Седнева О.А.
     | Тема   | К.Г. Паустовский «Стальное колечко» | 
  |  Цели   
 |    Знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» Определение жанровой принадлежности текста | 
  | Задачи   |    Развивать устную речь учащихся, умение слушать;  Развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, отвечать на вопросы, обобщать, сопоставлять. Пополнять словарный запас | 
  | Тип занятия | Клубный час  | 
  | Планируемые образовательные
 результаты по ФГОС
 | Предметные: научатся определять жанр литературного произведения, называть основную тему.  Метапредметные: Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;  - произвольно строить устное высказывание с учётом задачи. ; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы (словарь). Коммуникативные: выражать свои мысли в устной речи; участвовать в учебном диалоге. Личностные: формулировать интерес к содержанию и форме художественного произведения. | 
  | Методы и формы обучения | Объяснительно - иллюстративная, фронтальная, работа в группах. | 
  | Образовательные ресурсы
 |  Рассказ Паустовского «Стальное колечко»  Иллюстрации к тексту  Словари: Ожегов С.И.; Шведов Н.Ю.  
 
 | 
 
         | № | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | 
  |  1 |  2 | 3 | 4 | 5 | 
  |  1. |  Организационный момент.  Цель: активация учащихся.  
 |  Настраивает учащихся на работу.  Напоминает о прочитанных рассказах Паустовского (барсучий нос, заячьи лапы, кот – ворюга) Задает вопрос: О чем может пойти речь в рассказе Паустовского под названием «Стальное колечко»? | Работа с информацией, предоставленной в форме вопроса. 
 
 
 Предположительные ответы учащихся. | Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.   Коммуникативные: формулировать умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: сформировать взаимоотношение с окружающими. 
 | 
  |  2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  Рассматриваем иллюстрации к тексту 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Организовывает работу, задаёт вопросы. 
 
 
 
 - Что изображено на первой иллюстрации? 
 - Что происходит в лесу? 
 - Что изображено на второй иллюстрации? 
 - Кто главный герой этой иллюстрации? 
 - Почему вы решили, что два солдата? 
 - О чем пойдет речь в рассказе? Подводит к определению темы занятия. - Хотелось бы вам узнать, о чем, в самом деле, это произведение? | Работают с информацией, представленной в виде иллюстраций. Участвуют в рассмотрении их, в обсуждении, отвечают на вопросы. - Лес 
 - Зима, все деревья окутаны снегом. - Двух солдат и маленькую девочку. - Девочка 
 - На них военная форма 
 - Мы будем читать о лесе, зиме о жизни девочке и двух солдат. 
 - Да. | Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на занятии; Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению. Личностные: интерес к чтению. 
 
 
 | 
  |  3. |  Знакомство с содержанием рассказа с его жанром.  Выявить главных героев.   | Читает рассказ. Задает вопросы.   Кто главный герой произведения?  
   Что можете сказать о характере её?  
   Где жили Варюша с дедом?  
   Куда Варюша пошла за махоркой? 
   Кто такой Сидор? Сидор сказочный персонаж или нет? 
   С кем Варюша встретилась в Переборах? 
   Какой подарок от бойца она получила? 
   За что боец подарил Варюше колечко? 
   Как называет боец Варюшу? 
 
   Какие волшебства должны были осуществиться с помощью колечка? 
 
   А как распорядилась Варя с подарком? Что произошло? 
 
   Почему она стала искать колечко? 
 
   Что сделала Варюша, когда нашла кольцо? 
 
 
   О чем известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло?  
   Отчего же поправился дед Кузьма? Как объясняет дед? А как Варюша? 
 
 
 
   Какой можно сделать вывод из произведения: сказка это или рассказ?  
 
 
   Может ли быть подобное в сказке? 
 
   Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа. Как называется начало рассказа? А сказки? 
 | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. - Варюша  
 - Добрая, общительная, верит в сказки  - В деревне Моховое  
 - В село Переборы  
 - Старый воробей  - Сказочный  
 - С бойцами  
 - Стальное колечко 
 - За доброту 
 - Цветок – лепесток в валенках - Анютины глазки с косичками 
 - Средний палец – здоровье  - Безымянный – большущая  - Указательный – белый свет  
 - Она не разобралась, что есть для неё самое важное. Варя надела его на мизинец, и потеряла его 
 - Она хотела прежде всего, чтобы дед Кузьма выздоровел  
 - Надела на средний палец и побежала домой - Она твердо знала, что для неё самое главное здоровье дедушки  
 - О весне 
 
 - Дед считает, что пришла весна, пригрело солнце. Он сразу поправился  - Варя, думает, что помогло колечко  
 - Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполнения последнего желания. (сказка – рассказ)  
 - Нет, в сказке все желания исполняются  
 - Начало рассказа – вступление. - А у сказки – зачин. - Это рассказ – сказка о чудесном колечке, которое помогло Варюше. | Познавательные: развивать умение строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям. Личностные: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Регулятивные: формирование умений оценивать учебные действия. 
 
 | 
  |  4.  
  
  
  
 
 |  Работа в группах словарно – лексическая.  
 
 
 | Выясните значение слов с помощью толкового словаря: махорка, шинель, стальное колечко, тесовая крыша, сапер, колун, околица, завалинка. | Самостоятельная работа. Работают со словарями. Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. | Познавательные: развивать умение работать со словарем. Коммуникативные: развивать логическое, образное мышление, пополнять словарный запас слов. | 
  | 5. |  Выбрать пословицу, которая подходит к рассказу. 
 
 |  Из пословиц выберете, какая больше всего подходит к произведению К. Паустовского «Стальное колечко»   Под лежачий камень и вода не течет. Плох тот кулик, который своё болото не хвалит. Добрая надежда человека никогда не покидает.  Делу время, а потехе час. Всякому мила своя сторона. | Работают в группах. Решают учебную задачу с раздаточным материалом. Формулируют выводы. | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 
  | 6. |  Итог занятия. 
 
 | Мы познакомились с произведением «Стальное колечко» Паустовского. Какие задачи решались сегодня на занятии? | Определяли признаки сказки – рассказа, выявляли главных героев, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас. 
 
 
 
 
 
 
 | Коммуникативные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оцениванию качества и уровня усвоения. | 
  | 7. | Рефлексия | Выдаёт раскраски с травой. Загадка: раскрасить молодую, весеннюю травку. Предлагает оценить свою работу на занятии. Если занятие понравилось, то нарисуйте на траве красные росинки, если не понравилось – серые. | Дети закрашивают траву и рисуют росинки. | Проверка способности самооценки, как личностный результат. | 
 
  Литература: Паустовский К. - стальное колечко – М. Советская Россия, 1977 – 24с.
  Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова толковый словарь 1949 – 1992гг.
  Турчанникова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после – 2008 - №8.