kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТТРИЗ -как средство активизации познавательного процесса ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на педагогическом совете  на тему  "КАК увлечь ребенка  учебой"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТТРИЗ -как средство активизации познавательного процесса ребенка»


Теория решения изобретательских задач

для развития творческого мышления.


Ничего нового я не придумал,

я лишь подобрал камушек

на дороге педагогики

и стал его разглядывать.

Г.И.Иванов

Теория решения изобретательских задач зарекомендовала себя в разных видах деятельности. Теперь появилась возможность апробации её методов применительно к эмоциональной сфере. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. В зависимости от того, какой вид деятельности преобладает на уроке, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Именно продуктивная деятельность связана с работой мышления и находит свое выражение в мыслительных операциях: анализе, синтезе, сравнении, классификации, аналогии, обобщении. Сегодня как никогда нам необходима активная деятельность учащихся, в результате которой происходит творческое овладение знаниями. Наработанные годами приёмы и методы ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии у детей не только изобретательности, смекалки, творческого воображения, но и в становлении личности, как таковой. Решение изобретательских задач вместо поисков вслепую строится на системе логических операций……

Когда речь заходит о том, что кто-то очень способен, даже талантлив, а вот другие – ну совсем.. часто в беседах мы привычно киваем головой. Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца. И тут же звучит объяснение: «Одному дано, а другому – нет». И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет. Однако, подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня.

Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся  знания.

Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители.

Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Практически все они представляют набор отдельных упражнений и заданий, не выстроенных в целостную систему, и, по существу, проводят тренинг, делая основной акцент на выполнение заданий типа: «Придумай, составь, найди различия и т.д.». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь творчество должно давать яркий, необычный и новый результат.

Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют. Прививая детям  вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества.

В этом смысле РТВ (развитие творческого воображения) и ТРИЗ (теория изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ И ТРВ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?

Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила, овладевает методами борьбы с психологической инерцией при решении творческих задач. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Они универсальны и могут применяться   в детских садах, школах при преподавании традиционных дисциплин, а также в высших учебных заведениях.  Дети старших возрастов, овладевая инструментами ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические рассказы. Малышам сложнее: они еще не знают физики, химии, черчения. Зато играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории, оригинальные и не похожие на сказки соседа по парте, малышам очень нравится. Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках и  даже тем учителям, которые работают в традиционной системе обучения, но имеют желание и заинтересованность в творчестве своих учеников.

В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей (с этим у них всё в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

III уровень - предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как:

  • метод фокальных объектов,

  • морфологический анализ,

  • метод контрольных вопросов,

  • дихотомия,

  • синектика,

  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,

  • методы преодоления психологической инерции,

  • системный оператор,

  • ресурсный подход,

  • законы развития систем.

I уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ, таких как:

  • адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,

  • приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,

  • типовые приемы разрешения противоречия.

Важно поставить ребёнка в положение первооткрывателя, исследователя посильных для него проблем.

Начало мысли, начала интеллекта там, где ребёнок видит противоречия, «тайну двойного». Анализируя эмоциональное состояние с точки зрения противоречий ребёнок выбирает лучший для него вариант, как правило, выбирается всё «положительное» и отметается всё «отрицательное». От противоречий нельзя уйти, их надо разрешить.

Для этой цели используется «Метод мозгового штурма», т. к. он максимально подходит для того, чтобы преодолеть психологическую инерцию. Это приводит к потребности в разрешении противоречий, освобождает от негативных эмоций. Метод фокальных объектов доступен для понимания детьми задачи. Его суть: признаки нескольких, случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемое эмоциональное состояние (объект, находящийся в фокусе) В результате получаются необычные сочетания. Метод фокальных объектов помогает детям преобразовывать отрицательные эмоции, видоизменяя их и «награждая» новыми качествами. Механизм мыслительного процесса заключался в следующем: в процессе мышления объект (эмоция) включалась во всё новые связи и выступала во всё новых свойствах и качествах, которые зафиксировались в новых понятиях. Из объекта, таким образом, вычерпывается всё новое содержание, в нём выявляются всё новые свойства. На психологическом уровне происходит оценка негативного состояния, принимается решение о необходимости коррекции данного эмоционального проявления. Этот метод позволяет оживить все основные направления развития ребёнка (познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии, а в работе перейти к следующему методу – синектике.

Метод фантастической аналогии (оживление, увеличение, уменьшение, вынесение-внесение) позволяет научить детей умению предвосхитить эмоциональную ситуацию, любое действие переносить в сказку и использовать волшебство, фантастические и сказочные образы. Эмпатия может быть выделена как наиболее сильный вид аналогии, т. к. в её основе лежит принцип отождествления себя с рассматриваемой или представляемой ситуацией. Решая данную задачу, детям приходится вживаться образ.

Краткий алгоритм решения творческих задач

  1. Точно понять задачу.

  2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат.

  3. Составить модель задачи.

  4. Поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи.

  5. Применить приемы разрешения противоречий.

  6. Сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений).

  7. Выбрать самое сильное решение.

  8. Проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.

Примеры задач:

    • Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?» — «Да». Как она догадалась? (Он был в форме пожарника.)

    • В пригороде Парижа — кафе на улице. За столик садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе — диверсант». Как он это узнал? (Человек был с парашютом.)

    • Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни одни из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)

    • Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» .Диспетчер отвечает: «Держитесь! Используйте все свое мастерство! Мы постараемся помочь Вам!». Жертв не было. Как удалось спастись? (Самолет еще не взлетел.)

    • Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе мили от нашего дома негде — вокруг голая степь». Как такое может быть? (Отец был лысым.)

    • У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему? (Дама шла пешком.)

    • Контрразведка задержала шпиона. Было точно известно, что секретные сведения спрятаны либо в записной книжке, либо на магнитофонной кассете. Но никакие самые тщательные исследования записей, прослушивание кассеты на разных скоростях ничего не дали. Как же их обнаружить? (Записи были сделаны карандашом на магнитофонной пленке.)

    • Бывший моряк поместил в газете объявление: За умеренную плату высылаю способ борьбы с морской болезнью. Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул. Почему? (Способ заключался в словах: «Сидите дома!».)

    • Профессор Квиббл прославился демонстрацией уникального опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее. Как ему это удавалось? (В нее — то есть в комнату.)

    • В зоомагазине продавец уговаривает покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнес ни слова. Тем не менее, продавец не врал. Как такое может быть? (Попугай был глухой.)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ТТРИЗ -как средство активизации познавательного процесса ребенка

Автор: Кенжимбетова Гульнара Уразбаевна

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства