kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО САДОВОДСТВУ И СОВЕТЫ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программой кружков по садоводству и виноградарству предусмотрено проведение работ по выращиванию посадочного материала в плодовой школке и питомнике; посадка плодовых деревьев и изучение более эффективных способов вегетативного размножения ягодных культур. Специфика полевого опыта с плодово-ягодными культурами обусловлена их биологическими особенностями, из которых важное значение для планирования, организации и проведения опытов имеют габитус, продолжительность жизни и широкая индивидуальная изменчивость деревьев и кустов.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО САДОВОДСТВУ И СОВЕТЫ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр





ТЕМАТИКА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО САДОВОДСТВУ И

СОВЕТЫ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Составитель: Кирилленко Светлана

Константиновна,     зав. отделом

сельского хозяйства ДонРЭНЦ,

канд. биол. наук









г. Донецк – 2016 г.

Программой кружков по садоводству и виноградарству предусмотрено проведение работ по выращиванию посадочного материала в плодовой школке и питомнике; посадка плодовых деревьев и изучение более эффективных способов вегетативного размножения ягодных культур. Специфика полевого опыта с плодово-ягодными культурами обусловлена их биологическими особенностями, из которых важное значение для планирования, организации и проведения опытов имеют габитус, продолжительность жизни и широкая индивидуальная изменчивость деревьев и кустов. При планировании полевого опыта в саду и на ягодных плантациях необходимо учитывать не только варьирование показателей в зависимости от качества почвы опытного участка и расположения растений, но и хорошо знать индивидуальную изменчивость растений в закладке опыта Индивидуальный расчет урожая или других показателей, характеризующих изменчивость растений, составляет основу для правильного распределения изучаемых растений на группы по их состоянию (относительно слабые, средние и сильные), определение необходимого количества растений на участке и установления числа наблюдений. У плодовых культур наблюдается достаточно стабильное относительное варьирование урожаев, которое сохраняется на протяжении многих лет. Эта стабильность показателей, зависимость роста и плодоношения растений от их исходного состояния должна быть использована в исследовательской работе с многолетними плодовыми и ягодными культурами. Следует так совместить растения в зависимости от исходного состояния и вариантов, чтобы каждое из них использовало все многообразие условий опытного участка.

Посадочный материал плодовых культур должен выращиваться в питомниках с сохранением специальных условий. Необходимо использовать стандартные подвои, а при семенном размножении – наиболее выносливые виды и сорта с маточных деревьев отобрать однородные по силе развития стандартные «дички» и использовать для окулировки черенки со строго апробированных деревьев. Со всеми растениями в питомнике должен быть одинаковый и тщательный уход. Посадочный материал отбирают в питомнике до выкапывания и измеряют диаметр штамба, высоту растений, количество и прирост побегов. Все отобранные саженцы должны быть однородными по силе роста и с доброкачественной корневой системой. С опыта необходимо исключить все растения больные, маленькие, которые не подлежат дальнейшему изучению.

Отбор однородных саженцев отбирают опытные растения для каждого варианта и участки методом вероятной выборки, то есть путем рендомизации, которая исключает произвольный или непроизвольный субъективизм исследователя. Для агротехнических опытов рекомендуется использовать участки с количеством учетных деревьев:

для плодовых – 6-10 деревьев;

для кустов – 10-20 кустов

в рассаднике сеянцев – 20-25 кв. м

для клубники – 20-40 м.

Все опыты, которые требуют точных сравнений, необходимо закладывать, как правило, в 4-6- кратной повторности. Для опытов предварительного характера, возможна трехкратная повторность.

Урожай плодовых деревьев учитывается общим методом, взвешивая урожай из всех опытных деревьев. Для оценки эффективности агротехнических приемов или сортов проводят следующие основные учеты и наблюдения:

1. Глазомерные наблюдения степени плодоношения каждого дерева в баллах и возможного урожая в килограммах;

2. Учет хозяйственно пригодной падалицы;

3. Весовой учет урожая;

4. Оценку качества урожая, вкусовые качества, размер и однородность плодов, выход их по сортам, сроки его сбора, биохимический состав и другие.

У молодых деревьев, которые только вступают в плодоношение, урожай учитывают со всего участка. Чтобы найти средний урожай с дерева, полученный урожай со всех деревьев делят на количество учетных деревьев, учитывают также деревья, которые не плодоносят. При полном плодоношении урожай учитывают отдельно по каждому дереву. Началом полного плодоношения условно берется год, когда урожай с одного учетного дерева в среднем достигает: у яблони не менее 25 кг, у груши 15 кг и у косточковых не менее 10 кг.

Урожай с каждого повторения и в целом с варианта (сорта) в центнерах с 1 га рассчитывают по формуле:

В = А/Б. 100, где:

А – средний урожай с одного дерева (в кг);

Б – площадь питания одного дерева (в кв. м).

Учет урожая в опытах с ягодными культурами (смородина, крыжовник, клубника) проводят общим методом, определяют массу урожая ягод в каждом сборе на всех участках каждого из вариантов.

Для закладки полевых опытов с виноградом выделяют участки, типичные по естественным условиям (климат, почва, рельеф, экспозиции и так далее), сортовом составе и агротехническом состоянии насаждений той зоны, где будут использованы результаты исследований. Опыты с виноградом, которые проводят для получения результатов, необходимых для сравнительной оценки изучаемых сортов или вариантов, необходимо закладывать не менее чем в 4-кратной повторности. Трехкратная повторность допустима для опытов учебного характера, а также для опытов на хорошо выравненных виноградниках.

Учет урожая проводят путем взвешивания гроздей винограда, собранных со всех учетных кустов участка.






Примерная тематика опытнических работ


1. Изучение плодоношения различных сортов (в том числе и местных) орехоплодных.

С целью выявления лучших местных сортов ореховых культур проводят обследование, пользуясь представленной выше схемой:

Город, район, село:

1. Рельефные условия, крутизна и экспозиция склона, на котором растет дерево, группа деревьев;

2. Глубина залегания грунтовых вод;

3. Название породы, сорта;

4. Возраст дерева, год посадки, прививки или корнесобственные;

5. Сила роста, высота дерева и диаметр кроны (в м), толщина штамба (в см);.

6. Время цветения дерева, начало образования завязи, время созревания плодов, интенсивность плодоношения (ежегодное, периодическое);

7. Средний урожай в кг с одного дерева;

8. Морозостойкость;

9. Какими вредителями и болезнями повреждается сорт;

10. Общая характеристика качества плодов:

- величина плодов;

- средняя масса плода;

- форма (округлая, округло-удлиненная, обратно-яйцевидная, сплюснутая);

- окраска (светло-песочная, цвета соломы и др.);

- толщина скорлупы (от 1,5 мм – 2 мм);

- форма скорлупы (гладкая, ячеистая);

- характер внутреннего строения перегородок (тонкие или деревянистые).

11. Процент выхода ядра – от 40 до 65%;

12. Биохимические показатели: содержание углеводов, белков, жиров (до 65%);

2. Влияние удобрений на урожайность крыжовника, смородины.

Схема опыта.

1 вариант – без удобрений (контроль);

2 вариант – подкормка аммиачной селитрой из расчета 20 г на 1 кв.м;

3 вариант – подкормка весной аммиачной селитрой (20 г на 1 кв. м) и осенью суперфосфатом (30 г на 1 кв. м) и хлористым калием (15 г на 1 кв. м.

Методика исследований. В насаждениях для каждого варианта подбирают в два срока высадки по 5 одинаково развитых кустов крыжовника, за которыми проводят необходимый уход.

Элементы учета.

1. Измерение суммарной длины однолетнего прироста побегов на каждом кусте и в целом по вариантам. Сравнение с контролем.

2. Подсчет урожая ягод с куста и по вариантам. Сравнение с контролем.

3. Определение массы ягод.

3. Влияние густоты посадки на урожай черной смородины.

Схема опыта:

1 вариант – посадка растений по схеме 2,0 х 1,0 м (контроль);

2 вариант – посадка растений по схеме 2,0 х 0,75 м;

3 вариант – посадка растений по схеме 2,0 х 0,5 м;

Методика закладки опыта. За 2 месяца до закладки опыта на участок в расчете на 1 кв. м вносят удобрения: органические – 10-12 кг, минеральные – суперфосфат – 60 г, хлористый калий – 20 г. После внесения удобрений участок вспахивают или перекапывают почву на глубину 25-27 см, а затем выравнивают. Посадку растений производят вручную в октябре под шнур с пометками на расстоянии 1,0 м, 0,75 м, 0,50 м. Саженцы высаживают на 3-4 см глубже, чем они росли в питомнике. После уплотнения грунта у саженцев их поливают и мульчируют, затем надземную часть растений срезают секаторами, оставляя на побеге 3-4 почки. Каждый вариант опыта должен состоять из трех рядов смородины длиной 10 погонных метров. Элементы подсчета:

1. Измерение летнего суммарного прироста побегов на каждом кусте отдельно и в целом по вариантам;

2. Определение урожая с каждого куста и по вариантам;

3. Определение массы ягод в граммах по каждому из вариантов;

4. Сравнение массы ягод в граммах по вариантам.

4. Влияние характера обрезки малины на плодоношение.

Для выполнения опыта рекомендуются сорта, которые наиболее распространены в каждой местности.

Схема опыта.

1 вариант – обрезка побегов на высоте 1,7 м;

2 вариант – обрезка побегов на высоте 1,5 м;

3 вариант – обрезка побегов на высоте 1,3 м;

4 вариант – обрезка побегов на высоте 1,1 м;

5 вариант – обрезка побегов на высоте 0,8 м.

Методика закладки опыта. Обрезку проводят ранней весной до начала сокодвижения. В каждом варианте должно быть 10-15 малины или 2 погонных метра. Растения должны быть хорошо развиты и здоровы. Обрезку проводят один раз во всех вариантах. В полевом журнале и дневнике наблюдений отмечают дату обрезки. Летом в период созревания ягод подсчитывают количество плодовых ветвей, измеряют их длину, а также ведут учет урожая по каждому варианту. Осенью, по окончании вегетации,  подсчитывают количество новых побегов.

5. Сортоизучение садовой земляники.

В качестве стандарта необходимо взять либо районированный либо наиболее распространенный местный сорт садовой земляники (клубники).

Схема закладки опыта.

1 вариант – посадка образцов районированного (местного) сорта – контроль;

2, 3, 4, 5, 6 варианты: сорта которые изучаются в сравнении с контрольным (местным) сортом.

В исследованиях необходимо подбирать и испытывать наиболее продуктивные и устойчивые в местных условиях сорта, желательно подобрать новые сорта. Сорта обязательно должны одной группы спелости!

Методика закладки опыта. Участок для закладки ягодника должна быть выравненной. На участке высаживают не менее чем по 100 кустов каждого сорта. Посадка растений проводится по 2-4 рядка отдельными участками с расстоянием по 1 м между рядками и по 15-20 см в рядке. В конце рядка высаживают защитную полосу по 5-6 кустов из контрольного сорта.

Сортоизучение проводится по следующим показателям:

1. Сроки прохождения фенофаз в период вегетации;

2. Зимостойкость растений;

3. Устойчивость к болезням и вредителям;

4. Урожайность с куста и в целом по участку (г)

5. Качество ягод, размер, вкус, внешний вид.

6. Изучение эффективности различных норм азотных удобрений для садовой земляники.

Схема опыта.

1. вариант – без удобрений (контроль);

2 вариант – Р -240, К-240 – фон;

3 вариант – фон + азот-60;

4 вариант – фон + азот-120;

5 вариант – фон + азот-180;

6 вариант – фон + азот -240;

Применение удобрений в садах и ягодниках является важным мероприятием улучшения условий корневого питания у растений, повышения их урожайности и устойчивости к неблагоприятным условиям, особенно в зоне с неустойчивыми климатическими условиями. Азот лучше, чем другие элементы минерального питания, может усиливать рост, повышать урожайность. Нехватка азота приводит к уменьшению хлорофилла в листьях, а вместе с тем к снижению интенсивности фотосинтеза. Листья при этом имеют желтоватый оттенок и преждевременно опадают. Плоды мелкие. Нежелателен также избыток азота. В связи с этим, необходимо определить оптимальную норму азотных удобрений садовой земляники в конкретных условиях с целью повышения ее урожайности и качества ягод. Дозы удобрений добавляются в кг/га по действующему веществу. Фосфорные и калийные удобрения вносятся перед посадкой земляники в виде суперфосфата гранулированного (20%) и калия хлористого (54%) действующего вещества. Азотные удобрения вносят весной в виде аммиачной селитры (35%) перед первой обработкой почвы.

Площадь участка – не менее 3-4 кв. м (можно 5-6 кв. м). Повторность опыта желательно трехкратная.

Элементы учета эффективности удобрений.

1. Определение среднего размера пластинки листа (на миллиметровой бумаге определяют площадь листа);

2. Учет количества розеток, цветоносов, цветков, завязи и созревших ягод;

3. Количество стелющихся побегов и розеток листьев после окончания роста побегов (на каждом участке измеряется по 10 растений);

4. Учет урожая и качества ягод. Урожай ягод определяют с участка способом взвешивания. Для определения средней массы ягод отбирают образцы по 300-400 г.


7. Влияние сроков посадки черенков черной смородины (или красной) на их укоренение и рост.

Схема опыта.

1 вариант – черенки высаживают во второй половине сентября или в начале октября (в зависимости от климатических условий года);

2 вариант – заготовленные с осени черенки высаживают с началом проведения весенних работ;

3 вариант – заготовленные с осени черенки высаживают через 15 дней после посадки в варианте 2;

4 вариант – заготовленные с осени черенки высаживают через 15 дней после посадки в варианте 3;

Проводят систематические наблюдения, записывают в дневнике и осенью подсчитывают количество прижившихся черенков (эту работу можно проводить с учащимися младших классов).

8. Размножение смородины, крыжовника горизонтальными отводками (путем пригибания и пришпиливания к поверхности почвы).

Схема опыта.

1 вариант – пригибание однолетних прикорневых побегов – контроль;

2 вариант – пригибание двухлетних ветвей;

3 вариант – пригибание трехлетних ветвей.

Во всех вариантах берут кусты черной смородины (или крыжовника) одного возраста, одного и того же сорта. Количество кустов в каждом варианте должно быть одинаковым. В первом варианте отбирают для пригибания все сильные однолетние прикорневые ветви, по 10 от каждого куста. Во втором - от каждого куста берут для пригибания только двухлетние ветви, в третьем – только трехлетние. Количество ветвей, которые пригибают, в каждом кусте одинаковая. В дневнике отмечают время пригибания ветвей, появления на поверхности почвы первых листочков, первого обертывания молодых побегов, второе и третье обертывание, поливку ветвей, рыхление почвы у пригнутых ветвей, количество ветвей, которые прижились в каждом варианте (этот опыт можно выполнять с учащимися младших классов).

9. Определение оптимальных сроков посадки земляники садовой в различных климатических условиях.

Схема опыта.

1 вариант – посадка в августе (контроль);

2 вариант – посадка в сентябре;

3 вариант – весенняя посадка в мае.

4 вариант – посадка в октябре;

5 вариант – посадка в июне.

Для проведения опыта желательно брать районированные в данной местности сорта. Площадь питания во всех вариантах – 70 х 15 см. Агротехника общепринятая в соответствии с зоной изучения.

Наблюдения:

1. Определение количества розеток (на 1 пог. м рядка);

2. Урожайность, кг с 1 пог. м рядка в первый, второй, третий годы.

3. Качество ягод в зависимости от сорта;

4. Степень повреждения растений болезнями.

10. Влияние характера обрезки виноградной лозы на урожайность.

Схема опыта.

1 вариант – 4-5 глазков на плодоносящем побеге;

2 вариант – 7-8 глазков на плодоносящем побеге;

3 вариант – 9-10 глазков на плодоносящем побеге;

4 вариант – 10-12 глазков на плодоносящем побеге.

В период проведения опыта обязательно одинаковым должна быть общая нагрузка глазков на один куст во всех вариантах. Например: общим количеством побегов на один куст может быть 40-60 и т.д. Это определяется самим исследователем, исходя из состояния развития куста, условий использования, сорта и т.д. Урожайность виноградного куста зависит не только от количества побегов, оставленных после обрезки, но и от длины оставленных побегов. Во время проведения опыта обязательным является составление агротехнического плана работы, проведение фенологических наблюдений, записи в дневнике наблюдений. При учете урожайности определяется количество гроздей на кусте, средний вес одной грозди, урожайность с одного куста, урожайность в пересчете на 1 гектар.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кирилленко Светлана Константиновна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297241

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства