kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие творческого потенциала школьников через культурно-массовые мероприятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для воспитателей и классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческого потенциала школьников через культурно-массовые мероприятия"»

«Развитие творческого потенциала школьников через культурно-массовые мероприятия»

Воспитатель: Моисеева Светлана Александровна

Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

Воспитательное пространство – культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.

Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.

Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.

Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

Таланты у детей бывают разные раскрыть которые можно во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика,обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений ребенка,сформировать круг традиционных дел в отряде, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе или отряде проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

предварительная работа;

коллективное планирование;

коллективная подготовка;

коллективное проведение дела;

коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса во внеурочное время принято считать внеклассное мероприятие. Они позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

Школа – это не только место для учебы, но и возможность общаться, дружить, самовыражаться и раскрывать в себе новые таланты.

Учащиеся школы загружены учебной деятельностью, но не у всех детей получается добиваться высоких результатов в изучении школьных дисциплин, в следствии этого они чувствует себя в школе неуютно, не хотят задерживаться после уроков, спешат покинуть недружелюбное пространство.

Помочь проявить себя, раскрыть творческий потенциал ребенка , сделать внеурочное время учащихся школы ярким, интересным и увлекательным возможно через привлечение детей к участию в различных культурно-массовых мероприятиях.

Это может быть участие ребенка младшего школьного возраста в играх, конкурсах, театральных постановках, спортивных эстафетах, акциях, концертах. А учащихся средней и старшей школы в роли организаторов культурно-массовых мероприятий. Старшеклассники с удовольствием берут на себя роль старших товарищей. С удовольствием выступают в роли наставников для малышей. Такой вид деятельности способствует развитию лидерских качеств, инициативы, активной позиции учащихся, дает возможность почувствовать себя успешными, способствует воспитанию ответственности и инициативы.

Участвуя в мероприятиях, ребенок приобретает коммуникативные компетенции, а именно умение взаимодействовать с коллективом, выражать свое мнение, договариваться. Растет его самооценка, потому что ребенок чувствует себя частью общего, яркого и значимого в обществе события. Такие мероприятия помогают ребенку адаптироваться в коллективе, а в дальнейшем пропадает чувство неуверенности в себе.

Что необходимо для проведения успешного, интересного культурно- массового мероприятия. Это интересные темы мероприятий , разные формы проведения.

Это могут быть: концерты, спектакли, конкурсы, квесты, брейн-ринги, выставки, игры по станциям, поэтические и музыкальные конкурсы, викторины, устные журналы, конференции и другие мероприятия.

Они могут быть веселыми, торжественными или заставляющими задуматься.

Важно чтобы педагог четко представлял себе процесс работы над мероприятием, приучал детей к планированию своей работы и ответственному отношению к взятым на себя обязанностям.

Что же включает в себя работа над мероприятием?

Работу над реализацией любого мероприятия можно разбить на 3 этапа:

Подготовительный. Он включает в себя:

- Изучение литературы, интернет ресурсов по данной теме.

- Подготовку документации ( концепцию мероприятия, положение, сценарий, вопросы).

- Определение места, времени, даты проведения.

- Согласование с администрацией школы (время, место).

- Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).

- Подготовка реквизита и оформления.

- Подготовка аппаратуры.

- Приобретение призов, грамот.

2. Коррекционный этап

- Подготовка и проверка оборудования и технических средств.

- Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

- Объявление.

- Приглашение зрителей, гостей, участников, сбор команд.

- задание командам (если требуется подготовка).

3.Основной.

- Проведение мероприятия.

- Анализ проведенного мероприятия.

Самый сложный период – это период, когда педагог должен максимально заинтересовать детей, приобщить их к общественному делу, привить интерес к празднованию различных событий, дат. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его желание и возможности участия в том или ином мероприятии, чтобы способствовать созданию ситуации успеха при его проведении.

Проведение внеклассных мероприятий в отрядах происходит в соответствие с полугодовым планом.Включены разделы-эстетическое воспитание,основы гражданского и патриотического воспитания,физическое воспитание,трудовое воспитание,

По данным разделом в отряде проводились такие мероприятия- конкурсы рисунков «Осень золотая», «Лес точно терем расписной», «Волшебница зима», «Герои наших сказок» и др.,украшение отряда к новогодним праздникам, оформление отрядного уголка, экскурсии в лес,конкурс стихов,веселые старты,изготовление плакатов «Мы за ЗОЖ», «Огонь-друг,огонь-враг», тематические праздники,тетрализованные постановки.

В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.

Разработка композиции предстоящего мероприятия.

Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.

Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.

Проведение мероприятия.

Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности отряда,класса. Развитие у учеников способности к взаимодействию, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога – воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. Так же во внеурочное время дети посещают различные кружки и секции организованные в школе.

V. Заключение.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности и эффективно решают задачу развития творческого потенциала детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Моисеева Светлана Александровна

Дата: 08.08.2020

Номер свидетельства: 555462

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства