kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный заказ общества на современном этапе ставит перед школой задачу развития одаренного ребенка в  качестве приоритетной.

 

«Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 30 учеников?» Чтобы решить эту проблему, я думаю необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей учащихся.

 

Чтобы развить у ребенка его задатки и склонности, при этом достичь высоких результатов, чтобы из одаренных детей  в будущем получить одаренных взрослых, необходима каждодневная, планомерная работа в этом направлении.

 

   Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет  сегодня развивать одаренность учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ »

МБУ ГИМЦ города Ставрополя

Всероссийская научно-практическая конференция

«Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения»



Форма участия: заочная.












ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ

С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ







статью подготовила

Галетина Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 24

города Ставрополя

2013 год

e-mail: [email protected]

















Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях школьного обучения.


ТЕЗИСЫ:




Социальный заказ общества на современном этапе ставит перед школой задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной.


«Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 30 учеников?» Чтобы решить эту проблему, я думаю необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей учащихся.


Чтобы развить у ребенка его задатки и склонности, при этом достичь высоких результатов, чтобы из одаренных детей в будущем получить одаренных взрослых, необходима каждодневная, планомерная работа в этом направлении.


Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет сегодня развивать одаренность учащихся.


Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний.


Система работы с одаренными детьми в начальной школе:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности

(олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.


Только одаренный учитель способен разглядеть и развить одаренного ученика.


Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современной школы должна строиться следующим образом:

  1. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.

  2. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников.

  3. Поощрение одаренных детей.

  4. Работа с родителями одаренных детей.


Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и дать плоды» – вот над чем работает сейчас современная начальная школа.









Новый закон «Об образовании в РФ» направлен на гармоничное развитие личности, на создание благоприятной среды для развития каждого ребёнка. Особенно остро сегодня стоит вопрос работы с одаренными учащимися в условиях школьного обучения. Как перестроить систему обучения, которая позволила бы ребенку с повышенным уровнем интеллектуального развития свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальной личности? Социальный заказ общества на современном этапе ставит перед школой задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной.

Современное обучение в наших школах ориентировано на среднего ученика. Конечно, в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Ведь ученику с повышенным уровнем интеллектуального развития всё достается легко. Там, где способному ребенку необходимо трудиться и усваивать навыки, для одаренного ребенка достичь результата не составляет труда. Вопрос, который актуален сегодня в современной школе, - «Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 30 учеников?» Часто дети в классе имеют разный уровень способностей в различных областях деятельности. У одних – способности в области математики, другие сильны в гуманитарных дисциплинах, третьи показывают дарования в спорте, четвертые – лидеры в коммуникативном общении. При этом учащиеся имеют еще и личностные различия, и индивидуальные способности. Учителю сложно работать с каждым, поэтому он и работает, учитывая особенности среднего ученика.

Чтобы решить эту проблему, я думаю необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей учащихся. Например, можно разбить класс на группы по уровню подготовки и для каждой предлагать разные по уровню сложности задания. Другой вариант может заключаться в том, чтобы проблемы слабого ученика решались в совместной работе с сильным учеником. При этом слабый лучше усвоит материал, а одаренный ребенок разовьет умение взаимодействовать с детьми. Но такая дифференцированная работа не должна носить случайный характер, и вестись от случая к случаю. Чтобы развить у ребенка его задатки и склонности, при этом достичь высоких результатов, чтобы из одаренных детей в будущем получить одаренных взрослых, необходима каждодневная, планомерная работа в этом направлении.

А начинать нужно с начальной школы.  Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок оказался одаренным, способным, добился многого в жизни. Для этого родители помогают ребенку найти студию, кружок, секцию, где будут развиваться детские таланты. Но не только родители заботятся о талантах своих детей. Учителя, сталкиваясь с разнообразием индивидуальных проявлений своих учеников, не устают удивляться количеству их талантов и способностей. Работать с одаренными детьми трудно и интересно одновременно. Поскольку каждый ребенок индивидуален, то и в работе с одаренными детьми нужны новые индивидуальные методы работы.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет сегодня развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Система работы с одаренными детьми в нашей гимназии включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности

(олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными учащимися я начинаю с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками провожу во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же мне помогают исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.

На втором этапе моя урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная моя задача, как учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый ученик может проявить свои способности.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в нашей школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формирует новые знания и приобретает новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах. Я успешно использую их на своих уроках.

Индивидуальное развитие одарённости представлено в нашей школе совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям.
Так, учащиеся моего класса с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских: «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт», «Я - исследователь».

Конференции – это конкурсы творческих работ школьников, которые могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных исследований. Предпочтение при этом всегда отдается исследовательским работам. Как показывает опыт проведения мероприятий для одарённых детей, в них всегда выявляются особенно выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать, делать выводы.

Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий.

Для каждого ребёнка в нашем классе созданы детские портфолио – анализ особых достижений ученика, результативного участия в конкурсах, как отражение роста успешности личности.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей.

Я считаю, что каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему. В связи с этим хочу подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о разностороннем развитии всех учащихся. Думаю, что только одаренный учитель способен разглядеть и развить одаренного ученика. Одаренные педагоги – люди редкие.

Одаренный учитель должен быть:

•    Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

•    Профессионально грамотным;

•    Интеллигентным, нравственным  и эрудированным;

•    Владеть современными  педагогическими  технологиями ;

•     Быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным;

•    Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

Одаренный учитель должен уметь:

•    Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

•    Работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный поход и консультировать учащихся;

•    Стимулировать познавательные  способности учащихся;

•    Принимать взвешенные  психолого-педагогические решения;

•    Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

•    Отбирать и готовить  материал для коллективных творческих дел.

В современной школе должны работать высокие профессионалы своего дела, тогда проблема развития одаренных детей будет решаема.

Итак, система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современной школы должна строиться следующим образом:

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей

— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

Работа с родителями одаренных детей

— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность учителя по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и дать плоды» – вот над чем работает сейчас современная начальная школа.


Литература

  1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.

  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.

  3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.

  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.

  5. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.

  6. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.

  7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галетина Наталья Владимировна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства