Статья. "Школьный зимний сад. Интерьерное озеленение"
Статья. "Школьный зимний сад. Интерьерное озеленение"
Данная тема может быть интересна учителям биологии, химии, учителям дополнительного образования. Школьный зимний сад повышиет качество образования и увеличивает интерес к изучаемым предметам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация: Данная тема может быть интересна учителям биологии, химии, учителям дополнительного образования, работающим с детьми во внеурочное время. Автор уделяет внимание проектной, исследовательской деятельности учащихся, конкурсной работе педагогов школы. Сделаны выводы, что школьный зимний сад как объект, способствует повышению качества образования и воспитания учащихся.
Средняя общеобразовательная школа №38 в г.Златоусте в 2015-2016 учебном году награждена дипломом за II место в областном конкурсе образовательных организаций на лучшее озеленение «Оазис» в номинации «Интерьерное озеленение».
Тема конкурсной работы: «Школьный зимний сад как объект, способствующий повышению качества образования и воспитания учащихся».
Школа №38 одна из самых красивых в городе, сдана в эксплуатацию в 1992 году, работает по программе «Кадетский корпус». Школу можно назвать вторым домом учащихся. Она занимает значительное место в их жизни. Именно школа больше всего влияет на распорядок дня, и то, чем ученики занимаются. Именно в школе дети общаются с друзьями-одноклассниками, на уроках узнают много нового и интересного.
Каждая школа многими нитями связана с окружающей ее средой, и поэтому изменения во внешних условиях не могут не влиять на ее жизнь. Одни изменения требуют сиюминутных реакций, а другие ставят школу перед необходимостью глубоких перемен в целях и способах их достижения.
Вот уже более 20 лет в школе существует зимний сад. В разное время он выглядел по-разному, создавался постепенно. Учителя решили поучаствовать в областном конкурсе «Оазис», осуществив проектную деятельность.Проект посвящен эстетическому обновлениюзеленого уголка в школе, который бы действовал весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета.
Актуальность темы:
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Если исчезнут растения, то гордый венец природы – человек с его научно-техническим прогрессом тихо и незаметно уйдет с арены жизни за немногие недели. Вот почему в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о природе и о растениях в частности. И чем раньше человек получит первый опыт познания окружающей природы, тем осознанней будет его отношение к ней. Любовь к цветам, привитая с детства, остается на всю жизнь. К сожалению, климатические условия в городе далеки от идеальных. Зимой златоустовцы почти лишены возможности общаться с растениями. Работникам школы хотелось улучшить «Зеленую атмосферу». Родилась идея повысить качество озеленения образовательного учреждения и активно использовать зеленую зону в образовательных и воспитательных целях.
В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи поможет метод проектов. Он позволит реализовать проблемное обучение, развить теоретическое мышление и воображение, даст возможность обучать групповому взаимодействию.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволит педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.
Главным в проектировании и устройстве зимнего сада явилась декоративная привлекательность, комфортное состояние, сопоставимость и расположение растений. Создавая «Зимний сад», всегда помнили, что это помещение, где должно быть уютно не только людям, но и растениям в первую очередь. Только в том случае, если растения будут чувствовать себя хорошо, если будут здоровы, зимний сад выполнит свою функцию – станет уголком спокойствия, отдыха, местом, где хочется работать с удовольствием и просто прийти и полюбоваться такой красотой. Учителя видели свою первоочередную задачу в необходимости соблюдения всех правил по созданию и оформлению зимнего сада с учетом особенностей помещения школы.
Озеленена территория 61 м2, находящаяся на втором этаже здания школы. Территория сада хорошо освещена, имеет большую площадь остекленения: крыша сделана под стекло, кроме этого используется и искусственное освещение. На заднем плане зимнего сада поместили зеркала, что значительно улучшило – расширило видимое пространство, высоко под крышей - деревянная «Птица Счастья».
Реализация данного проекта позволила учащимся, родителям, жителям микрорайона, которые бывают на территории школы, получить удовольствие, оказавшись в зеленом, гармоничном, эстетически оформленном уголке. Зимний сад стал «визитной карточкой» школы, одним из самых ярких и интересных мест.
На начальном этапе воплощения проекта была выдвинута проблема.
Проблема:Необходимость использования зеленой зоны – «Зимнего сада» на территории школы для повышения качества образования и воспитания учащихся.
Цель проекта: Изучение роли школьного зимнего сада, как средства обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, воспитания детей, а также повышения качества озеленения образовательного учреждения, участия детей и подростков в озеленении окружающего образовательного пространства.
Задачи:
Объединить усилия педагогов, учащихся, родителей, направленных на благоустройство, улучшение экологической среды школы, эстетическое оформление зимнего сада;
Изучить необходимую для реализации проекта литературу;
Познакомиться с вопросами морфологии и физиологии комнатных растений;
Изучить стили и методы оформления территории, а также выращивания растений;
Использовать зимний сад в качестве учебно-методического кабинета, на базе которого будут проводиться уроки биологии, проектно - исследовательская работа учащихся;
Проанализировать значимость зеленой зоны – «Зимнего сада» в образовательной и воспитательной работе организации.
Практическая часть
Подходы, использовавшиеся для реализации проекта:
1. Принцип добровольности.
2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
3. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
4. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
5. Принцип ориентации на успех.
6. Принцип взаимоуважения.
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
10. Принцип креативности (творчества) и коллективности.
11. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Новизна проекта: В школе существует зеленый уголок – «Зимний сад», который должен стать еще красивее, способствовать повышению качества образования и воспитания учащихся, а также радовать всех присутствующих в школе. Зимний сад позволил создать в школе неповторимую атмосферу лета во время долгой зимы.
Воплощение проекта в реальность: Были выделены основные этапы деятельности: разработка проекта, изучение растений и дизайнерских стилей оформления, эскиз плана «Зимнего сада», подбор растений, заготовка нужной почвы, удобрений, подбор цветочных горшков.
Оформление зимнего сада – архисложная задача. Все виды деятельности распределились по группам учащихся 6-10 классов. Ребята приготовили оригинальное оформление сада, провели исследовательскую работу по условиям размещения растений в зимнем саду.
Созданию композиции из растений помогли кусочки мха для маскировки горшков, ветки и корни для закрепления вьющихся растений. Обустраивая зимний сад, учителя и старшеклассники не забыли про элементы неживой природы – материал для скального ландшафта - камни и превратили россыпь камней в три живописные каменные горки.
Фито композиция разместилась на фоне необработанной поверхности камня. Часть растений расположили в вертикальной плоскости, в щелях между камнями, плитами, а часть – у подножья скалы (камня). Использовали папоротник, агавы, кактусы, алоэ, толстянки.
Одним из направлений деятельности средней общеобразовательной школы №38 является экологическое. Школьный экологический отряд успешно внедряет свои планы и проекты. Экологический отряд организует работу по озеленению школы комнатными растениями, благоустройству территории школы и города. Формирование экологической культуры современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение не заменит Интернет.
В этом учебном году учителем биологии проводится внеурочная работа в пятых классах по теме «В мире природы». Занятия ребята посещают с удовольствием, узнают много нового и интересного о растениях нашего зимнего сада, ухаживают за цветами, каждый ученик старается посадить свой цветок, для каждого цветочка делаются бирки с названием цветка, режимом полива.
Использование цветов в озеленении - это настоящее искусство. Оно существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы.
В школьном зимнем саду более 300 цветов. Сад – это не просто элемент декора, а живой организм. Для самостоятельного ухода за большим количеством растений нужно не только достаточное количество свободного времени, но и специальные знания. Каждому виду растения необходим собственный режим полива и регулярная пересадка, есть растения, которые нужно регулярно опрыскивать. Для того,чтобы обитатели зимнего сада радовали людей своим здоровым видом, требуется регулярно вносить подкормки и удобрения – разумеется, строго определенные. Если же растение заболело, ему, как и любому другому существу, требуется квалифицированная помощь. Увы, одно – единственное растение, на котором поселились вредители, способно стать причиной болезни всех остальных обитателей зимнего сада.
Учащиеся школы просматривают большое количество литературы по уходу за растениями, помогает и Интернет.
Результаты работы: Организация работы над проектом способствовала приобщению детей к прекрасному, расширила их кругозор. Учащиеся знакомились с растениями и видели, что растительный мир нашей планеты очень богат и разнообразен.
Проект школы социально значим, получил хорошую оценку. Сложился круг учеников, у которых наметились ступеньки личностного роста, им интересно заниматься биолого-экологическими исследованиями. Эти обучающиеся также участвуют в олимпиадах разного уровня от муниципальных до Всероссийских.
Основными формами организации работы стали:
практические занятия по уходу за комнатными растениями,
обсуждение и выбор тем исследовательских работ в зимнем саду,
составление каталога и портфолио флоры зимнего сада,
реализация секретов ландшафтного дизайна,
дизайн и эстетическое оформление помещения,
организация летней экологической практики,
использование базы зимнего сада для проведения практических работ.
Рациональное использование зеленой зоны: На базе зимнего сада проводится исследовательская работа по биологии, экологии, проводятся экскурсии, внеурочная деятельность, так же это – зона релаксации.
Мероприятия проекта:
1. Беседы
2. Непосредственно образовательная деятельность
3. Чтение художественной литературы
4. Поисково-познавательная деятельность
5. Опытно-экспериментальная деятельность
6.Создание выставок
7. Продуктивная деятельность
8. Экологические игры
9.Дидактические игры
10. Настольные игры
11. Коррекционные игры (координация речи с движением)
12. Психологический тренинг
13. Сказкотерапия
14. Физкультминутки
15.Театрализованная деятельность
16. Трудовая деятельность
17. Самостоятельная игровая деятельность детей
18.Музыка
19. Просмотр мультфильмов
20.Презентации
21. Работа с родителями
Вывод: Создание в школе зеленого уголка – «Зимнего сада» и изучение его роли, как средства обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, воспитания детей, а также повышение качества озеленения образовательного учреждения, играет большую роль в учебном процессе, повышая качество образования и воспитания подрастающего поколения.
Реализация проекта «Зимний сад» позволила использовать его в качестве учебно-методического кабинета, выращивать и любоваться, радоваться красоте удивительной тропической растительности круглый год. Ученики, учителя, родители, выпускники – все внесли огромный вклад для создания экопространства. Неумолима и роль растений, являющихся естественным фильтром для очищения воздуха от токсичных веществ, от пыли. Благодаря фитонцидам, которые улучшают среду обитания человека в интерьерах помещений, снижается количество вредных бактерий, микроорганизмов в воздухе. Постоянно сад пополняется растениями, новыми аксессуарами для оформления сада, идет подготовка экскурсоводов из числа учеников.
Значимость: Подтвердилась гипотеза, что при создании «Зимнего сада» и использовании зеленой зоны школы в учебном процессе, повышается качество образования и воспитания подрастающего поколения.
«Зимний сад» - еще одна из вершин, к которой сотрудники школы и учащиеся долго шли и наконец, преодолели ее. Зимний сад доставляет огромное эстетическое наслаждение. Рекламировать сад не надо, большинство родителей и гостей побывали на экскурсии в саду, мнение одно: дело задумано хорошее, учителя и обучающиеся молодцы!
Список используемой литературы:
Автор: Подборка журналов «В мире растений», 2007-2008.
Атлас – определитель для учащихся. / А.А.Плешаков.–8- изд. – М.: Просвещение, 2007.
Александре Розмари «Дизайн сада. Профессиональный подход».
Бурдейный М. А. «Освещение сада».
Ванек Г.«Атлас болезней и вредителей плодовых, ягодных, овощных культур и винограда»
Гарнизоненко Т. С.«Справочник современного ландшафтного дизайнера»