов»

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Сургутский политехнический колледж











Учимся жить без конфликтов

Пособие для студентов


































г. Сургут, 2014

Учимся жить без конфликтов.

Пособие для студентов..

Сургутский политехнический колледж. 2014





Составители:

Масанина Т.Н., методист







Пособие познакомит студентов с психогеометрией, практической системой анализа личности её использование для краткой характеристики типологии личности, позволит лучше узнать себя, поможет разобраться в других людях, а разработанные рекомендации помогут найти выход из конфликтной ситуации, а в каких-то случаях даже предотвратить их. Пособие предназначено для студентов, а также им могут воспользоваться преподаватели с целью организации слаженного коллектива студентов.











Рекомендовано к печати Методическим советом Сургутского политехнического колледжа.

Протокол № 5 от 12.03. 2014г.







    1. Психогеометрия


Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:

  • Мгновенно определить форму (или, если хотите, тип, хотя здесь есть различия) личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму.

  • Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке.

  • Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Психогеометрический тест – проективная методика исследования личности, предложенная Сьюзен Деллингер - специалиста по социально-психологии в 1978 году.

Психогеометрический тест

Инструкция:

  1. Посмотрите на пять фигур, изображенных на странице.

  2. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: это — «я»!

  3. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением.

  4. Запишите ее название под № 1 (надеемся, что названия фигур вам известны, возможно, за исключением одной; называйте ее условно «Зигзагом».

  5. Теперь, проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите из названия под соответствующими номерами.

Время выполнения 3 минуты.















1.3. Краткая психологическая характеристика основных форм личности

1.3.1. Тип личности - «КВАДРАТ»

Основные психологические характеристики поведения.
Если основной формой оказался квадрат, то этот человек - неутомимый труженик. Усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. "Квадраты" никогда не опаздывают на встречи. Им свойственны: пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, paциональность, осторожность, упорство при решении задачи, настойчивость, трудолюбие, эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность.
Коммуникации: "квадрат" как правило, задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробности, получить дополнительный комментарий. Требователен к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных инструкций. Следит за регламентом.

Положительные качества Квадрата: организованность, внимание к деталям, трудолюбие, благоразумный, настойчивый, терпеливый, бережливый.

Отрицательные качества Квадрата: мелочный, холодные, упрямые, консервативные, скупой.

1.3.2. Тип личности - «ТРЕУГОЛЬНИК»



Основные психологические характеристики поведения

Треугольник склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет установку на успех, на победу, способен концентрироваться на цели момента, ориентирован на суть проблемы, уверен в себе, решителен, импульсивен, склонен к риску, энергичен, смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию.
Коммуникации: "треугольник" имеет, как правило, уверенный внешний вид. Он всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. Проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция (иногда довольно ядовитая). Создает впечатление власти над людьми, может подавлять своей персоной, высказываниями, комментариями, историями из своей жизни.
Положительные качества Треугольника: лидер, решительный, уверенный, честолюбивый, энергичный.

Отрицательные качества Треугольника: эгоистичный, категоричный, нетерпеливый, коварный. Самонадеянный, ориентированный на успешный рост.

1.3.3. Тип личности «ПРЯМОУГОЛЬНИК»



Основные психологические характеристики поведения

"Прямоугольнику" свойственна изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, имитация поведения других людей.
Коммуникации: "прямоугольник", как правило, не знает, что ему нужно, плохо "вписывается" в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать неоднократно одни и те же вопросы, невнимательно слушает ответы на них. Может делать вид, что удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес, стать равнодушным ("уйти в себя") или даже критически настроенным. Характеризуется частой сменой настроения.
Положительные качества Прямоугольника: ищущий, любознательный, смелый.

Отрицательные качества Прямоугольника: напряжённый, непостоянный, эмоционально неустойчив, низкая самооценка, сумасбродный.


1.3.4. Тип личности - «КРУГ»


Основные психологические характеристики поведения

Круг - самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет коллектив, семью и стабилизирует группу. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником людей.


"Круг" имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжелателен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив, ориентирован на мнение окружающих, нерешителен, болтлив (любит посплетничать), способен уговаривать, убеждать других, тяготится жестким регламентом, любит гибкий распорядок дня.
Коммуникации: "круг" часто в общении первым устанавливает контакт. В ход идет приятная улыбка, комплименты и все остальное из коммуникативного ассортимента. Встречи он часто использует как возможность общения. Никогда не садится отдельно от других людей, так как ему нужен партнер, с которым он будет обмениваться репликами, впечатлениями. Наряду с вопросами по информации предметного характера часто задает вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все "коммуникативное пространство", умолкает на время лишь в момент принятия решения.
Положительные качества Круга: доброжелательный, заботливый, сочувствующий, щедрый, доверчивый, рефлексивный, бесконфликтный.

Отрицательные качества Круга: нетребовательный, беспечный, болтливый, расточительный, ленивый, нерешительный, слабый «политик».

1.3.5. Тип личности «ЗИГЗАГ»

Основные психологические характеристики поведения

"Зигзагу" свойственны жажда изменений, креативность, концептуальность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка на новое, философия бунтаря, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство настроения, поведения и отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, остроумие.
Коммуникации: "зигзаг" - относится к людям импульсивного типа. Они без всякого стеснения и сожаления могут уйти с аудитории, если предлагаемая информация их не устраивает с позиции содержания, качества, способов взаимодействия. Зигзаг» постоянно куда-то спешит, порой создается впечатление, что он случайно попал на встречу. Ему свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому, порой он задает вопросы не дожидаясь на них ответа. Быстро и откровенно оценивает партнера, и ситуацию. В момент принятия решения погружается в себя.
Положительные качества Зигзага: творческий подход к жизни, мечтательность, остроумие, стремление к новизне.

Отрицательные качества Зигзага: неорганизованность, непрактичность, несдержанность, непостоянство настроения, поведения и отношений.

Таким образом, знания краткой характеристики типологии личности помогут учащимся в процессе общения наладить контакт с одногруппниками, друзьями, педагогами, а также познать индивидуальные характерологические особенности своей личности.

Вместе с тем следует помнить, что в реальной практике человеческого взаимодействия "чистые" типы людей не встречаются. В большинстве своем люди представляют смешанный тип, например диады: треугольник с зигзагом (сам генерирует идеи и сам их реализует) или квадрат с кругом (организованный, педантичный, но человечный), или триады, например, ведущая фигура треугольник, сопутствующая - квадрат и некоторые элементы круга.


1.4. Поведение различных форм личности в конфликтах


1.4.1. Квадрат в ситуации конфликта

Квадрат не любит конфликтов. Излюбленный его стиль - уклонение от столкновения, избегание. Истоки такого поведения скрыты в самой «квадратной» форме. Как известно, нет конфликтов без эмоций, а Квадрат не выносит эмоционально заряженных ситуаций и сам испытывает максимальное неудобство, когда ему приходится выражать свои чувства. Вообще говоря, в известных ситуациях уклоняющийся стиль - это лучший стиль.

Поэтому оптимальной линией поведения Квадрата была бы такая, которая противодействовала бы возникновению серьезных, отягощенных сильными эмоциями конфликтов (если уж конфликт, так пусть будет конфликт идей, решений, но не людей!)


1.4.2. Треугольник в ситуации конфликта

Доминирующий стиль поведения Треугольника в конфликте — состязание, атака, агрессия. И это естественно, поскольку Треугольник всегда считает себя правым; правота же рождает стремление поступать по-своему и, при «треугольном» складе личности, ведет в большинстве ситуаций к прямой конфронтации. Есть, однако, и другой стиль поведения, который Треугольники эффективно используют при соответствующих обстоятельствах: это — компромисс. В принципе «все или ничего». Треугольнику нравится только первая часть, поэтому он переделывает ее в принцип «все или хоть что-нибудь». А информированность и здоровый прагматизм позволяют ему вовремя переключиться с атаки на поиск компромисса. Но не стоит обольщаться. Треугольник - это боец. И он пойдет на компромисс только тогда, когда исчерпаны все резервы и ресурсы, испробованы все средства одержать чистую победу. И все же конфликты с Треугольником в форме открытой конфронтации - это реальность. Вряд ли их удастся избежать полностью.  Вообще говоря, открытое наступление Треугольника в чем-то даже лучше избегающего поведения Квадрата. Противник перед вами, его позиция ясна, намерения понятны. Поэтому конфликт быстро обнаруживает себя и столь же быстро наступает развязка.


1.4.3. Прямоугольник в ситуации конфликта

Как для самого Прямоугольника, так и для другой стороны, конфликтная ситуация - это самое тяжелое испытание, которое выпало на долю участников конфликта. Что касается Прямоугольника, то ему вполне хватает внутреннего конфликта между его старым «Я» и тем новым «Я», которое еще только складывается. Именно в этом и состоит сущность «прямоугольного» состояния. Любой внешний конфликт усугубляет внутренний и еще больше осложняет положение и без того запутавшегося в себе Прямоугольника.

Поэтому самая типичная и естественная реакция Прямоугольника на угрозу конфликта - избежать его полностью. Прямоугольник чаще всего именно так и поступает, особенно в отношениях с коллективом. Это, по-своему, мудрое решение, поскольку Прямоугольник редко выигрывает в открытой конфронтации. Однако избегание конфликта, как правило, не решает проблем, а только продлевает «инкубационный период», в течение которого зреет еще более острый межличностный конфликт. Есть другой вариант - Прямоугольник легко идет на сотрудничество в разрешении противоречий, когда ему такое сотрудничество предлагают. Однако, если конфликт обнаружил себя и Прямоугольник - его непосредственный участник, начинается такое, что многие потом долго жалеют, что позволили себе стать участниками конфликта.

1.4.4. Круг в ситуации конфликта

В эмоционально напряженной, грозовой атмосфере Кругу буквально трудно дышать. Его беспокоят любые конфликты, даже те в которых он не замешан. Если же Круг обнаруживает, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, он будет страдать больше, чем представитель любой иной формы личности. Причем совершенно неважно, кто виноват в возникновении разногласия, т.к. для Круга непомерно тяжела конфликтная ситуация сама по себе. Он всякое столкновение воспринимает слишком уж лично.

Психология Круга такова, что любой, конфликт ввергает его в противоречие. Первое побуждение Круга - избежать, уклониться от конфликта, надеясь, что он разрешится сам по себе. Поэтому Круг склонен оправдывать других «за недостаточностью улик» и извинять даже их за неприличное поведение. Однако Круг не может долго закрывать глаза на конфликт и уклоняться от него, поскольку по сути своей является миротворцем и хочет, во что бы то ни стало разрешить проблему и прийти к наиболее ценимому им состоянию согласия. Если ему удается при этом не слишком много потерять, он гордится тем, что внес свою лепту в урегулирование конфликта.

Когда предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для Круга, то Круг использует два основных стиля поведения в конфликте: приспособление (уступку) или компромисс.

В конфликтной ситуации Круг практически всегда первым отказывается от чего-либо в пользу другого. Однако уступка, даже если она разряжает эмоциональную атмосферу и удовлетворяет заинтересованных в разрешении конфликта лиц, далеко не всегда является лучшим способом его устранения, особенно для самого Круга.

1.4.5. Зигзаг в ситуации конфликта

Парадоксальность Зигзага находит свое выражение его поведения в конфликте. О Зигзагах можно одновременно сказать, что они активно избегают конфликтов и питают интерес к ним и совсем не прочь вступить в открытую конфронтацию. И хотя объясняется это весьма просто: выбор стиля поведения в конфликте определяется предметом разногласий. Люди, знающие Зигзага преимущественно по разным конфликтным ситуациям, могут давать ему прямо противоположные характеристики.

Если предмет конфликта не представляет значимости для Зигзага в плане занимающих его в данное время проблем и идей, Зигзаг постарается, во что бы то ни стало, избежать вовлечения в конфликт. Делается это не из любви к кому-то или страха обидеть кого-то, просто у Зигзага слишком много дел и он не может позволить себе терять время на «пустяки» (с его точки зрения). При этом больше теряет группа, в которой возникает конфликт, поскольку уклонение Зигзага лишает ее возможности использовать его творческий потенциал и оригинальные, нестандартные решения.







  1. Рекомендации по предотвращению конфликтов

Таблица соотношения форм личности в соответствии со стилем поведения

Таблица 1

п/п

Стили поведения в конфликте

Формы личности

1.

Состязание, атака, агрессия

Треугольник, Зигзаг

2.

Проявление гибкости, поиск компромисса

Круг

3.

Уклонение от столкновения, избегание

Квадрат, Прямоугольник, Зигзаг

4.

Приспособление вплоть до сдачи позиций

Круг

5.

Сотрудничество, образование союзов, объединение с другими

Круг, Квадрат, Зигзаг, Прямоугольник



2.1.Общие правила предотвращения конфликта

По методике психогеометрии предлагают десять общих правил, поведения личности.

  1. Признавать друг друга.

  2. Слушать, не перебивая.

  3. Демонстрировать понимание роли другого.

  4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.

  5. Четко формулировать предмет обсуждения.

  6. Устанавливать общие точки зрения.

  7. Выяснить, что вас разъединяет.

  8. После этого снова описать содержание конфликта.

  9. Искать общее решение.

  10. Принять общее «коммюнике».

Некоторые пункты будет выполнить легко, но некоторые требуют определенных усилий.

«Конфликт большая беда в образовании. Умение избежать конфликта – одна из составных частей человеческой мудрости». В.А.Сухомлинский.


2.2. Тактика поведения учащегося при возникновении конфликтных ситуаций для каждой из форм личности

Рекомендации студентам.

Форма личности Квадрат.

  • при помощи аутогенных тренировок, физических упражнений полноценного отдыха стараться снижать собственную тревожность;

  • развивать внимание и наблюдательность;

  • общаться на равных, но не впадать в зависимость;

  • не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих;

  • вырабатывать стремление самому исправить недостатки;

  • переводить разговор на другую тему;

  • защищать свои интересы;

  • формировать стремления к самопознанию;

  • управлять системой ведущих мотивов;

  • научиться взвешивать принимаемые решения.

Форма личности Прямоугольник.

  • прибегать к ориентации на положительное (воспоминание о хороших моментах, концентрация на красивом предмете, чтение интересного юмористического отрывка и т.п.);

  • способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения;

  • использовать способы саморегуляции, умения владеть собой в различных ситуациях;

  • блокировать личностные причины возникновения трудностей;

  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

  • не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой;

  • при любой ситуации сохранять авторитет;

  • обучаться законам невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений это поможет глубже и оперативнее оценить истинные намерения собеседника и заранее обнаружить угрозу;

  • вырабатывать чувство эмпатии и доверия к другому человеку;

  • стимулировать личную ответственность;

  • уделять внимание внутреннему миру;

  • переводить разговор на другую тему, если видно, что ход развития событий складывается не в вашу пользу;

  • развивать самоконтроль.


Форма личности Треугольник

  • вырабатывать психологическую устойчивость к отрицательному взаимодействию;

  • уступать, если проблема спора не особенно важна;

  • пробовать всесторонне разобраться в проблеме;

  • формировать навыки эффективного общения, умения слушать и слышать;

  • не использовать оскорбления, жаргонные и бранные слова;

  • не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать;

  • вырабатывать умения согласовывать свои решения с другими людьми;

  • учиться признавать свои ошибки;

  • избегать обсуждения острых проблем т.к. существует вероятность агрессивной реакции;

  • направлять свои силы на обсуждение только тех проблем, из-за которых возникли разногласия;

  • ставить себе условия менять свое отношение к другим.

  • высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей;

  • исключить осуждений, лишних разговоров, моралей;

  • заключать четкие договоренности и прибегать к ним;

  • становиться на точку зрения другого человека и видеть ситуацию его глазами, что даст возможность иначе взглянуть на особенности поведения;

  • ненавязывать своего мнения;

  • решать противоречия конструктивно, мирно.


Форма личности Круг


  • обучаться переключению внимания с одного вида деятельности на другой;

  • снижать эмоциональное напряжение;

  • учитывать факторы психологической несовместимости в общении, такие как взаимное непонимание, негативные черты характера, несовместимость ролевых функций и т.п.;

  • хвалить себя за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения;

  • стараться изменить обстоятельства вызвавшие напряженность;

  • включаться в позитивные социальные отношения;

  • пробовать самореализовываться в процессе позитивного социального взаимодействия;

  • поощрять себя малейшими заслугами за каждое положительное проявление в поведении;

  • давать себе возможность выражать свои эмоции;

  • развивать навыки эффективного общения;

  • воспринимать любую личность такой, какова она есть.

  • обсуждать поведение только после успокоения;

  • правильно определять свою позицию в конфликте;

  • поиск своих внутренних ресурсов по определению барьеров во взамоотношениях;

  • строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны других;

  • удерживаться от чрезмерной траты энергии, учитыать склонность к изменению своего решения и общения с людьми;

  • проявлять искренность.


Форма личности Зигзаг

  • избегать негативных эмоций при помощи прогнозирования возможных вариантов развития событий, изменения хода событий в нужную сторону; сводить проблемы к шутке; расширять знания участников о чувствах и эмоциях, создавать условия для развития способности безоценочного их принятия;

  • обсуждать взаимные уступки;

  • использовать положительные традиции, которые могут стать дополнительной составляющей социальной регуляции поведения;

  • проявлять твердость в отстаивании своей позиции, но быть мягким по отношению к другому;

  • прекращать и сглаживать обостряющиеся споры;

  • анализировать все источники нравственного опыта (через полезный труд, взаимоотношения в группе и т.д.);

  • подчеркивать общность цели, интересов, показывать заинтересованность в решении проблем;

  • учитывать легкость приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания;

  • вырабатывать умения предусмотреть не только лучшего, но и худшего варианта развития событий



2.3. Рекомендации для студентов

Правила общения с разными типами личности.

Как общаться с квадратом. Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Аргументировать свою позицию. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял, но аккуратные, без панибратства. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений. Необходимо быть серьезным и соблюдать правила этикета. В разговоре должна быть жесткая логика и последовательно структурированный материал, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу. Информацию следует доносить корректно.

Как общаться с треугольником. Необходимо всем своим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь должна быть четкой, информация должна носить ярко выраженный практический характер. "Треугольники" много учатся, поэтому их нужно удивлять инновационными сведениями. Целесообразно соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. К "треугольникам" во время общения нужно проявлять внимание. Будьте готовы к тому, что они будут вас перебивать, вступать в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества. Используйте их лидерский потенциал целесообразно. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность». Быть готовым со стороны треугольника к шантажу, к обману «ради интересов дела», к присваиванию общих результатов.

Как общаться с кругом. Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом, ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»). Лучше использовать непринужденную беседу. Если нужно вызвать практический интерес "круга" к информации, то лучше всего ссылаться на свой собственный опыт. Кроме того, он с удовольствием рассказывает о себе, ему можно задавать вопросы личного характера. Для "круга" важно чувствовать себя уютно: теплое, внимательное, доброжелательное отношение и демонстрация уважительного отношения к нему просто как к человеку. Очень важно в общении с "кругом" устанавливать обратную связь, то есть задавать вопросы на уточнение, на понимание или проверять, правильно ли он понял вашу информацию, при этом кивок головой со стороны "круга" вовсе не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. "Круг" чрезвычайно редко жалуется, и, если он это делает, тому есть серьезная причина.

Как общаться с прямоугольником. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием. Проявлять участие, но не быть навязчивым. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих проблемах, бедах и неудачах, нужно быть осторожным, терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушивать. Давая информацию "прямоугольнику", необходимо показать ее практическую значимость в решении его проблем, это повысит его мотивацию. Инструктаж "прямоугольника" по выполнению конкретной работы потребует большего времени, чем у других фигур. Чрезвычайно важно вовремя обнаружить у него стресс. В этот момент ему свойственны: сильное замешательство, резкое снижение самооценки, крутые, мгновенные изменения настроения, изменчивость и непоследовательность поведения, чрезмерная доверчивость и повышенная внушаемость, активизация игрового поведения.

Как общаться с зигзагом. «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзага практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно не надолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора. Важно говорить быстро, кратко и по существу, допускаются шутки, юмор, острота, однако они должны быть целесообразными и уместными. "Зигзагу" нужно уделять постоянное внимание; если он работает успешно, то следует это публично отмечать, хвалить его за успехи, демонстрировать его преимущества. "Зигзаг" с удовольствием участвует в творческих заданиях. Чем больше творчества и инновационной деятельности, тем больший интерес к работе он проявляет. Вместе с тем, эмоциональные "зигзаги" не всегда срабатываются с "квадратами", поэтому следует более грамотно распределить задания и роли в команде. Необходимо также помнить, что источник стресса у "зигзага" - это скучная, однообразная работа, недостаток внешних побуждений. Доброжелательность и чувство юмора помогут в общении с ним.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов и многих других факторов.

Успешное решение предконфликтных ситуаций можно рассматривать как средство сохранения и развития коллективного общения, которое постоянно реализуется на фоне определенных эмоциональных реакций.

Мы надеемся, что соблюдение наших рекомендаций помогут учащимся при возникновении конфликтной ситуации снизить тревожность, напряжение, а где-то и агрессивность, конструктивно ее разрешить и найти оптимальный выход.

Список литературы

1. Алексеев, А. А. Психогеометрия для менеджеров [Текст] / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. – Л.: Знание, 1991. – 415 с.

2. Волкогонова, О. Д. Управленческая психология [Текст] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 351, [1] с. - (Профессиональное образование).

4. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2005. - 936 с.

5. Рабочая книга практического психолога [Текст]: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Дергача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. – 640 с.

6. Рыкова, Е. В. Как оценить работника за 15минут? [Текст]: методики подбора персонала / Е. В. Рыкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 400 с. – (Психологический факультет).

7. Тараненко, В. Разоблаченный логотип, или Психогеометрия [Тест] / В. Тараненко. – Киев: Ника-Центр, 2011. – 168 с.

8. Шапарь, В. Б. Практическая психология [Текст]: проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 478 с. – (Вершина успеха).

9. Митрошина, О. А. Психогеометрия в школе: новые возможности знакомого метода [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей “Открытый урок”/ О. А. Митрошина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212047/.

10. Щербакова, И. В. Психогеометрия для учителя [Электронный ресурс] : фестиваль педагогических идей “Открытый урок” / И. В. Щербакова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/417165/.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Учимся жить без кофликтов. Пособие для студентов.

Автор: Масанина Татьяна Николаевна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства