Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировых культурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитывает около 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шел в период между 800 и 200 гг. до н. э., названый К. Ясперсом осевым временем. В это время одновременно в Индии, Китае и Греции происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в форме размышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия» и древнеиндийским «даршана». Термин «философия» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (около 580-500 гг. до н.э.), попытки же истолкования философии как особой науки впервые предпринял Платон.
Имеются значительные трудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Это связано, прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк - от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множества определений философии представляется делом будущего. В наше время речь может идти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамках определениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философии как мудрости, как науки, как рефлексии, как мировоззрения, как вида жизнедеятельности.
Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировых культурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитывает около 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шел в период между 800 и 200 гг. до н. э., названый К. Ясперсом осевым временем. В это время одновременно в Индии, Китае и Греции происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в форме размышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия» и древнеиндийским «даршана». Термин «философия» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (около 580-500 гг. до н.э.), попытки же истолкования философии как особой науки впервые предпринял Платон.
Имеются значительные трудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Это связано, прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк - от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множества определений философии представляется делом будущего. В наше время речь может идти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамках определениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философии как мудрости, как науки, как рефлексии, как мировоззрения, как вида жизнедеятельности.