(Ф.И.О. преподавателя)
Учебно-тематический план составлен с учётом годового календарного плана МУДОД станции детского и юношеского туризма и экскурсий. При этом учитывался объём учебного материала, цикличность по сезонам года, последовательное усложнение материала.
Теоретические занятия в помещении проводятся до 2-х часов, тренировки на местности до 4-х часов, экскурсии и походы до 8-ми часов в день.
Для походов, соревнований, длительных экскурсий используются выходные дни и каникулярное время.
Учебно-тематический план.
| П№ | Название тем | Всего | Количество часов |
| Теоретичес ких | Практических |
| В помещении | На местности |
| | 1-ый год обучения. |
| | Организационный период (до двух недель) | | | | |
| 1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | | |
| 2 | История туризма и путешествий. |
| | Первые путешественники, русские экспедиции и путешественники | 2 | 2 | | |
| | Эпоха великих географических открытий и исследователи ХХ-го века. | 2 | 2 | | |
| | Детский туризм в России. | 2 | 2 | | |
| | Структура туризма. | 2 | 2 | | |
| | Цели и значение туристских путешествий. | 2 | 2 | | |
| | Комплектование группы. | 2 | 2 | | |
| | Распределение обязанностей в группе. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 14 | 14 | | |
| 3 | СФП туриста |
| | Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Контрольный кросс-тест. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов. | 2 | | 2 | |
| | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | 2 | | 2 | |
| | Контрольные упражнения – тесты. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Итоговое тестирование. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 16 | | 6 | 10 |
| 4 | Общие сведения о снаряжении. |
| | Личное снаряжение. | 2 | | 2 | |
| | Укладка рюкзака. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по укладке рюкзака. | 2 | | | 2 |
| | Групповое снаряжение. | 2 | | 2 | |
| | Принципы формирования медицинской аптечки. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по формированию медицинской аптечки. | 2 | | 2 | |
| | Палатки. | 2 | | | 2 |
| | Практическое занятие по установке конструктивных типов палаток. | 2 | | | 2 |
| | Специальное снаряжение. | 2 | 1 | 1 | |
| | Практическое занятие ознакомление со специальным снаряжением | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 20 | 1 | 11 | 8 |
| 5 | Бивуаки. |
| | Техника бивачных работ. | 2 | 2 | | |
| | ТБ при выборе стоянки для привала. Костры. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по способам укладки костров. | 2 | | | 2 |
| | Техника безопасности у костра. | 2 | 2 | | |
| | Практическое занятие по укладке и разжиганию костра. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 10 | 4 | 2 | 4 |
| 6 | Техника и тактика движения в походе. |
| | Изучение района путешествия. | 2 | 2 | | |
| | Подготовка группы к выходу на маршрут. | 2 | 2 | | |
| | Темп и тактика движения. | 2 | 2 | | |
| | Преодоление естественных препятствий. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по техническим приёмам на навесной переправе. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 10 | 6 | 2 | 2 |
| 7 | Узлы. |
| | Классификация узлов. | 2 | 1 | 1 | |
| | Узлы для связывания концов верёвки. | 2 | | 2 | |
| | Узлы для присоединения верёвки к опоре. | 4 | | 4 | |
| | Схватывающие узлы. | 2 | | 2 | |
| | Всего: | 10 | 1 | 9 | |
| 8 | Новогодняя феерия. | 2 | | 2 | |
| 9 | Первая доврачебная помощь в походе. |
| | Личная гигиена туриста. | 2 | 2 | | |
| | Кровотечения. | 2 | | 2 | |
| | Первая помощь при переломах и тонувшему. | 2 | | 2 | |
| | Транспортировка пострадавших. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 8 | 2 | 4 | 2 |
| 10 | Условные топографические знаки. |
| | Шесть групп УТЗ: дороги и дорожные сооружения. | 2 | 1 | 1 | |
| | УТЗ населённых пунктов и отдельных строений | 2 | 1 | 1 | |
| | УТЗ гидрографии. | 2 | 1 | 1 | |
| | УТЗ растительности. | 2 | 1 | 1 | |
| | УТЗ рельефа и специальные знаки. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 10 | 5 | 5 | |
| 11 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
| | Топографическая карта. Масштаб. | 2 | 1 | 1 | |
| | Способы изображения рельефа на картах. | 2 | 1 | 1 | |
| | Ориентирование на маршруте. | 2 | 1 | 1 | |
| | Прокладка маршрута и составление плана движения. | 2 | 1 | 1 | |
| | Способы съёмки местности. | 2 | | 1 | 1 |
| | Действия в случае потери ориентировки. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 12 | 5 | 6 | 1 |
| 12 | Ориентирование. |
| | Ориентирование по горизонту и движение по азимуту. | 2 | 1 | 1 | |
| | Работа с компасом. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка приёмами глазомерной съёмки. | 2 | 1 | 1 | |
| | Топографическая привязка с помощью приборов. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 8 | 2 | 3 | 3 |
| 13 | Организация и подготовка путешествий. |
| | Предпоходная подготовка (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Контрольный сбор (март, май). | 4 | | | 4 |
| | Всего: | 10 | | 6 | 4 |
| 14 | Путешествия. 3-х дневные походы (ноябрь, март, май). | 72 | | | 72 |
| 15 | Подведение итогов путешествия. |
| | Обсуждение итогов похода в группе (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Ремонт снаряжения (ноябрь, март). | 4 | | | 4 |
| | Всего: | 10 | | 6 | 4 |
| 16 | Итоговое занятие. | 2 | | | 2 |
| | ИТОГО: | 216 | 42 | 62 | 112 |
| | В конце первого года обучения воспитанники должны совершить зачётный не категорийный поход третьей степени сложности на первый юношеский разряд. |
| | 2-ой год обучения. |
| | Организационный период (неделя) | | | | |
| 1 | Организационное занятие. | 2 | 2 | | |
| 2 | История туризма и путешествий. |
| | Первые путешественники, русские экспедиции и путешественники | 2 | 2 | | |
| | Эпоха великих географических открытий и исследователи ХХ-го века. | 2 | 2 | | |
| | Детский туризм в России. Структура туризма. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 6 | 6 | - | - |
| 3 | СФП туриста. |
| | Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Контрольный кросс-тест. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов | 2 | | 2 | |
| | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | 2 | | 2 | |
| | Контрольные упражнения – тесты. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Итоговое тестирование. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 16 | - | 6 | 10 |
| 4 | Общие сведения о снаряжении. |
| | Личное снаряжение и укладка рюкзака. | 2 | | | 2 |
| | Практическое занятие по укладке рюкзака. | 2 | | | 2 |
| | Групповое снаряжение и принципы формирования медицинской аптечки. | 2 | | | 2 |
| | Практическое занятие по формированию медицинской аптечки. | 2 | | | 2 |
| | Палатки и специальное снаряжение. Установка конструктивных типов палаток. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 10 | - | 1 | 9 |
| 5 | Бивуаки. |
| | Техника бивачных работ и ТБ при выборе стоянки для привала. | 2 | 1 | | 1 |
| | Виды и формы костров и способы их укладки. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по укладке и разжиганию костра. ТБ у костра. | 2 | 1 | | 1 |
| | Всего: | 6 | 2 | 2 | 2 |
| 6 | Техника и тактика движения в походе. |
| | Изучение района путешествия и подготовка группы. | 2 | 2 | | |
| | Темп и тактика движения. | 2 | 2 | | |
| | Преодоление естественных препятствий. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по техническим приёмам на навесной переправе. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 8 | 4 | 2 | 2 |
| 7 | Узлы. |
| | Классификация узлов. Узлы для связывания двух концов верёвки. | 2 | | 2 | |
| | Узлы для присоединения верёвки к опоре. | 2 | | 2 | |
| | Схватывающие узлы. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | - | 4 | 2 |
| 8 | Первая доврачебная помощь в походе. |
| | Личная гигиена туриста. Кровотечения. | 2 | 1 | 1 | |
| | Первая помощь при переломах и тонувшему. | 2 | 1 | 1 | |
| | Транспортировка пострадавших. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | 2 | 2 | 2 |
| 9 | Питание. |
| | Значение правильной организации питания в походе. | 2 | 2 | | |
| | Составление меню и раскладка продуктов. | 2 | | 2 | |
| | Сбережение продуктов в пути. | 2 | | 2 | |
| | Общие кулинарные правила. | 2 | 2 | | |
| | Простые формы нарезки. Рецепты походных блюд. | 2 | | | 2 |
| | Использование сублимированных продуктов. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 12 | 6 | 4 | 2 |
| 10 | Туристские песни. |
| | Изучение биографий классиков авторской песни. | 4 | 4 | | |
| | Записи и разучивание туристских песен. | 8 | | 8 | |
| | Всего: | 12 | 4 | 8 | - |
| 11 | Новогодняя феерия. | 2 | | 2 | |
| 12 | Условные топографические знаки. |
| | УТЗ: дороги и дорожных сооружений, населённых пунктов и отдельных строений. | 2 | | 2 | |
| | УТЗ гидрографии и растительности. | 2 | | 2 | |
| | УТЗ рельефа и специальные знаки. | 2 | | 2 | |
| | Всего: | 6 | - | 6 | - |
| 13 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
| | Топографическая карта. Масштаб. | 2 | 2 | | |
| | Способы изображения рельефа на картах. | 2 | 2 | | |
| | Ориентирование на маршруте. | 2 | | 2 | |
| | Прокладка маршрута и способы съёмки местности. | 2 | | | 2 |
| | Действия в случае потери ориентировки. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 10 | 4 | 2 | 4 |
| 14 | Ориентирование. |
| | Ориентирование по горизонту и движение по азимуту. | 2 | | 2 | |
| | Работа с компасом. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка приёмами глазомерной съёмки. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка с помощью приборов. | 2 | | 2 | |
| | Передвижение на местности с ориентированием по карте. | 2 | 2 | | |
| | Ориентирование без карты. | 2 | | 2 | |
| | Определение сторон горизонта по местным предметам и различным признакам. | 2 | 2 | | |
| | Ориентирование по звуку. | 2 | 2 | | |
| | Ориентирование во времени. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 18 | 8 | 6 | 4 |
| 15 | Организация и подготовка путешествий. |
| | Предпоходная подготовка (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Контрольный сбор (март, май). | 4 | | | 4 |
| | Всего: | 10 | | 6 | 4 |
| 16 | Путешествия. 3-х дневные походы (ноябрь, март, май). | 72 | | | 72 |
| 17 | Подведение итогов путешествия. |
| | Обсуждение итогов похода в группе (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Ремонт снаряжения (ноябрь, март, май). | 6 | | | 6 |
| | Всего: | 12 | - | 6 | 6 |
| 18 | Итоговое занятие. | 2 | | | 2 |
| | ИТОГО: | 216 | 38 | 57 | 121 |
| | В конце второго года обучения воспитанники должны совершить зачётный не категорийный поход второй степени сложности на второй юношеский разряд. |
| | 3-ий год обучения. |
| | Организационный период (неделя) | | | | |
| 1 | Организационное занятие. | 2 | 2 | | |
| 2 | История туризма и путешествий. |
| | Первые путешественники, русские экспедиции и путешественники. | 2 | 2 | | |
| | Эпоха великих географических открытий и исследователи ХХ-го века. Детский туризм в России. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 4 | 4 | - | - |
| 3 | СФП туриста. |
| | Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Контрольный кросс-тест. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов | 2 | | 2 | |
| | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | 2 | | 2 | |
| | Контрольные упражнения – тесты. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Итоговое тестирование. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 16 | - | 6 | 10 |
| 4 | Общие сведения о снаряжении. |
| | Личное, групповое и специальное снаряжение. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по укладке рюкзака, формированию медицинской аптечки, установке палаток. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | - | 2 | 2 |
| 5 | Бивуаки. |
| | Техника бивачных работ и ТБ при выборе стоянки для привала. Виды и формы костров и способы их укладки. | 2 | | 1 | 1 |
| | Укладка и разжигание костра. ТБ у костра. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 4 | - | 2 | 2 |
| 6 | Техника и тактика движения в походе. |
| | Изучение района путешествия. Темп и тактика движения. | 2 | 2 | | |
| | Преодоление естественных препятствий. | 2 | | 2 | |
| | Практическое занятие по техническим приёмам на навесной переправе. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | 2 | 2 | 2 |
| 7 | Узлы. |
| | Классификация узлов. Узлы для связывания концов верёвки. | 2 | | | 2 |
| | Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | - | - | 4 |
| 8 | Первая доврачебная помощь в походе. |
| | Личная гигиена туриста. Кровотечения. | 2 | 1 | 1 | |
| | Первая помощь при переломах и тонувшему. | 2 | 1 | 1 | |
| | Транспортировка пострадавших. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | 2 | 2 | 2 |
| 9 | Краеведение. |
| | Геологическое строение. | 2 | 2 | | |
| | Образование Черного и Азовского морей. | 2 | 2 | | |
| | Наша планета Земля. | 2 | 2 | | |
| | Вода. | 2 | 2 | | |
| | Почва. | 2 | 2 | | |
| | Наш край «Жемчужина России». | 2 | 2 | | |
| | Туристские возможности родного края. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 14 | 14 | | |
| 10 | Питание. |
| | Значение правильной организации питания в походе. Составление меню | 2 | 1 | 1 | |
| | Сбережение продуктов в пути и общие кулинарные правила | 2 | 2 | | |
| | Простые формы нарезки. Рецепты походных блюд. | 2 | | 2 | |
| | Всего: | 6 | 3 | 3 | - |
| 11 | Туристские песни. |
| | Изучение биографий классиков авторской песни. | 2 | 1 | 1 | |
| | Записи и разучивание туристских песен. | 2 | | 2 | |
| | Всего: | 4 | 1 | 3 | - |
| 12 | История «Малой Родины». |
| | Первая мировая война. | 2 | 2 | | |
| | Курень – станица Полтавская. | 2 | 2 | | |
| | Отмена крепостного права и буржуазные реформы. | 2 | 2 | | |
| | Революция и гражданская война. | 2 | 2 | | |
| | Образование Красноармейского района. | 2 | 2 | | |
| | Красноармейский район. | 2 | 1 | 1 | |
| | Прогулки по ближайшим окрестностям. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 14 | 11 | 1 | 2 |
| 13 | Новогодняя феерия. | 2 | | 2 | |
| 14 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
| | УТЗ: дороги и дорожных сооружений, населённых пунктов и отдельных строений, гидрографии | 2 | 1 | 1 | |
| | УТЗ растительности, рельефа и специальных знаков. | 2 | 1 | 1 | |
| | Топографическая карта. Масштаб. | 2 | 2 | | |
| | Ориентирование на маршруте. | 2 | 2 | | |
| | Прокладка маршрута и способы съёмки местности. | 2 | | | 2 |
| | Ориентирование по горизонту и движение по азимуту. | 2 | | 2 | |
| | Работа с компасом. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка приёмами глазомерной съёмки. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка с помощью приборов. | 2 | | 1 | 1 |
| | Ориентирование без карты. | 2 | 1 | 1 | |
| | Определение сторон горизонта по местным предметам. Слышимость звуков. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 22 | 8 | 7 | 7 |
| 15 | Памятники природы. |
| | Значение памятников для туристов. | 2 | 2 | | |
| | Комплексные памятники природы Краснодарского края. | 2 | 2 | | |
| | Геолого-геоморфологические ценности. | 2 | 2 | | |
| | Гидрологические уникумы. | 2 | 2 | | |
| | Дольмены и мегалиты. | 2 | 2 | | |
| | Открытие и история исследования дольменов. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 12 | 11 | 1 | - |
| 16 | Организация и подготовка путешествий. |
| | Предпоходная подготовка (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Контрольный сбор (март, май). | 4 | | | 4 |
| | Всего: | 10 | | 6 | 4 |
| 17 | Путешествия. 3-х дневные походы (ноябрь, март, май). | 72 | - | - | 72 |
| 18 | Подведение итогов путешествия. |
| | Обсуждение итогов похода в группе (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Ремонт снаряжения (ноябрь, март, май). | 6 | | | 6 |
| | Всего: | 12 | - | 6 | 6 |
| 19 | Итоговое занятие. | 2 | | | 2 |
| | ИТОГО: | 216 | 58 | 43 | 115 |
| | В конце третьего года обучения воспитанники должны совершить зачётный не категорийный поход второй степени сложности на второй юношеский разряд. |
| | 4-ый год обучения. |
| | Организационный период (неделя) | | | | |
| 1 | Организационное занятие. | 2 | 2 | | |
| 2 | Снаряжение и биваки. |
| | Личное, групповое и специальное снаряжение. Практическое занятие. | 2 | | 1 | 1 |
| | Техника бивачных работ. Костры. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 4 | - | 2 | 2 |
| 3 | СФП туриста. |
| | Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Контрольный кросс-тест. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов | 2 | | 2 | |
| | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | 2 | | 2 | |
| | Контрольные упражнения – тесты. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Итоговое тестирование. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 16 | - | 6 | 10 |
| 4 | Туристу о природе (метеонаблюдения). |
| | Погода и её предсказание. Практические занятия по метеонаблюдениям. | 2 | 1 | | 1 |
| | Скорость и направление ветра. | 2 | 2 | | |
| | Облачность. | 2 | 2 | | |
| | Признаки погоды. | 4 | 2 | 2 | |
| | Всего: | 10 | 7 | 2 | 1 |
| 5 | Занимательная походная математика. |
| | Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний. | 2 | 1 | | 1 |
| | Определение расстояния до недоступного предмета. | 2 | 1 | | 1 |
| | Измерение расстояний на местности. | 2 | 1 | | 1 |
| | Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке. | 2 | 1 | | 1 |
| | Всего: | 8 | 4 | - | 4 |
| 6 | Краеведение и история «Малой Родины». |
| | Геологическое строение и образование морей. | 2 | 2 | | |
| | Наша планета Земля. | 2 | 2 | | |
| | Фауна и флора. | 2 | 2 | | |
| | Первая мировая война. Курень – станица Полтавская. | 2 | 2 | | |
| | Отмена крепостного права и буржуазные реформы. | 2 | 2 | | |
| | Образование Красноармейского района. | 2 | 2 | | |
| | Прогулки по ближайшим окрестностям. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 14 | 12 | - | 2 |
| 7 | Техника и тактика движения в походе. |
| | Изучение района путешествия. Темп и тактика движения. | 2 | 2 | | |
| | Преодоление естественных препятствий. Практическое занятие. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | 2 | - | 2 |
| 8 | Узлы. |
| | Классификация узлов. Узлы для связывания концов верёвки. | 2 | | | 2 |
| | Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | - | - | 4 |
| 9 | Первая доврачебная помощь в походе. |
| | Личная гигиена туриста. Кровотечения. | 2 | 1 | 1 | |
| | Первая помощь при переломах и тонувшему. | 2 | 1 | 1 | |
| | Транспортировка пострадавших. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | 2 | 2 | 2 |
| 10 | Памятники природы. |
| | Комплексные памятники природы Краснодарского края. | 2 | 2 | | |
| | Открытие и история исследования дольменов. | 2 | 2 | | |
| | Всего: | 4 | 4 | - | - |
| 11 | Питание. |
| | Составление меню Простые формы нарезки. Рецепты походных блюд. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 2 | - | 1 | 1 |
| 12 | Новогодняя феерия. | 2 | | 2 | |
| 13 | Чтобы не было беды… (ТБ в путешествии). |
| | Обеспечение безопасности в путешествии. | 2 | 2 | | |
| | Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. | 2 | 2 | | |
| | Опасности, вызываемые природными факторами. | 2 | 2 | | |
| | Опасность переохлаждения организма. | 2 | 2 | | |
| | Опасности, вызываемые укусами змей, ядовитыми растениями и животными. | 2 | 2 | | |
| | Ядовитые растения. | 2 | 2 | | |
| | Личная подверженность туристов опасности. | 2 | 2 | | |
| | Определяющая роль дисциплины и сознательности. | 2 | 2 | | |
| | Поздние утренние подъёмы и вечерние отбои. | 2 | 2 | | |
| | Спасательные работы. | 2 | | | 2 |
| | Творчески развивайтесь. | 4 | 4 | | |
| | Моделирование аварийных ситуаций. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 26 | 22 | - | 4 |
| 14 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
| | Условные топографические знаки. | 2 | 1 | 1 | |
| | Топографическая карта. Масштаб. | 2 | 2 | | |
| | Прокладка маршрута и способы съёмки местности. | 2 | | | 2 |
| | Ориентирование по горизонту и без карты. | 2 | 1 | 1 | |
| | Работа с компасом. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка с помощью приборов. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 12 | 4 | 3 | 5 |
| 15 | Охрана природы. |
| | Лес – наш зелёный друг. | 2 | 2 | | |
| | Правовая защита природы. | 2 | 2 | | |
| | Редкие и исчезающие виды флоры Кубани. Акция. | 2 | 1 | | 1 |
| | Всего: | 6 | 5 | - | 1 |
| 16 | Организация и подготовка путешествий. |
| | Предпоходная подготовка (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Контрольный сбор (март, май). | 4 | | | 4 |
| | Всего: | 10 | | 6 | 4 |
| 17 | Путешествия. 3-х дневные походы (ноябрь, март, май). | 72 | - | - | 72 |
| 18 | Подведение итогов путешествия. |
| | Обсуждение итогов похода в группе (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Ремонт снаряжения (ноябрь, март, май). | 6 | | | 6 |
| | Всего: | 12 | - | 6 | 6 |
| 19 | Итоговое занятие. | 2 | | | 2 |
| | ИТОГО: | 216 | 64 | 30 | 122 |
| | В конце четвёртого года обучения воспитанники должны совершить зачётный не категорийный поход второй степени сложности на второй юношеский разряд. |
| | 5-ый год обучения. |
| | Организационный период (неделя) | | | | |
| 1 | Организационное занятие. | 2 | 2 | | |
| 2 | Снаряжение и биваки. Узлы. |
| | Личное, групповое и специальное снаряжение. Практическое занятие. | 2 | | 1 | 1 |
| | Техника бивачных работ. Костры. | 2 | | 1 | 1 |
| | Практическое занятие по вязанию узлов. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | - | 2 | 4 |
| 3 | СФП туриста. |
| | Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Контрольный кросс-тест. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов. | 2 | | 2 | |
| | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | 2 | | 2 | |
| | Контрольные упражнения – тесты. Упражнения. | 4 | | | 4 |
| | Симптомы утомления после нагрузок различной величины. | 2 | | | 2 |
| | Итоговое тестирование. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 20 | - | 6 | 14 |
| 4 | Туристу о природе (метеонаблюдения). |
| | Погода и её предсказание. Практические занятия по метеонаблюдениям. | 2 | | 1 | 1 |
| | Признаки погоды. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 4 | - | 2 | 2 |
| 5 | Встречи с природой (что и как наблюдать). |
| | Что и как наблюдать осенью. | 2 | | 1 | 1 |
| | Наблюдения над растениями. Дневник наблюдения над растениями осенью. | 2 | | 1 | 1 |
| | Что и как наблюдать зимой. Дневник наблюдения над растениями зимой. | 2 | | 1 | 1 |
| | Что и как наблюдать весной. | 2 | | 1 | 1 |
| | Условные обозначения атмосферных явлений. Дневник наблюдений за неживой природой. | 2 | | 1 | 1 |
| | Наблюдения над растениями. Дневник наблюдения над растениями весной. | 2 | | 1 | 1 |
| | Что и как наблюдать летом. Дневник наблюдения над растениями летом. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 14 | 1 | 7 | 6 |
| 6 | Занимательная походная математика. |
| | Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний. | 2 | | 1 | 1 |
| | Определение расстояния до недоступного предмета. | 2 | | 1 | 1 |
| | Измерение расстояний на местности. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 6 | - | 3 | 3 |
| 7 | Краеведение и история «Малой Родины». |
| | Наша планета Земля. | 2 | 2 | | |
| | История «Малой Родины». | 2 | 2 | | |
| | Образование Красноармейского района. | 2 | 2 | | |
| | Прогулки по ближайшим окрестностям. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 8 | 6 | - | 2 |
| 8 | Техника и тактика движения в походе. |
| | Изучение района путешествия. Темп и тактика движения. | 2 | 2 | | |
| | Преодоление естественных препятствий. Практическое занятие. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | 2 | - | 2 |
| 9 | Первая доврачебная помощь в походе. |
| | Личная гигиена туриста. Кровотечения. | 2 | 1 | 1 | |
| | Первая помощь при переломах и тонувшему. Транспортировка пострадавших. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 4 | 2 | 2 | - |
| 10 | Памятники природы и охрана природы. |
| | Комплексные памятники природы Краснодарского края. | 2 | 2 | | |
| | Лес – наш зелёный друг. | 2 | 2 | | |
| | Правовая защита природы. | 2 | 1 | 1 | |
| | Редкие и исчезающие виды флоры Кубани. Акция. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 8 | 5 | 2 | 1 |
| 11 | Чтобы не было беды… (ТБ в путешествии). |
| | Обеспечение безопасности в путешествии. | 2 | 2 | | |
| | Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. | 2 | 2 | | |
| | Опасности, вызываемые природными факторами. | 2 | 2 | | |
| | Опасности, вызываемые укусами змей, ядовитыми растениями и животными. | 2 | 2 | | |
| | Личная подверженность туристов опасности. | 2 | 2 | | |
| | Поздние утренние подъёмы и вечерние отбои. | 2 | 2 | | |
| | Спасательные работы. | 2 | | | 2 |
| | Моделирование аварийных ситуаций. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 16 | 12 | - | 4 |
| 12 | Новогодняя феерия. | 2 | | 2 | |
| 13 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
| | Условные топографические знаки. | 2 | 1 | 1 | |
| | Топографическая карта. Масштаб. | 2 | 2 | | |
| | Прокладка маршрута и способы съёмки местности. | 2 | | | 2 |
| | Ориентирование по горизонту и без карты. | 2 | 1 | 1 | |
| | Работа с компасом. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка с помощью приборов. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 12 | 4 | 3 | 5 |
| 14 | Организация и подготовка путешествий. |
| | Подготовка к комплексной экскурсии (январь). | 2 | | 2 | |
| | Предпоходная подготовка (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Контрольный сбор (март, май). | 4 | | | 4 |
| | Всего: | 12 | - | 8 | 4 |
| 15 | Путешествия. 3-х дневные походы (ноябрь, март, май). 2-х дневная комплексная экскурсия (январь) | 88 | - | - | 88 |
| 16 | Подведение итогов путешествия. |
| | Обсуждение итогов похода в группе. Ремонт снаряжения (ноябрь, январь, март, май). | 8 | | 8 | |
| | Всего: | 8 | - | 8 | - |
| 17 | Итоговое занятие. | 2 | | | 2 |
| | ИТОГО: | 216 | 34 | 45 | 137 |
| | В конце пятого года обучения воспитанники должны совершить зачётный поход первой категории сложности. |
| | 6-ой год обучения. |
| | Организационный период (неделя) | | | | |
| 1 | Организационное занятие. | 2 | 2 | | |
| 2 | Снаряжение и биваки. Узлы. |
| | Личное, групповое и специальное снаряжение. Техника бивачных работ. | 2 | | | 2 |
| | Практическое занятие по вязанию узлов. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | - | - | 4 |
| 3 | СФП туриста. |
| | Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | 2 | | | 2 |
| | Контрольный кросс-тест. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов. | 2 | | 2 | |
| | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование. | 2 | | 2 | |
| | Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | 2 | | 2 | |
| | Комплексы тренировочных занятий для выполнения в домашних условиях | 2 | | | 2 |
| | Контрольные упражнения – тесты. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Симптомы утомления после нагрузок различной величины. | 2 | | | 2 |
| | Бег. Прыжки. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Итоговое тестирование. Упражнения. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 24 | - | 8 | 16 |
| 4 | Туристу о природе (метеонаблюдения). |
| | Погода и её предсказание. Практические занятия по метеонаблюдениям. | 2 | | 1 | 1 |
| | Признаки погоды. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 4 | - | 2 | 2 |
| 5 | Встречи с природой (что и как наблюдать). |
| | Что и как наблюдать осенью. Дневник наблюдения над растениями осенью. | 2 | | 1 | 1 |
| | Что и как наблюдать зимой. Дневник наблюдения над растениями зимой. | 2 | | 1 | 1 |
| | Что и как наблюдать весной. Условные обозначения атмосферных явлений. Ведение дневников. | 2 | | 1 | 1 |
| | Что и как наблюдать летом. Дневник наблюдения над растениями летом. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 8 | - | 4 | 4 |
| 6 | Занимательная походная математика. |
| | Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний. | 2 | | 1 | 1 |
| | Определение расстояния до недоступного предмета. | 2 | | 1 | 1 |
| | Измерение расстояний на местности. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 6 | - | 3 | 3 |
| 7 | Краеведение и история «Малой Родины». |
| | Наша планета Земля. | 2 | 2 | | |
| | История «Малой Родины». | 2 | 2 | | |
| | Прогулки по ближайшим окрестностям. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 6 | 4 | - | 2 |
| 8 | Техника и тактика движения в походе. |
| | Изучение района путешествия. Темп и тактика движения. | 2 | 2 | | |
| | Преодоление естественных препятствий. Практическое занятие. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 4 | 2 | - | 2 |
| 9 | Первая доврачебная помощь в походе. |
| | Личная гигиена туриста. Кровотечения. | 2 | 1 | 1 | |
| | Первая помощь при переломах и тонувшему. Транспортировка пострадавших. | 2 | 1 | 1 | |
| | Всего: | 4 | 2 | 2 | - |
| 10 | Памятники природы и охрана природы. |
| | Комплексные памятники природы Краснодарского края. | 2 | 2 | | |
| | Лес – наш зелёный друг. | 2 | 2 | | |
| | Правовая защита природы. Акция. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 6 | 4 | 1 | 1 |
| 11 | Чтобы не было беды… (ТБ в путешествии). |
| | Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. | 2 | 1 | 1 | |
| | Опасности, вызываемые укусами змей, ядовитыми растениями и животными. Первая доврачебная помощь. | 2 | 1 | 1 | |
| | Личная подверженность туристов опасности. | 2 | 2 | | |
| | Поздние утренние подъёмы и вечерние отбои. | 2 | 2 | | |
| | Спасательные работы. | 2 | | | 2 |
| | Всего: | 10 | 6 | 2 | 2 |
| 12 | Новогодняя феерия. | 2 | | 2 | |
| 13 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
| | Условные топографические знаки. | 2 | 1 | 1 | |
| | Топографическая карта. Масштаб. | 2 | 2 | | |
| | Прокладка маршрута и способы съёмки местности. | 2 | | | 2 |
| | Ориентирование по горизонту и без карты. | 2 | 1 | 1 | |
| | Работа с компасом. | 2 | | | 2 |
| | Топографическая привязка с помощью приборов. | 2 | | 1 | 1 |
| | Всего: | 12 | 4 | 3 | 5 |
| 14 | Организация и подготовка путешествий. |
| | Подготовка к комплексной экскурсии (январь). | 2 | | 2 | |
| | Предпоходная подготовка (ноябрь, март, май). | 6 | | 6 | |
| | Контрольный сбор (ноябрь, март, май). | 6 | | | 6 |
| | Всего: | 14 | - | 8 | 6 |
| 15 | Путешествия. 3-х дневные походы (ноябрь, март, май). 3-х дневная комплексная экскурсия (январь) | 96 | - | - | 96 |
| 16 | Подведение итогов путешествия. |
| | Обсуждение итогов похода в группе. Ремонт снаряжения (ноябрь, март, май). | 10 | | 10 | |
| | Обсуждение итогов похода в группе (январь). | 2 | | 2 | |
| | Всего: | 12 | - | 12 | - |
| 17 | Итоговое занятие. | 2 | | | 2 |
| | ИТОГО: | 216 | 24 | 47 | 145 |
| | В конце шестого года обучения воспитанники должны совершить зачётный поход первой категории сложности. |
в сетку часов не включены.