kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями" из опыт работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями"»

Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,

1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4»,

город Магнитогорск,

Челябинская область, 2017



Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями


Защита исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями является завершающим периодом исследовательской работы в целом и требует большой подготовки со стороны педагога – коррекционника.

У детей с особыми образовательными потребностями на недостаточном уровне сформированы речевые навыки, умения выстраивать логическую последовательность выстраивать и формулировать собственные мысли, умения выделять основные и главные моменты в монологе, умения заинтересовать слушателей и привлечь внимание к своему выступлению. Поэтому основной задачей педагога является подготовка и обучение детей основам ораторского искусства. Эффективным способом реализации этой задачи в моей практике подготовки учащихся к защите исследовательской работы явилось проведение практико - ориентированных занятий, содержащих разнообразные приёмы, упражнения на развитие умения логически рассуждать, умения выделять главное в содержании публичного выступления. Мною предварительно составлен тематический план занятий на отработку вышеперечисленных умений и навыков у учащихся 4 класса с задержкой психического развития:


Тема занятия

Цель занятия

Форма проведения

«Искусство говорить или о том, как стать оратором»

Познакомить учащихся с понятием «риторика», «ораторская речь»

Беседа - практикум

«Что такое правильная речь?»

Познакомить детей с признаками правильной речи

Занятие - практикум

«Составные части публичного выступления»

Познакомить учащихся с композицией публичного выступления

Ознакомительное занятия с элементами практикума

«Учимся наблюдать и рассказывать»

Познакомить с приёмами наблюдений и составления рассказа

Занятие - практикум

«Учимся определять стиль речи»

Познакомить детей со стилями речи, научить определять стиль речевого высказывания

Занятие - практикум

«Учимся выделять основную мысль в тексте»

Учить детей выделять главную мысль текста

Занятие - практикум

«Интонация речи говорящего»

Познакомить детей с понятием интонация, учить правильному произношению

Ознакомительное занятия с элементами практикума

«Учимся устанавливать причину и следствие»

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи

Занятие - практикум

«Выразительность речи»

Разъяснить понятие выразительность речи.

Ознакомительное занятия с элементами практикума

«Как правильно сформулировать вопрос?»

Обучить приёмам постановки и формулировки вопросов

Ознакомительное занятия с элементами практикума


Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с артикуляционной гимнастики. Можно детям предложить следующие упражнения:

«Открываем рот». Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».

«Улыбаемся». В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.

«Вытягиваем губы». Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».

В процессе организации и проведения основной части вышеупомянутых занятий целесообразно использовать следующие приёмы и упражнения:

Упражнение «Объясни слово». Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик. При этом нужно начать определение этого слово, а ребёнок должен его закончить. Например:

Дерево – растение, которое…

Нос – орган, который…

Одуванчик – цветок, у которого…и так далее.

Упражнение «Придумай рифму к слову». Взять любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

Курица – зажмуриться и так далее.

Упражнение «Найди пропавший предмет». Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвращается, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней участвуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — подсказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

-На какое животное похож этот предмет?

-На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

-Его можно брать с собой куда захочешь!

-Это пенал?

-Да! Молодец.

Упражнение «Найди отличия». Детям предлагается объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

Для отработки у детей умения определять идею и выбирать главное предлагаю им следующий алгоритм действий:

  1. Прочитайте текст

  2. О чём говориться в тексте?

  3. Найди предложение, которое содержит основную мысль

  4. Найди слова – опоры и соедини их в одно высказывание

  5. Используя высказывание и слова – опоры сформулируй основную мысль.

После проведение такой подготовительной работы предлагаю детям составить речь к защите исследовательской деятельности в виде доклада. Чтобы учащимся было легче составить речь к защите работы, нацеливаю их на использование шаблона – памятки.


Шаблон – памятка к составлению доклада к защите исследовательской работы


п/п

Структурные компоненты выступления

Варианты начала выступления в соответствие со структурой

Вступительная часть

1

Приветствие слушателей

«Рада приветствовать Вас, уважаемые члены жюри и участники конференции!»

2

Представление

«Меня зовут______. Я уч-ся ___ класса школы ____»

3

Определение цели выступления к защите

«Позвольте познакомить Вас с исследованием в области_________»

4

Обозначение темы исследования

«Тема моей работы: ____________________»

5

Определение актуальности исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, __________________,

во-вторых, ___________________» , либо

«Исследование на избранную тему является актуальной  в связи….»

Основная часть выступления

6

Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения (о методах исследования)

«Цель нашего исследования______________

Основные задачи исследования __________

Методы исследования ___________________

 

7

Краткий обзор материалов по теме, различные подходы и точки зрения авторов источников

«В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников литературы таких как:

1…..

2……

8

Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе исследования были получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1.Получены новые знания след.о характера:_...,

2.Выдвинуты новые идеи:____,

4.Определены новые проблемы (задачи)___»

9

Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующее выводы:

10

Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

 

Заключительная часть выступления

11

Благодарность людям, которые помогли получить результаты исследования,

благодарность за внимание к выступлению

Спасибо за внимание, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы

ИЛИ

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

12

Организация дискуссии по теме выступления

 Уважаемые участники конференции, если у Вас возникли вопросы по теме моего выступления отвечу на них с превеликим удовольствием

13

Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос

Мой ответ…

Ваш вопрос понятен (интересен)…

Правильно ли я понимаю, что задан вопрос…»

14

Благодарность за интерес во время дискуссии и вопросы по теме исследования

«Благодарю за проявленные интерес к моей теме и содержательные вопросы. Всего доброго.»


Опыт показывает, что такой подход к организации защиты исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями обеспечивает эффективность и его результативность на научно- практической конференции.


Источники

  1. Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10.

  2. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.

  4. Vashgolos7 [Электронный ресурс]. Способствует ли формированию характера риторика для детей? – 16.02. 2016, URL: http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html

  5. Yourspeech.ru [Электронный ресурс]. Риторика и ораторское искусство для детей. - 17.07.2016, URL: http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ritorika-uprazhneniya.html

  6. ИНФОУРОК [Электронный ресурс]. Субеева Л. Х. Рекомендации для школьников по подготовке к защите исследовательских работ. - 21.06.2015, URL: https://infourok.ru/rekomendacii_dlya_shkolnikov_po_podgotovke_k_zaschite_issledovatelskih_rabot-572198.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чубаева Наталья Николаевна

Дата: 16.08.2017

Номер свидетельства: 425475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства