Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Социокультурная реабилитация"»
Фролова Наталья Александровна
Воспитатель в ОГКОУ «школа-интернат «87», Ульяновск, Россия
Научный руководитель:
Плохова Ирина Анатольевна
доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат социологических наук
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Ульяновск, Россия
К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Аннотация
Цель статьи заключается в рассмотрении социокультурной реабилитации. Определяется сущность, роли и процесс социокультурной реабилитации.
Ключевые слова
Социокультурная реабилитация, социокультурная деятельность, социокультурная поддержка, лица с ограниченными возможностями
Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности - экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связанных со старением и инвалидностью, нередко сопровождаются снижением уровня культурной активности человека. Это касается всего многообразия ее проявлений: культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологической, физической, сексуальной [5, c.7].
Поэтому социокультурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер в общественной практике.
Социокультурная реабилитация рассматривается как деятельность в свободное время, учитывающая психофизиологические проблемы личности и направленная на разрешение этих проблем [6, с.79].
Основным объектом социокультурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.
Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социокультурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможности или способностей к активному участию в многообразных видах социокультурной деятельности. Следовательно, в основе социокультурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.
Социокультурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями - это комплекс мероприятий и процесс, направленный на помощь этим группам населения в достижении оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, необходимого уровня культурной компетенции и удовлетворения культурно - досуговых потребностей. Профессионально организованная социокультурная реабилитация обеспечивает им возможность для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду [4, с.188].
В российской науке термин "социокультурная деятельность" был введен в 1974 году профессором М.С. Каганом в его монографии "Человеческая деятельность". Рассматривая человеческую деятельность как двухуровневую биосоциальную систему, М.С. Каган первым уровнем этой системы считает биологическую жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, социокультурную, или специфически человеческую деятельность. "У человека, - пишет М.С. Каган, - биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде" [2, c.44].
Изучением и разработкой понятия социокультурная реабилитация занимались различные ученые. Так Н.Н. Ярошенко в книге "История и методология теории социокультурной деятельности" отмечает, что определения социокультурной деятельности имеют более чем полувековую историю и представляют разные научные подходы: от социально-философского (Ж.Р. Дюмазедье), философско-культурологического (М.С. Каган, М.А. Аринрский) до социально-информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т.Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. [3, c.94].
Содержание социокультурной реабилитации составляет целый ряд компонентов, имеющих важное значение для преодоления социальной недостаточности инвалидов, людей пожилого возраста, детей с ограниченными возможностями и других категорий населения [1].
Осуществление социокультурной реабилитации возможно с помощью родственников, близких или друзей пожилых людей, однако такие люди находятся не всегда, либо они не способны осуществлять реабилитацию данного вида. В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях постепенно реализуется новый подход в организации социальных служб, направленный на создание условий для проведения различных видов реабилитации. В настоящее время в России тысячи граждан старшего возраста имеют возможность организовать социокультурную деятельность как дома, так и в учреждениях социального обслуживания.
Положительная динамика наблюдается в том, что все больше граждан имеют возможности для осуществления социокультурной реабилитации.
Известны примеры создания клубов, кружков по интересам, коллективов художественной самодеятельности на базе Дворцов культуры, библиотек, музеев и других учреждений культуры. Но в большинстве случае они имеют пока локальный характер, создаются по собственной инициативе граждан и зачастую не имеют государственной поддержки, однако дают результаты успешной социокультурной реабилитации.
Таким образом, актуализация вопроса социокультурной деятельности как средства реабилитации свидетельствует о смене сложившихся в России стереотипов, а также о признании эффективности подобного вида деятельности. Задача реабилитации с помощью социокультурной деятельности решается также за счет расширения сети комплексных центров социального обслуживания населения. В них ведется активная, планомерная работа по организации и осуществлению социокультурной реабилитации.
Список использованных источников:
Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. - М.: «МГУКИ», 2006. - 279 с.
Дашкова О. С. Организация досуговой деятельности. М.: Академия, 2006. - 234 с.
Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.- метод. Пособие. - М.: Академия, 2002. - 209 с.
Киселева Т.Т. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. - М.: МГУК, 2015. - 188 с.
Смычек В.Б. Основы реабилитации: Курс лекций. - Минск, 2000. - 146 с.
Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник.- М.: Юристь, 2001. - 334 с.