Просмотр содержимого документа
«Сценарный план внеурочного занятия по русскому языку по теме "Орфография"»
Сценарный план внеурочного занятия по русскому языку по теме «Орфограмма»
Дмитриева Валентина Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 44» города Курска
Цели: продолжить изучение основных орфограмм корня: о единообразном написании корня в однокоренных словах, учить проверять безударную гласную в корне слова и парные звонкие и глухие согласные, сопоставлять согласные буквы проверочных и проверяемых словах. Воспитывать интерес к русскому языку, показать его богатство и многообразие слов.
Оборудование: презентация, коробочки со звездами разных цветов, конверты с пословицами, столовые приборы, песочные часы, «ладошки» розовые и синие. Тестовые задания, цветные листы разлинованные.
Организационное начало занятия.
1. Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
«Занимательная грамматика».
Поприветствуйте наших гостей. Подарите им свои улыбки .
2. Девиз нашего занятия:
«Веселись, играй, да дело знай».
- Как вы его понимаете?
3. У нас только начинается рабочий день.
Вот рецепт на день
День очищаем от зависти, ненависти, лени, эгоизма и равнодушия.
Добавляем большую горсть веры, ложечку терпения, щепотку вежливости и порядочности.
Всю смесь украшаем лепестками доброты и внимания.
Подавать ежедневно с гарниром из теплых слов и улыбок.
Всем приятного аппетита и хорошего дня.
II. Интеллектуальная разминка
Составим слово по первым буквам ответов, и вы узнаете тему занятия (на экране появляются буквы).
Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (олово) О
Грамоты не знаю, а весь век пишу (ручка). Р
В каком месяце бывает 28 дней? (февраль) Ф
У какого животного много ножек? (осьминог) О
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень).
Раньше из нее повсюду люди делали посуду (глина). Г
Разноцветное коромысло над рекой повисло (радуга). Р
Дом для рыбок на столе (аквариум). А
По нему можно пройти реку, не замочив ног (мост). М
Воздушный транспорт ведьмы (метла). М
По-гречески – алфавит, по-русски… (азбука). А
Итак, тема занятия «Орфограмма».
III. Орфограмма. «Звездный час»
Сегодня мы проведем «Звездный час».
Условия игры
У нас четыре команды. Каждая получает звездочки разного цвета за правильные ответы.
Мне нужны по одному помощнику из каждой команды (учитель выбирает по одному ученику). Одного гостя попросим быть судьей.
2. Вспомните:
- Что такое орфограмма? (Орфограмма – «опасное» место при письме).
В русский язык слово орфограмма пришла из иностранного – из греческого. Оно сложилось из главной части «орфос» (правильный) и слова «грамма» (запись, буква).
- Какие орфограммы вы знаете? (дети называют).
- А что такое орфографическая задача? (выбор правильной буквы)
- Что нужно сделать для решения орфографической задачи? (применить правила – выполнить действия в определенном порядке).
- Какие главные орфограммы корня вы знаете? (безударные гласные, парные согласные по глухости – звонкости).
- Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным? (на их месте можно написать разные буквы).
За ответы команды получают звезды.
3. Станция «Парносогласная»
а) повторение правила;
б) слайд со стихотворением – правилом (читают дети):
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.
в) на доске слайд с заданием:
- боевые действия с целью получения сведений о противнике (разведка);
- игла с головкой на одном конце, служащая для прикалывания (булавка);
- небольшое судно для плавания (лодка);
- школьная оценка (отметка);
- узкая полоска вскопанной земли в огороде (грядка);
- женская кофточка из лёгкой материи (блузка);
- холодное кушанье из кваса с зеленью и мелко нарезанным мясом (окрошка);
- физические упражнения, выполняемые по утрам (зарядка).
Дети из каждой команды по очереди выходят к доске и выполняют задания. (Помощники клеят звезды на доску).
4. Станция «Безударная»
а) повторение правила;
б) слайд со стихотворением - правилом
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука!
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ну, а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно.
в) Потренируемся.
Учитель читает стихи, а учащиеся из всех команд на слух выписывают слова с безударными гласными (на цветных листах).
Я со всеми нынче груб,
Очень сильно ноет зуб.
Но об этом я молчу,
Ведь в больницу не хочу.
О, как больно, вот беда!
Или сладкая вода?
Не могу терпеть совсем,
Лучше леденцов поем.
Ой-ой, больше не могу!
Всё. К врачу сейчас бегу.
Потом проверяют (листки ребят вешают на доску).
(в больницу, не хочу, беда, вода, не могу, терпеть)
или Текст
- Из какого произведения эти строки?
- Кто автор?
За рекой был лес.
Коротышки делали из коры лодочки, переплывали через речку и ходили в лес за грибами, за ягодами, за орехами. Грибы пилили под корешок и тащили по кусочкам домой.
(По Н. Носову)
(за рекой, коротышки, из коры, ходили, за грибами, за ягодами, за орехами, грибы, пилили, под корешок, тащили, домой)
5.Физминутка
1. Упражнения из дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой.
2. Игра «Верно – неверно».
1) В русском языке 33 буквы?
2) Гласных звуков десять?
3) Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка?
4) Чтобы проверить парную звонкую и глухую согласную, нужно поставить ее под ударение?
5) Парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце слова при письме доверять нельзя?
6) В слове «зап…вал» пишется безударная гласная «е»?
6. Станция «Собирайка»
а) Пословицы рассыпались. Их нужно собрать, объяснить смысл пословицы и найти знакомые орфограммы.
Песочные часы 3 мин. Каждая команда получает конверт с заданием.
Проверка. Учащиеся каждой команды зачитывают пословицы и объясняют их. Получают звезды.
б) На экране высвечиваются пословицы. Участники команд называют знакомые орфограммы.
Легко друга потерять, но трудно найти.
Не спеши языком, торопись делом.
Поспешишь – людей насмешишь.
Тяжело в ученье, легко в бою.
7. Станция «Угадайка»
а) Дети отгадывают загадки про столовые приборы и называют орфограмму в отгадках, если она есть (получают звезды).
Загадки
1. По моей тарелке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
У нее одна нога,
А на голове - рога.
Вмиг котлету принесет
И засунет прямо в рот. (вилка)
Есть поменьше, есть большая,
Есть для кофе, есть для чая.
В ней гостей я угощаю. (чашка).
Он на кухне – лучший друг.
Без него ты – как без рук.
Потому что без него
Не отрезать ничего! (нож)
б) Конкурс «Этикет».
В этом конкурсе нужно правильно разложить столовые приборы.
По одному человеку от каждой команды выходят и раскладывают (зарабатывают звезды).
8. Станция «Внимательная»
На экране текст:
Чашка и крушка спорят друг с дружкой,
Кто из них вдоме нужней.
Лошка и блютце звонко смиются
И утишают друзей:
К чяшечько – блюдечько.
В кружечку – ложечька.
Каждый по-своему нужен немножечко.
Дети из каждой команды по очереди выходят к доске и исправляют ошибки (получают звезды).
9. Тест
1. В каких словах букву безударного гласного в корне нужно проверять?
1) речка 3) записка
2) возить 4) травяной
2. Какое слово является проверочным для букв корня в других словах?
1) свет 3) рассвет
2) светлый 4) подсветка
3. Где писать а?
1) гр…за 2) д…ждливый
3) ук…зал 4) кол…с
4. В каких словах писать ж?
1) эта… 3) пря…ка
2) руба…ка 4) око…ко
5. Где пишется не такая буква, как в других словах?
1) л…жанка 3) расп…лил
2) с…денье 4) п…щали
6. Где в зависимости от значения могут быть выбраны разные буквы?
1) рыжая л…са
2) сп…шу на встречу
3) пол…скал собаку
4) много м…чей
Проверь себя:
1. В каких словах букву безударного гласного в корне нужно проверять?
1) речка 3) записка
2) возить 4) травяной
2. Какое слово является проверочным для букв корня в других словах?
1) свет 3) рассвет
2) светлый 4) подсветка
3. Где писать а?
1) гроза 2) дождливый
3) указал 4) колос
В каких словах писать ж?
1) этаж 3) пряжка
2) рубашка 4) окошко
5. Где пишется не такая буква, как в других словах?
1) лежанка 3) распилил
2) сиденье 4) пищали
6. Где в зависимости от значения могут быть выбраны разные буквы?
1) рыжая лиса
2) спешу на встречу
3) поласкал собаку
4) много м чей
IV. Подведение итогов занятия
V. Рефлексия
1. Учащиеся оценивают свою работу, поднимают «ладошку».
Розовую – если учащиеся считают, что занятие прошло здорово. Дети все понимают и могут помочь другим.
Синюю – если на занятии ребятам было интересно, но иногда они испытывали трудности, и им необходима помощь.
Учитель задает учащимся вопросы:
- Что вам понравилось на занятии?
- Что показалось трудным?
- Какие задания понравились больше всего?
2. Оценивание команд.
- Посмотрите на звездочки. Как их много. Значит, вы – молодцы! (Слайд «Молодцы»)
Каждая команда подсчитывает свои звездочки (судья контролирует). Определяется лучшая команда - победитель.
Поаплодируем ей.
- Пока вы еще маленькие звездочки, а пройдут годы, и хотелось бы, чтобы некоторые из вас стали звездами большой величины.