kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы по "Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы были написаны после защиты курсового проекта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы по "Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников"»

Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников

Калимуллина А.А.,

студентка 4а группы,

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Экологическая грамотность– важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

В Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы.

Согласно ФГОС НОО необходимо формировать следующие качества связанные с экологическим воспитанием: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Критерием эффективности экологической грамотности и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. Содержание экологической грамотности усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Одним из средств формирования экологической грамотности является экскурсия. (Симонова Л.П.)

Экскурсия – это непосредственное восприятие обучающимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке, одна из основных форм организации работы по экологическому воспитанию и в то же время одна из трудоёмких и сложных форм обучения.

Экскурсия - результат многоплановой и кропотливой работы. Экскурсии проводятся с различной целью. Конечно, все они несут ознакомительный характер, но каждая имеет свою специфику с учетом ее вида:

познавательные - помогают получить информацию о том или ином событии, явлении, процессе;

обучающие - включают в себя интерактивные формы получения информации: мастер-классы, викторины, практикумы, дискуссии и др.;

углубленные- раскрывающие одну узкую тему.

Экологическая грамотность в начальной школе из формального науч­ного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.

Целесообразно перед экскурсией дать детям задание: провести небольшое "научное исследование" по тематике экскурсии. Вовлеченность детей в процесс пойдет им на пользу, ведь чем глубже изучен предмет, тем дольше он остается в памяти.На экскурсионном занятии обучающиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель такого занятия - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих занятиях как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств.

Для организации экологического воспитания нами разработаны конструкты экскурсий для учащихся 1-го класса по темам: «Экскурсия в весенний лес», «Полюбуйся, весна наступает…», «Берегите воду». Подобраны диагностические методики, направленные на оценку уровня сформированности экологического воспитания:

  • опросник Серебряковой Т.А. для младшего школьного возраста, который позволяет выявить характер отношения ребенка к миру природы;

  • анкета «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе», которая поваляет выявить уровень сформированности у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе.

Особое внимание уделяется так называемым проблемным экскурсиям. Такие занятия дают возможность не только преподносить учебный материал в нетрадиционной форме, формировать умения устанавливать в природе причинно-следственные связи, но и осуществлять взаимосвязь теории с практикой, развивать практические навыки использования знаний, а значит повышать уровень освоения образовательных программ.

Таким образом, разработанные нами экскурсии являются важным средством формирования экологической грамотности младших школьников и выступают в качестве методического обеспечения их реализации.






Список литературы

  1. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования)/ Под ред. Б.Т.Лихачева и Н.С.Дежниковой. М.: Институт развития личности, 2010

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  3. Харламов И.П. Педагогика. - М., 2012.

  4. Педагогика. Учебник под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Издательство Проспект, 2014.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калимуллина Анастасия Александровна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства