Тезис «Организация внеурочной деятельности в образовательной робототехнике LEGO Wedo как средство формирование конструкторских способностей младших школьников»
Тезис «Организация внеурочной деятельности в образовательной робототехнике LEGO Wedo как средство формирование конструкторских способностей младших школьников»
Тезис на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательной робототехнике LEGO Wedo как средство формирование конструкторских способностей младших школьников» Предназначен для учителей, обучающихся и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезис «Организация внеурочной деятельности в образовательной робототехнике LEGO Wedo как средство формирование конструкторских способностей младших школьников»»
Исполнитель:
Савин Виктор Сергеевич
Методист:
Мадыгина Татьяна Александровна
«Организация внеурочной деятельности в образовательной
робототехнике LEGO Wedoкак средство формирование
конструкторских способностей младших школьников»
Савин В.С.,
студента 4а группы
специальности 44.02.02
преподавание в начальных классов
Актуальность этой тему определяется тем, что в России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. [19]
Внедрение ФГОС НОО предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде Lego. [27]
Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление. Учителям пришлось проходить курсы повышения квалификации, и активно используют полученные знания на практике с учётом особенностей детей. [20]
Однако в настоящее время существуют ряд противоречий:
- между выявлением особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС НОО и отсутствием материально технической базы по образовательной робототехнике;
- между наличием программ, методических разработок, конструктов по внеурочной деятельности ННОО и отсутствием робототехнике учебно-методического обеспечения по робототехнике для организации внеурочной деятельности младших школьников;
- между достаточным теоретическим описанием образовательной робототехники, направленной на формирование конструкторских умений и недостаточным профессиональной подготовки части педагогов начальной школы (организация ведение кружка по робототехнике);
Данные противоречия указывают на проблему, которая актуальна для практической деятельности учителя начальных классов при организации внеурочной деятельности в образовательном процессе начальной школы, которые позволяют формировать конструкторские способности младших школьников.
Тема: Организация внеурочной деятельности в образовательной робототехнике LEGO как средство формирование конструкторских способностей младших школьников.
Цель: разобрать рабочую программу по образовательной робототехнике LEGO Wedo и примерных конструктов, направленных на формирование конструкторских способностей для обучающихся 3 класса
Для преодоления трудностей в образовательном процессе и формирования конструкторских способностей, обучающихся педагоги используют на уроках образовательную робототехнику. Во время работы с деталями LEGO-конструктора предметно-практическая деятельность, осуществляемая учащимися, способствует коррекции мелкой, общей моторики, пространственной ориентации, повышает мотивацию к обучению. Работа с деталями LEGO-наборов помогает учащимся лучше запомнить новые слова и их лексическое значение. Создается ситуация, в которой у учащегося будет возможность говорить, делая что-то конкретное. Учащиеся учатся работать в коллективе и совместно находить решение поставленных перед ними задач. Деятельность выступает как внешнее условие развитие у ребёнка познавательных процессов.
Развитие творческих начал тесно связано с творческой деятельностью. Толкование термина «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику различно.
Согласно Борису Михайловичу Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности.
Школьники же, за исключением немногих, не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значимость. Поэтому, такое определение для общеобразовательной школы и учащихся начальных классов, не может быть принято.[2]
«Творчество младшего школьника», – считает И. П. Волков, – это создание им оригинального продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи.
Конструирование – это вид продуктивной деятельности обучающегося, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части -детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. [18]
При конструирование какого-либо объекта обучающий сформирует такие умения как:
-умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
-умение правильно создать процесса собственной модели и совместного проекта;
-умение конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
-умение правильно построить свою речь и коммуникативные способности;
-умение работать в паре, коллективе и распределении обязанностей. [9]
Автор разработанных данных умений является Ишмакова М.С., которая выделила следующие критерии оценивания умения:
-правильно ли обучающий выполняет каждый этап;
-доделана ли изделие обучающего;
-правильно ли обучающий излагает свои мысли;
-наблюдение как распорядиться обязанности в группе;
-наблюдение как обучающий работает в коллективе. [13]
Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является основополагающим документом во внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность - это организуется для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. [1]
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.: Просвещение, 2009(19)
Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов.(2)
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.(22)
Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGOWeDo / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 2006. – №3. – С.137-140.(26)
Опарина М.А. Подготовка учителя к организации внеклассной творческой деятельности младших школьников // Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Пенза, 1999. Вып. 2. 46-57.(27)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.(30)