kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретический анализ программы "Социальная адаптация воспитанников в условиях Центра посредством системы дополнительного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:создание социально открытой, личностно0ориентированной системы дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический анализ программы "Социальная адаптация воспитанников в условиях Центра посредством системы дополнительного образования"»

Теоретический анализ программы Верхневилюйского Центра помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей имени Ивана Ивановича Седалищева «Социальная адаптация воспитанников в условиях Центра посредством системы дополнительного образования»

Социально-педагогическая деятельность современных Центров помощи детям - сиротам направлена на выработку у детей-сирот умения самостоятельно решать жизненные проблемы; ориентацию на универсальные общечеловеческие ценности; воспитание личности, способной к социальному саморазвитию и саморегуляции; подготовку ребенка к жизни и работе в современных социально -экономических условиях и др.

Несмотря на это процесс полноценной социализации воспитанников в условиях Центра значительно снижается по следующим причинам:

1. Социальная, эмоциональная, психическая и материнская депривация, которая способствует росту агрессии, неспособности к самостоятельной жизни.

2. Нет чувства постоянного дома, складывается психология детдомовского «Мы».

3. Рост пассивности, иждивенчества, дети не приучаются к преодолению жизненных трудностей.

4. Отсутствие возможности усвоения социального опыта и способов преодоления жизненных трудностей.

5. Формирование конформизма, неумение противостоять воздействию окружающей среды и т.д.

Нетрудно заметить, что все вышеназванные проблемы связаны с процессом социальной адаптации. Выпускники Центров в большинстве случаев не могут создать полноценную семью, наладить быт, адаптироваться в профессиональной жизнедеятельности.

Понимая адаптацию как способность выпускника успешно использовать создавшиеся условия для осуществления своих целей, выполнения взятых на себя обязательств, реализации своих устремлений, мы предполагаем, что его поведению должны быть свойственны успешное принятие решений; личностная инициатива; умение строить перспективу и определять собственное будущее.

Одним из основных направлений и средств решения вышеназванной проблемы является кружковая работа. Это необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее образовании и ранней профессиональной ориентации. Его ценность заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в социальной адаптации и профессиональном самоопределении личности, способствует реализации природных задатков, личностных само устремлений и знаний, полученных в базовом компоненте.

Основное содержание кружковой работы - практико-ориентированное, деятельностное: здесь воспитанник действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с различными социальными объектами; создаются ситуации самостоятельного извлечения знаний из окружающего мира. Это исключительно творческая деятельность, которая создает ситуацию выбора и побуждает воспитанника находить свой собственный путь.

Современные дети-сироты испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, одиночество, в основном надеются только на себя; хотят заработать деньги, иметь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; осознают свое бесправное положение в обществе и т.д.

В связи с этим возрастает роль кружковых работ, которые формируют у ребенка-сироты самосознание, ощущение ценности собственной личности, помогает избавиться от привычки действовать по подсказке из вне, удовлетворяет творческие потребности личности, развивает интересы в индивидуальном темпе и объеме.

Содержание кружковой работы обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:

рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

организацию социального опыта;

психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии и само становлении;

персонификацию объемов и темпов усвоения программ.

В связи с этим педагогическим коллективом Муниципального образовательного учреждения Верхневилюйского Центра помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей имени Ивана Ивановича Седалищева была разработана программа «Социальная адаптация воспитанников в условиях Центра посредством системы дополнительного образования», которая базируется, с одной стороны, на социальном заказе общества, нуждающегося в полноценных, граждански грамотных, социально адаптированных выпускниках детских домов, способных сделать самостоятельный выбор и взять ответственность за свою жизнь и жизнь близких людей, с одной стороны, и, с другой - потребностях детей-сирот в решении возникающих социальных, психолого-педагогических, профессиональных, юридический и материальных проблем, возникающих в открытом социуме.

Цель программы: создание социально открытой, личностно-ориентированной системы дополнительного образования, способствующей социальной адаптации воспитанника, его становлению как субъекта разнообразных форм и видов жизнедеятельности.

Ведущие ориентиры программы: гуманизация , личностная ориентация и дифференциация, повышение степени свободы личности, возможности самостоятельного выбора и самореализации, распространение гуманистических технологий, ставящих воспитанников в активную жизненную позицию.

Задачи программы.

• воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного гражданина, способного к жизни в социуме гражданина;

• создание условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей личности;

• совершенствование процесса социальной адаптации;

• организация полноценного досуга;

• поиск и применение гуманистических личностно-ориентированных технологий, способствующих социальному становлению личности;

• мониторинг эффективности процесса социальной адаптации и интеграции воспитанников.

В основу программы положены личностно ориентированные технологии, главной фигурой которых является ребенок, адаптированный и комфортно чувствующий себя в социуме.

В основу деятельности педагогического коллектива Центра положена следующая модель организации процесса социальной адаптации воспитанников.

Социальный заказ общества, потребности граждан и детей-сирот в организации процесса социальной адаптации средствами дополнительного образования

Цель процесса социальной адаптации воспитанников в условиях кружковой работы: поэтапное усвоение социальных норм, навыков и ролей, формирование жизненного опыта, необходимых для полноценной жизни в обществе и создания семьи.

Задачи процесса социальной адаптации в условиях кружковой работы:

1. Естественно-культурные: формирование адекватных жизненных потребностей и овладение способами их удовлетворения.

2. Социально-культурные: усвоение социальных норм и культурных ценностей, расширение кругозора, усвоение возрастных, половых и профессиональных «подсистем», подготовка к самостоятельной жизни, формирование социального опыта проживания в социуме.

3. Социально-психологические: формирование субкультуры и «Я»-концепции, адекватной самооценки, устойчивой системы ценностей, жизненных целей, обучение способам преодоления жизненных трудностей, развитие навыков внутреннего самоконтроля.

4. Социально-коммуникативные: усвоение способов общения и поведения в социальных коллективах, развитие умений налаживать и поддерживать социальные контакты, овладение умениями предупреждать и разрешать конфликты.

5. Социально-бытовые: приобретение жизненно важных хозяйственно-бытовых, экономических, санитарно-гигиенических знаний, умений и навыков.

6. Социально-ролевые: усвоение основных социальных ролей в профессиональной сфере, быту, сфере досуга, семье и конструирование их в пространство.

7. Поло-ролевые: формирование психологического пола, формирование основ адекватного поло-ролевого поведения.

Программа предполагает реализацию двух направлений социальной адаптации воспитанников: социально-педагогическую направленность и нравственно-патриотическую направленность. Каждое из направлений состоит из двух подсистем

Социально-педагогическая направленность:

1. Социально-трудовая деятельность и профориентация.

2. Подготовка к семейной жизни.

Нравственно-патриотическая направленность.

1. Социально-коммуникативная деятельность и формирование лидерских качеств.

2. Гражданско-правовое воспитание.

Каждая из подсистем состоит из блока взаимосвязанных и взаимодополняющих программ, рассчитанных на весь период школьного обучения.

Формы проведения занятий: беседа, лекция, тренинг, сюжетно-ролевая игра, экскурсия, практические занятия и т.д.

Основные условия реализации программы социальной адаптации воспитанников являются:

• организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности;

• открытость окружающему социуму, интеграция усилий разнообразных субъектов и социальных институтов;

• организация действенной, гибкой контроля и мониторинга эффективности процесса социальной адаптации и пост интернатного сопровождения выпускников.

Результатом реализации программы является личность выпускника детского дома. Это -личность, реализовавшая свой выбор в области определенной деятельности или знания, уровне освоения ценностных ориентациях.

В целях прогнозирования предполагаемого результата мы определили основные блоки личностных качеств.

Гражданские качества: патриотизм, уважение к истории своего народа, готовность к совершенствованию социальной действительности, умение отстаивать свои убеждения, экологическая культура.

Нравственные качества: в центре ценностной системы - человеческая жизнь, интерес к собственному внутреннему миру, терпимость и доброжелательность к другим, понимание неповторимости каждой личности и неприкосновенности человеческой жизни, стремление сохранить приоритет нравственных и духовных ценностей.

Интеллектуально-познавательные качества: широта и глубина мышления, его самостоятельность, интерес к решению нестандартных задач, культура труда, владение навыками познавательной деятельности.

Развитое самосознание: способность к самоанализу, адекватная самооценка, чувство собственного достоинства.

Перспективное отношение к себе: стремление к повышению образовательного и культурного уровня, планирование будущего, сознательное отношение к своему здоровью.

Все эти качества реализуются в трех основных ролях: семьянин, гражданин, работник. Основными критериями оценки процесса социальной адаптации личности являются следующие:

готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и их решение в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме;

моральная и психологическая устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

• способность к творческому самоопределению;

• способность к овладению социально-ролевым поведением через систему дифференцированных отношений;

• сформированность практических умений и навыков ведения домашнего быта и хозяйства;

• умение реально оценивать характер жизненных проблем;

• трудолюбие и ответственность за свою поступки и свою семью;

• культура общения и культура поведения;

• умение организовывать и проводить полезный и содержательный досуг;

• правовая культура;

• готовность к вступлению в брак и исполнению семейных ролей и обязанностей;

• гуманистическая направленность личности;

• выполнение основных гражданских обязанностей;

• общественная дисциплина и культура общежития;

• уважение к человеческой личности и ее суверенитету;

• активная жизненная позиция;

• творческое отношение к труду;

• опыт трудовой деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Маргарита Герасимовна Цой

Дата: 25.09.2020

Номер свидетельства: 558423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства