Статья "Нравственно-половое воспитание девочек подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра"
Статья "Нравственно-половое воспитание девочек подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра"
Основной целью образования является воспитание разносторонне и гармонично развитой личности, что складывается из множества составляющих. Одним из таких компонентов является нравственно-половое воспитание. К сожалению, с давних времен и по сегодняшний день этот вопрос остается одним из наиболее запутанных, а зачастую и пренебрегаемых. В то же время сложно не обращать внимание на целый комплекс проблем, масштабно проявившихся в нашей стране в последние десятилетия: ранние половые связи, нежелательная беременность, болезни, передающиеся половым путем.
К сожалению, на сегодняшний день в российском образовании отсутствуют отдельные программы по половому воспитанию детей и подростков, как и учебники. Считается, что тема полового воспитания должна рассматриваться в рамках школьных предметов биологии и основ безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время существует множество точек зрения по половому воспитанию учащихся: от полного запрета на темы полового воспитания до идеи проведения уроков по половому воспитанию в школе.
Академик А. Петровский считает, что необходимо вводить в школах курс «Половое воспитание». Но при этом необходимо учитывать умственные и возрастные особенности учащихся. И для проведения занятий этого курса нужна большая подготовка педагога.
Доктора медицинских наук Каган В.Е. и Исаев Д. Н. считают, что половое воспитание носит государственный характер, «ибо результаты полового воспитания сказываются на формировании и стабильности семьи, на демографической ситуации, на отношении к детям и их воспитании, на социально-психологических отношениях мужчины и женщины»[2; 4].
Председатель Всероссийского сообщества многодетных и приемных семей России «Много деток хорошо» Боровиков Т. М. высказывается резко против полового воспитания в школах и предполагает, что любая информация о половом воспитании приведет к негативному эффекту: «Потому что когда говорят детям «это можно обсуждать», значит, можно это и делать. Это провокация для любого ребенка, это вызывает интерес. Автоматически в десять раз подскакивает количество школьных беременностей, венерических заболеваний»[5].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Нравственно-половое воспитание девочек подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра"»
В. Г. Белинский: "У нас обыкновенно думают, что девственная чистота состоит в младенческом неведении: ложная мысль! Если добродетель есть неведение, то все животные есть предобродетельные особы. Добродетель девушки не в том, чтобы она младенчески не знала, а в том, чтобы она младенчески знала и в знании оставалась чистою и девственною".
Нравственно-половое воспитание девочек подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра
Основной целью образования является воспитание разносторонне и гармонично развитой личности, что складывается из множества составляющих. Одним из таких компонентов является нравственно-половое воспитание. К сожалению, с давних времен и по сегодняшний день этот вопрос остается одним из наиболее запутанных, а зачастую и пренебрегаемых. В то же время сложно не обращать внимание на целый комплекс проблем, масштабно проявившихся в нашей стране в последние десятилетия: ранние половые связи, нежелательная беременность, болезни, передающиеся половым путем.
К сожалению, на сегодняшний день в российском образовании отсутствуют отдельные программы по половому воспитанию детей и подростков, как и учебники. Считается, что тема полового воспитания должна рассматриваться в рамках школьных предметов биологии и основ безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время существует множество точек зрения по половому воспитанию учащихся: от полного запрета на темы полового воспитания до идеи проведения уроков по половому воспитанию в школе.
Академик А. Петровский считает, что необходимо вводить в школах курс «Половое воспитание». Но при этом необходимо учитывать умственные и возрастные особенности учащихся. И для проведения занятий этого курса нужна большая подготовка педагога.
Доктора медицинских наук Каган В.Е. и Исаев Д. Н. считают, что половое воспитание носит государственный характер, «ибо результаты полового воспитания сказываются на формировании и стабильности семьи, на демографической ситуации, на отношении к детям и их воспитании, на социально-психологических отношениях мужчины и женщины»[2; 4].
Председатель Всероссийского сообщества многодетных и приемных семей России «Много деток хорошо» Боровиков Т. М. высказывается резко против полового воспитания в школах и предполагает, что любая информация о половом воспитании приведет к негативному эффекту: «Потому что когда говорят детям «это можно обсуждать», значит, можно это и делать. Это провокация для любого ребенка, это вызывает интерес. Автоматически в десять раз подскакивает количество школьных беременностей, венерических заболеваний»[5].
Однако, стоит заметить, что вопросов о появлении на свет детей и об изменениях, происходящих в пубертатном возрасте, просто не избежать. Дети задавали и будут задавать «неудобные» для взрослых вопросы. И они получают эту информацию от знакомых и друзей, из литературы, распространение которой никем не контролируется, и других источников информации (интернет, телевидение).
Дети, попадающие в наше учреждение, ярко демонстрируют проблемы нашего общества в области нравственно-полового воспитания: это и ранние половые отношения, нежелательные беременности и незнание особенностей развития женского организма, часто отсутствие гигиенических навыков.
В связи с этим, нам был определен круг изучаемых вопросов:
гигиена тела,
развитие женского организма в подростковом возрасте,
Часть проведенных занятий была посвящена гигиене и уходу за собой, сохранению здоровья, такие как: «Уход за волосами», «Уход за ногтями», «Красота наизнанку», «Аборт и его последствия», открытое занятие «Мы против». Другая часть была посвящена вопросам деторождения, создания семьи: открытые занятия «Любовь и влюбленность», «Я – будущая мама». С воспитанницами проводились групповые и индивидуальные занятия, направленные на профилактику заболеваний, передающихся половым путем, предупреждение непланируемой беременности: открытое занятие «Инфекции, передаваемые половым путем», «СПИД и ВИЧ».
Стоит заметить, что все занятия проводились с девочками подросткового возраста, проводилась градация в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями и потребностями воспитанниц.
Освещаемые темы были встречены детьми с нескрываемым интересом, девочки задавали много вопросов, на которые не получили ответа ранее, возможно и стеснялись спросить. Активно были использованы наглядные средства: просмотр мультимедиа, мультипликационных и художественных фильмов.
Мало просто научить подростков правильно использовать контрацептивы, напугать последствиями ранних беременностей, абортов и заболеваний, необходимо сформировать у подростков культуру отношений между мужчиной и женщиной. Основой формирования половой культуры должен стать сознательный подход к началу половой жизни, позиции личной ответственности за совершаемые ими действия, развитие морально-нравственных принципов, формирование мотивации и позитивного отношения к планированию семьи и ответственному родительству.
Список литературных источников
Детство: Педагогический альманах / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 176 с.
Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, Каган В. Е. 2-е издание, перераб. и доп.- Л: Медицина, 1988. - 160 с.
Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола детей / Д. Н. Исаев, Каган В. Е. - Л: Медицина, 1980. - 180 с.
Логинов, А. А. Мужчина и женщина / А. А. Логинов. - Минск: Полымя, 1989. - 446 с.
Непряхин, Н. Кто должен говорить с детьми о сексе: родители или школа / Н. Непряхин. – 2013. – 24 марта. - URL: http://www.kp.ru (дата обращения: 04.12.2013)
Таточенко, Е. В. Основные проблемы полового воспитания детей в подростковом возрасте /Е. В. Таточенко. - 2010. - URL: http://lomonosov-msu.ru (дата обращения: 04.12. 2013)
Хрипкова, А. Г. Девочка – подросток – девушка / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов.- М.: Просвещение, 1985.- 160 с.
Хрипкова, А. Г. Разговор на трудную тему / А. Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 1970. - 59 с.
Щетинина, А. М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие / А. М. Щетинина, О. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.