Просмотр содержимого документа
«Тезисы по "Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников"»
Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников
Калимуллина А.А.,
студентка 4а группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Экологическая грамотность– важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
В Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы.
Согласно ФГОС НОО необходимо формировать следующие качества связанные с экологическим воспитанием: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Критерием эффективности экологической грамотности и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. Содержание экологической грамотности усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Одним из средств формирования экологической грамотности является экскурсия. (Симонова Л.П.)
Экскурсия – это непосредственное восприятие обучающимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке, одна из основных форм организации работы по экологическому воспитанию и в то же время одна из трудоёмких и сложных форм обучения.
Экскурсия - результат многоплановой и кропотливой работы. Экскурсии проводятся с различной целью. Конечно, все они несут ознакомительный характер, но каждая имеет свою специфику с учетом ее вида:
познавательные - помогают получить информацию о том или ином событии, явлении, процессе;
обучающие - включают в себя интерактивные формы получения информации: мастер-классы, викторины, практикумы, дискуссии и др.;
углубленные- раскрывающие одну узкую тему.
Экологическая грамотность в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
Целесообразно перед экскурсией дать детям задание: провести небольшое "научное исследование" по тематике экскурсии. Вовлеченность детей в процесс пойдет им на пользу, ведь чем глубже изучен предмет, тем дольше он остается в памяти.На экскурсионном занятии обучающиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель такого занятия - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих занятиях как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств.
Для организации экологического воспитания нами разработаны конструкты экскурсий для учащихся 1-го класса по темам: «Экскурсия в весенний лес», «Полюбуйся, весна наступает…», «Берегите воду». Подобраны диагностические методики, направленные на оценку уровня сформированности экологического воспитания:
опросник Серебряковой Т.А. для младшего школьного возраста, который позволяет выявить характер отношения ребенка к миру природы;
анкета «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе», которая поваляет выявить уровень сформированности у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе.
Особое внимание уделяется так называемым проблемным экскурсиям. Такие занятия дают возможность не только преподносить учебный материал в нетрадиционной форме, формировать умения устанавливать в природе причинно-следственные связи, но и осуществлять взаимосвязь теории с практикой, развивать практические навыки использования знаний, а значит повышать уровень освоения образовательных программ.
Таким образом, разработанные нами экскурсии являются важным средством формирования экологической грамотности младших школьников и выступают в качестве методического обеспечения их реализации.
Список литературы
Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования)/ Под ред. Б.Т.Лихачева и Н.С.Дежниковой. М.: Институт развития личности, 2010
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Харламов И.П. Педагогика. - М., 2012.
Педагогика. Учебник под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Издательство Проспект, 2014.