Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия на тему: "Что такое исследование?". Руководитель: Грибенщикова Ю.В.»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Рассмотрено на заседании Методического совета
Протокол №
«____» 2016 г.
Председатель МС
__________Л.А.Чисникова
«УТВЕРЖДАЮ»
директор
___________С.М.Завьялова
« » 2016 г.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом (раздел Изобразительное искусство) ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
(углубленной подготовки)
укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки
Задания для самостоятельной работы по МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом (раздел Изобразительное искусство) разработаны на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки) (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014г. №1353), и рабочей программы ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования (утв. директором ГБПОУ РО «ЗернПК» С.М.Завьяловой)
Разработчики:
С.М. Завьялова, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК специальности «Преподавание в начальных классах»
Протокол № от « » 2016 г.
Председатель ЦМК _____________М.Ю.Крикушенко
Зав. УМЦ _______________Е.И.Ковалева
ВВЕДЕНИЕ
Задания для самостоятельной работы по МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом (раздел Изобразительное искусство)и рекомендации по их выполнению составлены на основании рабочей программы ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования.
Логика отбора заданий для самостоятельной работы продиктована необходимостью освоения знаний и умений по МДК.01.06., отражённых в ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки).
Самостоятельная работа предполагает углубление освоения ключевых тем курса и выстроена на принципах - от простого к сложному, от общепрофессиональных знаний к профессиональным умениям по конкретному междисциплинарному курсу. Например, написание технологической карты предполагает в 3 семестре ознакомление с данным видом методической документации и составление фрагмента на основании изучения ФГОС НОО и программы по Изобразительному искусству. В 4 семестре – это создание целостного методического продукта на основе ранее выполненного фрагмента. По завершении курса, в 5 семестре, студенты готовят технологическую карту, в которой отражен такой этап урока как педагогический рисунок (наглядный показ), выполнение которого является возможным после завершения раздела Практикум и опирается на конкретные умения студента рисовать, лепить, конструировать.
Задания снабжены списком литературы и рекомендуемыми Интернет-ресурсами. Консультации по выполнению заданий могут осуществляться с использованием электронной почты, т.е. выполненные проектные задания высылаются студентов на электронный адрес преподавателя. Таким образом, создаются условия для сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями.
Выполнение заданий для самостоятельной работы является обязательным для всех студентов. Оценивание результатов выполненных самостоятельно проектных заданий производится как в процессе их защиты во время аудиторных занятий, так и в процессе индивидуальных консультаций, а также в удалённом режиме. Качество выполнения заданий (полученная отметка) учитывается при подведении итогов семестра и учитывается при проведении дифференцированного зачёта по МДК.
Задания для самостоятельной работы носят проектный характер и могут быть использованы при подготовке к экзамену квалификационному по ПМ. 01.
I. ПАСПОРТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Результаты освоения
(объекты освоения)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Задания
знать:
основы изобразительной грамоты, приёмы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.
уметь:
рисовать, лепить, конструировать;
знать:
- требования федерального образовательного стандарта НОО и примерные программы НОО;
- программы и учебно-методические комплекты по ИЗО и технологии для начальной школы;
содержание учебных предметов ИЗО и технологии в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику их преподавания.
- точное определение специфики видов и жанров пластических искусств;
- точность выбора основных выразительных средств различных видов художественной деятельности;
- точность определения основных требований ФГОС и предметной области Искусство
- точное воспроизведение структуры программ и учебно-методических комплектов по ИЗО для начальной школы;
- точное определение разделов образовательной программы учебно-методических комплектов по ИЗО для начальной школы;
Семестр 3, задание №1
Семестр 4, задание №3
Семестр 5, задание №2
Семестр 3, задание №2 (2.1.)
Семестр 3, задание №2 (2.2.)
Семестр 3, задание №3
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности, обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся.
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках ИЗО;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
знать: - теоретические основы и методику планирования уроков в начальных классах;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
- точность определения средств обучения;
- обоснованный выбор форм, способствующих реализации системно-деятельностного подхода ;
- точное соотнесение форм обучения с их характеристикой;
- точность установления последовательности этапов в структуре урока ПВД;
- выбор методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках ИЗО;
- точность постановки цели и задачи урока;
- оптимальный выбор педагогических средств урока с учетом особенностей предмета ИЗО и технологии, возрастом и уровнем подготовленности обучающихся;
Семестр 3, задания
№4.
Семестр 4, задание №1; №2.
Семестр 5, задание №1 и №3
II. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3 (1) СЕМЕСТР
Задание №1 Составление презентации «Виды и жанры пластических искусств».
Используя справочный материал или ресурсы интернет изучите тему «Виды и жанры пластических искусств».
Составьте презентацию, адаптируя её содержание для восприятия младшими школьниками.
Рекомендации к составлению. Презентация будет состоять из 15-16 слайдов и должна включать: определение, что такое искусство, затем краткое пояснение видов пластических искусств (живопись, графика, скульптура, художественная фотография, декоративно-прикладное и народное искусство, дизайн, архитектура - один слайд на каждый вид искусства). В этой же презентации – не более 6 слайдов с указанием жанров изобразительного искусства. Все приведённые примеры (репродукции и фото произведений пластического искусства) должны быть с указанием автора и иметь название.
Файл с презентацией назвать следующим образом: ГРУППА_ФИ студента, в теме письма указать те же данные и выслать на указанный электронный адрес преподавателя.
Учебники и учебные пособия:
Завьялова С.М. Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе: учебное пособие. – Ростов-на-Дону-Зерноград, 2010.
Сокольникова Н.М. ИЗО и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999
http://www.art-spb.ru/article/184 - жанры в изобразительном искусстве
http://art-zs.ru/?option=com_content&view=article&id=73:2 – виды и жанры изобразительного искусства
Задание №2.
2.1. Анализ ФГОС НОО. Изучение содержания ФГОС в части личностных и метапредметных результатов.
Изучите ФГОС НОО в части личностных и метапредметных результатов.
Выберите из представленного в ФГОС перечня те личностные результаты, для достижения которых на уроках ИЗО созданы наиболее благоприятные условия.
Изучите перечень метапредметных результатов.
Сгруппируйте их в терминах УУД – познавательные, регулятивные и коммуникативные. Поясните свой выбор.
Запишите в тетрадь в виде краткого конспекта следующим образом:
Личностные результаты, для достижения которых на уроках ИЗО созданы наиболее благоприятные условия:
…………………………………………….. …………………………… ………………………
Метапредметные результаты в терминах УУД:
Познавательные: №, № , № , …………………
Регулятивные: №, № , № , …………………
Коммуникативные: №, № , № , …………………
Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru/ - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс].
Анализ учебников и рабочих тетрадей по изобразительному искусству для начальной школы.
Обратитесь в библиотеку колледжа для знакомства с рабочей программой и предметной линией учебников Изобразительное искусство под ред. Б.М. Неменского.
Обратите внимание на способ подачи содержания материала, оформление. Будьте готовы в дальнейшем использовать эти материалы в своей учебной деятельности
Литература:
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс
Коротеева Е. И., Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник. 2 класс.
Горяева, Неменская, Островская: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
Задание 3.Анализ пояснительной записки программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского. Особенности содержания, построения программы. Основные виды художественной деятельности и специфика уроков изображения, украшения, постройки.
Изучите пояснительную записку программы «Изобразительное искусство» под ред Б.М. Неменского.
Найдите и законспектируйте ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ предмета, ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Изучите особенности содержания, построения и подачи материала в программе. Кратко законспектируйте названия тем классов, четвертей. Приведите примеры уроков, раскрывающих темы классов и четвертей. Попробуйте понять, чем дети будут заниматься в каждом из классов. Обоснуйте своё мнение, приведите пример. Проверьте себя, рассмотрев краткие пояснения, данные в таблице Тематическое планирование перед каждым классом и четвертью.
Просмотрите содержание уроков ИЗО всех четырёх лет обучения в начальной школе. Найдите уроки, относящиеся к трём различным видам художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной. Попробуйте пояснить специфику уроков изображения, украшения, постройки, опираясь не только на тему урока, но и внимательно читая задание для детей и материалы, предложенные для конкретного урока.
Запишите в тетрадь по две темы уроков из разных классов на каждый вид художественной деятельности.
Литература:
Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение. 2011
Задание 4. Написание фрагмента технологической карты урока изобразительного искусства.
Рассмотрите технологическую карту/фрагмент технологической карты урока ИЗО (Приложение1). Определите в целом, из каких частей, этапов состоит урок, какие важные разделы отражаются в технологической карте?
Выберите любой урок из программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского. Найдите его описание в тематическом планировании.
Обратите внимание, что в технологической карте цель урока продуктивных видов деятельности формулируется в прямой зависимости от создаваемого продукта (изображения, украшения или постройки чего-либо).
Из раздела Пояснительная записка программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского выберите те результаты (личностные и метапредметные), для достижения которых именно на этом уроке ИЗО, в соответствие с темой, созданы наиболее благоприятные условия). Предметные результаты выбираем из таблицы Тематическое планирование, текст, относящийся к конкретному уроку, третий столбец Характеристика деятельности учащихся.
Сформулируйте три основные группы задач, используя пример в приложении. Обратите внимание, что НЕ ВСЕ представленные в программе результаты возможно, да и нужно, достигать на каждом уроке. Выбирайте только самые важные для данной темы. Задачи, связанные с достижением предметных результатов должны быть сформулированы конкретно для выполняемого задания, поэтому используйте весь текст третьего столбца вашего урока..
Составьте фрагмент технологической карты и запишите в тетрадь, отразив следующие элементы карты:
Направленные на достижение личностных результатов:
……………………………………………………………………….;
……………………………………………………………………….;
………………………………………………………………………..;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
………………………………………………………………………;
………………………………………………………………………..;
…………………………………………………………………………;
………………………………………………………………………….
