kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Туристская подготовка курсантов военно-патриотического клуба. Туристские узлы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для занятия по туристской подготовки с курсантами военно-патриотического клуба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Туристская подготовка курсантов военно-патриотического клуба. Туристские узлы.»

1. ТЕМА


«Вязание туристских узлов»


2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ


Цели:

Сформировать у обучающихся преставление о назначении, видах и техники создания туристских узлов, а так же умение и навыки завязания туристских узлов.


Задачи урока:

Образовательные

- формирование новых знаний в сфере туристического обучения;

- обучение вязанию туристических узлов;

- освоение системы практических навыков завязывания туристических узлов.

Развивающие

- способствовать воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимовыручки;

- содействовать воспитанию интереса к туристским походам как способу организации здорового образа жизни.

Воспитательные

- развитие зрительной и моторной памяти, мелкой моторики рук;

- привитие интереса к туристским походам..


3. ТИП ЗАНЯТИЯ


Урок изучения нового материала и первичного закрепления нового материала.


4. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ (С УКАЗАНИЕМ ВОЗРАСТА)


Обучающиеся клуба в возрасте от 14 до 17 лет


5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • презентация (Приложение 1);

  • карточки- схемы (Приложение 2);

  • инструктивный материал по технике вязания узлов (Приложение 3);

  • набор связанных туристических узлов.




6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, СПОСОБЫ)


Основное содержание учебного материала

Время

(мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент

1 мин.

Приветствие, сообщение темы и цели занятия

Готовность обучающихся к восприятию информации

Сообщения учащихся

7 мин.

Беседа-дискуссия о сплоченности группы. Диалог на заданную тему

Понимание цели занятия, участие в диалоге

Просмотр слайдов о туристском походе

5 мин.

Показ и комментирование слайдов.

Просматривают слайды

Историческая справка о происхождении узлов и их современном использовании в туризме

3 мин.

Рассказ о происхождении узлов и их современном использовании в туризме.

Обучающиеся слушают педагога и выступающих детей об истории происхождения узлов и задают вопросы

Ознакомление с видами туристских узлов. Практическое занятие по завязыванию узлов.

22 мин.

Рассказ о том, какие туристские узлы наиболее часто применяются на практике. Показ техники их выполнения.

Обучающиеся самостоятельно пробуют вязать узлы, а педагог исправляет ошибки. Дети, которые хорошо освоили технику вязания, пробуют завязать узел с закрытыми глазами

Рефлексия.

1 мин.

Организация обратной связи через вопросы

Положительный отзыв об уроке

Итог.

1 мин.

Подведение итогов классного часа. Напутственное слово педагога



7. ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Вводная часть


Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point).

Вступительное слово учителя.

Слайд №1. Каждое утро вы пытаетесь завязать шнурки кроссовок. Иногда необходимо связать концы веревок, закрепить доски/сделать веревочную лестницу, привязать лодку или собаку. В походе, а тем более в условиях вынужденной автономности на природе, без умения завязывать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, высотного монтажника и некоторых других этот навык просто необходим. Для альпиниста или туриста правильное завязывание правильных узлов – вопрос личной безопасности. «Незнание того, как завязывать узлы, не защитит вас от травм!» Теперь поговорим об узлах.


II. Основная часть.


Сообщение учащихся: «Гордиев Узел» Слайд №.2,3

Легенда гласит, что терзаемые волнениями жители Фригии обратились за помощью к оракулу. Он сказал: «Выйдите за городские стены, и первый встречный на колеснице пусть станет вашим царем и остановит гражданскую войну». Выйдя из города, горожане увидели человека, едущего на обычной крестьянской телеге, запряженной двумя волами. Его звали Гордиус. Гордий оказался энергичным и активным правителем. Его царство разбогатело, и Гордий построил для Фригии новую столицу, получившую его имя: Гордион. В главном храме — Храме Зевса — Гордий приказал поставить ту самую повозку, которая привела его к власти. Для этого была веская причина. Однажды, когда Гордий пахал поле, на ярмо его сбруи сел орел и просидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как пророчество богов относительно будущей власти Гордия. Поэтому, по преданию, в храме было помещено и ярмо, которое когда-то угодило царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу повозки очень сложным узлом, и оракул, явно благоволивший Гордию, поспешил объявить, что тот, кто сможет развязать узел восхождения Гордия, станет властелином мира. Время прошло. Прошло около четырехсот лет с тех пор, как Гордий женился. Телега все еще стояла в храме, а узел остался нетронутым. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать. В 334 г. до н. э. в город вошла фаланга Александра Македонского. Александр, ему было 22 года, был в Азии впервые. Александр, которого до шестнадцати лет воспитывал сам Аристотель, знал знаменитую карету и хотел ее увидеть. Вот как описывает другие события римский историк Курций Руф:

«Когда жители города сказали Александру, что, по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, его охватило страстное желание осуществить предсказанное. Толпа фригийцев и македонцы собрались вокруг царя: первые напряженно ждали, вторые боялись из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, пояс был завязан так туго, что невозможно было ни вычислить, ни увидеть, где начинается сплетение. закончилось. Попытки короля развязать узел вызвали в толпе страх, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. После долгой и тщетной возни с этими запутанными узлами царь сказал: «Неважно, как они развязаны», и, разрубив все узлы своим мечом, он либо посмеялся над предсказаниями оракула, либо исполнил народную память о Находчивость Александра. Древним писателям казалось, что важнее запомнить пример поведения человека в трудной ситуации, и во все языки мира вошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть решительные действия, которые сделали не терпит опозданий.

Слайд №3 »Разнообразные узлы в жизни человека»

Но забыт ли сам узел? В это можно было бы поверить, если бы узлы были ненужной или ненужной редкостью в жизни того времени. Но все было наоборот. В повседневной жизни без нас никто не обходится. Это была эпоха бурного развития торговли и мореплавания, а также перехода от гребли к парусному спорту.

С тех пор до нас дошло много узлов. Факты показывают, что ни один узел не забыт. При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней сбруи, корабельного снаряжения, элементы одежды, инструментов, оружия и всего несколько десятков различных агрегатов вместе с ними.

Объяснение нового материала. Слайд №4 Техника вязания туристических узлов.

Люди изобрели много хороших узлов, но чаще всего мы знаем не более двух, да и то они не самые надежные. Давайте восполним этот пробел в ваших знаниях.

Слайд №5 Эпиграф: Хороший узел - это: когда его легко развязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.

Для преодоления препятствий (спусков, подъемов, переездов, переправ и т.п.) во время поездок, особенно в горах, используются веревки, карабины, системы безопасности и различные комплектующие. Каждому туристу важно знать, как делается тот или иной узел и где он используется. Узлы можно классифицировать по их назначению.

Слайд№6 Туристические узлы по их назначению.

  1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

  2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

  3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

  4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

  5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Слайд №7,8 « Прямой узел можно вязать двумя способами. 1. Сделайте из одной веревки петлю (рис. 54, а), а второй веревкой сделайте необходимые витки для получения узла, как на рис. 54, а). 54, б. Ходовые концы должны иметь длину 15-20 см для завязывания контрольных узлов (рис. 54, д). Если один конец находится вверху, а другой внизу, или наоборот, узел завязан неправильно. концы хода должны выходить чуть выше или чуть ниже. 2. Две веревки кладут друг на друга и завязывают в разные стороны два простых узла (рис. 54, в, г). Если узлы завязываются в одном направлении, создается «женский узел» (рис. 54, д). Затем на концах завязывают контрольные узлы (рис. 54, д).

Слайд №9, 10 узлов «Плетение». Возьмите две веревки одинакового диаметра, наложите их друг на друга и затем вяжите контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), а затем с другой (рис. 55, 6). Затем узлы стягивают и на концах завязывают контрольные узлы (рис. 55, в).

Узел «Против». Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжем простой узел (рис. 56, а), а затем, подводя вторую веревку к ходовому концу первой веревки, повторяем узел полностью, чтобы он повернулся. выходит двойным и ходовые концы заходят в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивают, контрольные узлы обычно не вяжут (рис. 56, в).

Узел виноградной лозы. Две веревки одинакового диаметра накладывают друг на друга, завязывают двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 57, а), затем такой же - с другой (рис. 57, б). Узлы затягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильная модель узла показана на рисунке 57, д.

Слайд №11,12,13. Узлы для крепления веревок разного диаметра. Узел «Брамбольт». Берем две веревки разного диаметра, делаем из более толстой веревки петлю и обматываем ею ходовой конец более тонкой веревки, как показано на рис. 58, а, б. Затем узел затягивают, расправляют и на обоих концах вяжут контрольные узлы (рис. 58, в).

«Академический» узел. Берем две веревки разного диаметра, делаем петлю потолще и концом тонкой веревки скручиваем петлю, как показано на рис. 59, а, б. Узел затягивают, растягивают и на обоих концах завязывают контрольные узлы (рис. 59, в).

Слайд №14,15. Нам для страховки. Узел «Однопроводник». Вяжется веревкой, которую складывают вдвое и на конце завязывают простой узел (рис. 60, а, б) с образованием петли. Внизу завязывают контрольный узел (рис. 60, в).

Узел восьмерка. Вязала шнуром. Его складывают пополам и на конце завязывают узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел распрямляется и затягивается. Контрольный узел не вяжут (рис. 61, в).

Узел «Центрально-австрийский дирижер». К веревке прикреплен узел. Веревка захватывается посередине и затем поворотом на 360° складывается восьмеркой (рис. 62, а), вершина которой опускается и натягивается, как показано стрелкой на рис. 62, б, образуя петлю. Чтобы получить правильный узел (рис. 62, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжут.

