kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая работа «Дети войны-дети Победы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа «Дети войны-дети Победы»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.ДУБОВКИ








Творческая работа «Дети войны-дети Победы»









Работу выполнили:


Горбачев Никита,

Великанова Дарья ,

Грушин Данил,

учащиеся 9 «А» класса




Руководитель работы:

Матвеева Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СШ №3 г.Дубовки,

тел.: 8-844-58-3-18-48.








г.Дубовка

2018г.



Лист бумаги, сожмите его и расправьте, на нем останутся складки.

И если вы его сложите вторично, часть складок ляжет по прежнем следам: бумага «обладает памятью». А мы, люди XXI века, помним ли мы свое прошлое, помним ли мы то, что пришлось пережить нашим отцам и матерям, дедам и бабушка, прадедам и прабабушкам.

Много воды утекло с победного 45-го, заросли окопы, исчезли пепелища, выросли новые поколения. Со временем многие медали потерялись, письма пожелтели, но память осталась: ведь она вечна.

Память. Человеческая память бережно хранит самые светлые и приятные воспоминания детства. Мы, дети XXI века, долгие годы будем помнить свою первую игрушку, с любовью подаренную родителями, волнения перед началом линейки Первого звонка, отдых в загородном лагере с друзьями. Наша память хранит запах апельсинов, вкус мороженого, в общем, все то, чем живут дети в счастливое мирное время.

А что помнят люди, чье детство прошло в годы войны?

С чего начинается их память?

С берез? С речного песка?

С дождя на дороге?

А если с убийства?

А если со слез?

А если с воздушной тревоги?

Со взрослых, в пыли распростертых?

А если с недетского знания о том,

Как живое становится мертвым!

Наш рассказ пойдет о дубовчанах, чье детство прошло в военное лихолетье. Мы, ребята 11 класса МКОУ СОШ №3 г.Дубовки, под руководством своего классного руководителя Матвеевой Елены Евгеньевны встретились с ними, узнали много интересного о их жизни. У нас возникло желание оформить этот материал в виде книги, потому что, к сожалению, людей, переживших страшные годы войны, остаётся всё меньше и меньше, а память о них должна остаться. Мы не хотим, чтобы нас называли «Иванами, не помнящими родства».


ГЛАВА 1. ОРЛОВА (КОЛЕСНИКОВА) ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА.


Орлова (Колесникова) Валентина Викторовна родилась в Сталинграде, в семье рабочего. Когда началась Великая Отечественная Война ей исполнилось 8 лет и она должна была пойти в 1-й класс.

Ее отец, Колесников Виктор Кузьмич, был плотником на заводе «Баррикады». В первые дни войны его не взяли на фронт, дали отсрочку. На отца пришла бронь. Его работа была необходима в тылу.

Мать Анна Митрофановна работала в тонколистовом цехе завода «Красный Октябрь».

Маленькой Вале пришлось пережить ужасы вражеских бомбардировок, страх от войны навсегда запечатлелся в детском сердце. В ее памяти навсегда остался ужасный момент, когда – «Однажды бомба, весом в полтонны, упала на улице. Домик наш накренился, но выстоял, а вот соседский полностью засыпало. Детворе запрещалось подходить к огромной воронке. Папа сделал для нас убежище на самом дне оврага».

Отца Вали забрали осенью на фронт. На имя матери выдали пропуск. С помощью советских бойцов, маленькой Вале с мамой удалось выбраться из охваченного огнем Сталинграда. В 1942 году семья эвакуировалась в х. Семеновка Воскресенского района Саратовской области. Плыли туда на пароходе под непрерывным вражеским огнем.

Спустя 2 года, появилась возможность вернуться в г. Дубовку, на родину Виктора Кузьмича и Анны Митрофановны.

В Дубовке Валентина Викторовна получила неполное среднее образование, окончив 7 классов школы №1 в 1950 году. В этом же году она поступила в Дубовское педагогическое училище, а после его окончания в 1954 г. была распределена на работу в с.Бородачи Неткачевского района Сталинградской области. В 1957 г. Валентина Викторовна вернулась в Дубовку и заняла должность библиотекаря сельскохозяйственного техникума.

В 1958 году за активную общественную работу В.В. Орлова была избрана в РК ВЛКСМ на должность инструктора. В ее обязанности входила проверка работы местных пионерских организаций.

Педагогическая деятельность – настоящее призвание Валентины Викторовны. С 1960 года она вновь становится учителем начальных классов базовой школы Дубовского педагогического училища.

Валентина Викторовна Орлова проработала в начальной школе более 40 лет. Она выпустила не одно поколение замечательных учеников, которых учила не только грамоте, но и прививала любовь к Родине, труду, порядочности, честности. Валентину Викторовну знает весь город. Многие жители являются ее учениками. Она неутомимая общественница, активно участвует в патриотических мероприятиях, в деятельности Ассоциации «Дети военного Сталинграда», борется за чистоту и порядок родного города.

Валентина Викторовна – почетный житель нашего города, отличник народного просвещения, имеет множество похвальных грамот и благодарностей, среди которых: Значок «Отличник народного просвещения РСФСР», Почетные грамоты районного и областного отделов народного образования, Почетные грамоты Администрации Дубовского района, Почетные грамоты Администрации Волгоградской области.


ГЛАВА 2. ГОРБУНОВА ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА.

Я хочу описать все, что я слышала

о войне и прочла в литературе,

все те чувства, которые испытали люди,

прошедшие это страшное испытание,

и все то, что чувствую я сама,

когда пишу это строки.


Это рассказ о том, как войну помнит одна из тех, которой в те страшные дни было всего 11 лет.

22 июня 1941 года, воскресенье. Прекрасное утро выходного дня. Лето! Солнышко, тепло! Каникулы! Людмила, радостная и веселая, с утра отправляется показывать своим гостям, двум сестрам, приехавшим из Дубовки, завод Баррикады. Как и все подростки, Люда с сестрами беззаботно прыгала и веселилась, пока шла показывать этот завод, большой, огромными дымящимися трубами. Все было хорошо и прекрасно! И ни Люда, ни ее сестры не чувствовали, что их беззаботное, веселое детство уже кончилось! И кончилось оно этим утром, в такой красивый и теплый день.

Сначала Люду и ее сестер насторожило отсутствие людей на улице. Мир, словно замер в предчувствии чего-то страшного и неотвратимого! Словно на горизонте появилась огромная грозовая туча, с градом, и вот все замерло в ожидании. Что будет? Даже птицы вдруг замолкли и не слышно стало никаких шумов, только тишина в преддверии грозы и бури. И эту тишину нарушил голос из репродуктора.

Вокруг столба, на котором висел репродуктор, собралось очень много народу, все замерли, слушая, как диктор зачитывал объявление о том, что утром началась война. Все как вкопанные стояли, еще не понимая всего того, что случилось. Девочкам передалось то волнение и тревога, которые исходили от взрослых. После того как закончилось объявление, люди долго взволнованно обсуждали эту новость. Девчонки отправились бегом домой. Нас их уже ждали напуганные родители. Женщины плакали, мужчины были угрюмы и немногословны. Но потом стали обсуждать, что надо делать. Началась подготовка к войне. Родители пошли по магазинам закупать продукты и запасать их впрок.

Город быстро и сильно изменился сначала войны, появилось много людей в военной форме. По улицам стали ходить патрули. Были организованы первые госпитали, куда стали поступать раненые с фронта. Кое - где выставили зенитные батареи.

Люда ходила в школу. Она, как и все, бегала к столбу с репродуктором и слушала сводки с фронта. В школе и дома только и было разговоров про то, как обстоят дела на фронте. Многие города к тому времени пали и огромную территорию захватили фашисты. Очень переживали за Москву и Ленинград. Захватит их немец, или наши войска все же отстоят их? В газетах и по радио очень много говорилось о подвигах наших славных бойцов и партизан. Народ стремился к победе, очень верил в нее! Отец и мама Людмилы работали гораздо больше, чем раньше и приходили домой поздно и сильно уставшие. Дети тоже, как могли, помогали фронту. Собирали лечебные травы, давали концерты в госпиталях, которые появились в Волгограде, писали письма на фронт. Но как бы мы ни хотели того, в 1942 году война пришла в Сталинград.

«Сначала это были новости о том, как враг приближается к нам, и мы считали километры, разделяющие нас и врага. А потом взрослые и кто постарше стали строить укрепления на подступах к городу. Рыли окопы и строили блиндажи и очень большие противотанковые рвы, которые не могли преодолеть танки фашистов»..

День 23 августа запомнился Людмиле Степановне очень хорошо. С утра она с мамой пошли на бахчи и набрали много арбузов и паслёна. Дома мама напекла пирогов. В этот день к Людмиле пришла подруга, и мы начали играть, вдруг услышали гул самолетов и вой тревоги, но самолеты пролетали дальше, к центру городу. До этого были только учебные тревоги. Но в этот раз в небе были самолеты врага. Они ужасно выли своими моторами и приближались к городу. Самолеты стали кружить над городом и сбрасывать бомбы, раздавались сильные взрывы, по самолетам стреляли наши зенитки. Всем было очень страшно, и люди попрятались в канаву рядом с домом. После первой бомбежки мама Людмилы поспешила к отцу на завод: узнать, как там он, живой ли? 26 августа, после очередного авианалёта, бомба попала в нефтебазу, которая находилась недалеко от дома Людмилы, примерно в 300-400 метрах. Раздался очень мощный взрыв, который поднял пламя и дым до неба. Все кругом как будто вздрогнуло и пошатнулось, вылетели стекла из окон, хотя на стеклах были наклеены бумажки крестом. В тот день Люда увидела первые жертвы войны: у соседей обвалился от взрыва окоп, в котором они прятались, во время бомбежки, и их завалило землей. Молодая женщина с маленьким ребенком задохнулась в окопе. На это было очень страшно смотреть, женщина лежала мертвая, прижав к груди своего ребенка, словно пыталась защитить его. Женщины плакали, глядя на нее и ее ребенка.

Бомбардировки стали столь частыми, что в городе остались целыми только те старые здания, которые имели толстые, крепкие стены. В одну из ночей рядом с домом Люды сгорели 22 деревянных дома. А потом и в их дом попала большая бомба. Люда с мамой стали прятаться от бомб в подвалах двухэтажного дома. Страшно представить, что было бы, если Люда с мамой не покинули бы своего жилища. С продуктами становилось все трудней и трудней. Но самое тяжелое было - отсутствие воды. За ней приходилось ходить на Волгу и только ночью, так как днем город обстреливали и бомбили немцы. Да и ночью это было не всегда безопасно, поэтому воду стали набирать из обычных луж. Она ужасно пахла, но жажда была сильнее отвращения.

Отца Людмилы эвакуировали в Ленинск с заводом, старший брат ушел на фронт. Мама заболела, и девочке пришлось все решать самой, помогать и ухаживать за мамой. Но вот однажды им сказали, что всех эвакуируют на левый берег Волги. Несколько дней они ждали очереди и ухаживали с мамой за ранеными, которых в первую очередь отправляли на левый берег. Переправу все это время обстреливали немцы из пушек. Многие так и не дождавшись, погибали от снарядов фашистов на переправе. Так однажды и Люду с мамой завалило землей от взрыва снаряда. Но их спасли бойцы, которые увидели это. На переправе в один из первых дней Люда услышала вой залпа «Катюши». Он был страшный и напоминал звук игры на трубе.

Через неделю, проведенную на переправе, Люду с мамой переправили под огнем врага на левый берег. Ночь была темная, шел дождь и был сильный ветер. До катера нужно было добраться по бревнам (они были узкими), некоторые люди падали в воду. «Но я боялась ступать на бревно и плакала, но один боец подхватил меня и быстро перенес на катер. Эта переправа была очень страшной, и время тянулось очень, очень медленно. Снаряды рвались на воде кругом . их катера. Немцы стреляли, но не попали по катеру, несколько раз снарядов пролетали рядом. Мы добрались благополучно, и на берегу уже стояли машины. Нас посадили в машины, и к рассвету мы были в Ахтубе. Только мы вышли из машины, оглянулись и увидели моего брата. Вот такой счастливый случай был у нас. Брат привел нас в общежитие, расположились мы на полу, так как не было кроватей . Но мы были рады этому, лучше было спать в здании, чем в окопах на земле. Чуть позже брат принес нам хлеба четыре буханки и ведро карасей и леней. Мы угощали соседей. В общем, так и началась жизнь на новом месте».

Зимой наши войска пошли в наступление, окружили немцев, заперли их в кольцо. А потом и Людмила увидела ненавистных врагов, которых конвоировали целыми колоннами советские солдаты.

В начале 1943 года девочка нигде не училась, так как была контужена и её голову покрывали болячки, но как только всё прошло, она пошла в 5 класс. Летом Люда с мамой сажали тыквы, варили из нее кашу, накладывала кашицу в кружку и относила в школу одной голодной девочке.

Позже Людмила перебралась в Дубовку к родственникам, закончила школу, педагогическое училище, Учительский институт.

Вся дальнейшая жизнь Людмилы Степановна была связана с педагогической деятельностью: много лет работала учителем русского языка и литературы, методистом управления образованием.

По педагогической стезе пошёл и сын Людмилы Степановны Владимир, который в настоящее время работает начальником отдела по образованию в Ольховском районе.

ГЛАВА 3. ШЕВЧЕНКО (ДЕМЕНКОВА) АННА ИВАНОВНА.


Остались в памяти лишь

Грохот, свист да вой

Кромешного пылающего ада.

И дети, потрясённые войной,-

Беспомощные дети Сталинграда.


Роилась Анна Ивановна в Сталинграде в 1934 году. Папа, Деменков Иван Казимирович (1908 г.) работал на железной дороге. Мама, Деменкова Александра Николаевна (1912 г.) была домохозяйкой. В семье было трое детей: Валя, Толик и Анна. Было дом, хозяйство: коровы, свиньи, куры. Жили дружно и счастливо, но мир в семье нарушила война. Отца забрали на фронт, а в апреле 1943 семья получила извещение о том, что Деменков Иван Филиппович пропал безвести.

Семья Анны Ивановны, как и многие, оказалась в самом пекле. Пытались пробраться с соседями к Волге. Там увидели страшную картину: раненые, убитые, горела земля и вода. Вернулись домой. Вскоре фашисты заняли Дар гору. Начались новые порядки. Фашисты грабили. Заставляли хозяев откапывать ямы, где были зарыты продукты и вещи, и всё забирали. Вечером полицейские сообщили, что утром немцы погонят людей в Германию, обещая сытую и хорошую жизнь.

Немцы с автоматами погнали людей в сторону Вороново, Карповки, Калача. По дороге несколько раз обыскивали, забирали всё.

Белая Калитва. Мать с детьми поместили в сарае - птичнике. Там они прожили всю зиму. Спали на соломе, укрывались тряпками. Голод, холод, болезни. Все кашляли. Вши, блохи заедали людей. В кадках была холодная вонючая вода. Давали иногда какую-то бурду.

Анна Ивановна была ранена в левую ногу, руку и шею. Всё гнило. Её мама делала ей какие-то присыпки из золы.

Анна Ивановна, хоть и была в годы войны ещё ребёнком, но отчётливо помнит до сих пор, как много тогда умирало вокруг людей.

Весной семья Анны Ивановны смогла вернуться в Сталинград, где увидели посреди своего двора огромную яму- упала бомба. Но на этом их беды не закончились: умер брат, умерла мама.

Время шло, все беды уходили в прошлое, наступали мирные дни.

В 1948 году Анна Ивановна вступила в комсомол, в 1963 г. закончила Дубовское педагогическое училище им. В.И. Ленина, затем и пединститут. 42года Анна Ивановна проработала учителем русского языка и литературы в Дубовской школе.

За многолетнюю добросовестную работу была награждена значком «Отличник народного просвещения» и другими наградами.

На протяжение всей жизни Анна Ивановна занималась и продолжает по сей день заниматься общественной работой. Она избиралась секретарём парторганизации, председателем, в течение 22 лет была председателем Ассоциации «Дети военного Сталинграда».

В Дубовке Анна Ивановна обрела и своё женское счастье: вышла замуж (муж, Шевченко Фёдор Сергеевич, участник ВОВ, умер в 1983 г.), родила дочь и сына. А сегодня гордится уже своими внуками и правнуками. Дети Анны Ивановны продолжили трудовой путь своих родителей: Галина стала учителем, работает в одной из школ г.Волгограда; Владимир – инженер – строитель, как отец.

Напоследок Анна Ивановна произнесла слова, которые до сих пор звучат в наших сердцах: «Подходит годовщина Победы, но как говорят, война не окончена. Мы дети военного Сталинграда, пережившие кошмары и ужасы войны, смерть близких соседей, школьных и дворовых товарищей, чудом уцелели, чудом выжили. Очень трудно пересказать то, что мы пережили. Но мы выжили, мы победили».


ГЛАВА 4. СОЛДАТЕНКО ИРАИДА ПЕТРОВНА.


Я познакомилась с Ираидой Петровной случайно. Когда она шла по улице с тяжелыми сумками, и я решила ей помочь. Ираида Петровна пригласила меня на чай и рассказала о себе. Оказалось, что она относится к категории «Дети Сталинграда». В ходе беседы с Ираидой Петровной я узнала много интересного о её жизни.

Родилась Ираида Петровна 8 ноября 1927 года в городе Бежетске Калининской (ныне Тверской) области. В 1935 году переехала с родителями и двумя сестрами в Сталинград. Там они устроились на квартиру в Тракторозаводском районе, там и пошла в школу. Училась она хорошо и с большим интересом, в 1942 году только успела закончить 7 классов. С августа по сентябрь семья Ираиды Петровны прятались в окопах Сталинграда, а после уехали. На 2 день после их отъезда в дом, в котором они жили, попала бомба. По мнению Ираиды Петровны, чудом было то, что они успели к этому времени оттуда уехать.

Семья оказалась в селе Рахинка. Когда переправлялись через Волгу, была зима и стоял ужасный мороз. А тут еще немцы начали бомбить и старались попасть в плот: летели брызги ледяной воды, люди старались поближе прижаться друг к другу, чтобы хоть как- то согреться. Переправились удачно, но не знали, куда идти, ведь знакомые и друзья остались в Сталинграде. К маме Ираиды Петровны подошел военный и спросил, почему они здесь сидят, после чего он договорился, чтобы их взяли на пароход в Камышин.

Все очень обрадовались и поспешили к порту. Мама пошла за хлебом, а в это время прибыл пароход, но мамы все не было. Когда она вернулась, пароход уже отбыл, а Ираида Петровна с сестрами так и остались в порту. Но один военный сжалился над ними и отправил на санитарном пароходе в тот же Камышин. По дороге немцы начали сильно бомбить, поэтому пришлось сменить курс, так они попали в Сызрань. Мама сразу по приезду начала искать работу и нашла, счетоводом в колхоз «Степана Разина», а Ираида Петровна (ей тогда было 14 лет) устроилась в ясли нянькой. Зарплата и поек были скудными, но им помогало подворье. Так они пережили тяжёлые дни войны. Когда они все вернулись в Сталинград, в городе все было разрушено, но они смогли обустроиться и Ираида Петровна пошла в школу в 8 класс. В начале 9 класса у её мамы отнялись ноги и на плечах четырнадцатилетней девочки было 2 сестры и хозяйство. Каждый день она ездила к маме в больницу и из - за этого отстала в школе, а позже её и вовсе исключили за плохие оценки. Школу пришлось заканчивать в Ростове, после чего Ираида Петровна поступила в Ростовский Государственный университет на биолого-почвенный факультет. В 22 года вышла замуж. В Ростове работала в мединституте. В 1954 году поехала с сыном к мужу, который нес службу в Венгрии. Там Ираида Петровна работала в школе биологом. Позже её мужа направили на службу в Дубовку, где они впоследствии и остались жить.

Ираида Петровна устроилась в школу №2 учителем, где и проработала до пенсии. За долголетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда».






ГЛАВА 5. РЕШМЕДИЛОВА РИММА ИВАНОВНА.


Римма Ивановна родилась в июле 1937г. в Сталинграде. Её отец, Ляхов Иван Васильевич, работал на заводе №221 в Секретном центре. Когда вражеские войска подошли к Сталинграду, завод эвакуировали на Урал, а Иван Васильевич сдал брань и остался защищать Сталинград. Он участвовал в освобождении Берлина, Бухареста и других территорий. Римма Ивановна с мамой, Ляховой Татьяной Ивановной, находились в Сталинграде до самого последнего момента.

Римма Ивановна так вспоминает о тех днях:

«В Сталинграде начался кромешный ад. Сталинград обстреливался с воздуха и с орудий. Когда были промежутки между обстрелами, люди, которые сидели в подвалах, выбегали, чтобы раздобыть воды или отрезать кусок мяса от какой-нибудь убитой лошади. Но, в основном, все голодали. Люди старались добраться до Волги, где работала переправа, которая перевозила всех на левую сторону Волги. Добравшись до Волги, мы увидели огромное количество людей, желающих покинуть этот ад и переправиться на другую сторону Волги. Наконец, через несколько дней подошла наша с мамой очередь на паром, но нас оттеснили. Мама и я плакали и с завистью смотрели на уплывающих людей. И вдруг в этот паром было прямое попадание бомбы, и на глазах у всех от парома остались только плавающие обломки. И тогда военные стали строить мост из понтонов. С большим трудом переправились мы с мамой на левый берег и пошли вверх по Волге. Шли медленно, было жалко и хотелось кушать, мы часто отдыхали. А однажды отдыхали под деревом и только от него отошли на несколько десятков метров, в дерево попал снаряд и оно загорелось. Казалось, смерть шла прямо по пятам за нами. Но, слава богу, всё обошлось…»

После войны Римма Ивановна долгие годы работала строителем. За долголетний добросовестный труд в 1989 году была награждена медалью «Ветеран труда».

Своё женское счастье Римма Ивановна обрела с Решмедиловым Юрием Васильевичем. Она подарила ему пятерых сыновей.

К сожалению, Юрий Васильевич давно ушёл из жизни, но Римму Ивановну сегодня окружают повзрослевшие сыновья и верные подруги.



Мы рассказали лишь о пяти женщинах, которым судьбой было уготовлено пройти через нелёгкие испытания и вынести на своих детских плечах все ужасы и лишения войны, но таких людей, конечно же, очень много. И для нас, молодёжи, они служат примером. Мы гордимся, что они живут рядом с нами и учат нас любви к Родине, труду, бережному отношению к прошлому своего народа и конкретного человека.




Источники информации:

  1. Семейные архивы.

  2. Материал музеев.











8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творческая работа «Дети войны-дети Победы»

Автор: Матвеева Елена Евгеньевна

Дата: 15.06.2018

Номер свидетельства: 473370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства