Обучение детей навыкам сотрудничества именно в младшем подростковом возрасте, имеет особую значимость. Младший подростковый возраст является благоприятным для освоения ребенком социально-ценных моделей взаимодействия с взрослым и сверстниками, и для развития такого типа взаимодействия, как сотрудничество. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся у детей высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой - развитием элементов произвольности, самопознания, "внутренних этических инстанций", возникновением иерархии мотивов, развивающейся потребностью к обобщению переживаний, что в целом способствует достижению определенного уровня самостоятельности и активности во взаимоотношениях. Ребенку важно чувствовать себя активным, инициативным, знающим; не только перенимать опыт, но и передавать его другим, не только воспринимать, но и делиться с кем-то своими сомнениями, умозаключениями, открытиями. И это возможно только при взаимодействии со сверстниками. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками способствует формированию у младших подростков социальной готовности к обучению в среднем звене школы.
Методические приемы обучения сотрудничеству.
Демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия и последующее их обсуждение. .
Формулирование общей цели, конкретизация цели для микрогруппы, конкретизация индивидуальных целей.
Выработка правил взаимодействия на занятии и их фиксация.
Использовать разные способы объединения детей в группы: по симпатии, по каким-либо внешним признакам.
Создание ситуации, где необходимость совместной деятельности будет очевидна для детей.
Создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера.
Переключение внимания ребенка от общения с взрослым, на сверстника.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Вместе весело шагать" »
От улыбки станет всем светлей.
Цели: познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями. Найти позитивные способы управления эмоциями.
Задачи: Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
1 упражнение « Приветствие»
приветствуем, друг друга (приветствие выработали сами дети)
Игра « угадай эмоцию»
Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.
Психолог: человек в своей жизни плачет и смеётся, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Яркие и бурные переживания называются эмоциями.
У животных также бывают эмоции. Вы видели кошку, которая, выгнув спину, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку (эмоция страха)? Видели виноватого щенка, который, поджав хвост и прижав к голове уши, забился в угол (эмоция вины)?
Эмоции это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Эмоции различаются по характеру: при этом почти у каждой эмоции имеется противоположная: уверенность-тревожность; радость – печаль; защищенность – страх; наслаждение – страдание; счастье – несчастье; успех – досада; зависть – победа.
Особо сильные проявления эмоций: аффект, гнев, ярость, агрессия, стресс, шок, паника, страсть, отчаяние и т.д.
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия.
Эмоциями можно управлять. Научиться управлять своими эмоциями – это, в первую
Очередь, значить выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причиняло им вреда.
Упражнение « назови эмоцию» передовая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передаётся в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.
Игра « изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
( необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция ( радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.) каждый из ребят по очереди достаёт из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов.) остальные угадывают эмоцию.
Упражнение «Причины эмоций»
Закончите предложение.
1 я радуюсь, когда …..
2 я нервничаю, когда ….
3 я тревожусь, когда…
4 я злюсь, когда…
5 я грущу, когда…
6 я расслаблен, когда…
7 я чувствую себя виноватым, когда…
8 я люблю, когда…
упражнение « закончи фразу»
(по кругу каждому участнику ведущий говорит начало фразы, которую он должен закончить)
Мне нравиться….
Терпеть не могу….
Все люди…
Люблю жизнь за…
Волнуюсь, когда…
Люди обижаются, когда…
Моя жизнь…
Я злюсь….
Окружающие думают, что я…
В людях не нравится…
Мои друзья…
Жизнь всегда…
Никогда не…
Думаю, стоит жить из – за…
Радуюсь, когда…
Люблю окружающих за…
Моя школа…
Весь мир вокруг…
Страшно, когда…
Я всегда…
Не люблю, когда…
Мне смешно, когда…
Упражнение «Ситуации, которые портят мне настроение»
Детям предлагается вспомнить ситуации, которые мешают им быть счастливыми. Ответы говорят по кругу. Не повторяться.
упражнение «куда уходит злая эмоция»
психолог: пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злых эмоций. Мы не можем работать, пока они с нами. Давайте разойдемся по комнате и сгоним всю злость в середину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы вся злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно.
Упражнение « Комплимент»
Психолог: Можем мы узнать какое настроение у человека, если не видим его лица?
На этот раз участники должны не только сказать друг – другу, что то приятное, но и изобразить на лице радость от встречи.
Упражнение « внутренняя бесконечность» дети приобретают опыт переживания эмоциональных различных состояний. На выполнение каждого этапа затрачивается одна минута.
Психолог говорит, дети повторяют.
1 сейчас все сядут на стулья так, как сидит котёнок, который греется на солнышке.
2 все встают и идут по кругу как гордый лев по пустыне
3 все садятся так, как сидит обезьяна, которая видит себя впервые в зеркале.
4 что испытывает курица, которая сидит под дождём.
5 что испытывает котенок, который только что попил молоко.
6 изобразите кролика, который увидел цветную капусту.
7 покажите эмоцию, если вы увидели змею.
8 представьте, что у вас вместо летних каникул три месяца учёбы.
9 а потом 9 месяцев каникул.
Выявить критерий эффективности данного курса можно с помощью небольшого опросника.
1.Что для вас было новым на занятии?
2.Что было уже известно?
3. Как вы считаете, какую роль играет данное занятие в нашей жизни?
4. Ваши впечатления?
5. Чему научились?
6. Давайте оценим наше занятие?
(В конце занятия детям выдается рекомендация.)
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
уважайте выражение чувств других.
Проявите терпимость к переживаемой кем - то бурной эмоции.
Поощряйте в других желаемое для вас поведение
Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии)
Нейтрализуйте желание отомстить.
Избегайте упреков и критики.
Если вами овладела сильная эмоция:
попросите помощи
сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям)
сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте, о чём - либо приятном.
Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
Внушайте себе, что всё не так плохо.
Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать именно это.