статья на тему "Портфель достижений ученика как эффективное средство самосовершенствования личности обучающегося"
Статья на тему "Портфель достижений ученика как эффективное средство самосовершенствования личности обучающегося"
Портфель достижений ученика как эффективное средство
самосовершенствования личности обучающегося
В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретают особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств ученика.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это задача каждого учителя. Профессиональный долг каждого классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
В системе педагогической практики известно существование двух разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.
Портфолио внешних достижений – это портфель документов, творческих работ и рейтинговых результатов. А портфолио личностного развития – это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста ученика, это своеобразная книга-путеводитель к достижению успеха.
В своей практической работе в качестве классного руководителя я попыталась объединить оба вида портфолио, дабы эффективно работать и над формированием адекватной самооценкой учащегося, и над реализацией возможности конкретного ученика заняться самоизучением.
Цель портфеля достижений учащегося: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей необходимыми качествами культурного человека.
Структура Портфеля достижений, над которым работают мои подопечные, включает в себя не только то, что указано в школьном Положении о Портфеле достижений, но и тесты, схемы, листы планирования учебной деятельности. Предполагается, что каждый обучающийся самостоятельно либо совместно с родителями планируют ожидаемые результаты учебной деятельности, анализируют успехи и их отсутствие, планируют дальнейшую деятельность по ликвидации проблем с учебой.
Эффективность системной работы над созданием портфеля планирую измерять тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.
Однако, реализация задуманного, как мне кажется, возможна лишь при определенных условиях:
должен быть разработан цикл классных часов, направленных на работу с Портфелем достижений ученика, причем классный руководитель должен быть обеспечен временем для реализации цикла,
должна систематически осуществляться совместная целенаправленная работа ученика и родителя,
должна быть организована командная работа учителей по заполнению портфолио учащихся,
должен быть организован контроль за работой ученика по заполнению портфолио со стороны администрации.
Хотелось бы отметить острую необходимость в работе над данным школьным документом. Портфель достижений ученика – это эффективный инструмент повышающий мотивацию учащихся к самообразованию, самоопределению, самореализации и самосовершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья на тему "Портфель достижений ученика как эффективное средство самосовершенствования личности обучающегося" »
Выступление на МО 21.04.2014
учителя русского языка и литературы Муриной Жанны Васильевны на тему
« Портфель достижений ученика как эффективное средство
самосовершенствования личности обучающегося»
В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретают особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в с себе личностных качеств ученика.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это задача каждого учителя. Профессиональный долг каждого классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
В системе педагогической практики известно существование двух разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.
Портфолио внешних достижений – это портфель документов, творческих работ и рейтинговых результатов. А портфолио личностного развития – это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста ученика, это своеобразная книга-путеводитель к достижению успеха.
В своей практической работе в качестве классного руководителя я попыталась объединить оба вида портфолио, дабы эффективно работать и над формированием адекватной самооценкой учащегося, и над реализацией возможности конкретного ученика заняться самоизучением.
Цель портфеля достижений учащегося: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей необходимыми качествами культурного человека.
Структура Портфеля достижений, над которым работают мои подопечные, включает в себя не только то, что указано в школьном Положении о Портфеле достижений, но и тесты, схемы, листы планирования учебной деятельности. Предполагается, что каждый обучающийся самостоятельно либо совместно с родителями планируют ожидаемые результаты учебной деятельности, анализируют успехи и их отсутствие, планируют дальнейшую деятельность по ликвидации проблем с учебой.
Эффективность системной работы над созданием портфеля планирую измерять тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.
Однако, реализация задуманного, как мне кажется, возможна лишь при определенных условиях:
должен быть разработан цикл классных часов, направленных на работу с Портфелем достижений ученика, причем классный руководитель должен быть обеспечен временем для реализации цикла,
должна систематически осуществляться совместная целенаправленная работа ученика и родителя,
должна быть организована командная работа учителей по заполнению портфолио учащихся,
должен быть организован контроль за работой ученика по заполнению портфолио со стороны администрации.
Хотелось бы отметить острую необходимость в работе над данным школьным документом. По моему мнению, портфель достижений ученика – это эффективный инструмент повышающий мотивацию учащихся к самообразованию, самоопределению, самореализации и самосовершенствованию.
- Предлагаю познакомиться с портфелями достижений учащихся моего класса (демонстрация нескольких проектов).
Планируя работу в новом учебном году, необходимо учесть трудности , возникающие на пути реализации учебного проекта «Портфель достижений учащихся». Прежде всего, отсутствие возможности систематически работать с Портфелем (невозможно из-за огромного количества различных мероприятий, которые необходимо провести помимо работы с портфолио). Вторая проблема - нет возможности пополнять портфель новыми работами, так как далеко не все учителя предлагают работы, которые возможно вложить в документ. Третья проблема – отсутствие контроля за работой над портфолио со стороны администрации. И , наконец, в –четвертых, родители не готовы помочь ребенку, так как не понимают необходимость в данном виде воспитательного воздействия на ребенка.