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………….
..
.. и т.д.
Литература:
Изобразительное искусство. предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение. 2011
4 (2) СЕМЕСТР
Задание №1. Написание фрагмента урока ИЗО, включающего работу учителя по восприятию младшими школьниками произведений искусства.
Познакомьтесь с содержанием раздела «Восприятие произведений искусства младшими школьниками» учебного пособия Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе С.М. Завьяловой (есть в библиотеке). Изучите этапы совместной работы учителя с детьми по адекватному восприятию произведений искусства.
Выберите выразительное произведение живописи, соответствующее содержанию программного материала предмета «Изобразительное искусство».
Составьте текст фрагмента урока по восприятию произведения искусства в соответствие с содержанием этапов работы, представленном в приложении. Вопросы учителя и ответы детей писать обязательно, оформлять в форме диалога или беседы в соответствие с принятыми нормами пунктуации.
Анализ живописного произведения приведите в конце беседы, представляя этап «Искусствоведческий рассказ педагога».
Запишите текст в тетрадь и не забудьте указать АВТОРА И НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ.
Литература:
Завьялова С.М. Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе: учебное пособие. – Ростов-на-Дону-Зерноград, 2010.
Задание №2. Написание технологической карты урока ИЗО по различным видам художественной деятельности
Выберите любой урок из тематического планирования программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского.
Используя приложение №2 и 3 (шаблон и рекомендации), составьте текст технологической карты урока ИЗО по различным видам художественной деятельности.
При написании технологической карты, используйте умения, полученные в 3 семестре: формулировать цель и задачи, видеть специфику задания в соответствие с видом художественной деятельности. Обратите внимание на выбор методов и специфику работы учителя на уроках изображения с натуры, составления композиций на темы, декоративной и конструктивной работы.
Оформите технологическую карту в виде электронного документа. Получите промежуточную консультацию у преподавателя, используя средства электронной почты.
Распечатайте технологическую карту. Сдайте на проверку.
Литература:
Изобразительное искусство. предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение. 2011
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс
Коротеева Е. И., Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник. 2 класс.
Горяева, Неменская, Островская: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
Задание №3. Рисование с натуры элементов пейзажа: деревьев, кустарников (карандаш).
Для дополнительного совершенствования умений изображать, используя выразительные средства графики изобразите с натуры элементы пейзажа: отдельные деревья, кустарники, цветы или листья. Попробуйте передать фактуру поверхности и характер изображаемого объекта.
Для дополнительного совершенствования умений изображать с натуры предметы прямоугольной формы на разном уровне по отношению к линии горизонта, изобразите с натуры книгу, коробку, ящик, шкатулку и др., используя законы линейной и световоздушной перспективы. Попробуйте передать на плоскости листа объём изображаемых предметов.
Рекомендуемые интернет-ресурсы:
https://smotretvideo.com/risuem/2261-kak-narisovat-krasivoe-derevo-poetapno.html - рисование дерева- Видео
https://smotretvideo.com/risuem/10199-risovanie-prostym-karandashom-gorizont-i-perspektivy.html - рисование карандашом. Горизонт и перспективы- Видео
https://smotretvideo.com/risuem/10222-pravila-perspektivy-v-risovanii-prostym-karandashom.html - Правила перспективы в рисовании простым карандашом - Видео
https://www.youtube.com/watch?v=yNpP6MOFUNs - Как научиться рисовать. Учимся штриховать – Видео
https://www.youtube.com/watch?v=81gQ24x6sv4 - Основы светотени в рисунке карандашом / учимся рисовать карандашом - Видео
http://paidagogos.com/?p=7992 – Простые способы обучения детей рисованию
5 (3) СЕМЕСТР
Задание №1. Составление технологической карты урока с использованием работ, выполненных во время практических занятий.
Выберите любой урок из тематического планирования программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского.
Используя приложение №2 и 3 (шаблон и рекомендации), составьте текст технологической карты урока ИЗО, используя умения, полученные в 3-5 семестре.
При написании технологической карты обратите особое внимание на выбор методов и специфику работы учителя на уроках изображения с натуры, составления композиций на темы, декоративной и конструктивной работы. Используйте умения, полученные во время практических занятий. Правильно оформите этап урока «Подготовка к реализации замысла. Педагогический рисунок.»
Оформите технологическую карту в виде электронного документа. Получите промежуточную консультацию у преподавателя, используя средства электронной почты.
Распечатайте технологическую карту. Сдайте на проверку. Подготовьтесь провести фрагмент своего урока во время практических занятий в аудитории.
Литература:
Изобразительное искусство. предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение. 2011
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс
Коротеева Е. И., Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник. 2 класс.
Горяева, Неменская, Островская: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
Задание №2. Скульптура как вид изобразительного искусства. Лепка (изображение в объёме) зверей и птиц. Глина, пластилин.
Для дополнительного совершенствования умений изображать в объёме, попробуйте передать характерные черты любимого домашнего животного или интересной птицы с натуры, по памяти и представлению. Используйте различные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
Выберите темы в программе «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского. для которых данное умение лепить особенно важно.
Задание №3. Составление серии внеурочных занятий по ИЗО в начальной школе.
Используя методические материалы из библиотеки и ресурсы интернет, составьте фрагмент программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству по плану:
Название кружка.
Цель занятий.
Задачи.
Содержание занятий. Темы и краткое содержание уроков.
Использованные ресурсы и литература.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/637167/ Образовательная программа кружка "Волшебные краски" http://shkola30.ouvlad.ru/programma-kruzhka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-po-stupenyam-tvorchestva/ - Программа кружка по изобразительному искусству «По ступеням творчества»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА (ФРАГМЕНТ)
I класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». 2 четверть «Ты украшаешь»
урок изобразительного искусства по теме: «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Чаепитие у Мухи-Цокотухи».
Цель как планируемый результат деятельности: создание коллективного панно«Чаепитие у Мухи-Цокотухи»на основе индивидуально выполненных украшений насекомых (крыльев бабочек, стрекоз, жуков).
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
развивать наблюдательность;
формировать опыт эстетических впечатлений от красоты природы;
развивать умения организовывать самостоятельную творческую деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла;
развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
развивать самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческий продукт;
развивать навыки сотрудничества в разных социальных ситуациях;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
обогащать коммуникативные и деятельностные компетенции художественно-эстетическим содержанием;
формировать способности оценивать результаты собственной и коллективной творческой деятельности;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Изображать (декоративно) бабочек и других насекомых, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
Оснащение урока:
Материалы для учащегося:
- комплект заготовок «Насекомые»;
- гуашевые или акварельные краски;
- фломастеры;
- клей;
Зрительный ряд:
- пособие «Примеры орнаментов»;
- слайды с фотографиями украшений природы: сережки на ветке, кисть ягод, иней, украшения птиц, рыб, бабочек, стрекоз и т.
- Основа будущего панно (большая скатерть – на ней стол с самоваром, чашками, угощением);
Литературный ряд:
Загадки о насекомых; отрывки из сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Музыкальный ряд:
- инструментальная народная музыка для фона во время практической работы.
Задание для учащихся:
Украшение крыльев бабочек (монотипия) с последующим нанесением узора фломастерами. Создание в конце урока коллективного панно из отдельно выполненных бабочек.
ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» 2 четверть «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения». Тема: «Узоры, которые создают люди. Украшение рукавички»
Цель: создать украшения для рукавичек (работа в парах)
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
развивать наблюдательность;
развивать умения организовывать самостоятельную творческую деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла;
развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
развивать самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческий продукт;
развивать навыки сотрудничества в процессе совместной творческой работы;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать способности оценивать результаты собственной и совместной творческой деятельности;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Украшать заданную форму, передавая характер узоров, деталей, красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, украшении и т. д.
Оснащение урока:
Материалы для учащегося:
- комплект заготовок «Варежки»; гуашевые или акварельные краски; фломастеры; клей;
Зрительный ряд: пособие «Примеры орнаментов»; - слайды с фотографиями украшений природы: снежинки, иней, разнообразные цветы и т.
Литературный ряд: -
Музыкальный ряд: - инструментальная народная музыка для фона во время практической работы.
Задание для учащихся:
Украшение заготовок-варежек узорами и орнаментом.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Самоопределние к деятельности
Ребята, представляете! Когда я сегодня шла на работу, то встретила зайчишку! Он был такой маленький, замерший и просил о помощи.
-Хотите узнать, о чем просил зайчик?
-Ребята, а мы можем помочь зайчонку и его друзьям?
-А мы как сможем помочь зайчатам?
-Хотим
- Сможем
сделать для них рукавички
ЛУУД Проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
2.Актуализация знаний и мотивация
-В наши холодные, морозные зимы без рукавичек мы не сможем выйти на улицу. Рукавички – “одежда” для наших ручек. Зайчикам они тоже помогут согреть лапки.
-А кто нам вяжет рукавички?
Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных рукавички. А что сделать, чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас? Посмотрите, какие красивые и разные рукавички связали мамы и бабушки
-Для ребят-то мамы и бабушки вяжут и украшают рукавички, а кто же поможет зайчатам?
Ответы учащихся.
Ответы детей:
их украшают различными узорами, вышивками, аппликациями.
Рассматриваем цвет и узоры на рукавичках.
ПУУД .Развитие умения принимать и сохранять цель и учебные задачи учебной деятельности.
КУУД. Строить сообщения в устной и письменной форме; грамотно строить речевые высказывания;
3.Операционно-исполнительский этап.
3.1.Выход на тему урока«Открытие» детьми нового знания.
Физкультминутка «Зайчик»
-А кто помогает придумать украшение для рукавичек, как зовут этого мастера?
-Где еще можно встретить украшения? Делать предмет красивыми и неповторимыми помогает нам делать Мастер Украшения. Он веселый добрый волшебник, искренне желающий сделать мир краше.
Слово украсить – это придать чему –ни будь красивый вид, сделать наряднее. Чем можно украсить платье, тарелку, рукавичку?
-Верно, все эти вещи могут стать красивыми за счет орнамента. Орнамент – это построенный по определенным законам узор.
-Какие формы вы видите на этих орнаментах?
-Попробуйте определить, где здесь геометрический орнамент? Почему он так называется?
А сейчас найдите растительный.
- Почему этот?
-Как же называется третий образец орнамента, кто сможет его назвать?
-Такой орнамент называется зооморфным или животным. В этом орнаменте могут встречаться реальные и фантастические животные.
У кого учится мастер украшения? Где увидел он мотивы для своих узоров?
-Вы заметили, что во всех орнаментах соблюдается четкость построения элементов? Цветок – листок – цветок... Какой будет следующий элемент. Круг –круг – квадрат…
- Какой будет следующий элемент.
Видите, элементы узора чередуются, повторяются.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
- Наш Мастер Украшения!
- Украшения всюду вокруг нас – украшена одежда, игрушки, посуда и другие различные предметы.
- узором, орнаментом
Круги, птицы, растения
- Состоит из геометрических фигур
- Листья, цветы, ягодки, т.е. растения..
- Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту.
Учащиеся предлагают варианты ответов
- листок
Дети вместе с учителем проводят разминку- физупражнения
ПУУД. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
поиск и выделение необходимой информации;
РУУД. .Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
РУУД Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Целеполагание.Постановка проблемы.
-А сейчас предложите, как можно украсить рукавички?
-Обратите внимание, орнамент становится наряднее, если нарисовать светлыми красками на темном фоне и наоборот, темной по светлому.
Дети предлагают варианты.
-Орнамент может быть расположен:
-в центре рукавички;
-по всему полю рукавички;
-в полосе, которая проходит поперек рукавички.
3.2.Подготовка к реализации замысла.
Педагогический рисунок (показ последовательности выполнения работы)
-Попробуйте украсить рукавички на доске
-Какой орнамент будешь использовать для украшения рукавички?
-Где будешь располагать его?
-А сейчас придумайте композицию для рукавички , которую раздаст вам Мастер Украшения.
Можно выделить края и большой палец, центр рукавички и т.д.
-Чтобы рукавичка была праздничной подбирайте яркие цвета. Не забывайте про контраст: темное - на светлом, светлое -на темном
Помогать нам сегодня в работе будут наши кисточки (у ребят кисти круглые и плоские, разных размеров).
Каждая кисточка на бумаге оставляет свой след. Он зависит от формы, от размера кисточки и от того, с какой силой вы нажмете на кисточку.
(Показывает приёмы работы кистью).
(заготовки на доске, дети крепят разные варианты украшений).
Учащиеся используют «художественное перо» или готовые геометрические фигуры для украшения рукавички на доске.
Вместе выбирают наиболее интересные варианты украшения.
Дети смотрят и осваивают приёмы работы кистью
ПУУД. Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач;
ПУУД. Совершенствование умений работать различными художественными материалами в разных техниках (графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
Реализация замысла.
Самостоятельная практическая работа детей.
Учитель при необходимости оказывает индивидуальную помощь, советует.
Дети приступают к практической работе: украшают разноцветными узорами заготовки варежек
Работа в статичных парах
(с соседом по парте).
КУУД. Умение работать в парах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
ПУУД. Совершенствование умений работать различными художественными материалами в разных техниках (графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
ПУУД. Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач;
РУУД Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Оценочно-рефлексивный этап
Подведение итогов урока
Самооценка детьми собственной деятельности.
Совместное обсуждение законченной работы в парах. Удалось ли договориться, похожи ли варежки?
- Какой Мастер нам сегодня помогал в работе?
-Какой бывает орнамент?
-Какое правило использует художник для того, чтобы выделить изображение?
Чем отличается композиция узора-украшения?
-Что вам понравилось на уроке?
-Как вы думаете, удалось нам помочь зайчатам? -Понравятся ли им рукавички?
-Давайте послушаем, что говорит об этом зайчонок, он рад?
Мастер Украшения
Геометрический, растительный, животный
Темное лучше выделяется на светлом, а светлое , наоборот, на темном. Элементы узора, орнамента чередуются, повторяются
Мы украсили рукавички.
Зайка рад! Теперь ему не холодно!
РУУД. Формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности;
РУУД. Формирование умения оценивать свою и чужую деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ШАБЛОН ДЛЯ НАПИСАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Программа под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»,
3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания – мин.
3.2.Подготовка к реализации замысла Выбор метода решения проблемной ситуации.
Педагогический рисунок (если нужен) – мин
3.3.Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа детей.– мин.
4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока
– мин.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Самоопределние к деятельности
2.Актуализация знаний и мотивация
3.Операционно-исполнительский этап.
3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания.
Целеполагание. Постановка проблемы.
Физкультминутка
3.2.Подготовка к реализации замысла Выбор метода решения проблемной ситуации.
Педагогический рисунок, показ (если нужен)
3.3.Реализация замысла.
Самостоятельная практическая работа детей.
4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности.
Подведение итогов урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА ПО ИЗО
(ПО ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПОД РЕД. Б.М. НЕМЕНСКОГО) В СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС НОО
Тема года:
Тема четверти:
Тема урока:
Цель: Отразите конечный результат, который предполагаете получить в результате проведения урока.
Задачи (пути достижения цели): определите их место постепенизначимости для освоения данной темы. Для формулировки задач воспользуйтесь результатами (личностными, метапредметными и предметными), определёнными ФГОС, а также сформулированными программой.
Коррекционно-развивающую задачу сформулируйте в соответствие с особенностями группы, индивидуальными проблемами в развитии, задачами коррекционной деятельности.
Зрительный ряд: (те произведения искусства, которые рассматривают дети на уроке. Указываете автора и название произведения)
Музыкальный ряд: (если есть).
Литературный ряд: (если есть)
Оборудование для учителя (мультимедиа, компьютер, магнитофон и т.д., если предусмотрены) обратите внимание, что зрительный ряд к оборудованию НЕ ОТНОСИТСЯ!!!!
Материалы для учащихся: (чем работают на уроке дети)
Задание: конкретно указываете, что выполнят учащиеся на уроке.
Коррекционно-педагогическая деятельность на уроке: (укажите конкретно задания или упражнения, которые вы готовите для обучающихся с особыми образовательными потребностями)
3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания –12 мин.
3.2.Подготовка к реализации замысла Выбор метода решения проблемной ситуации.
Педагогический рисунок (если нужен) – 3 мин
3.3.Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа детей.– 20мин.
4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока
– 3-5мин.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
В этом столбце на каждом из этапов подробно пишите действия и слова учителя
Деятельность учащихся
В этом столбце на каждом из этапов подробно пишите действия и слова детей
УУД
Пишите, какие УУД формируются на данном этапе
1. Организационный момент.Самоопределние к деятельности.
Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие детей.
(Проверять готовность к уроку надо НА ПЕРЕМЕНЕ!)
Отвечают на приветствие
2. Актуализация знаний и мотивация.
Повторительно-обобщающая работа по предыдущим темам уроков (урока)
Например, задаём вопросы:
- Чем занимались на прошлом уроке?
Или:
- Какова тема четверти?
- Какие темы уроков мы уже освоили?
- Что делали на занятиях этой четверти?
(Ответы детей писать напротив вопросов учителя)
Например:
- Мы изображали природу в разных состояниях!
- «О чем говорит искусство!»
- Изображали природу, животных ……
И т.д.
3.Операционно-исполнительский этап.
3.1 Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Постановка проблемы.
«Открытие» детьми нового знания.
Начинается работа по осмыслению новой темы.
(Обратите внимание, что тема урока не называется заранее, вы будете вместе с детьми на протяжении всего этапа постепенно подходить к её формулировке и назовёте её на этапе Работа ведётся в форме проблемной беседы, диалога (полилога) учителя и детей. Ставим проблему, совместно ищем методы решения проблемы (проблемной ситуации).
«Открытие» детьми нового знания происходит с опорой на опыт детей, больше спрашивайте, меньше читайте «лекций».
Художественное восприятие предполагает использование зрительного ряда, рассматривание и сравнение картин, репродукций, иллюстраций и т.д. (см. Работа по восприятию произведений искусства младшими школьниками).
Описываете деятельность учителя и учащихся в форме диалога или беседы.
- ………………………..
- ……..
Указывайте, какой стих или текст читаете, какую картину рассматриваете, кто автор и т.д.
Вопросы учителя должны носить проблемный характер, чтобы у детей появилась возможность рассуждать, думать… Используйте приёмы активного слушания («эхо», заинтересованный взгляд и т.д.).
Избегайте вопросов, на которые достаточно односложных «да» и «нет».
Метод рассказа применяется в данной типологии урока крайне редко.
Подробно описывайте ответы и деятельность детей, если этот столбец у вас практически пуст, значит вы весь урок работаете сами, а дети, получая всё в готовом виде - БЕЗДЕЙСТВУЮТ!
Ответы детей пишите напротив вопросов учителя.
- ………….!
- ……………!
3.2.Подготовка к реализации замысла.Выбор метода решения проблемной ситуации.
Педагогический рисунок, показ
Задание
Переходим к обсуждению замысла. Озвучиваем конкретное практическое задание. Если нужно, проводим наглядный показ (педагогический рисунок). Показ учителя носит рекомендательный характер, поясняющий технически возможные варианты выполнения работы, последовательность её выполнения. Если показ учителя не предполагается (например, темы на развитие фантазии), то проводим словесное рисование.
Вспоминаем законы перспективы, композиции, декоративной композиции и т.д.
Сформулируйте задание для учащихся, конкретно ещё раз сообщите что они сейчас будут делать.
И опять продумываете, что дети делают, говорят, показывают в это время
3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся
Дети работают, учитель в случае необходимости – помогает советом или делом, но не «мешает», тем более не требует соответствия «образцу».
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Открытый характер задания - «свобода в системе ограничения»: предполагает свободу выбора конкретного воплощения образа в рамках темы урока. Использование различных графических материалов, если цветом, то работа «от пятна».
4.Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.
Вот сейчас и увидим, достигнута ли цель, создан ли продукт! Поэтому очень важно обсудить работы, увидеть какие выразительные средства помогли выразить замысел! Сравните различные по характеру работы и т.д. направляйте рассуждения детей, но не мешайте им выражать свои мысли самостоятельно!
Обсуждение работ самими детьми, с точки зрения выразительности образа, выявление интересных решений, самостоятельных находок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКАХ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 класс
Личностные УУД
уметь видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении природы – красота;
уважать и ценить творчество художников;
ценить произведения искусства различных жанров и художников;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в художественном произведении;
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные УУД
организовывать свое рабочее место с учетом предложенных для творчества техник.
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
оценивать результаты собственной творческой деятельности;
уметь оценивать свою и чужую деятельность.
Познавательные УУД
уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
создавая аппликации и объёмные конструкции, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объемные формы;
в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, построек.
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
участвовать в творческой, коллективной работе;
уметь работать в парах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
2 класс
Личностные УУД
видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы-красота.
проявлять уважение к своему народу, к своей родине, через искусство.
выражать личное отношение к произведениям искусства
ценить и беречь культурное наследие своего народа, созданное поколениями
проявлять самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческий продукт;
проявлять интерес к искусству.
Регулятивные УУД
самостоятельно организовывать свое рабочее место с учетом предложенных заданий.
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
оценивать результаты собственной творческой деятельности;
оценивать свою и чужую деятельность.
Познавательные УУД
пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
использовать для творчества различный художественный материал.
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
грамотно строить речевые высказывания;
ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
понимать информацию, представленную в разных формах;
демонстрировать творческое видение с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы.
участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
работать в парах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
сотрудничать со взрослыми.
3 класс
Личностные УУД
видеть, ценить и понимать, что каждое проявлении природы прекрасно и неповторимо.
видеть работу художника вокруг нас, уважение к труду художника.
ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями.
выражать личное отношение к произведениям искусства
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
проявлять самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт;
проявлять интерес к искусству.
Регулятивные УУД
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способность оценивать результаты собственной творческой деятельности;
оценивать свою и чужую деятельность.
Познавательные УУД
пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
использовать для творчества различный художественный материал.
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
грамотно строить речевые высказывания;
ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
понимать информацию, представленную в разных формах;
демонстрировать творческое видение с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы.
уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
уметь работать в парах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
демонстрировать навыков сотрудничества со взрослыми;
4 класс
Личностные УУД
видеть и ценить гармонию природы.
проявлять уважение к своему народу, к другим народам, через изучение художественного творчества разных народов
ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями.
выражать личное отношение к произведениям искусства
воспринимать искусство, как пространственно – временную историю каждого народа.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
проявлять самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческого продукта;
проявлять интерес к искусству.
Регулятивные УУД
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
оценивать результаты собственной творческой деятельности;
оценивать свою и чужую деятельность.
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
использовать для творчества различный художественный материал.
в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, построек.
пользоваться учебником при изучении новых тем.
осуществлять способы решения проблем творческого и поискового характера;
грамотно строить речевые высказывания;
ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
понимать информацию, представленную в разных формах;
демонстрировать творческое видение с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы.
уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
работать в парах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
сотрудничать со взрослыми;
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ КОНСПЕКТА УРОКА
Организационный момент.
Подготовка материалов к уроку проводится заранее, на перемене. Первые 2-3 мин. – эмоциональный настрой.
Актуализация знаний и мотивация. Повторительно-обобщающий этап.
Операционно-исполнительский этап состоит из двух частей:
3.1 Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания. Создание проблемной ситуации: Рассматриваем зрительный ряд (обсуждаем репродукции картин, скульптуры, фотографии с изображениями, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.), читаем стихи или другие фрагменты литературных произведений, слушаем музыку и т.д. необходимое для понимания темы. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. Освоение содержания темы возможно только через эмоциональное «проживание», для этого используются различные приёмы, нетрадиционные формы проведения урока, игровые моменты, диалогическая форма общения и т.д. Связь с музыкой и поэзией позволяет полнее раскрыть художественный образ.
Целеполагание. Тема урока не объявляется заранее, а постепенно раскрывается в ходе общения и конкретно объявляется перед началом практической работы.
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации.
Словесное рисование будущей композиции, проговаривание вариантов изображения, украшения или постройки.Учителем проводится наглядный показ (педагогический рисунок). Работа носит характер рекомендательный, поясняющий возможные варианты выполнения работы, последовательность её выполнения. Если показ учителем последовательности выполнения работы не предполагается, можно провести подробное словесное рисование будущей композиции, проговаривая варианты изображения, украшения или постройки, используя заготовленные схемы или показывая законы перспективы на картинах или рисунках.
Развитие художественно- образного мышления требует отказа от выполнения заданий по схемам, образцам, стереотипу. Категорически нельзя использовать в качестве образца рисунок учителя (вывешивать на доску).
Реализация замысла.
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Задача учителя – обеспечить условия для творчества учащихся. В рамках темы поощряется индивидуальность воплощения художественного замысла. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию. Особое внимание уделяйте коллективным, групповым работам. Использование нетрадиционных технологий художественной деятельности позволяет детям более свободно выражать свои чувства и способствует снятию напряжения.
Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.
Чрезвычайно важно для активизации внимания детей к результатам творческой деятельности дать возможность самим высказать отношение и к собственной работе и работам других детей. Учитель направляет обсуждение в нужное русло.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (САМОАНАЛИЗ) УРОКА
1. Программа, по которой работает класс, тема года, четверти, тема урока,. 2. Характеристика особенностей класса (если есть особенности, которые требуют учёта при проектировании, например, наличие в классе детей с особыми образовательными потребностями, необходимость учёта разноуровневой подготовки детей и т.д.). 3. Место данного урока в разделе, четверти. Как связан урок с предыдущим. 4. Цель урока (как конечный результат). 5. Постановка задач, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: - как решались конкретные задачи, и на каких этапах урока; - необходимо пояснить, в какой части урока (на каком этапе), в процессе какой деятельности было запланировано решение данных конкретных задач в технологической карте (конспекте); - удалось ли использовать запланированное, с какой степенью эффективности. 6. Каким образом вы планируете включить детей в деятельность на всех этапах урока. 7. Отражение в содержании урока работы, направленной на формирование УУД: - На каких этапах урока и с помощью каких методов и приемов формировались познавательные УУД. - На каких этапах урока и с помощью каких методов и приемов формировались регулятивные УУД. - На каких этапах урока и с помощью каких методов и приемов формировались коммуникативные УУД. - На каких этапах урока и с помощью каких методов и приемов формировались личностные УУД. 8. Поясните роль педагогического рисунка, показа. Если не запланирован, обоснуйте своё решение.
9. Считаете ли Вы, что запланированное позволит достигнуть поставленной цели? Что является критерием этой оценки: конкретный результат урока, созданный продукт, освоенные, демонстрируемые знания, сформированные УУД и т.д. Обоснуйте своё утверждение. Примечание: Укажите литературу, которой вы пользовались при написании технологической карты.
ЛИТЕРАТУРА:
Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: Просвещение, - М.,1991.
Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы: Книга для учителя, – М., 1991.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс/ под ред. Б.М. Неменского- М., 2010.
Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М. 2002 г.
Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс, - М., 2010.
Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Математика. ИЗО. Технология. - М., 2002.
Копытин, А.И. Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М., 2007. – 197 с.
Капранова Л. Путешествие с волшебной кисточкой: программа коррекционно-развивающих занятий. – Ростов-на-Дону.
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс, - М., 2010
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс, - М., 2010
http://detsky-dom.ucoz.ru/publ - Сайт Первомайского детского дома-интерната. На сайте представлены разнообразные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми и техники работы с различными художественными материалами.
http://www.mydetstvo.com/blogs/lessons/art-therapy/uroki-risovanija.html - сайт «В начале было детство». Представлен опыт использования искусства в коррекционной и терапевтической деятельности. Линия учебно-методических комплектов под редакцией Б. М. Неменского
http://center.fio.ru/vio/vio_16/resource/Print/art_1_2.htm - Морева О.Л. Обзор Интернет-ресурсов для учителей изобразительного искусства
http://festival.1september.ru/index.php?subject=28 - Преподавание МХК и ИЗО, фестиваль педагогических идей. Разработки уроков.
http://edcsaratov.ru/book/prog/mhk.htm - электронный каталог методической литературы по ИЗО, МХК.
http://www.art-education.ru/AE-magazine/about.htm- Электронный научный журнал «Педагогика искусства» -- сетевое периодическое научное издание, не имеющее печатного эквивалента. ЭНЖ публикует научные материалы по проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозированию эстетического воспитания и развития детей в области искусств: музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, методике преподавания предметов образовательной области «искусство».
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27053 Изобразительное искусство: Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение». 2011
http://www.mydetstvo.com/blogs/lessons/art-therapy/uroki-risovanija.html - сайт «В начале было детство». Представлен опыт использования искусства в коррекционной и терапевтической деятельности.
http://detsky-dom.ucoz.ru/publ - Сайт Первомайского детского дома-интерната. На сайте представлены разнообразные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми и техники работы с различными художественными материалами.