Узел «двойной проводник» или «заячьи уши». Вязала на одной нитке. Веревку складывают вдвое, на ней вяжут «пустышку» (рис. 63, а), затягивают (рис. 63, в) и завязывают так, чтобы она распутывалась, если потянуть за петлю. Если «пустышку» завязать наоборот, узел «двойная направляющая» не получится. Затем выполняют нижнюю петлю, как показано стрелкой на рис. 63, б, через которую ее необходимо пропустить. Две верхние петли и соедините вместе через верхние петли в узел (рис. 63, в). Правильно завязанный узел показан на рис. 63, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Слайд №16,17. Узлы для крепления к опоре. Петля. Узел завязывается веревкой вокруг опоры. Опору присоединяется сначала ходовым концом, которым крепится веревка, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 64, а). Затем ходовой конец веревки делает несколько оборотов вокруг рабочего конца, не менее трех, и завязывают контрольный узел (рис. 64, б). Затем узел затягивается.

Узел «стремя». Узел завязывается одним концом веревки вокруг опоры. Бег: конец веревки оберните вокруг опоры, затем вяжите, как показано на рисунке 65, а. Затем узел затягивают и закрепляют контрольным узлом (рисунок 65, б). Если при креплении к опоре используется стремяной узел, его следует затянуть как можно туже, а контрольный узел ввязать как можно ближе к опоре. Узел стремени можно использовать для поддержки ноги при вылезании из щелей. Он удобнее «поводыря» и «восьмерки», поскольку его легче развязать и его можно завязать даже одной рукой. (рис. 66, а, б).

Узел «булинь». Обвяжите один конец веревки вокруг опоры. Отступив необходимое расстояние от края веревки, делают петлю, повернув веревку на 180° по часовой стрелке, затем опору обхватывают ходовым концом (на рисунке показан крестиком) и конец продевают в получившуюся петлю. (рис. 67, а). Дальнейшие действия: ходовой конец обматывают рабочей веревкой и продевают в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел. (рис. 67, в).

Слайд №18,19. Вспомогательный узел. «Хватающийся» узел. Узел крепится к основной веревке (диаметром 10-12 мм) шнуром (6 мм). Шнур складывают вдвое и обхватывают им веревку (рис. 69, а, б). Затем процесс повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивают, разглаживают и завязывают контрольный узел (рис. 69, д.). Контрольный узел не нужен, если шнур предварительно был завязан в петлю с помощью встречного узла или узла «виноградная лоза». Иногда на одном конце веревки завязывают «хватательный узел». Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 70, г).

Закрепление. На следующем этапе обучения вязки узлов я предлагаю детям игру: «Назови узел»

1 вариант: Дети завязывают разные узелки и складывают их в коробку. Затем воспитатель раздает им эти узелки. Нам нужно определить ваше имя. Учитель повторяет еще раз, получая ответы и собирая узлы. После этого все игроки по очереди исполняют роль учителя, а он просто удваивает контроль.

2 вариант: Все участники игры разбиваются на пары (каждый выбирает себе партнера). Затем все завязывают на своих веревках узлы и обмениваются ими. После этого участники определяют название узла, завязанного напарником, и сообщают руководителю игры.



III. Заключительная часть

Итог урока. Слайд №20. На сегодняшнем уроке мы узнали о туристических узлах, их значении и применении. Мы изучили технику вязания узлов. И теперь при необходимости мы можем ими воспользоваться. Вы все замечательные, на сегодняшнем уроке вы показали свою способность концентрироваться, быть внимательными и ответственно подходить к выполнению задания.  Правильно и прочно завязав узел, вы убережете себя от многих проблем во время похода. Однажды узел, который вы завяжете, может спасти вам жизнь. Чтобы умело и быстро завязывать узлы, нужна практика. Даже когда вы этому научились, время от времени берите в руки веревку и вспоминайте, как это делать. Всегда носите с собой в кармане небольшой кусок кабеля. А когда у вас появится свободная минутка, достаньте ее и завяжите знакомые вам узлы. Практикуйте это до тех пор, пока не сможете завязать любой узел с закрытыми глазами. И только когда вы научитесь делать это автоматически, вы будете готовы применить свои навыки в любой ситуации.

Домашнее задание. Дома нужно нарисовать узлы с карты-схемы. Повторите технику вязания узлов, которую вы изучили. Выучите три новых узла самостоятельно. Покажите свои записи родителям и посмотрите, знают ли они о каких-либо других странностях. А потом на следующем уроке вы поделитесь с нами теми узлами, которым научились у своих родителей.

.

9. ИТОГИ (РЕЗУЛЬТАТЫ)


Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями (тестирование Приложение 4).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Туристская подготовка курсантов военно-патриотического клуба. Туристские узлы.

Автор: Балашов Андрей Николаевич

Дата: 11.01.2024

Номер свидетельства: 643824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства