Статья из опыта работы "Семьей дорожить - счастливым быть"
Статья из опыта работы "Семьей дорожить - счастливым быть"
В статье анализируются основные теоретические и методические подходы к организации работы по формированию семейных ценностей, подготовке подростков к будущей жизни, анализируются технологические аспекты сопровождения процесса воспитания будущего семьянина, раскрывается содержательный компонент сопровождения подготовки подростка к семейной жизни. Ключевые слова: семейные ценности, технологии, социальная компетентность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы "Семьей дорожить - счастливым быть" »
Приложение 5
к Положению о конкурсе «Воспитатель года - 2014»
среди воспитателей государственных образовательных
организаций Иркутской области для обучающихся,
нуждающихся в государственной поддержке
Семьей дорожить – счастливым быть
Авдеева Елена Александровна воспитатель
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Усть- Илимска
кон. тел.89526377113 avdeeva1993@yandex.ru
Аннотация
В статье анализируются основные теоретические и методические подходы к организации работы по формированию семейных ценностей, подготовке подростков к будущей семейной жизни, анализируются технологические аспекты сопровождения процесса воспитания будущего семьянина, раскрывается содержательный компонент сопровождения подготовки подростков к семейной жизни.
Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовной ценности, снижение образованности населения, алкоголизация семей, не всегда правильный личный опыт взаимоотношений в семье - факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных семейных взаимоотношений.
Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру. Причины затруднения связаны не только с особенностями интеллектуального развития. По сравнению с массовой школой, в нашей специальной (коррекционной) школе наблюдается низкий воспитательный потенциал семей. Одним из основных факторов, обуславливающих отличие семей, выступает образовательный уровень родителей и их профессиональный статус. Эти факторы часто обуславливают получение материального дохода, необходимого, для осуществления нормального функционирования семьи, а значит и осуществление ее эффективных социализирующих практик в отношении ребенка. Участие таких семей в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Во многих семьях наших учеников, как правило, нет нормальных семейных отношений, да и домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему - либо в таких условиях получить достаточный уровень социального воспитания сложно.
В связи с этим одной из целей образования в нашем учреждение является воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности.
Задача коррекционной школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Отсутствие в программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений единого направления, способствующего целенаправленной работе по подготовке умственно отсталых школьников к семейной жизни, формированию ценностного отношения к семье, обусловило направление и построение моей воспитательной работы, через проект «Когда мы станем взрослыми»
Так как, зачастую положительный пример, учащиеся видят в школе, а не в семье, то моя педагогическая цель максимально демонстрировать учащимся пример адекватных человеческих отношений, воспитывать у них желание перенимать положительный опыт и нести его в дальнейшую самостоятельную жизнь.
На пути достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
воспитание ценностного отношения к семье;
познакомить учащихся с важнейшими сторонами жизни современной семьи и ее основными функциями;
расширить представления о психофизических различиях юношей и девушек, обсудить актуальные проблемы переживания первой любви и ответственного поведения в сообществе сверстников;
познакомить с особенностями ролевого поведения в семье, соответствующими способами взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями);
развивать навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях ( в том числе конфликтных) с позиции гендерного воспитания.
Для решения поставленных задач использую на занятиях разные средства психологической коррекции – элементы библиотерапии, психодрамы. Например, чтение стихотворения А. Барто «Одиночество» с последующим анализом переживаний героя произведения и обращением участников группы к собственному опыту.
При формировании семейных ценностей хороший результат дает использование сюжетно-ролевых игр, просмотр фрагментов мультипликационных и видеофильмов, их последующее обсуждение.
Тематика сюжетно-ролевых игр может отражать разные стороны семейного бытия: постройка дома, свадьба, рождение малыша, различные семейные радости и горести и др. эпизоды.
В своей работе применяю технологию развития творческого мышления и социального проектирования, технику семейного консультирования; элементы тренинга, игры, проектирование, дискуссии, моделирование, интервью, творческие мастерские, семейные конкурсы, занятия в детско-родительском клубе.
Чтобы научить элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений в работе, я опираюсь на основы, заложенные на уроках СБО.
Часто использую технологию проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению реально жизненных проблем, которые могут происходить именно в семьях наших воспитанников. На занятиях мы разбираем и обсуждаем письма сверстников из подростковых журналов «Ромео и Джульетта», «Мне 15», «Маруся». Это им интересно, ребята высказывают свои предположения, и всегда ждут моей оценки ситуации. А как думаю я, а как нужно, как правильно решить вопрос. И бывают очень удивлены предложенной возможности бесконфликтного выхода из сложной ситуации.
Ребята реально, по- взрослому воспринимают вопросы семьи. Я часто вижу их разочарование, когда привожу примеры положительных, адекватных семейных отношений.
Например, когда на одном из занятий я зачитала 10 законов Божьих, которые определяют взаимоотношения между людьми, одного ученика поразила фраза: «Почитай отца и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле». Он спросил, как их можно почитать, если они пьют. Было трудно объяснить ребенку смысл закона о любви к родителям.
Так как самая любимая и волнующая тема у ребят «Любовь», то вопросы сексуального просвещения в своей работе не рассматриваю, поскольку их коллективное обсуждение в классе может провоцировать у подростков переживания сексуального характера. Эти вопросы мы обсуждаем только в индивидуальных беседах.
Наибольший эмоциональный отклик учащихся вызывает занятие «Главное чудо света», посвященное самому интимному в жизни человека – рождению ребенка. После этого занятия ребята осознают, насколько опыт рождения важен для человека, они понимают, что чувствует не только мама, но и сам ребенок.
Эффективность вышеуказанных форм обучения обеспечивалась не только практической направленностью заданий, но и заинтересованностью самих обучающихся. Доступность изложения достигалась не только за счет представления материала в графических формах (таблицы, схемы), но и за счет мультисенсорного сопровождения занятий (музыкальный, изобразительный ряд )
Результаты открытых вопросов показали, что: изменяется отношение к дружбе, расширилось представление о любви, изменилось представление о семье.
В отзывах ребята пишут: «Мне очень нравятся эти занятия. Они мне помогли понять, какой я представляю свою семейную жизнь, как я ее построю. Сейчас я более четко осознаю, что бывают разные случаи в семейной жизни, и нужно их решать». «Я поняла, как чувствуют себя дети и родители, когда возникают разногласия и споры». «Я стал по-другому относиться к родителям, стал понимать их». «Я знаю, каким я хочу стать родителем».
Для объективно доказательной эффективности проводимой мной работы была проведена диагностика на начальном и итоговом этапе. Были использованы следующие диагностические методики: методика Рене Жиля направленная на улучшение детско-родительских отношений, методика родительских отношений А.Я. Варга, В.В.Сталин. Анализ результатов диагностики показали положительную динамику всех показателей ценностного отношения школьников к семье.
Реализации проекта «Когда мы станем взрослыми» по формированию ценностного отношения к семье, способствовала формированию у учащихся целевой установки на семью; развитие у них представлений в позитивном направлении, воспитание ценностного отношения к семье; сформировались способности к сохранению и развитию семьи и семейных традиций.
Итогом моей работы стало не только приобретение знаний учащимися, но и развитие личностных качеств, формирование активной жизненной позиции, социальных компетенций, необходимых для успешных взаимоотношений с родными и сверстниками, будущей семейной жизни.
Библиографический список
1. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009. – 256 с. – (Воспитательная работа).
2. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г.Г.Моргулец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
1.Рябова Н. В. Подготовка старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида к семейной жизни/Н. В. Рябова / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.-№1.-С. 34-41.
4.Паншина О. У нас будет своя семья: Программа по формированию брачно-семейных отношений у детей – воспитанников детского дома в юношеском возрасте/О. Паншина / Школьный психолог.- 2008.- №6.- (Книга в газете).
3.Шмидт В. Р. Психологические основы подготовки семейной жизни детей-сирот к семейной жизни /В. Р. Шмидт/ Дефектологоия.-2006.-№4.-с. 55-61.- (Литература 8 названий с. 61).
5.Этика и психология семейной жизни (психологический институт РАО) Москва 1997