Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Юрьевна. Ребята, вчера я ездила к бабушке и увидела у нее на чердаке интересную коробочку, вот только я забыла, как она называется. Может быть вы мне подскажете ее название. Посмотрите на слайд, вот так она выглядит (показывает картинку шкатулки).
Дети: это шкатулка.
Учитель: Ой, точно, это же шкатулка. Но вы знаете, это была необычная шкатулка, а музыкальная. А кто знает, что такое музыкальная шкатулка?
Ответы детей
Учитель: Музыкальная шкатулка – этонебольшой механический заводной музыкальный инструмент. Когда я открыла эту шкатулку, то заиграла красивая мелодия. Эта мелодия так и называется «Музыкальная шкатулка» и написал ее великий композитор Людвиг ван Бетховен. Я предлагаю вам послушать ее. (включает произведение Л. Бетховена «Музыкальная шкатулка»).
Учитель: Ребята как вы можете описать эту музыку? Как она звучала?
Ответы детей.
Учитель: Вы согласны, что когда ее слушаешь, то ощущаешь приближение какого-то волшебства, музыка звучит таинственно, загадочно?
Дети: Да, согласны.
Учитель: Как вы думаете, с помощью какого инструмента в прослушанном произведении передается ощущение волшебства, сказки?
Ответы детей
Учитель: На самом деле с помощью колокольчиков. Но это не обычные колокольчики, которые мы привыкли видеть. Обратите внимание на слайд, они выглядят вот так. (показ слайда с колокольчиками). Колокольчики - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Играют на колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками. Колокольчики используют в произведениях, когда хотят передать волшебство момента, что мы и слышали в мелодии «Музыкальная шкатулка».
Учитель: Когда я уезжала от бабушки, то она подарила мне другую шкатулку, вот такую (показывает шкатулку). В ней находятся интересные музыкальные задания, но для того, чтобы она открылась, нам нужно ее хорошо попросить. А сделать мы это можем с помощью песни. Для начала давайте послушаем, как звучит песня, которая может открыть любую шкатулку, даже музыкальную. (включает песню «Музыкальная шкатулка» Ю.Чичкова).
Учитель: Послушайте, пожалуйста, слова этой песни (читает слова). А теперь, давайте все дружно ее споем.
Учитель: Ребята, посмотрите, действительно шкатулочка открылась.
Учитель: Посмотрите, здесь много заданий. Ребята, давайте каждый из вас будет доставать по листочку из шкатулки и читать задание на нем, а потом мы все вместе будем его выполнять.
Дети достают по одному листочку из шкатулки.
Загадки:
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки (ноты)
Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно, же…. (песня)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет… (скрипка)
Скороговорка:
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.
Прохлопайте ритмический рисунок своего имени.
Спойте песню «Улыбка»
Проведите разминку для пальчиков
Разминка «Оркестр»
Наши пальчики – артисты: (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)
Пианисты, баянисты, (Пальцы обеих рук выполняют движения,
Скрипачи и трубачи, соответствующие игре на перечисленных
Гитаристы, гармонисты, - музыкальных инструментах)
Все хорошие артисты (Поочередное соединение всех пальцев с большим)
Музыканты хоть куда, (То же в обратном порядке)
Веселят народ всегда! (Хлопать в ладоши)
Учитель: Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями из шкатулке. Вы заметили, что все они были связаны с музыкой?
Дети: да.
Учитель: А вы знали, что в музыкальных шкатулках часто звучит танцевальная музыка. А какие танцы вы знаете?
Ответы детей
Учитель: Есть очень много разных танцев: менуэт, гопак, полька. Но, пожалуй, самый известный из всех танцев это вальс. Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент из балета «Щелкунчик», я попрошу вас обратить свое внимание на музыкальное произведение, которое играет в этом балете. Оно называется «Вальс цветов», написал его знаменитый русский композитор П.И.Чайковский.
Учитель: Ребята, сейчас вы услышали произведение «Вальс цветов». Какое впечатление оно на вас произвело? Какие эмоции вызвало?
Ответы учащихся
Учитель: Этот вальс звучит очень нежно, изящно, сказочно.
А сейчас, я предлагаю разучить вам несколько движений из вальса.
Разучивают движения танца (под вальс Г.Свиридова):
«Лодочка»
Шаги вперед-назад с правой рукой
Дама кружится вокруг кавалера
Шаги вперед-назад с двумя руками, разворот
Поклон
Учитель: Как здорово у вас получилось исполнить этот замечательный танец. Присаживайтесь на места. Кто помнит, с каким необычным музыкальным инструментом мы познакомились?
Дети: с музыкальной шкатулкой
Учитель: Верно! Я предлагаю послушать вам стихотворение об этом инструменте. Называется оно «Чудесная шкатулка».
«Чудесная шкатулка»
В шкафу у мамы спрятана шкатулка -
Это чудесный ящичек такой.
Однажды, когда мы пришли с прогулки,
Я попросил: "Мамулечка, открой!"
- Храню я много лет игрушку эту.
Мне подарил ее когда-то дед.
Тебе признаюсь честно, по секрету,
Второй такой поделки больше нет.
- Я, только поиграю с ней немного.
Мне интересно, что же там, внутри.
- Ну, ладно! - Отвечала мама строго.
Я покажу тебе ее, смотри.
Достала мама ключик из кармана.
Склонилась над малюсеньким замком.
- Закрой глаза, но, только без обмана.
Пусть это будет сказкой, добрым сном.
Там кукла танцевала - балерина.
И музыка играла. Звук чудной.
Такая, вот, волшебная картина
Предстала в этот вечер предо мной.
До поздней ночи с мамой мы сидели.
Сверчок тихонько стрекотал в углу.
А утром, когда я вскочил с постели,
Шкатулочка стояла на полу...
Учитель: вы прослушали сейчас стихотворение. О чем в нем рассказывается?
Ответы детей
Учитель: Оно повествует о том, что музыкальная шкатулка очень редкая и ценная. Она играет чудесную музыку, которую можно слушать долгое время и она не надоест. Но, чтобы звук этой шкатулке был прекрасен, ее надо хранить очень бережно. Вы согласны?
Дети: Да.
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами пели, танцевали, отгадывали загадки, познакомились с музыкальной шкатулкой. С каким настроением вы пойдете домой после нашего занятия?
Ответы детей
Учитель: Я надеюсь, что у вас действительно хорошее настроение. Спасибо вам за занятие. До свидания!