Просмотр содержимого документа
«Статья"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИК В РАБОТЕ С детьми"»
Использование нетрадиционных изобразительных материалов и техник в работе с дошкольниками
Мадьярова Е.С.
воспитатель МБДОУ №46 «Золушка»
Полуянова Н.В.,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики АГИМС
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки[3.С.40]
Педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске средств, методов и форм, направленных на развитие творческих способностей у дошкольников.
Одним из признанных эффективных средств развития детского изобразительного творчества является использование нетрадиционных техник рисования и изобразительных материалов.
Практика показывает: нетрадиционные художественные техники способствуют усвоению дошкольниками закономерностей композиции и колорита; обеспечивают выразительность, оригинальность результата детской изобразительной деятельности, развивают самостоятельность, мышление и способствуют зрительному генезису.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия[2.С.50]
Использование нетрадиционных техник актуально для разрешения детских психических проблем:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Работа с нетрадиционным изобразительным материалом (тушь, свеча, мыло, зубная щетка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка, ниток, соль, трубочка и др.) развивает кругозор детей, обогащает впечатление, развивает руку, а ещё:
развивает чувство фактурности и объёмности;
развивает мелкую моторику рук;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Использование нетрадиционных техник начинается с 1-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному».Применяя способы, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования[1.С.62]
Нетрадиционные материалы и техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает[2.С.40]
Литература
Грибовсская А.А, Народное искусство и детское творчество/ А.А. Грибовская – М.: «Просвещение», 2006. – 160с.
Казакова Р.Г, Занятия по рисованию с дошкольниками/ Р.Г. Казакова – М.: Творческий центр, 2008 – 128с.
Комарова Т. С, Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 192с.