kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическая папка Песочная терапия в деятельности воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая папка разработана для воспитателей ДОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическая папка Песочная терапия в деятельности воспитателя»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Тематическая папка

Песочная терапия в деятельности воспитателя








Разработчики:

Коркина К.О.,

Чудова Ю.С.,

студентки 31 ДО группы.














Камышлов, 2017

Содержание

1.Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы, регулирующие актуальность использования песочной терапии

1.2 Методические рекомендации

2. Практическая часть

2.1 Картотека упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя

2.2 Сценарии проведенных мероприятий по теме песочной терапия в деятельности воспитателя

2.3 Памятки по теме песочная терапия в деятельности воспитателя

3. Библиография, интернет – источники по теме «Песочная терапия в деятельности воспитателя»

































1.1 Нормативные документы, регулирующие актуальность использования песочной терапии


Название документа

Номер приказа

Регистрационный номер

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.


от 17 октября 2013 г

№ 1155























1.3 Методические рекомендации


Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! 

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. 

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия". 

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. 

Какой же принцип положен в создание игры с песком? 

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. 

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. 

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики". 

Психологи и психотерапевты ещё в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу «Игра в детство». Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг.

Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском вышла её книга «Песочная терапия».

Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. В дальнейшем, развитием песочной терапии, и ее распространением занимались психологи Герберт Уэлс и Дора Калф.

Цель – обоснование эффективности использование мотода песочной терапии в педагогической практике для снижения уровня тревожности и страхов воспитанников.

Задачи:

  • развитие художественно-эстетического вкуса;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;

  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;

  • обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла. 

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

  • Эпилепсия или шизофрения.

  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.

  • Дети с неврозом навязчивых состояний.

  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.

  • Легочные заболевания.

  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал.

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? 

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.


Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6.Концентрация.

7. Функциональная музыка.

8.Сказкотерапия.

 

Формы работы:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д. 

Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода. Рекомендую вам использовать песочную терапию в своей педагогической практике, так как она дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликт­ную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, «о посте­пенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жиз­ненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.


























2.1 Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя


Упражнения для автоматизации звуков:

• «Сильный мотор»- произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать на песке букву «Р», произнося одновременно звук «Р».

• «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку.

• «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку ладошками.


 «Узоры на песке»

Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Ящик с песком

Ход упражнения:

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигу­ры (в соответствии с возрастными нормами освоения), про­стые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, за­борчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладыва­ния в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.

Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш пе­сочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисо­вать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольни­ков и т. д.»

Упражнение «Мы едем в гости...»

Цель — развитие пространственных представлений, ориенти­ровка на «песочном листе».

Оборудование: Ящик с песком

для малышей инструкция значитель­но упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».

Взрослый в игровой форме знакомит (закрепляет знания) ре­бенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Песочная фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыши отвеча­ют—в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Пере­числяются и помещаются в песочницу фигурки / картинки ди­ких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»

Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к ло­шадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жи­лье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенно­стях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламини­рованные картинки).

Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формоч­ки, изображающие животных, транспорт, различные по величи­не геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавли­вает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классифика­цию предметов, например, предлагать выбирать только геомет­рические формы, только изображения животных и т. д.

Игра «Песочные строители»

Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: Ящик с песком, геометрические фигуры.

Ход игры:

Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф — только прямоувольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить беге­мотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».

Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить пу­тем введения большего количества персонажей или расселением игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: ящик с песком, формочки.

Ход игры:

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощу­пывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

Упражнение «Секретные задания кротов»

Цель — развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Оборудование: ящик с песком,

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животны­ми, обитающими под землей.

Песочная фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кро­тов. Вот так — взрослый взмахивает руками, складывает их "уточкой" и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей (по желанию ребенка взрослый аккуратно ри­сует нос и глазки на костяшках детских пальцев). Ну что, погру­жаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот».

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под пес­ком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности пес­ка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палоч­ки, кисточки).

Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — « кро­ты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лап­ки».

Игра-упражнение «Песочные прятки» как вариант игры «Мина»

Цель — развитие тактильной чувствительности, зритель­ного восприятия, образного мышления, произвольности. 

Оборудование: ящик с песком, игрушки.

Ход игры:

Песочная фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь гла­за, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку иг­рушку— «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатыва­ет игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать иг­рушки очень осторожно.

























2.2 Сценарии проведенных мероприятий по теме песочной терапия в деятельности воспитателя

Конкурс «Методическая копилка педагога ДОУ»

Цель семинара:

  • приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в работе с детьми;

  • гармонизация эмоционального состояния педагога;

  • расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования.

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

  • Световые столы для песочной анимации.

  • Интерактивная доска, презентация: «Песочная терапия в детском саду», набор видео файлов «Первые шаги в песочной анимации», тематические наборы фигурок из киндер – сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке, наборы песка.

Первая часть семинара

Выступление педагога-психолога: (демонстрация презентации)

Педагог-психолог: Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире… 

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано. 

Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. При знакомстве с различными нетрадиционными техниками рисования перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.

Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. 

Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности. 

Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три – … если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала. 

А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. 

Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как: 

  • свободное владение кистями обеих рук;

  • развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;

  • корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

Задачи:

  • развитие художественно-эстетического вкуса;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;

  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;

  • обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла. 

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

  • Эпилепсия или шизофрения.

  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.

  • Дети с неврозом навязчивых состояний.

  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.

  • Легочные заболевания.

  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал.

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Воспитатель: Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? 

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Игрушки для песочной терапии.

  • Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

  • Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные

  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

  • Сказочные персонажи добрые и злые.

  • Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.

  • Украшения, сувениры.

  • Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Виды занятий.

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Просмотр видеофайла «Первые шаги в песочной анимации».

Вторая часть семинара

Практическая часть:

А) Рисуем морской пейзаж – совместное рисование в парах.

Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер – сюрпризов).

Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.

Психолог: Каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. Детство – это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком – это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них восторг, радость и счастье!

Автор: Ледяева Валентина Ивановна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад №154, г. Нижний Новгород.



МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ИГРЫ С ПЕСКОМ ЛЕТОМ ИЛИ ЗИМОЙ?»

Тема: Использование песочной терапии в работе педагога с дошкольниками с ОВЗ.

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в познавательном развитии дошкольников.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. 

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

Педагоги подходят к подносам с сухим песком. 

Отгадай загадку.

Цель: развитие мышления, моторики. Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки. Ход игры: Педагог загадывает загадку, участник отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, участник проверяет правильность ответа. Загадки: на косу она похожа, но косить траву не может. Не наточена совсем. И не косит цифра …(7).

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец). Так же и в работе учителя-логопеда загадывает педагог загадку, дети через трубочку дуют на картинку и находят отгадку - развивая воздушную струю и дыхание, найдя картинку, четко проговаривают звук или слово.

Цветные заборчики.

Цель: развитие сенсорного восприятия, счета, понятий высоки-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Оборудование: песочница, счетные палочки, или карандашики разноцветные по 10 штук разных цветов.

Ход игры: на столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов, педагог просит участника выбрать из них синие и построить заборчик синего цвета и т.д. Можно предложить участнику построить забор от самой высокой до самой низкой полоски, от самой толстой до самой тонкой и наоборот.

Мы едем в гости.

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе.

Ход игры: педагог в игровой форме закрепляет знания верх-низ, право-лево, центр-угол. Участник по словесной инструкции педагога «ходит, прыгает, ползает» по песку. Например, мы идем в гости к зайчику (прыгают пальчиками к зайчику), где находиться зайчик? (вверху, внизу и т.д.) где живет заяц? (заяц живет в лесу, потому что он дикое животное). Кто живет рядом с зайчиком? (перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных). С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем питается зайчик? Аналогичным способом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке? (закрепление знаний о домашних животных), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепление знаний об обитателях рек и морей) и т.д.

Соседи чисел.

Цель: порядковый счет от 1 до 5.

Оборудование: цифры от 1 до 5, песочница.

Ход игры: педагог выкладывает цифры, в ряд, пропуская некоторые, оставляя пустое место. Участники смотрят, находят пропущенную цифру и вписывают пальцем ее.

Рефлексия. Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие психических и речевых процессов.

Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?















2.2 Памятки по теме песочная терапия в деятельности воспитателя


1.Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных

игр-занятий  в педагогической песочнице

1. Игры в песочнице проводятся с группой детей. Особое внима­ние при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр нови­чок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние де­тей.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребен­ка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие нена­вязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука в руке» или са­мостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых по­рах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице выраба­тывается особый ритуал приветствия и прощания (это мо­жет быть определенная музыка или звук, действие с песоч­ными часами и т. д.)

На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор Игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих лю­бимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хоро­шо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложен­ных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника Пе­сочную фею.






2. Рекомендации по приобретению и хранению кинетического песка

Где купить кинетический песок?

Кинетический песок лучше всего приобретать в специальных магазинах детской игрушки. При покупке необходимо обязательно удостовериться в том, что товар сертифицирован.

Не менее удобным и популярным способом покупки кинетического песка являются Интернет-магазины, на сайтах которых можно подробно ознакомиться с характеристиками песка, прочесть отзывы покупателей и рекомендации по использованию. Многие интернет-магазины размещают на своих ресурсах познавательные видеоролики, демонстрирующие возможности кинетического песка как развивающей игрушки. На этих же сайтах можно приобрести и разнообразные игровые комплекты, надувные песочницы и специальные столики для занятий с песком.

3. Какое количество кинетического песка приобрести?

Часто покупатели задаются вопросом, достаточно ли купить упаковку песка весом 1 кг или необходимо приобрести его в большем количестве.

Упаковки, содержащей 1 кг кинетического песка, будет вполне достаточно в следующих случаях:

- Ребенок, для которого приобретается песок, еще маленький (его возраст 1,5 – 2,5 года). На первое время такому малышу купленного песка в количестве 1 кг будет вполне достаточно, а докупить дополнительные объемы можно будет по мере его взросления;

- Песок приобретается для взрослого человека - занять руки во время телефонного разговора или снять стресс;

- Покупка песка пробная: неизвестно, понравится он ребенку или нет.

- Небольшую упаковку песка весом 1кг удобнее хранить в маленькой квартире. Для игры можно приспособить любую коробку, кухонный разнос или чашку.

- Большая упаковка стоит слишком дорого. Но это не означает, что не имеет смысла приобретать маленькую. Кинетический песок будет интересен в любом количестве. Однако, когда его объем больше, расширяется пространство для творчества

Преимущества покупки упаковки, содержащей 5 кг песка:

- Такой объем песка помогает реализовать любые творческие задумки

- Могут играть несколько детей или ребенок с родителями

- Возможно приобретение в складчину (на двоих)

- Приобретение большой упаковки выгоднее в пересчете на 1 кг.

Как правильно использовать и хранить кинетический песок

Кинетический живой песок выпускается в полном соответствии с директивами безопасности, установленными для рынков Европейского Союза. Этот продукт очень практичен, однако отличается повышенной чувствительностью к уровню влажности. Для того чтобы песок прослужил долго, следует соблюдать простые рекомендации по его хранению:

- Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре;

- В излишне сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару капель воды и немного поиграть с песком, после чего он снова станет пушистым. Сам по себе кинетический песок не может высохнуть, так как не содержит в своем составе воды.

- Песок не имеет собственного запаха, однако способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует вымыть руки и тщательно их вытереть.

- Кинетический песок не теряет своих свойств под воздействием солнечных лучей;

- Хранить живой песок лучше всего в герметичном контейнере или закрытой надувной песочнице. Это предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов. В песок нельзя добавлять красители – это испортит его первоначальные свойства.

- Кинетический песок рекомендуется держать подальше от домашних животных.

- Случайно рассыпавшийся песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками. Кинетические песчинки не прилипают к поверхности.

4. Памятка для педагогов дошкольной образовательной организации «Песочный мир чудес» (приложение 1)










3. Библиография, интернет – источники по теме «Песочная терапия в деятельности воспитателя»


1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с. 

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998. 

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001. 

4. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002. 

5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007. 

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. – М., 1993. 

7.     Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Практикум по песочной терапии. - СПб.: «Речь», 2002.

8.     Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006.

9.     Кононович К.Ю. Притчи тренера или Искусство слов попадать прямо в сердце. СПб.: Речь, 2010

10.     Лебедева Л Д. Практика  арт-терапии: подходы, диагностика,  система занятий – СПб.: Речь, 2003

11.     Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006

12.     Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001

13. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.

14. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

15. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2005. — 340 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическая папка Песочная терапия в деятельности воспитателя

Автор: Чудова Юлия Сергеевна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства