Седнева О.А.
Тема | К.Г. Паустовский «Стальное колечко» |
Цели | Знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» Определение жанровой принадлежности текста |
Задачи | Развивать устную речь учащихся, умение слушать; Развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, отвечать на вопросы, обобщать, сопоставлять. Пополнять словарный запас |
Тип занятия | Клубный час |
Планируемые образовательные результаты по ФГОС | Предметные: научатся определять жанр литературного произведения, называть основную тему. Метапредметные: Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы её решения; - произвольно строить устное высказывание с учётом задачи. ; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы (словарь). Коммуникативные: выражать свои мысли в устной речи; участвовать в учебном диалоге. Личностные: формулировать интерес к содержанию и форме художественного произведения. |
Методы и формы обучения | Объяснительно - иллюстративная, фронтальная, работа в группах. |
Образовательные ресурсы | Рассказ Паустовского «Стальное колечко» Иллюстрации к тексту Словари: Ожегов С.И.; Шведов Н.Ю. |
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент. Цель: активация учащихся. | Настраивает учащихся на работу. Напоминает о прочитанных рассказах Паустовского (барсучий нос, заячьи лапы, кот – ворюга) Задает вопрос: О чем может пойти речь в рассказе Паустовского под названием «Стальное колечко»? | Работа с информацией, предоставленной в форме вопроса. Предположительные ответы учащихся. | Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: формулировать умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: сформировать взаимоотношение с окружающими. |
2. | Рассматриваем иллюстрации к тексту | Организовывает работу, задаёт вопросы. - Что изображено на первой иллюстрации? - Что происходит в лесу? - Что изображено на второй иллюстрации? - Кто главный герой этой иллюстрации? - Почему вы решили, что два солдата? - О чем пойдет речь в рассказе? Подводит к определению темы занятия. - Хотелось бы вам узнать, о чем, в самом деле, это произведение? | Работают с информацией, представленной в виде иллюстраций. Участвуют в рассмотрении их, в обсуждении, отвечают на вопросы. - Лес - Зима, все деревья окутаны снегом. - Двух солдат и маленькую девочку. - Девочка - На них военная форма - Мы будем читать о лесе, зиме о жизни девочке и двух солдат. - Да. | Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на занятии; Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению. Личностные: интерес к чтению. |
3. | Знакомство с содержанием рассказа с его жанром. Выявить главных героев. | Читает рассказ. Задает вопросы. Кто главный герой произведения? Что можете сказать о характере её? Где жили Варюша с дедом? Куда Варюша пошла за махоркой? Кто такой Сидор? Сидор сказочный персонаж или нет? С кем Варюша встретилась в Переборах? Какой подарок от бойца она получила? За что боец подарил Варюше колечко? Как называет боец Варюшу? Какие волшебства должны были осуществиться с помощью колечка? А как распорядилась Варя с подарком? Что произошло? Почему она стала искать колечко? Что сделала Варюша, когда нашла кольцо? О чем известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло? Отчего же поправился дед Кузьма? Как объясняет дед? А как Варюша? Какой можно сделать вывод из произведения: сказка это или рассказ? Может ли быть подобное в сказке? Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа. Как называется начало рассказа? А сказки? | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. - Варюша - Добрая, общительная, верит в сказки - В деревне Моховое - В село Переборы - Старый воробей - Сказочный - С бойцами - Стальное колечко - За доброту - Цветок – лепесток в валенках - Анютины глазки с косичками - Средний палец – здоровье - Безымянный – большущая - Указательный – белый свет - Она не разобралась, что есть для неё самое важное. Варя надела его на мизинец, и потеряла его - Она хотела прежде всего, чтобы дед Кузьма выздоровел - Надела на средний палец и побежала домой - Она твердо знала, что для неё самое главное здоровье дедушки - О весне - Дед считает, что пришла весна, пригрело солнце. Он сразу поправился - Варя, думает, что помогло колечко - Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполнения последнего желания. (сказка – рассказ) - Нет, в сказке все желания исполняются - Начало рассказа – вступление. - А у сказки – зачин. - Это рассказ – сказка о чудесном колечке, которое помогло Варюше. | Познавательные: развивать умение строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям. Личностные: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Регулятивные: формирование умений оценивать учебные действия. |
4. | Работа в группах словарно – лексическая. | Выясните значение слов с помощью толкового словаря: махорка, шинель, стальное колечко, тесовая крыша, сапер, колун, околица, завалинка. | Самостоятельная работа. Работают со словарями. Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. | Познавательные: развивать умение работать со словарем. Коммуникативные: развивать логическое, образное мышление, пополнять словарный запас слов. |
5. | Выбрать пословицу, которая подходит к рассказу. | Из пословиц выберете, какая больше всего подходит к произведению К. Паустовского «Стальное колечко» Под лежачий камень и вода не течет. Плох тот кулик, который своё болото не хвалит. Добрая надежда человека никогда не покидает. Делу время, а потехе час. Всякому мила своя сторона. | Работают в группах. Решают учебную задачу с раздаточным материалом. Формулируют выводы. | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
6. | Итог занятия. | Мы познакомились с произведением «Стальное колечко» Паустовского. Какие задачи решались сегодня на занятии? | Определяли признаки сказки – рассказа, выявляли главных героев, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас. | Коммуникативные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оцениванию качества и уровня усвоения. |
7. | Рефлексия | Выдаёт раскраски с травой. Загадка: раскрасить молодую, весеннюю травку. Предлагает оценить свою работу на занятии. Если занятие понравилось, то нарисуйте на траве красные росинки, если не понравилось – серые. | Дети закрашивают траву и рисуют росинки. | Проверка способности самооценки, как личностный результат. |
Литература: Паустовский К. - стальное колечко – М. Советская Россия, 1977 – 24с.
Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова толковый словарь 1949 – 1992гг.
Турчанникова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после – 2008 - №8.